Что такое свобода, говорят многие. Мы не будем касаться этих определений. При желании их можно обнаружить в большом количестве в Интернете.
Часто под свободой понимается стремление к некоторому идеалу, где ничего не мешает человеку принимать решение по выбору его действий. Сегодня можно говорить о том, что свобода – это всё-таки иллюзия независимости. Поясним последнее.
Трудно спорить с тем, что жизнь конкретного человека полностью определяется системой оценок, присущей данному человеку. Эта система оценок диктует человеку модальность его суждений, решений и его поведение в любых ситуациях. Вот эта модальность и определяет духовность человека. Другими словами, дух человека и его духовность полностью определены его личной системой оценок (
http://spir.genmir.ru/1.htm ).
Вершиной системы оценок всегда является некая Высшая Мера, которая, как видно из принципа критериальности Природы, и руководит поведением человека и заставляет его максимизировать себя (Высшую Меру) всеми его усилиями. Это – абсолютное значение высшего идеала, относительно которого человек имеет возможность измерять всё происходящее с ним.
Просто свобода является жизненной средой, к которой стремится человек, и она не может быть высшим критерием, так как она как среда не имеет Высшей Меры. Хотя можно сказать, что высшее состояние свободы – это хаос.
Свобода должна доопределяться конкретным смыслом: свобода выбора, свобода мысли и так далее.
Можно рассматривать «свободу для» и «свободу от».
Люцифер максимизировал свободу как высший критерий «свободу для свободы» и вслед за ним либеральное направление системы жизни продолжает это делать. Хотя все понимают, что такая «свобода для» является свободой от нравственности.
В этом смысле абсолютизация свободы приводит к странному результату: она не перерастает в Любовь, не переходит в неё, хотя существование Веры и принятие её как основы всей Меры подразумевает такой переход обязательным. Вот поэтому суждение «Бог есть Любовь» истинно, а инверсия «Любовь есть Бог», подразумевающая любые виды любви, не является истинной (Истина есть то, что всегда максимизируется, то есть не имеет исключений в своей максимизации).
Поэтому рассматриваем свободу от зла как добро, не несущее негатива. А свобода от добра характеризует абсолютную свободу и несёт в себе зло, точно так же, как и жертва свободой во имя чего-то, даже очень светлого и положительного, несёт негатив и отсутствие Любви.
В то же самое время и жертва ради Любви не спасает положение, т.к. она выходит из поля нравственного поведения, то есть поведения, когда человек принимает за Высшую Меру Любовь со всеми добровольными ограничениями его свободы безо всякой жертвенности.
Принять для себя свободу как «свободу для» или «свободу от» - это выбор самого человека, когда он фактически принимает для себя ту или иную Высшую Меру.
С другой стороны, как только человек отходит от осознанной свободы выбора, он попадает в хаос свободы. И чем больше хаос свободы, тем больше агрессивности в человеке и тем меньше нравственного поведения. Поэтому процесс максимизации просто свободы – процесс нарастания хаоса. Процесс выбора – это сужение смысла хаоса. Первый переходит во второй при существенных ограничениях.
Нам представляется, что свобода без каких-либо других доопределяющих высказываний, сужающих её смысл, - это всего лишь хаос. Хаос, по определению автора данной статьи, - это Поле Плодородия, из которого произрастает новое. Поэтому природное стремление к свободе – это стремление к перерождению, к рождению или возрождению.
Итак, истинно свободу для человека можно рассматривать в двух вариантах жизненной среды: как переходящую в Любовь и как переходящую в хаос.