Леонид, здравствуйте! Спасибо большое, что пригласили поучаствовать в Вашем бесконечном путешествии.
<По мотивам "Бесконечного путешествия" см. эссе "Точка кристаллизации впечатлений" в теме "По ту сторону холста (дорожный альбом)".>Мне очень близка Ваша идея о внутренней четкой логике построения абстракций. У любой логики есть законы, хотелось бы узнать и законы логики, от которых Вы отталкиваетесь. Абстрактной живописи, как ни странно, приходится быть гораздо логичнее и «алгебраичнее» живописи реалистичной. Нет стройнее и абстрактнее науки, чем математика. Логика – скелет абстракции, единственное, что есть в ней земного, хотя и невыполнимого. Логика для абстракции все равно что силы трения и притяжения для движения: без них оно существует разве лишь гипотетически. Так и творчество абстракций висит на волоске от того, чтобы стать лишь одной из гипотез, крошечкой вечно ускользающей вероятности. То же и с творчеством импровизации в музыке, когда есть, например, джазовые стандарты, мелодии-символы, но каждый музыкант на каждом концерте по-новому втягивает эти символы в реальность, по-своему воплощает их и надстраивает над ними новые этажи-миражи.
Это чувство старта от какого-то избранного отправного символа и последовательное погружение в творческую медитацию над ним чувствуется почти во всех Ваших картинах, и при этом Ваши картины оригинальны, неожиданны.
Есть медитация над русскими сказочными образами, это и Золотой петушок («Сказка»), и курочка Ряба с колобком («Птица»), где крона дерева на первом плане как колобок сорвалась и бежит по дорожке. И месяц-молодец в «Сновидении», подсказывающий путь к «мертвой царевне». Действительно, где у месяца можно спросить совета? Разве лишь во сне.
Не все картины мне удалось разгадать и почувствовать. Перечислю те, которые мне открылись и по которым появилось, что сказать.
«Ангелы» - замечательные, домашние существа, они словно со страницы детской книжки вылетели, в них так хочется верить. Верхний правый ангел напомнил сказку про девушку, которая обращалась в уточку, а потом ее перья нашли, сожгли и она умерла. А нижний левый - словно зерно, посаженное в землю. Земля ангелами прорастает. Да и вообще на картине небо и земля одно, как в традиционных обществах, где миф, культура, религия, реальность не разделены, а отражаются друг в друге, друг без друга не существуют.
«Африканская река» - настоящая поэзия пространства между названием и изображением. Здесь отталкиваешься от названия и начинаешь путешествовать, пока не увидишь африканскую реку, не поверишь в нее. Абстрактная живопись выходит за рамки классической классификации искусств на пространственные и временные. Живопись стандартно причисляют к пространственным или пластическим видам искусства. Но абстрактная живопись больше похожа на кино: отталкиваешься от названия и идешь по цветовому коридору, пока не проберешься сквозь фантастические джунгли, пока не разгонишь всех изысканных жирафов, чтобы пробраться к воде, которая помнит всех духов, которые над ней пролетали. Кстати, есть в Индии племена, где представление о душе появилось от отражения в воде.
«Африканская тема» - рисуется типичный представитель африканских скульптурных изображений. А потом он вдруг растворяется, а потом снова собирается. Джунгли прорастают ветром и голосами.
«Желтый пес» и «Мираж» - и по цветовому решению, и по пластичности линий, и по тематике напомнили рисунки на крито-микенской керамике. Уже не раз задумывалась, что одни из самых бесстрашных, оригинальных идейных находок человек совершил в эпоху ранних цивилизаций. Например, видела в музее Аллахабада фотографию наскального рисунка. Олень, у которого непропорционально большая задняя половина туловища и очень маленькая передняя. А потом я поняла: это ведь идеальный символ быстрого бега, когда задняя часть еще близка к тебе и потому большая, а передняя – уже далеко. И это происходит мгновенно, так что в одном моменте собрано два. «Желтый пес» еще мне напомнил котов Джамини Роя. Их много висит в национальной галерее современного искусства в Дели, вот один из них.
Кот и лобстер. Джамини Рой«Игра в мячи» - не отголосок ли это «Игры в шары» Матисса, где мячей тоже три, только игроки не разобраны по частям, и игра не проходит в мегаполисе среди небоскребов, которые можно прочесть у Вас, свешивающимися сталактитами и сталагмитами у верхнего края картины?
<Не успеваю сейчас сказать про самые полюбившиеся мне картины, поэтому продолжение следует. Но если ответ появится раньше продолжения, будет еще интереснее!>