Творческая лаборатория
Плач математика

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 03 Января 2014, 10:20:59 »
Наткнулся на интересную статью "Плач математика". Читал и не мог оторваться. Настолько это мне близко.
Автор статьи Пол Локхард - ученый-математик, посвятивший свою карьеру преподаванию математики в школе. Для него математика это искусство, а современное преподавание математики в школе настоящий кошмар. Учеников учат не математике, а набору формальных методик, не объясняя откуда они взялись, зачем они, просто учат. Неудивительно, что для большинства математика -- кошмар, который поскорее пытаются забыть. Так уже через несколько лет после окончания школы хоть что-то из алгебры и геометрии большинство  просто не помнит.
Детям математика скучна и неинтересна. Но это не настоящая математика! Математика есть творчество. А история математики не менее увлекательна, чем история других сфер человеческой культуры. Было бы не лишним, если бы на уроке математики немного рассказывали о Лейбнице и Пифагоре. Не били в лоб заумными теоремами, а просто помогали бы ученикам самим открывать эти загадочные закономерности.
Настоящая математика есть открытие новых идей, а не набор инструкций. И очень важно, чтобы ученики научились открывать эти идеи. Пусть выпускник школы не будет знать назубок чему равен синус 60 градусов, но зато он будет понимать, что такое синус. А это значит, что даже не имея ни калькулятора, ни таблицы Брадиса, но имея линейку и циркуль, он его точно вычислит сам! Да и вообще абсолютно любого угла :) Аналогично вообще со всем, что преподается на уроках математики. Учеников не учат принципам, не учат закономерностям, а учат ничему не значащим формальностям, которые им в жизни не пригодятся, разве что на уроках высшей математики.
Вспоминая школьные годы, становится ясно, почему уже к седьмому классу я напрочь охладел к математике. Алгебра для меня все школьные годы была бессмыслицей. Единственное желание было побыстрее все решить, чтоб от меня все отвязались. Геометрию же напротив любил, но теоремы ненавидел. Не нравились мне их формулировки, и еще пуще доказательства. Зато просто обожал решать задачи, в них чувствовалась свобода действия.
Невероятно, но весь теоретический курс геометрии был мной освоен менее чем за неделю (к сведению, ни одной теоремы я не помнил) после того, как я заинтересовался между десятым и одиннадцатым классом пространствами с другим количеством пространственных координат. У учеников должен быть высший интерес, и тогда они сами с удовольствием откроют для себя математику.
Математика есть искусство работы с идеями, и знакомство с ним очень важно для каждого человека.
Предлагаю статью "Плач математика" добавить в библиотеку Замка.

«Последнее редактирование: 03 Января 2014, 23:48:05, ВОЗ»

« #2 : 03 Января 2014, 23:52:23 »
Антон, Вам просто не повезло с учителем. А сколько людей считают, что классическая литература и поэзия - это кромешная скука только потому, что в школе отбили вкус к ним. Это большая, очень большая проблема - школьное образование. Недаром у нас в разделе "Роза Мира" две ветки посвящены этому вопросу.

Насчёт статьи. Как там с авторским правом? Автор всё-таки чужеземец - не будет проблем у нас с копирайтом? Да и вордовский файл желателен, иначе замучаешься с форматированием.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #3 : 04 Января 2014, 00:23:35 »
Как там с авторским правом? Автор всё-таки чужеземец - не будет проблем у нас с копирайтом?

Статья коммерческой ценности не представляет. Перевод выполнен энтузиастом. Так что проблем не будет. Отформатированный документ подготовлю.


« #4 : 04 Января 2014, 00:34:14 »
Нашел первоисточник: http://fregimus.livejournal.com/27820.html. А вот ссылка на документ в формате doc от переводчика:
https://sites.google.com/site/fregimus/files/Lockhart.Russian.4.zip?attredirects=0

«Последнее редактирование: 04 Декабря 2014, 21:33:10, ВОЗ»

« #5 : 05 Января 2014, 05:36:33 »
Антон, спасибо за статью, с удовольствием прочитала. Математика - искусство, полностью согласна. Однако, если к любому искусству подходить слишком просто (в дурном смысле этого слова), дальше уровня раскрасок или графомании все равно не уйти.

Как и любое искусство, навыки в математике необходимо оттачивать, математический аппарат - своеобразный этикет или гигиена творчества. Для все этого необходимо время, и даже если математику преподавать по стандартной программе, но систематически, со всеми доказательствами, учить мыслить, а не способам решения той или иной задачи, тогда и стандартная программа не более, чем не особенно изысканный вариант шахматной доски. Но для игры разве многое нужно? Только правила игры все-таки усвоить придется, иначе получится базар. Без должной базы до красивой, элегантной математической импровизации не добраться. Да и все мы ленивы, часто бросаем даже самое интересное на полпути. Быть строгим к себе никогда не повредит, а последовательные доказательства, когда стараешься не пропустить ни одного сомнения, ни одной шероховатости, очень хорошо помогают воспитывать необходимый для любого качественного творчества уровень взыскательности к самому себе. По крайней мере, мне эти вещи нравились в математике, когда приходилось преодолевать себя, выстраивать себя, а по мере оттачивания мысли вдруг приходит вдохновение, вдруг обретаешь способность увидеть данную ситуацию/задачу/модель в совершенно неожиданном свете. В математике у вдохновения очень важная роль, несмотря ни на какие аксиомы и твердую поступь логики, самое очаровательное и главное всегда приходит спонтанно и создает эффект удивления, который, собственно, и напоминает магию, разжигает азарт.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

« #6 : 05 Января 2014, 07:25:29 »
« #5 : Сегодня в 04:36:33 »

Антон, спасибо за статью, с удовольствием прочитала. Математика - искусство, полностью согласна. Однако, если к любому искусству подходить слишком просто (в дурном смысле этого слова), дальше уровня раскрасок или графомании все равно не уйти.

Здравствуйте, Саша! Но разве автор подходит просто к математике как к искусству? Он лишь как учитель старается раскрыть в учениках способность мыслить не шаблонно, дает им свободу действия, а они в ответ своей детской интуицией удивляют его элегантностью мысли. Это здорово!
На уровне школы важно не то, чтобы ученики умели записывать формальным языком доказательства, а то, чтобы они могли их сами создавать. Тот, кто выберет математику в качестве своей профессии научится всем формальностям  в ВУЗе.
Автор, кстати, подметил очень важную вещь. Не нужно математику делать интересной, она и так интересная! Не нужно придумывать нереальные или даже реальные практические задачи. Все что нужно это вести детей путем исторического развития математики, позволяя им самим находить доказательства.
Математика как наука самая формализованная. Но математика как искусство напротив самое неформальное из всех. Две крайности, лишь соединившиеся одна в одной могут стать истиной. И вы разумеется правы в своих рассуждения о творчестве. Но все же тезис должен даваться вперед антитезиса, имхо. Что из них тезис, а что антитезис, думаю вы и так понимаете.



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика