Тьма прокуратора
Историкам империи больше ничего не остаётся, как замазывать злодеяния государственных деятелей выводами о пользе для державы, обосновывая те или иные их деяния с точки зрения геополитической необходимости. Но не стоят и капли крови тех сотней тысяч пострадавших от рук этого деятеля все величественные планы и их достижение карательными методами. Российская политика не может идти в разрез с Русской Культурой; избирая принципы Ермолова и, отвергая идеалы Достоевского, именем которого привыкли кичиться "...филы" националистического толка, осуществляется отступничество от истинной духовной сущности народа.
На том свете не помогут многопудовые тома ни Потто, ни самого императора, там книга деяний – единственное, что будет важным для души. И не спасут там никакие успехи ради империи, но напротив лягут тяжким грузом на посмертной судьбе государственных деятелей, чьи руки по основание в крови. Шовинистское имперское мышление всегда идёт в разрез с нравственными нормами и ценностями. И те кто сегодня прославляет Ермолова и ему подобных, становятся «адвокатами дьявола», поощряя государства вновь и вновь использовать те же самые бесчеловечные методы, порождая обратное зло и ненависть.
История Кавказа и его народов не ограничивается периодом Кавказской войны, и прежде чем сторонникам великодержавной политики навязывать своё предвзятое мнение, нужно обратиться к его (Кавказа) истории, когда не было и в помине современных государств и их придворных летописцев. Тогда может быть осмыслена многовековая героическая Освободительная борьба горских народов против завоевателей, в том числе и Российской империи.
И на этом фоне деяния Ермолова предстанут в подлинном свете даже для ослеплённых великодержавной спесью несчастных, сочувствующих ему последователей, являя собой тот чудовищный мрак, который стоял за этой персоной и всей государственной имперской машиной.
Прокуратору Кавказа (Ермолову)
Быть может, в этот час он понял - слишком поздно
Что семя гибели он сам в себе растил...
Крест поэта - Грибоедов
Д. Л. Андреев
И помянут тебя в веках
проклятьем горьким и суровым,
потомки горцев, в чьих смертях
повинен ты. Душа в оковах
твоя томится там во тьме,
не веря в близкое спасенье,
отвергнув бунт и избавленье,
кляня в безвыходной тюрьме
свою судьбу и миг величья,
царей и «гениев» двуличных,
Свой развращённый дикий нрав
И спесь, отвергшую Устав…
Возвысь, сатрап, свой скорбный глас
над тёмной жаждою отмщенья,
проси у Господа прощенья
за изувеченный Кавказ!
За сотни тысяч убиенных
Руками собственных рабов,
Тех, что коленопреклоненных
Ты гнал на бойню, как скотов.
И может, он услышан будет,
когда в горах Кавказа мир
наступит в час и звуки лир
затмят бесславный вой орудий…
27.09.2010
P.S.
Неизменная глупость обвинять горцев за то, что они воевали на своей территории, воевали жестоко, тем самым оправдывая карательные методы царских генералов, – ведь это то же самое, что обвинять русских ополченцев, партизанов за их, мягко говоря, жестокие методы борьбы с польскими, немецкими захватчиками.
Если бы Гюлистанский договор имел одобрение народов, то наверное бы, история Большой Кавказской войны была бы иной... Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Империи действуют и кроят карты регионов по своему уразумению, что не всегда совпадает с правдой и Промыслом Божьим.