УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЮЗАО Г. МОСКВЫ
ГБУК Г. МОСКВЫ «ГВЗ «ГАЛЕРЕЯ «БЕЛЯЕВО»
АССОЦИАЦИЯ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНЫХ ИСКУССТВ МСХ
МГХПА ИМ. С.Г. СТРОГАНОВА
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
При содействии Посольства Республики Индонезии в Москве
проводят
V МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «НЕЗАБЫТЫЕ ТРАДИЦИИ 2012. ЭТНОФУТУРИЗМ»
I-й фестиваль декоративно-прикладного искусства «Незабытые ремёсла» был учрежден в 2008 году по инициативе «ГВЗ «Галерея «Беляево» с целью сохранения и развития преемственности художественных традиций народов России и стран мира. В 2009 году фестиваль обрёл статус Международного и получил более точное название «Незабытые традиции». В выставке-конкурсе приняли участие не только российские, но и зарубежные художники из Латвии, Белоруссии, Германии, Украины, Колумбии и др. «Архетипы в современном дизайне» были представлены на фестивале в 2010 году, «Знаки родной земли» – в 2011-м. Получивший высокую оценку и широкий отклик в профессиональных художественных кругах России и зарубежья, Международный фестиваль «Незабытые традиции» в 2012 году заявляет о себе как о фестивале концептуально-прикладного искусства, главная тема которого – ЭТНОФУТУРИЗМ. Зародившийся в конце XX века в творчестве финно-угорских народов этнофутуризм как уникальное явление культуры стремится «ухватить» традицию в её подлинном проявлении и ретранслировать в современную среду.
Экспозиция «Незабытые традиции 2012. Этнофутуризм» включает в себя этнографические, конкурсные и специальные разделы по номинациям: «Текстиль», «Художественный металл», «Ювелирное искусство», «Художественная обработка природных материалов», «Художественное стекло», «Керамика», «Арт-объект», «Костюм». На фестивале свои «этнофутуристические» работы продемонстрируют участники из многочисленных регионов России, а также из разных стран мира (Японии, Армении, Венгрии, Словении, Индонезии и др.).
Центральное место в экспозиции фестиваля занимают театральные костюмы, реконструированные по эскизам Веры Мухиной (автор реконструкции – художник по костюмам, дизайнер Анна Колейчук). Ориентированные не только на цветовое и декоративное решение народного костюма, но и на его структуру и конструкцию работы Мухиной не подвластны времени. "Основные формы народного костюма всегда мудры, – пишет Вера Мухина. – От первобытного общества до наших дней орнамент развивается; вместе с ростом культуры народов он претерпевает различные изменения, но в то же время, сохраняя преемственность".
В рамках фестиваля «Незабытые традиции 2012. Этнофутуризм» пройдут мастер-классы японских художников Каваками Кейскуке и Инада Ацуси, известного московского художника по стеклу Анны Бутиной, медиа-перформанс художника по костюмам, театрального художника, дизайнера Анны Колейчук, конкурсный показ номинации "Авторский костюм" (молодые российские модельеры), концерт известного барда, поэта, прозаика, члена Союза писателей России Алексея Витакова «На круге гончарном», дискуссия «Декоративно-прикладное искусство сегодня. Проблемы и перспективы» (подробнее – в программе фестиваля).
По итогам фестиваля будет издан альбом-каталог.
V Международный Фестиваль «Незабытые традиции 2012. Этнофутуризм» пройдёт в Галерее «Беляево» с 27 декабря 2012 г. по 27 января 2013 г.
Ближайшие события фестиваля:
22 января 14:00
«Эстония: этнический кинодиалог» /При поддержке посольства Эстонии в Москве/
Показ эстонских документальных фильмов этнографической и фольклорной тематики. Кинохроника, запечатлевшая дореволюционный Юрьев (после 1919 г. Тарту), сельские области южной Эстонии, путешествие по историческому региону Сетумаа, киносъемка нового народного театра «Эстония», кинорассказ об эстонской деревне и ее жителях, дружбе и любви...
23 января 17:00
Вечер культуры Индонезии
При поддержке Посольства Республики Индонезия в Москве
В программе: национальные танцы, дегустация блюд традиционной индонезийской кухни.
По входным билетам
26 января 13:00
Круглый стол «Декоративно-прикладное искусство сегодня. Проблемы и перспективы»
В обсуждении примут участие искусствоведы, специалисты в области декоративно-прикладного искусства, художники, дизайнеры, журналисты, работники художественных музеев и галерей, студенты профильных Вузов.
Вход свободный
Тамара Зеленцова,
искусствовед (Москва),
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ЭТНОФУТУРИЗМ: ОТ ДРЕВНЕЙ ТРАДИЦИИ И МИФОЛОГИИ К АВАНГАРДУ
Что есть человек, в чем его особенность и уникальность, зачем он? Как сделать человеческое мерой всего и смыслом бытия? Сегодня эти вопросы звучат всё настойчивее, а значит, ответы на них уже на подходе. Мы вступаем в эпоху постпостмодернизма – время возвращения гуманистических ценностей и оснований после многих лет блуждания в модернистском хаосе, деструктивную интенцию которого, наконец, сменяет философия полифонии мира. Художественная культура по-своему участвует в поиске универсального кода, способного сближать народы, объединяя в сходном, побуждая уважать индивидуальное, и одним из путей достижения цели становится Этнофутуризм.
Этнофутуризм – сравнительно молодое направление современного искусства, его возраст насчитывает около двадцати лет, хотя некоторые исследователи обнаруживают гораздо более ранние истоки этого течения (к архаическому искусству мировой авангард обращался и в начале ХХ века). Как положено художественному движению, основой Этнофутуризма стал литературный манифест 1980-х годов, сочиненный группой эстонских писателей и поэтов, стремившихся к воссозданию идентичности финно-угорских народов.
Уже на российской почве эта тема получила выражение в «Манифесте трёх» удмуртских художников неформальной творческой группы «Одомаа» («Родная земля»: Ю.Н. Лобанов (Кучыран Юри), М.Г. Ходырева, А.Н. Прокопьев), где они заявили: «...В сторону Вечных качеств – Доброты, Любви, Радости – должны быть направлены все надежды и чаяния литераторов, артистов, художников… Истинный смысл этнофутуристического движения, на наш взгляд, заключается в том, чтобы, опираясь на всё то позитивное, которое уже накоплено как в традиционном народном искусстве, так и в современном мировом искусстве, создать по великому закону Свободы Выбора, по которому живёт всё Мироздание, ещё непревзойдённые по глубине этнического звучания произведения искусства, выполненные по зову нашего сердца...». Авторы Манифеста справедливо утверждают, что самоидентификация в системе устойчивых ценностей в дальнейшем помогает (человеку или народу) занять значимое место и в большом социально-культурном пространстве.
Сегодня ареал Этнофутуристического движения, имеющего сильный организующий центр в Удмуртии, включает несколько республик Поволжья и Сибири: Чувашию, Мордовию, Мари-эл, Коми, а также базирующиеся на тюркской культуре Татарстан и Башкортостан; в Санкт-Петербурге при Этнографическом музее работает объединение «Параскева», проводятся фестивали в Новосибирске. К числу участников принадлежат Финляндия, Эстония, Швеция. В регионах Этнофутуризм уже прошел этап философского осмысления и формирования идеологии (1980–90-е) и активно взаимодействует с повседневной культурой, стараясь и вернуть в неё изначальные смыслы, и включить её в равноправный диалог с современностью через язык традиционных обрядов (2000-е). Хотя зачастую предпочтение отдается естественным и природным материалам, но в процесс творчества вовлечено всё, что может адекватно выразить художественный замысел, а синтез жанров стал привычным приемом. Спектр форм взаимодействия художников с аудиторией чрезвычайно разнообразен: фестивали и выставки, творческие мастерские, акции, перформансы и хэппенинги. По сути движение уже переросло рамки задач национальной идентификации и может предлагать пути решения вопросов культурной толерантности.
Этнофутуризм стоит на позициях гармоничного устройства мира и равноправного сосуществования человека и природы, их поддержания и развития. Опора на этническое многообразие культуры происходит ради обращения в будущее (отсюда и «футуристический» вектор движения) и в конечном счете ради проектирования новой антропологической философии и культуры как динамически-равновесной системы.
Философия Этнофутуризма определяет отсутствие единого формального языка. Каждый художник (музыкант, поэт и т. п.) волен выбирать символические системы (архаические, языческие, христианские, универсальные), которые лучше отвечают его замыслам, и связанные с ними сюжеты, – главное, чтобы его произведение транслировало позитивные смыслы собеседнику (зрителю, читателю), служило почвой для размышлений о содержании высказывания и причиной внутреннего диалога с автором. Наряду с устойчивыми мифологемами возникают новые сюжеты. Пространство мифа выступает наряду с виртуальной реальностью. Насыщенность художественного пространства многообразно и открыто для интерпретаций.
Этнофутуризм сегодня – это ответ этнической традиции несостоявшемуся господству концепции глобализма. Стержнем цивилизационных механизмов, полагает он, должны быть культурные смыслы – иначе цивилизация отменяет самое себя; в периоды сущностного самоопределения человечество может вновь и вновь обращаться к языку изначального синкретизма, органичного единства, чтобы опять воссоздать, сконструировать, сотворить мировую гармонию. На современном этапе Этнофутутризм выполняет функцию художественного авангарда, движущей силы культурного процесса, осуществляющего связь времён.