19 декабря прошлого года в театральном музее им. Бахрушина было показано представление рождественского вертепа. Или, как сказал Андрей Кабанов, руководитель фольклорной студии-лаборатории, репетиция представления, его предварительный показ зрителю.
Теперь подробнее – и о вертепе, и о Кабанове, и о зрителях.
Вертеп как народный кукольный спектакль на тему Рождества Христова имеет многовековую историю в разных странах Европы. В конце XVII века эта традиция через Польшу проникла на Украину, в Белоруссию и в западные области России. Спектакли сопровождались народными песнями – колядками и духовными стихами – и разыгрывались на городских площадях и ярмарках. Своеобразная наивная манера актерской игры, остроумное решение декораций и кукол, введение в сюжет местных персонажей и современных реалий – всё это делало рождественские вертепы доступным и популярным видом народного театра.
Более подробно история возникновения рождественских театров освещена в
этой статье.
С начала 1980-х годов традиция вертепа стала возрождаться – сначала появился спектакль ансамбля Покровского, затем небольшие вертепные театры (нередко – семейные) стали возникать в разных городах России. Сегодня они регулярно организуют рождественские фестивали.
Теперь к этому жанру обратилась студия Андрея Кабанова. Ее руководитель, фольклорист Андрей Сергеевич Кабанов – человек, стоявший у истоков современного фольклорного движения, во многом определивший его направленность и массовый характер. Именно с его подачи около сорока лет назад заинтересовался народным творчеством Дмитрий Покровский, создав затем свой знаменитый ансамбль.
Еще об одном человеке надо здесь упомянуть: это
Виктор Назарити, художник создавший для этого представления куклы и декорации. В 1981 году для спектакля Дмитрия Покровского он изготовил копию старинного вертепа, хранившегося в коллекции театра Образцова, и с тех пор занимается созданием авторских вертепов, разной величины и сложности, разных стилистических решений.
И теперь – о зрителях. В небольшом лекционном зале музея Бахрушина собрались, в основном, участники московских фольклорных ансамблей и любительских театров. Поэтому неудивительно, что после представления они предались своему привычному делу: стали водить хороводы, запевать песни (из числа общеизвестных в фольклористской среде, на которых пересекается репертуар различных ансамблей).
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/1219-2/1.MP3https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/1219-2/2.MP3