Чешский центр в Москве
Эйзенштейновский центр исследований культуры
Кинотеатр «Пионер»
РЕТРОСПЕКТИВА ВЕРЫ ХИТИЛОВОЙ
12-24 мая
______________________________________________________
Расписание ретроспективы
12 мая, вторник — 19:30
Катавасия / Kocicina, 1960, 11 мин.
Зелёная улица / Zelena ulice, 1960, 8 мин.
Маргаритки / Sedmikrasky, 1966, 73 мин.
13 мая, среда — 19:30
Потолок / Strop, 1961, 42 мин.
Мешок блох / Pytel blech, 1962, 43 мин.
14 мая, четверг — 19:30
О чём-то ином / O necem jinem, 1963, 82 мин.
15 мая, пятница — 19:30
Жемчужинки на дне / Perlicky na dne, 1965, 105 мин.
16 мая, суббота — 14:00
Райских деревьев вкушаем плоды / Ovoce stromu rajskych jime, 1969, 95 мин.
16 мая, суббота — 16:00
Ставка — яблоко / Hra o jablko, 1976, 92 мин.
17 мая, воскресенье — 14:00
Панельная история, или Как рождается микрорайон / Panelstory aneb Jak se rodi sidliste, 1979, 96 мин.
17 мая, воскресенье — 16:00
Стихийное бедствие (Занос) / Kalamita, 1981, 96 мин.
19 мая, вторник — 19:30
Предвечерняя резвость фавна / Faunovo velmi pozdni odpoledne, 1983, 99 мин.
20 мая, среда — 19:30
Прага — беспокойное сердце Европы / Praha—neklidne srdce Evropy, 1984, 60 мин.
21 мая, четверг — 19:30
Турбаза «Волчья» / Vlci bouda, 1986, 92 мин.
22 мая, пятница — 19:30
Шут и королева / Sasek a kralovna, 1987, 112 мин.
23 мая, суббота — 14:00
Копытом туда, копытом сюда / Kopytem sem, kopytem tam, 1988, 128 мин.
23 мая, суббота — 16:30
Троя в метаморфозах времени / Troja v promenach casu, 2003, 75 мин.
24 мая, воскресенье — 16:00
Хитилова против Формана / Chytilova Versus Forman, 1981, 84 мин.
__________________________________________________________________________________
Вера ХИТИЛОВА (1929–2014) – авангардистка, моралистка, феминистка и возмутительница спокойствия. Гранд-дама чешской «новой волны», неутомимый экспериментатор и автор аллегорий. Бурная колористика, коллажный монтаж ее «Маргариток», отмеченных влиянием стилистики «наивного театра», в поздних работах перерастает в полемичность, где импульсивные передвижения камеры ассоциируются с нервным почерком врача, фиксирующего общественные недуги. Ее фильмы бесили партийное руководство прямой постановкой острых вопросов (так, по поводу «Маргариток» один депутат Национального Собрания ЧССР заявил: «В то время как в стране экономический кризис, у вас тут еду топчут!») и вызывали восхищение современников своей смелостью и бескомпромиссностью.
До того, как она нашла себя в режиссуре, Вера Хитилова слушала лекции по архитектуре, подрабатывала чертежницей, лаборанткой, манекенщицей, «хлопушкой» на съемках, помощником режиссера и даже актрисой, сыграв, например, в эпизоде у Мартина Фрича в фильме «Пекарь императора – Император пекаря» (1951). В 1957 году она поступает на кинофакультет пражской Академии изящных искусств (ФАМУ) в знаменитую мастерскую к Отакару Вавре, где сокурсниками Хитиловой становятся Иржи Менцель, Эвальд Шорм, Ян Шмидт. Уже дипломная работа «Потолок» (1961) и созданный на пересечении принципов документального и игрового кино «Мешок блох» (1962) привлекли к себе внимание серьезных кинофестивалей, а дебютная картина «О чем-то ином» (1963) получила Гран-при МКФ в Мангейме.
После коллективного киноманифеста чешской «новой волны» — альманаха «Жемчужинки на дне» (1965) по рассказам Б.Грабала, в котором Вера Хитилова участвует с новеллой «Закусочная “Мир”», она ставит свой самый известный фильм – абсурдистский гротеск «Маргаритки» (1966). Картина подвергается жестокой критике властей, и после ввода войск стран Варшавского договора Хитилова получает запрет на профессию, успев, однако, завершить многослойную притчу с библейскими аллюзиями «Райских деревьев вкушаем плоды» (1969). Она резко отвергает идею эмиграции, о чем впоследствии полемизировала с Милошем Форманом (фильм «Хитилова против Формана», 1981), и уходит в семейные заботы, разово подрабатывая рекламными роликами, которые снимает под фамилией мужа, оператора Ярослава Кучеры.
В 1976 году, проявив недюжинное упорство в прениях с чиновниками, Хитиловой удается вернуться в кинематограф аллегорией об ответственности за зарождение новой жизни «Ставка – яблоко», за которую режиссер получает «Серебряного Хьюго» на МКФ в Чикаго. Далее следуют социальная сатира «Панельная история, или Как рождается микрорайон» (1979), абсурдистская комедия с элементами притчи «Стихийное бедствие» (в советском прокате – «Занос», 1981), гротеск об альковных похождениях стареющего дамского угодника «Предвечерняя резвость фавна» (1983) и фантастический хоррор «Турбаза “Волчья”» (1986). Назревавшие в обществе перемены Хитилова точно ухватила в двух последних перед «бархатной революцией» картинах – политической аллегории с феминистским подтекстом «Шут и королева» (1987) и фильме-предупреждении «Копытом туда, копытом сюда» (1988), где в открыто трагической тональности автор возвещает закат прежних ценностей и приход эпохи дикого потребления. В дальнейшем Вера Хитилова только наращивает международный авторитет, прибавив к своим кинозаслугам звание профессора ФАМУ и различные начинания в общественно-политической жизни Чешской Республики.
Ретроспектива Веры Хитиловой, организованная Чешским культурным центром и Эйзенштейн-центром совместно с кинотеатром «Пионер», станет самой представительной среди всех, что до сих пор проводились в России. Она включает в себя полную фильмографию игровых картин режиссера за период с 1960–1988 годы. Кроме того Хитилова долгие годы плодотворно работала в документальном кино: наглядная подборка наиболее выразительных неигровых фильмов, среди которых изощренное философское эссе «Прага – беспокойное сердце Европы» (1984) и глубоко личный рассказ «Троя в метаморфозах времени» (2003) - особая гордость нынешнего киносмотра. Очень подробно представлен ранний период творчества Веры Хитиловой (включая учебные работы и первый короткий метр после окончания киношколы), что с исчерпывающей полнотой позволяет оценить, как формировался ее режиссерский почерк. Показ курсовых работ – кафкианского этюда «Катавасия» и экспериментального репортажа «Зеленая улица» – не имеет прецедента в России. Эти редкие картины будут демонстрироваться на открытии ретроспективы.
Закроет ретроспективу документальная картина «Хитилова против Формана», снятая Верой Хитиловой для бельгийского телевидения в 1981 году. С момента создания фильм демонстрировался всего несколько раз, и благодаря помощи продюсера Пьера Друо и Бельгийской королевской синематеки будет впервые показан в Москве.
Виктория Левитова
Веры Хитиловой не стало 12 марта 2014 года.
Ее памяти мы посвящаем эту программу, знакомящую российского зрителя с наиболее значительными кинопроизведениями мастера.
Эта ретроспектива была задумана весной 2014 года теперь уже бывшими сотрудниками Музея кино, которые сочли своим долгом довести начатое дело до конца.
________________________________________________________________________________
Мероприятие на Фейсбуке: facebook.com/events/1597487440524431/
О ФИЛЬМАХ
12 мая, вторник, 19:30 Катавасия / Kocicina
1960. 11 мин.
Сценарий: Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В ролях: Милош Копецкий, Либуше Гавелкова, Яромир Вомачка
Одна из первых курсовых работ Веры Хитиловой в пражской киношколе FAMU. Содержащий в себе отсылки к творчеству Франца Кафки фильм носил рабочее название «Господин Ка». Оценщик имущества господин Ка присвоил себе чужие драгоценности и прячет их дома. Страх не дает ему продать ворованное богатство, однако он любит украшать побрякушками свою жену. В самый неподходящий момент в гости заявляется любопытный сосед — господин Бэ... Кошка супругов Ка, свидетель стяжательских наклонностей хозяев, дает свою оценку происходящему в ироничном комментарии — басне о мыши, которая неудержимо стремится в мышеловку. Кошку озвучила сама Вера Хитилова.
Зеленая улица / Zelena ulice
1960. 8 мин.
Сценарий: Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
Ранняя курсовая работа, один из первых экспериментов Хитиловой, в котором она применяет принципы новаторской организации неигрового материала. С вокзала в Праге отправляется тяжеловоз — 68 вагонов, 140 осей, 18 000 тонн. Масса состава столь велика, что тяжеловозу нельзя останавливаться в пути. Когда же это случится, перед машинистом встает нелегкая задача: как доставить поезд к месту назначения?
Маргаритки / Sedmikrasky
1966, 73 мин.
Сценарий: Вера Хитилова, Эстер Крумбахова, Павел Юрачек
Режиссер: Вера Хитилова
В главных ролях: Итка Цергова, Ивана Карбанова, Ян Клусак, Юлиус Альберт, Иржина Мышкова
Две юные девы, Мария-1 и Мария-2, похожие на заводных куколок, приходят к заключению об испорченности мира, а потому и сами решают испортиться. Любое действо становится поводом для бурного веселья. Отчаянно кокетничая с пожилыми господами, «маргаритки» до отвала наедаются за их счет в ресторане. Едва уборщица в туалете отворачивается, как они крадут у нее мелочь из ящика. Нарастающая энтропия находит буквальное воплощение — в один момент кадр распадается на квадратики, словно кубистическое полотно...
Гран-при МКФ в Бергамо в 1967 году.
13 мая, среда, 19:30Потолок / Strop
1961, 42 мин.
Сценарий: Вера Хитилова, Павел Юрачек
Режиссер: Вера Хитилова
В главных ролях: Марта Канёвска, Юлиан Хитил, Ярослав Саторански, Йозеф Абрахам,Иржи Менцель
Дипломный фильм Веры Хитиловой.
Жизнь манекенщицы Марты словно сошла со страниц модного журнала: днем фотосъемки и примерки, вечером — дефиле по подиуму в шикарных туалетах, а после — свидания с любовником в ночном баре. Но Марта глубоко несчастна: бросив учебу, проводя дни в праздности, она понимает, что достигла своего потолка. После встречи с бывшим одноклассником Марта решает все изменить...
Приз МКФ в Оберхаузене в 1963 году.
Мешок блох / Pytel blech
1962, 43 мин.
Сценарий: Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В женский интернат при текстильном заводе приходит новая ученица Эва.Она быстро осваивается среди девушек. Мария — душа певческого кружка, Лиза хочет стать парашютисткой, Квета собирает фотографии кинозвезд, а Яна размышляет над вопросом, есть ли Бог. Дерзкая смешливая Яна, которая конфликтует с воспитательницами и кури в общей спальне, становится для Эвы настоящей подругой. В интернате царит казарменная атмосфера, а девушки мечтают гулять и веселиться...
14 мая, четверг, 19:30О чем-то ином / O necem jinem
1963. 82 мин.
Сценарий: Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В главных ролях: Эва Босакова, Вера Узелацова, Йозеф Лангмилер, Иржи Кодет, Любош Огоун
Фильм состоит из двух новелл о роли женщины в современном мире, которые развиваются параллельно друг другу, формально не пересекаясь. В одной из них спортивная гимнастка Эва Босакова готовится к чемпионату мира — после него она намерена завершить свою карьеру. В другой — домохозяйка, утомленная однообразным бытом и равнодушием супруга, заводит интрижку на стороне.
Гран-при Международного кинофестиваля в Мангейме в 1963 году.
15 мая, пятница, 19:30Жемчужинки на дне / Perlicky na dne
1965. 105 мин.
Сценарий: Богумил Грабал, Иржи Менцель, Ян Немец, Эвальд Шорм, Вера Хитилова, Яромил Иреш
Режиссеры: Иржи Менцель, Ян Немец, Эвальд Шорм, Вера Хитилова, Яромил Иреш
В главных ролях:
новелла 1 — Фердинанд Крута, Павла Маршалкова;
новелла 2 — Милош Четрнацты, Франтишек Гавел;
новелла 3 — Йозефа Пехлатова, Вацлав Жак;
новелла 4 — Владимир Боудник, Вацлав Хохола, Вера Мразкова;
новелла 5 — Иван Выскочил, Дана Валтова; Богумил Грабал
По рассказам Богумила Грабала.
Фильм-манифест чешской «новой волны». В состав киноальманаха вошли новеллы пяти режиссеров. «Закусочная „Мир“» Веры Хитиловой — сюрреалистическая притча об искушении и смысле бытия. В ней режиссер обнаруживает свой интерес к актуальным авангардным течениям в изобразительном искусстве — в частности, таким как структурная графика.
Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно в 1965 году.
16 мая, суббота, 14:00 Райских деревьев вкушаем плоды / Ovoce stromu rajskych jime
1969. 95 мин.
Сценарий: Эстер Крумбахова, Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В главных ролях: Итка Новакова, Карел Новак, Ян Шмид
Сюжет фильма, родившийся в творческом тандеме с художницей и сценаристкой Эстер Крумбаховой, — вольное переложение библейского мифа о первородном грехе. Авторы используют сложную систему цветов-знаков, смешивают высокое и низкое: христианскую аллегорию — с сюжетом бульварного детектива, католический псалом — с какофонией, где крики галок,вопли котов и потусторонний шепоток образуют странное звуковое единство.
Фильм участвовал в программе Каннского кинофестиваля в 1969 году.
16 мая, суббота, 16:00Ставка — яблоко / Hra o jablko
1976. 92 мин.
Сценарий: Кристина Влахова, Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В главных ролях: Иржи Менцель, Дагмар Благова, Иржи Кодет, Эвелина Стеймарова, Богуш Загорски
Акушер-гинеколог Йон разрывается между двумя женщинами — замужней дамой, женой коллеги, и молодой медсестрой Анной, которая обрушивает на доктора весь свой сексуальный напор. Йон воспринимает отношения с Анной как очередную кратковременную интрижку, до тех пор пока Анна не демонстрирует доктору, что легко может обойтись и без него...
Приз «Серебряный Хьюго» на МКФ в Чикаго в 1977 году.
17 мая, воскресенье, 14:00Панельная история, или Как рождается микрорайон / Panelstory aneb Jak se rodi sidliste
1979. 96 мин.
Сценарий: Эва Качиркова, Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В главных ролях: Лукаш Бех, Антонин Ваня, Эва Качиркова, Иржи Кодет, Олдржих Навратил, Штепанка Хитилова
Несколько семей заселяются в панельную многоэтажку в новом микрорайоне. К их прибытию ничего толком не готово. Повсюду снуют рабочие, матери с колясками взбираются на холмы и шлепают по раскисшей хляби, в доме перебои то с электричеством, то с водой, а посреди двора маленький мальчик, оставленный без присмотра, копается в мусорном ящике...
Гран-при МКФ в Сан-Ремо в 1979 году.
17 мая, воскресенье, 16:00Стихийное бедствие (Занос) / Kalamita
1981. 96 мин.
Сценарий: Йозеф Шилгавы, Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В главных ролях: Болеслав Поливка, Дагмар Благова, Яна Сынкова, Зденек Сверак, Ярослава Кречмерова
Молодой человек по имени Гонза Достал бросает учебу и устраивается на работу машинистом электрички. Наивность и неиспорченность Гонзы, который стремится жить по совести, выделяют его среди окружающих конформистов и привлекают повышенное внимание женщин, что приводит к множеству абсурдных ситуаций. Лишь когда сошедшая с гор снежная лавина погребет поезд под собой, людям, чтобы выжить, придется найти в сердце остатки чувства солидарности.
19 мая, вторник, 19:30Предвечерняя резвость фавна / Faunovo velmi pozdni odpoledne
1983. 99 мин.
Сценарий: Эстер Крумбахова, Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В главных ролях: Леош Сухаржипа, Власта Шпицнерова, Либуше Поспишилова, Иржи Галек, Тереза Кучерова, Ивана Хилкова
По книге Иржи Брдечки.
В гротеске об альковных похождениях стареющего дамского угодника вновь оживает образно-метафорический мир Хитиловой периода 60-х. На фоне ирреальной, как театральная декорация, Праги, под вечную музыку Вивальди и Дебюсси «фавн» предается сластолюбивым грезам о юных нимфах. Он страстно желает оставаться вечно молодым, ибо любит весну и юность за их естественность, в то время как тление опадающих листьев неустанно напоминает ему, что естественна как раз смерть...
Исполнитель главной роли Леош Сухаржипа получил приз на МКФ в Сан-Ремо.
20 мая, среда, 19:30 Прага — беспокойное сердце Европы / Praha — neklidne srdce Evropy
1984. 60 мин.
Сценарий: Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
Изысканное философское эссе об истории и современности Праги возникло в рамках цикла, который был посвящен портретам европейских городов, увиденных глазами известных режиссеров. Автор пытается постигнуть genius loci Праги, собирая многозначный коллаж из разных исторических эпох, через которые прошел этот древний город и которые оставили свой след в архитектурном многообразии облика чешской столицы.
21 мая, четверг, 19:30 Турбаза «Волчья» / Vlci bouda
1986. 92 мин.
Сценарий: Даниэла Фишерова, Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В главных ролях: Мирослав Махачек, Рита Дудушова, Симона Рацкова, Роман Фишер, Франтишек Станек, Ян Бидлас, Нина Дивишкова, Ян Качер
Компания специально отобранных подростков отправляется в горнолыжный тур под присмотром вожатого, который называет себя Папа, и двух нездешнего вида инструкторов. Неожиданно к ним напрашивается девочка-цыганка, на которую в группе смотрят с презрением. У каждого из подростков есть тайна — скрываемый ото всех изъян, который позволяет манипулировать ими. Вскоре дети понимают, что пути к побегу с турбазы отрезаны, а сопровождающие ведут странную игру...
22 мая, пятница, 19:30 Шут и королева / Sasek a kralovna
1987. 112 мин.
Сценарий: Болеслав Поливка,Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В главных ролях: Болеслав Поливка, Шанталь Пуллен, Иржи Кодет, Властимил Бродский
Экранизация популярной пьесы Болеслава Поливки о гордости шута содержит в себе как явные политические аллюзии, так и размышления о вечной борьбе между мужчиной и женщиной. Хитилова придумывает оригинальный ход — действие фильма развивается в двух временных пластах. Современный смотритель замка в своих грезах превращается в придворного шута, над которым издевается деспотичная королева. Постепенно игра воображения просачивается в реальность — в замок прибывает супружеская чета: очаровательная иностранка как две капли воды похожа на королеву из снов.
23 мая, суббота, 14:00 Копытом туда, копытом сюда / Kopytem sem, kopytem tam
1988. 128 мин.
Сценарий: Павел Шкапик, Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В главных ролях: Томаш Ганак, Милан Штайндлер, Давид Вавра, Тереза Кучерова, Рената Беккерова, Бара Длоуга, Шанталь Пуллен
Три друга, участники любительского авангардного театра, проводят жизнь в бесконечных увеселениях. Не состоявшись толком в профессии, они глушат свое разочарование беспорядочными половыми связями. Для соблазнения дам у них есть несколько действенных способов — дерзкая развязность поведения, иностранный акцент, обещание ролей в театре. Конец бесшабашным эскападам приходит в тот момент, когда выясняется, что один из друзей ВИЧ-инфицирован, но кто — неизвестно...
23 мая, суббота, 16:30 Троя в метаморфозах времени / Troja v promenach casu
2003. 75 мин.
Сценарий: Прокоп Томан, Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
Это не только документальная фреска о прошлом и настоящем пражского района Троя, но и глубоко личное высказывание режиссера, которая к моменту съемок прожила в этом районе почти 30 лет. За рамки видового фильма картина выходит также благодаря участию местного старожила пана Кнотека, который станет для зрителя проводником в путешествии по Трое, покоряя своим прямодушием и природной артистичностью. Разрушительное наводнение, случившееся в Праге летом 2002 года, в самый разгар съемок фильма, необратимо меняет облик Трои и служит печальным напоминанием о том, что идиллия не может длиться вечно.
24 мая, воскресенье, 16:00 Хитилова против Формана / Chytilova Versus Forman
1981. 84 мин.
Сценарий: Вера Хитилова
Режиссер: Вера Хитилова
В ролях: Вера Хитилова, Милош Форман
Снятый по заказу бельгийского телевидения документальный фильм Веры Хитиловой о Милоше Формане выходит за рамки простого рассказа о творческом пути и стиле режиссера. Хитилова снимала своего легендарного коллегу в деле — на британской киностудии «Шеппертон», где Форман в то время работал над фильмом «Рэгтайм». Во время пробежек и прогулок по городу Форман рассказывал о своем страстном увлечении кино, таланте первооткрывателя и об искусстве выбрать нужного актера на нужную роль. Это уникальный фильм о столкновении взглядов двух выдающихся кинематографистов, в котором один воспринимается глазами другого. Особый статус фильму придает тот факт, что Хитилова, в отличие от Формана, в свое время резко отвергла идею эмиграции. Таким образом, лента «Хитилова против Формана» стала своего рода открытой полемикой двух главных режиссеров чешской «новой волны».
Показ в рамках ретроспективы — премьерный в России. Это уникальная возможность увидеть редкий фильм, который не демонстрировался публике более 30 лет.