В начале марта в кинотеатре «Фитиль» прошла программа французских фильмов и две встречи с деятелями французской кинематографии.
На первой встрече речь шла о работе по реставрации кинофильмов. Вел ее Наум Клейман, участвовали Северин Вемэр и Жиль Дюваль, чьими силами были восстановлены многие французские кинокартины прошлых лет, начиная с «Путешествия на Луну» Жоржа Мельеса.
Сегодня вопрос встает не просто о сохранении зрительного ряда фильма, но и о воссоздании более тонких его параметров: особенностей цветовой гаммы, фактуры пленки и т. д. – всё это в совокупности создает образ воспринимаемого нами фильма, неповторимую атмосферу времени его создания. Новейшие цифровые технологии позволяют эти задачи решать, но требуют каждый раз осознанного, творческого отношения к этой работе, иначе технологии сами начинают диктовать свои приемы и свою эстетику.
Помимо этого, реставраторам приходится решать множество других вопросов – розыск лучших копий в архивах, выяснение юридических обстоятельств и др. В итоге старые фильмы предстают перед нами в своем максимально приближенном к авторскому замыслу виде, а кинематограф постепенно становится обозримым в своей целостности, становится яснее его место в картине общего развития культуры.
На следующий день состоялась лекция Жоэля Шапрона, посвященная существованию российского кино во Франции. Это новая, почти никем не разрабатываемая постановка вопроса: кинематограф одной страны как факт культурной жизни другой страны. Это позволило по-новому увидеть известные явления и обратить внимание на множество малоизвестных фактов истории, политики и личных судеб деятелей кино.