Размышлизмы-Человек среди людей
1. Нельзя одновременно быть первым и быть в центре.
2. Дружба – это игра в поддавки: чем больше мы уступаем другу, тем больше у нас шансов на успех.
3. Каждый настоящий воин – всегда один в поле, даже если вокруг него собралось целое войско.
4. Если толпа идет за тобой, поразмысли: вдруг она за тобой гонится?
5. Люди гонятся только за теми, кто убегает от них.
6. Прежде чем хватать Фортуну за волосы, проверь, не парик ли это.
7. Слава – это почетная форма позора.
8. Мало победить, – надо не оказаться раздавленным и побежденным собственной победой.
9. Опыт своих побед – это гастрономическое блюдо, которое приятно есть, но трудно переваривать. Опыт своих поражений, напротив, не доставляет удовольствия при его употреблении, но легко усваивается.
10. Победа причиняет человеку гораздо больше боли, чем поражение: тот, кто хоть раз одерживал настоящую победу, не захочет больше сражаться. Более того, побеждает чаще тот, кто не имеет личного интереса в сражении.
11. Утешения, которые мы получаем в беде от ближних, подобны гипсу для излечения переломленной души. Они лишают душу движения и контактов с внешним миром, чтобы она скорее восстановилась.
12. Мы часто хотим, чтобы нас обманули, чтобы иметь право не верить людям.
13. Если преступника не наказывают, оправдывая его преступление влиянием среды, то почему героя награждают за заслуги, причиной которых также была среда?
14. Поклоняться надо с гордостью, а повелевать со смирением. Гордость в сочетании с властью так же губительна, как низкая самооценка в сочетании с положением раба.
15. Между крайней гордостью и крайним смирением нет ощутимой разницы.
16. Разница между светской сдержанной самооценкой и смирением – такая же, как между диетой и постом.
17. Трагедия нынешнего поколения – в том, что мы одновременно отцы и дети и восстаем против себя во имя себя. Каждый человек – это Блудный сын и его отец одновременно, и преодолеть дистанцию между этими двумя ликами своими труднее, чем пройти полмира.
18. У двух смертельных врагов может быть разный уровень ума, но глупость у них, как правило, одинаковая.
19. Мы ненавидим наших врагов за наши собственные недостатки.
20. Когда мы ругаем других, мы подчеркиваем в них прежде всего недостатки, которые видим у себя.
21. Представления человека о человечестве есть замаскированная форма его представлений о себе.
22. Скажи мне, что ты думаешь о своих врагах,– и скажу, кто ты.
23. Обидчик, обвиняющий себя в злом поступке по отношению к ближнему, виновен еще и в грехе высокомерия: он не знает, что обидчик почти всегда слабее обиженного.
24. Человек должен владеть своим делом, но дело не должно господствовать над человеком.
25. Слава делает нас известными людям, но неизвестными себе.
26. Подвиги, совершающиеся для всех, часто совершаются ни для кого.
27. В каждой клевете нас раздражает прежде всего элемент правды.
28. Недоверие к людям есть следствие недоверия к себе.
29. Победители нуждаются в сострадании более, нежели побежденные.
30. Служить свободе значит быть ее рабом. Свобода порабощает тех, кто ей служит.
31. Стремление к одиночеству– это высшая форма любви к людям.
32. Недостатки, которые мы скрываем, втайне нравятся нам. Недостатки, которые мы открываем людям, должны, по нашему замыслу, понравиться людям.
33. Унижать себя приятнее, чем возвеличивать: в первом случае мы претендуем на жалость, а во втором– бросаем людям вызов.
34. Легче всего доказать виновность того, кто ни в чем не виноват.
35. Любовь к конкретному человеку и любовь к Человеку вообще–две вещи противоположные. Ближнего мы любим за недостатки, а дальнего– за достоинства.
36. Человек не всемогущ только потому, что не знает, что делать со всемогуществом.
37. Не может быть большей слабости, чем не мочь чего-то не мочь.
38. Человек в старости – это вид музея, где собраны экспонаты - чувства и события.
39. Найти общий язык с одним человеком легче, чем с толпой или целым народом.
40. О своих победах надо уметь забывать, не то они тебя раздавят.
41. На каждый бой надо выходить с чувством, что он – первый и последний в твоей жизни. Тогда ты будешь сражаться яростнее.
42. Богатство хорошо только тогда, когда не боишься его утратить.
43.
Парадокс «воли к власти». Приятнее жаждать власти, чем иметь ее.
44. Желания больше влияют на нас, чем убеждения.
45. Богатство ценно лишь в меру того, что мы знаем, на что его употребить. (Это относится и к богатству духа).
46. Слава хороша, если она принадлежит человеку, и дурна, если человек принадлежит ей.
47. Легче спасти человеку жизнь в беде, чем предостеречь его от этой беды.
48. Чтобы возглавить толпу, не надо верить в нее, надо заразительно верить в себя. Лидерство и харизма есть плод самолюбия, а не любви к людям.
49. Храбрость нужнее перед битвой, чем в сражении.
50. Наступление тоже есть бегство, только в другую сторону: бегство не от врага, а от собственного страха.
51. Трусость и храбрость в равной степени делают человека непредсказуемым.
52. Успех – это в большей степени следствие веры, чем мысли.
53. Завидовать стоит только тем, кто лишен чувства зависти.
54. Для умелого воина опаснее враг-самоучка, чем профессионал.
55. Спешка более всего свойственна тем, кому нечего делать.
56. Желание жить красиво – главное, что не позволяет жить хотя бы сносно.
57.
Формула общения. Я— живой человек, и ты—живой человек. В твоем лице я общаюсь с бесконечным миром, отличным от моего, столь же бесконечного, но связанного с ним. Определять, кто из нас лучше, все равно что сравнивать бесконечность с бесконечностью: это так же бессмысленно и бесплодно. Если ты причиняешь мне боль, то я вспоминаю, что одна бесконечность не может отменить или уничтожить другую. Если я причиняю тебе боль, то я ограничиваю изнутри свой мир, лишаю его бесконечности, замыкаю себя в себе. Но я понимаю, какое это высокомерие— полагать, что человек может обидеть человека, что обидчик—сильнее обиженного, и каюсь в грехе. Я всеми силами стремлюсь, чтобы бесконечность моего мира продолжала бесконечность мира твоего, а не противопоставлялась ей.