Государственный центральный музей кино
Общественный центр имени Моссовета
совместно с ГБУК г. Москвы "Московское кино"
завершают регулярные показы кинообразовательных программ
в кинозале Общественного центра имени Моссовета.
Адрес Общественного центра имени Моссовета:
г. Москва, Преображенская площадь, д. 12, станция метро "Преображенская площадь" (последний вагон из центра).
16 октября, четверг – 19.00Великое кино против войны
Киноуниверситет "Век кино". III курс "От "новых волн" до конца первого века кино"
ПЯТНАДЦАТАЯ ВЕСНА, СССР, 1971, 95 мин. 35 мм
Режиссёр: Инна Туманян
Авторы сценария: Борис Медовой, Василий Смирнов, Инна Туманян
В ролях: Раймундас Банионис, Татьяна Друбич, Оля Шведова, Володя Колесников, Николай Волков, Александр Калягин, Пантелеймон Крымов, Александр Кайдановский
Война и оккупация научили Сашу ненавидеть врага. Он становится связным партизанского отряда и попадает в руки фашистов. На допросе пятнадцатилетний юноша поражает врагов силой духа. Эта весна - последняя в его жизни…
17 октября, пятница – 19.00Ретроспектива Александра Довженко
БИТВА ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ УКРАИНУ, СССР/Украина, 1943, ок. 70 мин. 35 мм
Режиссёр и автор сценария: Александр Довженко
Военная хроника, посвященная событиям осени 1943 года на Украине во время Великой Отечественной Войны.
"В дикторском тексте фильма, раздвигая время и пространство, строгие интонации военной сводки и прямая перекличка с Гоголем и Шевченко, с народной думой, эпическим сказанием. В нём лозунги, приказы, проклятия и восклицания, а рядом неторопливая речь летописца, плавное рассуждение философа"
(Ростислав Юренев)
18 октября, суббота – 19.00Киноуниверситет "Век кино". I курс "Великий немой"
КАТЬКА – БУМАЖНЫЙ РАНЕТ, СССР, 1926, ок. 70 мин. 35 мм
Режиссёры: Фридрих Эрмлер, Эдуард Иогансон
Авторы сценария: Михаил Борисоглебский, Борис Леонидов
В ролях: Вероника Бужинская, Белла Чернова, Валерий Соловцов, Яков Гудкин, Фёдор Никитин, Татьяна Окова, Валерий Плотников, Эдуард Иогансон
Один из первых опытов советской социально-бытовой драмы.
Драматический фильм о судьбе деревенской девушки Катьки, которая, приехав на заработки в Ленинград, попадает в среду обитателей городского дна. Столкнувшись с низостью и подлостью преступного мира, Катька порывает с улицей и возвращается к честной трудовой жизни.
19 октября, воскресенье – 19.00Великое кино против войны
ЛЕГЕНДА О СУРАМСКОЙ КРЕПОСТИ / Ambavi Suramis tsikhitsa, СССР / Грузия, 1984, 88 мин. 35 мм
Режиссёры: Сергей Параджанов, Давид Абашидзе
Автор сценария: Важа Гигашвили
В ролях: Софико Чиаурели, Лела Алибегашвили, Давид Абашидзе, Зураб Кипшидзе, Леван Учанейшвили, Верико Анджапаридзе
Специальный приз МКФ в Трое (Португалия) в 1986 году.
Приз за лучшую режиссуру на МКФ в Ситжесе (Испания) в 1986 году.
Приз жюри МКФ "Музыка и кино" в Безансоне (Франция) в 1986 году.
Приз "Флаг критики" МКФ в Сан-Паулу (Бразилия) в 1987 году.
По повести Даниила Чонкадзе.
Первый фильм Сергея Параджанова после «Цвета граната».
Экранизация грузинской легенды о прекрасном юноше, который согласился замуровать себя в стене крепости, чтобы спасти город от врагов.
21 октября, вторник – 19.00Великое кино против войны
Киноуниверситет "Век кино". II курс "Покорение звука: раннее звуковое кино"
РИМ – ОТКРЫТЫЙ ГОРОД / Roma, citta aperta, Италия, 1945, 100 мин. 35 мм
итальянский язык, русские субтитры
Режиссёр: Роберто Росселини
Авторы сценария: Серджо Амидеи, Федерико Феллини, Роберто Росселини
В ролях: Анна Маньяни, Марчелло Пальеро, Альдо Фабрици, Вито Анникьярико, Нандо Бруно, Харри Фист, Джованна Галлетти, Франческо Гранжаке, Эдуардо Пассарелли, Мария Мичи, Карла Ровере
Гран-При Каннского кинофестиваля в 1946 году.
Премии Национального совета кинокритиков США за лучший иностранный фильм и лучшую женскую роль (Анна Маньяни) в 1946 году.
Один из важнейших фильмов итальянского неореализма.
Действие фильма происходит в вечном городе в последние месяцы нацисткой оккупации. Умирающая немецкая армия отчаянно хранит последние свои оплоты и жестоко расправляется с мятежниками. Но в сердце города уже родился свой отряд Сопротивления. Близок конец войны…
22 октября, среда – 19.00Кинокалендарь: 120 лет Юрию Тынянову
С.В.Д. (СОЮЗ ВЕЛИКОГО ДЕЛА), СССР, 1927, ок. 70 мин. 35мм
Режиссёры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг
Авторы сценария: Юрий Тынянов, Юлиан Оксман
В ролях: Cергей Герасимов, Андрей Костричкин, Пётр Соболевский, Константин Хохлов, Софья Магарилл, Янина Жеймо, Михаил Мишель, Людмила Семенова, Николай Мичурин
Эксцентрическая историко-социальная драма о восстании декабристов на юге России.
Авантюрист и карточный шулер Медокс узнаёт о готовящемся восстании Черниговского полка и решает выдать правительству офицеров, входящих в тайное революционное общество. Чтобы войти доверие к революционерам, он ловко использует выигранное в карты кольцо с инициалами «С.В.Д.», выдавая эти буквы за сокращенное название тайного общества «Союз великого дела»…
23 октября, четверг – 19.00Киноуниверситет "Век кино". III курс "От "новых волн" до конца первого века кино"
СТИКО / STICO, Испания, 1984, ок. 90 мин. 35 мм
Режиссёр: Хайме де Арминьян
Авторы сценария: Фернандо Фернан Гомес, Хайме де Арминьян
В ролях: Фернандо Фернан Гомес, Агустин Гонсалес, Карме Элиас, Ампаро Баро, Мерседес Лескано, Мануэль Зарзо, Беатрис Элоррьета, Мануэль Торремоча
"Серебряный медведь" МКФ в Берлине за лучшую мужскую роль (Фернандо Фернан Гомес) в 1985 году.
Профессор-юрист, специалист по римскому праву дон Леопольдо Контреса де Техада стар и одинок. Он не может оплатить счета за квартиру и продает свою большую библиотеку. Однажды дон Леопольдо встречает своего бывшего ученика Гонсало Барсено и просит у него приюта. В обмен за кров и еду дон Леопольдо готов стать рабом Гонсало …
24 октября, пятница – 19.00Киноуниверситет "Век кино". I курс "Великий немой"
ШКУРНИК, СССР, 1929, 76 мин. 35 мм интертитры на украинском языке
Режиссёр: Николай Шпиковский
Авторы сценария: Вадим Охрименко, Николай Шпиковский, Борис Розенцвейг
В ролях: Иван Садовский, Лука Ляшенко, Дора Феллер-Шпиковская, Дмитрий Капка, С. Власенко
По рассказу Вадима Охрименко "Цыбала".
"Приключения обывателя, кочующего в годы гражданской войны по всем фронтам и враждующим лагерям вместе с верблюдом, погонщиком которого он случайно становится. Фильм был запрещен к показу на основании протокола ГРК РСФСР N2974, в котором, в частности, говорится: "...гражданская война рассматривается в фильме только с точки зрения ее темных отвратительных сторон. Грабеж, грязь, тупоумие Красной Армии, местной Советской власти и т.д. Получился скверный пасквиль на действительность того времени..." Фильм представляется для своего времени явлением своеобразным и не вполне типичным. Авантюрный характер сюжета из жизни обывателя, то и дело попадающего в руки красных, белых или зеленых, придает событиям реальной истории характер абсурда"
(Е.Марголит, В.Шмыров, "Изъятое кино 1924—1953").
25 октября, суббота – 19.00Карт-бланш Максима Павлова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМНАТА / Jalsaghar, Индия, 1958, 100 мин. 35 мм
Автор сценария и режиссёр: Сатьяджит Рей
В ролях: Чхаби Бисвас, Гангапада Басу, Бисмила Хан, Саламат Али Хан, Рошан Кумари, Талси Лахири, Падма Деви, Вахид Хан
Серебряная премия за лучшую музыку к фильму (Устад Вилаят Хан) на ММКФ в 1959 году.
По одноимённой новелле Тарашанкара Банерджи.
Обнищавший индийский феодал проводит время на террасе своего дворца в Бенгалии. В соседнем доме играет музыка, его сосед устроил праздник по поводу обряда инициации сына. Феодал погружается в воспоминания. Он когда-то тоже приглашал лучших музыкантов, певцов и танцоров. Но его жена и сын умерли, а сам он разорился. Желая насолить своему соседу, который хвастается своим музыкальным вкусом, феодал организовывает грандиозный концерт, на который тратит свои последние деньги…
В перерыве между съёмками второго и третьего фильмов трилогии об Апу Сатьяджит Рей снимает "Музыкальную комнату - изысканную картину об "экстравагантных руинах", о классической индийской музыке, уходящей в Лету вместе с неумолимым временем.
"Я сделал "Музыкальную комнату", - говорил Сатьяджит Рей в одном из интервью, - чтобы сохранить последние крупицы того искусства, которое, как я знал, исчезает".
26 октября, воскресенье – 19.00Кинокалендарь: 90 лет Майе Туровской. Великое кино против войны
ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ, СССР, 1965, 138 мин. 35 мм
Режиссёр: Михаил Ромм
Авторы сценария: Майя Туровская, Юрий Ханютин, Михаил Ромм
Приз "Золотой голубь" и премия кинокритиков на МКФ документальных фильмов в Лейпциге в 1965 году.
Специальный приз жюри постановщику хроникально-документальных фильмов (Михаил Ромм) на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1966 году.
Документальный фильм Михаила Ромма по сценарию Майи Туровской и Юрия Ханютина рассказывает об истории и причинах зарождения и развития фашизма в Германии, о преступлениях фашизма, о борьбе с ним и Победе, об опасности реванша неофашизма.
Разбитая на 16 глав картина построена по принципу "монтажа аттракционов" и с первых кадров эмоционально захватывает зрителя, вовлекает его в происходящее на экране.
"Обыкновенный фашизм" начинается с детских рисунков. Это первая неожиданность, приготовленная М. Роммом для зрителя, который обычно судит фильм по названию и ждёт соответствующих кадров. Но вместо свастики и трупов на экране – "Весёлый кот", "Голодный кот", "Хитрый кот" - три непохожих друг на друга детских рисунка. Они кладут начало развитию основной мысли первой главы: "Поразительно разнообразен человек"…
На протяжении всего фильма зрителей сопровождает голос самого Михаила Ромма, который в свободной импровизационной манере комментирует происходящее, говоря о тех или иных фрагментах фильма серьёзно и с юмором, с иронией и гневом – но всегда от себя лично.
28 октября, вторник – 19.00По просьбе почтенной публики. Великое кино против войны
КАРАБИНЕРЫ / Les Carabiniers, Франция, 1963, 75 мин. 35 мм
французский язык, русские субтитры
Режиссёр: Жан-Люк Годар
Авторы сценария: Жан-Люк Годар, Жан Грюо, Роберто Росселлини
В ролях: Альбер Журосс, Патрис Мулле, Марино Мазе, Катрин Рибейро, Женевьев Галеа, Жан Брассат, Жерар Пуаро, Барбет Шредер
Поставленная по нереализованному проекту Роберто Росселлини антивоенная притча о маленьких людях, которых вербовщики заманили на войну возможностью безнаказанно грабить, насиловать и убивать.
29 октября, среда – 19.00Великое кино против войны
ЛОДКА / Das Boot, Германия-ФРГ, 1981, 150 мин. 35 мм
Режиссер и автор сценария: Вольфганг Петерсен
В ролях: Юрген Прохнов, Херберт Грёнемайер, Клаус Веннеманн, Хубертус Бенгш, Мартин Земмельрогге, Бернд Таубер, Эрвин Ледер
Одна из лучших антивоенных картин основана на автобиографическом романе Лотара-Гюнтера Буххайма.
Осень 1941 года. Немецкая подводная лодка отправляется в Атлантический океан, место противостояния германского и английского флотов. Жизнь по строгому распорядку, учебные тревоги, воспоминания о семьях и любимых девушках, соленые мужские шуточки… Скоро всё это закончится. Потому что впереди — ад и никакой надежды на спасение…
«Ныне можно вспомнить почти в качестве курьёза то, что в 1983 году представление на Московский кинофестиваль западногерманских картин «Лодка» и «Лили Марлен» было воспринято в высоких советских инстанциях чуть ли не как настоящая идеологическая диверсия. Иной взгляд на немцев, тоже познавших в годы войны человеческие драмы, страдание и смерть, почему-то показался оскорбительным и вызывающим. Оба фильма были запрещены для показа даже специалистам кино и поспешно отправлены назад в ФРГ — словно взрывоопасный груз или же торпеды, которые могли ненароком потопить «корабль социалистической системы…»
из книги Сергея Кудрявцева «3500 рецензий»
30 октября, четверг– 19.00Киноуниверситет "Век кино". III курс "От "новых волн" до конца первого века кино"
ВОСКРЕСЕНЬЕ ЗА ГОРОДОМ / Un dimanche a la campagne, Франция, 1984, 90 мин. 35 мм
Режиссёр: Бертран Тавернье
Авторы сценария: Бертран Тавернье, Коло Тавернье
В ролях: Луи Дюкре, Клод Винтер, Бруно Де Кейзер, Мишель Омон, Сабин Азема, Моник Шометт, Женевьева Мниш, Томас Дюваль, Квентин Ожье, Катя Вострикофф, Валентина Суард
Экранизация романа Пьера Боста "Месье Ладмираль скоро умрет".
Начало прошлого века. В загородном особняке мсье Ладмираля, влюбленного в импрессионизм старого художника, собираются его взрослые дети – дочь Ирен и сын Гонзаг с женой и детьми. Сегодня их ждет традиционный воскресный обед, прогулки по парку, разговоры, признания и прощание…
31 октября, пятница – 19.00Великое кино против войны
МОЛЬБА, СССР / Грузия, 1967, 77 мин. 35 мм
Режиссёр: Тенгиз Абуладзе
Авторы сценария: Анзор Салуквадзе, Резо Квеселава, Тенгиз Абуладзе
В ролях: Спартак Багашвили, Русудан Кикнадзе, Рамаз Чхиквадзе, Гейдар Палавандишвили, Отар Мегвинетухуцеси, Зура Капианидзе, Нана Кавтарадзе, Тенгиз Арчвадзе
Высшая премия на МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (Италия) в 1973 году.
Кинопритча по мотивам поэм выдающегося грузинского поэта Важи Пшавелы "Алуда Кетелаури" и "Гость и хозяин".
За душу поэта Хвтисии борются прекрасная и хрупкая Дева, олицетворение идеала и гармонии, и человекоподобный дьявол Мацил, воплощение зла и косных традиций.
Поэт рассказывает две истории о героях, которые нашли в себе мужество преодолеть навязываемые обществом законы кровной мести. Молодой хевсур Алуда отказывается исполнить обряд и отрубить руку поверженного врага, тем самым осквернив труп храброго противника, а кистин Джокола пытается защитить своего гостя от разъяренных соплеменников, которые одержимы желанием убить иноверца.
Видя бессмысленную жестокость большинства людей, поэт приходит к мысли о непобедимости зла. Но Хвтисия видит, как велика цена пассивного непротивления злу, и находит в себе силы бороться за свои идеалы.
С уважением,
Улыбышева Ольга
Отдел кинопоказа Музея кино
museikino.ru