Предыстория...
Как родилось то, что сейчас называется авторской программой
«Искусство компьютерной графики для школьников»?
В восьмидесятые годы работала я в гимназии, ориентированной на сотрудничество с электротехническим институтом (ЛЭТИ), который сама окончила. Преподавала программирование. Никаких государственных программ по информатике тогда не существовало, присутствовали некие программные ориентиры, не более того. Поскольку ребят мы готовили к поступлению в конкретный вуз, объем информатики в программе старших классов был велик: 12 часов в неделю. Гимназия - с математическим уклоном, детишки в ней учились интересные и очень толковые. И все было славно: я изо всех силенок старалась объяснить им, что программирование – не только наука, но и искусство, что существуют красивые и некрасивые программы, что если программа не красивая, то это – плохая программа, и т.д. Мы старались, и у нас многое получалось, в частности - на городских олимпиадах.
Поскольку меня обязали стать классной дамой в 10-м классе, мой любимый 10 класс обитал не только в школе, но и у нас дома. Мы дружили… Сейчас вспоминаю об этом времени с большим удовольствием, хотя время-то было не самым легким, в первую очередь – материально, т.к. продукты покупались по карточкам. Помню, как-то пришел один из учеников (как обычно, - голодный), и я сварила ему пару сосисок для поддержания сил. Он испуганно посмотрел на меня и спросил: «А я Вас не объем?» Это «не объем?» запомнилось мне на всю жизнь…
Однажды к нам в дом забрел мальчик, русский негр. Как теперь принято говорить, - афро-русский. Имени его сознательно не называю, поскольку речь идет о живом человеке. Его привел муж, у которого тоже был свой «щенячий табор» (фраза – Галича), гениальных программистов. Мальчик, действительно, был гениальным программистом. Он оканчивал школу, хотел уехать в Америку, и мы всем семейством приняли участие в обустройстве его судьбы, поскольку отца у него не было, а у матери были еще и другие дети (не черные), у которых отцов тоже не было. Наш сын в это время учился в аспирантуре Лонг-Айлендского университета и преподавал в нем. Сын помог мальчику поступить в Лонг-Айлендский университет, муж организовал необходимые документы для консульства, все складывалось отлично.
У меня было ощущение, что мальчик-то в Россию не вернется после обучения в университете, и хотелось, чтобы он увез самые-самые русские воспоминания, как дар, как оберег на всю оставшуюся жизнь. Все же – Родина…. Думала я, думала, что же такое ему подарить, и придумала: билеты на спектакль Додина «Братья и сестры». Ничего более пронзительно русского в театральном мире я не видела. Билеты мне «достали» (тоже – веяние времени), ибо тогда на спектакли Додина купить билеты было невозможно. И мальчик вместе с моей дочерью, которая – того же возраста и из нашего «табора», отправились на спектакль.
Я ожидала их дома, предвкушая радость от впечатлений. Пришли. Дочь – с зареванной физиономией, мальчик – с улыбкой от уха до уха. Когда я спросила у него, что же такого веселенького он усмотрел в спектакле Додина, ведь этот спектакль – лучшее из того, что я видела. Сколько смотрела спектакль, столько плакала, хотя я – человек глубоко не сентиментальный. Он ответил мне, что спектакль, действительно, лучшее, из того, что он видел в театре, ибо это – первый опыт посещения театра в его жизни.
У меня – состояние онемения. Спрашиваю: «Милый, как же тебе, живя в Петербурге, удалось уберечь себя от культурной жизни города?» Он мне ответил, что все как-то было недосуг до театра дойти, были другие дела. И в музеях он тоже не был.
Что угодно могла предположить, только не это. Мне казалось, что посещение театров, филармонии, музеев – «само собой», т.е., как говорят программисты, «по умолчанию». Предположить, что кто-то из детей, живя в Петербурге, не посещает театров, просто не могла, не умещалось это у меня в голове! Не было у меня такого опыта! Как могло произойти, что весь культурный слой города прошел мимо человека, как он мог в него не погрузиться, когда город – музей под открытым небом, синтез эпох, культур, традиций! А здесь – полный не интерес… И я его не заметила, просмотрела, увлекшись обучением детей изыскам программирования.
Этот случай послужил первым звоночком. Потом последовал второй…
Мальчика мы проводили в аэропорт, он улетел в Нью-Йорк. Сын снял квартиру побольше, чтобы поселить его у себя и помочь на первых порах. Через неделю сын звонит и спрашивает: «Матушка, а кого ты растишь в своей гимназии? Подумай хорошенько! Ты же плодишь биороботов». Я-то думала, что он будет восторгаться уровнем знаний нашего подопечного! Но сын стал рассказывать, что пытался отвести его в Метрополитен музей, пытался показать ему Нью-Йорк, но ничего такого нашему мальчику не было нужно. Он уставился в компьютер, который был и совершеннее и мощнее тех компьютеров, которые наличествовали тогда в России, и оторвать его от компьютера не было никакой возможности.
Я подумала: «И в самом деле, что же я делаю?» Мне-то казалось, что нужно научить детей программировать и как-то подкормить их в эти голодные времена, а остальное – ну, само собой… В Петербурге же мы живем, не в тундре, не в глуши. Все – доступно, все – рядом, во всех семьях детей водят в музеи и театры. Оказалось, что это – не так. Стала размышлять, что бы такое измыслить, чтобы мои ученики ходили в музеи и интересовались искусством.
Пришла к директору гимназии и спросила, в каких классах средней школы еще не преподают информатику. Он ответил мне, что в 5-х и 6-х классах. Тогда я спросила, не отдаст ли он мне эти классы. Директор очень удивился: «Что ты с ними будешь делать?» Я сказала, что сама не знаю. Придумаю что-нибудь, к примеру, буду с ними рисовать на компьютере, чтобы они вынуждены были хоть как-то приобщиться к искусству, буду ходить с детьми в музеи, в парки. Будем разбирать городскую и парковую архитектуру. Займемся народными промыслами, книжными иллюстрациями, витражами.
Хорошая мысль, мне самой понравилась. К тому же, я уже успела насмотреться на чуму компьютерных игр в Америке. И на последствия этой чумы.
Но
как рисовать-то? Никаких редакторов графических тогда, в 93-м году, не было. Был некий пакет для создания учебных пособий – Story Board, и в нем – маленький графический редактор – Picture Maker. Но этот пакет нужно было еще купить! На мои просьбы директор ответил, что у меня с головушкой явно не все в порядке, ибо в школе надобно туалеты чинить, крыша течет, в кабинет физики уже несколько лет не покупали никаких пособий, а я – с каким-то невнятным пакетом пристаю. Тогда попыталась выпросить этот пакет в Институте Усовершенствования учителей. Не тут-то было! Мне ответили, что все – стоит денег, и если мне этот пакет нужен, пусть школа покупает. Ничего не оставалось, как стащить этот редактор из Института Усовершенствования, о чем я их и предупредила. Мне ответили, что я не сумею грамотно умыкнуть редактор из пакета, знаний не хватит. Ах, не сумею? Через неделю позвонила в Институт Усовершенствования и предложила им посмотреть на редактор, извлеченный из пакета, который установила у себя в компьютерном классе.
Зная мой характер, народ только посмеялся, спросив при этом: «И что ты будешь с этим редактором делать?» Этого я и не знала…
Да, в нашем семействе все рисовали, но не на компьютере же… И как рисовать на нем? Стала пробовать. Что-то получалось, что-то не получалось, любая система в одночасье не создается. Зато мои дети стали в Эрмитаж ходить. Я договорилась с приятельницей (экскурсоводом в Эрмитаже), что она создаст экскурсии по тем темам, которые нам интересны. Потихоньку стал выстраиваться курс (искусствоведчески, технически). Но была еще одна проблема, очень тягостная для меня. Некоторые рисунки детей по цветовой гамме вызывали у меня едва ли не физическую боль. Плохо мне было от них…
Вот представьте себе: тема урока – «Картина, висящая на стене». Тема, в общем-то, – техническая, ибо ориентирована на то, чтобы освоить инструменты: «графические примитивы», «заливку», «ластик», и т.д. Ребенок рисует на картине море (синий цвет), раму к картине – фосфоресцирующе зеленую, цвета одежды у дорожных рабочих, а обои на стене – цвета шиповника. Мне худо от таких сочетаний красок, а он – доволен и счастлив.
Излишней самоуверенностью я не страдаю, поэтому стала подумывать о собственной профнепригодности. Детям – хорошо от их художеств, я же – заболеваю…
Пошла в университет к психологам советоваться, все ли у меня в порядке. Может, зря я все это придумала, если возникают такие проблемы? Они посмотрели детские работы и сказали, что у меня – порядок, а у детей – высокий уровень тревожности, у некоторых – явно пограничное состояние. А это – что такое? Нужно разбираться. Обложилась книгами по психологии, стала читать. Потом опять пошла к директору и попросила взять на работу психолога, раз у детей такие проблемы. Посмотрим вместе с психологом, может, как-то сумеем помочь.
Здесь мне просто повезло: в школах появилась ставка психолога. Взяли психолога, мы начали работать. Интересно! Многое стало понятнее. Но! Психологи работают с устойчивыми чертами личности, например, – с чертами характера. А творчество в своей основе – бессознательно. И мне опять повезло! Психолог перешла в другую школу, ближе к дому, а к нам пришла работать психоаналитик. Несколько лет мы совместно работали, потом я (Овен, куда же деваться!) пошла учиться в Институт Психоанализа, ибо лозунг «шейте сами!» всегда был для меня актуален. Свободы больше, пространства больше…
В общем, занималась я этим курсом более 20 лет, пока не выстроилась целостная система не только целеполаганий, но и арт-терапии.
Воистину, диковинны дела Твои, Господи! Я же – не педагог, я – программист. Это сейчас в педагогических институтах готовят учителей информатики. В восьмидесятые годы преподавать информатику в школы шли программисты, и педагогические премудрости нам приходилось осваивать на ходу. Да и в школу-то я попала случайно: у дочери была астма, мне нужно было находиться рядом, на случай приступа астмы. Сначала упиралась изо всех силенок, так не хотелось уходить с работы на кафедре в институте в какую-то школу…
Но все оказалось
так интересно!
Так увлекательно! И мир детства, со всеми его проблемами и радостями,
так прекрасен!
Признание, грант за лучший образовательный проект на Всероссийском конкурсе, предложения написать учебники – все это было потом, потом… А сначала – полное неприятие моей работы. Ополчились методисты по информатике: «Это почему вы занимаетесь проблемами, которые не входят в круг ваших профессиональных обязанностей?»
Затем – психологи. Поскольку каждая работа ребенка – материал для психологического тестирования, психологи решили, что я забралась на их территорию, и радостно поносили меня на всевозможных конференциях.
Потом – художники. Мне один художник как-то сказал: «Хохлома требует тактильного контакта с деревом, а не с твоей железной дурой (компьютером), колонковой кисти. О какой хохломе можно говорить, используя компьютер?» Все хором спрашивали: «Зачем тебе это нужно? Этот непонятный синтез искусства, компьютера и психологии. Это сложно, это требует не слабых знаний во всех синтезируемых областях. Зачем тебе приключения на собственную голову? Занимайся спокойно своим программированием, тем более что в этом ты успешна». Что я могла ответить? Единственное: «Мне интересно! И результаты уже есть!» Старая истина: тот, кто хочет, достигает большего, чем тот, кто может. Я очень хотела…
Хотела чего? Детям помочь!
Нет, миссией себя не чувствовала. Просто старалась делать то, что могла.
Сейчас учебники (электронный и бумажный – частично) можно посмотреть на моем сайте: spbart.clan.su/
Сразу предупреждаю, что интерфейс у сайта – не Бог весть что, потому что сам сайт создавал не профессионал – майор милиции из Калужской области. Бесплатно, вестимо. Он увидел детские работы в моем блоге на портале ПроШколу и сказал, что их нужно показывать, на радость людям, в Интернете. Поэтому он для нашей студии «Лики детства» сделает сайт. И сделал!
Почему студия, которой руководила, называется "
Лики Детства"? Я как-то у детей спросила: «Почему у Феди – лицо, а у святого – лик?» Наверно, в этом и заключается ответ. Лик – это больше, чем лицо, это что-то другое, смысловое наполнение слова другое. Для меня у детства –
лики, такие разные, такие прекрасные. Все! Восточная мудрость говорит: «Всегда говори с ребенком очень внимательно, осторожно и уважительно, ибо ты никогда не знаешь,
кто перед тобой стоит». И когда ребенок приходит на занятия, я всегда стараюсь рассмотреть, как-то предугадать,
кто ко мне пришел. И когда он, получив то, что можно получить на занятиях, уйдет, хочется, чтобы он ушел хотя бы с капелькой света, чтобы на занятиях на него этот свет пролился и в него вошел, стал его частью.
Спасибо ему большое, этому чудесному человеку –
Усу Александру Леонидовичу! Почему-то ему нужно было нам помогать. Я уже писала о том, что существуют люди, которым почему-то надо делать то, что совсем не входит в их должностные обязанности. Просто так, для Жизни.