Православие в Розе Мира
Се, Человек — несколько слов о патриархе Павле, а так же о стяжании и нестяжании

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

  Статья старая. Писана когда патриарх еще был жив.
  Очень советую ссылку посмотреть.
    Больше не комментирую.



 
Несколько историй о Сербском патриархе Павле

Сербский Патриарх Павел
Я никогда не видел лично патриарха Павла, хотя наслышан о нём давно. Впервые я попал в Сербию осенью 2006 года. Я очень хотел увидеть Святейшего, тем более, что, насколько я знаю, обычно он был вполне доступен. Не то чтобы я рассчитывал на аудиенцию, просто хотелось посмотреть своими глазами на святого человека наших дней и подойти к нему под благословение, и уже это было бы счастьем. Но не вышло. Как раз тогда, осенью 2006-го здоровье его ухудшилось, а в последующие разы становилось всё хуже. Видимо, я оказался недостоин того, чтобы увидеть Святейшего Павла.


 Но зато, будучи в Сербии, я услышал множество примечательных историй о нём от заслуживающих доверия людей, и хотел бы ими поделиться. Святейший патриарх Павел – это явление уникальное для нашего времени и потому, конечно, бессмысленно пытаться делать его опыт планкой для других патриархов, точно так же, как, например, опыт святого Филарета Милостивого или святого Алексия, Человека Божия делать планкой для большинства современных мирян. У каждого своя мера и свой образ подвига. Мне кажется, можно просто порадоваться, что при нашей жизни был и есть такой человек в Православной Церкви.

 Известно, что Сербский патриарх и будучи наделён столь высоким саном, продолжал аскетические подвиги, и старался держаться очень скромно, причём это у него выходило очень естественно, без какого-либо нарочито показаного оттенка. Он ходил по городу пешком или ездил на обычнычном транспорте, среди людской давки, был нестяжательным, и питался так же мало, как древние отцы-пустынники, – просто потому, что он был таков.

 Госпожа Яня Тодорович рассказывала мне историю, случившуюся с её сестрой. Та как-то попала на приём к патриарху по какому-то делу. Обсуждая дело, она случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви – это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: «какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье, неужто никто не может подарить ему новую обувку?» Патриарх тут же с радостью сказал: «Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил – и вот, они ещё долго смогут послужить».

 С этими же ботинками связана ещё одна история. Некая женщина пришла в патриархию с требованием поговорить с патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и её не сразу пустили, но всё же настойчивость посетительницы принесла плод, и аудиенция состоялась. Увидев патриарха, женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, которая велела принести патриарху денег, чтобы он мог купить себе новую обувь. И с этими словами посетительница протянула конверт с деньгами. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спрашивает: «А в каком часу вы легли спать?» Женщина, удивившись, ответила: «Ну… где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырёх часов утра», – отвечает патриарх, – «И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.

 Однажды, подходя к зданию патриархии, святейший Павел заметил много стоявших у входа иномарок и поинтересовался, чьи это машины. Ему сказали, что это машины архиереев. На что патриарх с улыбкой сказал: «Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?»

 Как-то раз патриарх летел куда-то с визитом на самолёте. Когда они пролетали над морем, самолёт попал в зону турбулентности и стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с патриархом, спросил, что он думает о том, если самолёт сейчас упадёт. Святейший Павел невозмутимо ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня».

 Может быть, не лишним будет также привести отрывок из беседы Николая Кокухина с диаконом Небойшей Тополичем:

 «По милости Божией у нас есть такой духовный пастырь, как Святейший Патриарх Павел… Он ведет аскетическую жизнь и является для нас живым примером евангельского пастыря. Он живет во Христе в полном смысле этого слова… Как православный монах он постится, то есть не кушает мясо, а в понедельник, среду и пятницу у него очень строгий пост… Он каждое утро служит литургию в маленькой часовне, которая находится в здании Патриархии. Там нет хора, а поют только прихожане…

 Он сам облачается перед службой и сам разоблачается после службы, он сам исповедует прихожан и сам причащает их. Подрясник и рясу он носит с тех пор, как постригся в ангельский чин (а это произошло пятьдесят лет назад). И не меняет их. Он сам стирает, гладит и чинит их. Он сам себе готовит пищу. Однажды он рассказал мне, как из женских сапог сшил себе хорошие ботинки, у него есть все сапожные инструменты, он может отремонтировать любую обувь. Он часто служит в разных храмах, и если увидит, что у священника порвана ряса или фелонь, он говорит ему: «Принеси, я починю ее»… Пребывание рядом с таким человеком – это большое благо для воспитания собственной души, для духовного возрастания».

 При этом патриарх Павел является доктором богословия (это звание ему было присвоено ещё до патриаршества), он автор нескольких книг – монографии о монастыре святого Иоанникия Девичского и трехтомника «Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры», некоторые выдержки из которого недавно были опубликованы в переводе на руский язык.

 Сейчас патриарху Павлу идёт 95-й год. Из-за слабого здоровья он уже давно находится в больнице. Функции по церковному управлению исполняет Синод Сербской Православной Церкви. Патриарх Павел уже неоднократно просил отправить его «на покой» (то есть, в отставку) по состоянию здоровья, но на минувшем Архиерейском Соборе было решено, что он останется духовным главой Сербской Церкви до самой смерти. Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любит. Его фигура уникальна даже для Сербской Церкви и следующий патриарх, конечно, будет уже другим.
Юрий Максимов
Радонеж

http://stomaster.livejournal.com/1044387.html


Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 21 Июля 2017, 18:11:52, Вадим Булычев»

Спасибо, Вадим!
Замечательная статья! Хотя, комментарии излишни.
Удивительна жизнь!

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина

  Да, Мария, комментарии здесь, наверное излишни.

Дух дышит, где хочет

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Удивительная личность! Не раз слышал о нём при его жизни и радовался, что такой человек живёт среди нас. С его смертью возникло какое-то чувство сиротства, будто сам что-то потерял. Спасибо, Вадим, за статью. С большим интересом и удовольствием прочитал.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

На днях вспомнил о ныне уже покойном сербском патриархе Павле. Воистину, патриарх Павел являл собой идеал нестяжательности. Но меня больше всего удивляет не то, что он совсем не принимал денег (на свои личные нужды) или мог ходить в стоптанных туфлях, найденных возле "мусорки" (это все как бы личная "аскеза") - удивляет, что он МОГ ВООБЩЕ СВОБОДНО ЕЗДИТЬ В ТРАМВАЙЧИКЕ С ПРОСТЫМ НАРОДОМ, ХОДИТЬ СРЕДИ ПРОСТОГО НАРОДА! О, какая это недосягаемая "роскошь" для высших иерархов той же Русской Православной Церкви. Быть с народом без Федеральной службы охраны, без недосягаемых бюрократических барьеров, особняков, яхт, несметных финансовых счетов. Какое счастье просто ехать в трамвайчике, в залатанном подряснике, читать книжечку в затертом переплете или слушать разговоры своего НАРОДА, своей ПАСТВЫ.

И кто бы тогда кинул камень в Церковь? Кто бы посмел сказать, что "церковь зажралась", что попы "совсем берега потеряли"? Кто бы посмел сказать, что Церковь не с народом, что Церковь - не народ?.. Увы, увы. И не надо никаких богословских, сотериологических, экклезиологических оправданий. Мол, все мы грешные, у нас (в церкви) всегда кризис, роскошь высших иерархов была всегда (да и как они обратят сильных мира сего, если не будут богатыми) и т.д. и т.п. Перед глазами у всех нас недавний пример жизни сербского патриарха Павла.

Совсем необязательно не брать денег совсем, ходить в рваных туфлях - достаточно просто отказаться от роскоши и защитных барьеров вокруг себя. Ведь с вами Бог, не так ли, высшие иерархи Церкви Христовой?! Тогда чего Вы боитесь?

А пока довольствуемся фотошопом. Данная картинка скачена с сайта "Ахилла" (http://ahilla.ru):

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 21 Июля 2017, 03:57:26, Золушка»

недосягаемых бюрократических барьеров, особняков, яхт, несметных финансовых счетов

Никогда не мог понять, как это вообще сочетается со служением Христу и Его Церкви... Неужели не понимают, что ТАК дискредитируется христианство, что ВРЕДА таким образом жизни наносится Церкви Христовой гораздо больше, чем пользы от своего служения? Лучше бы, если есть такая тяга к власти и бизнесу, пойти на государеву службу или в бизнес. При чём тут христианская церковь? Почему именно такой выбор был сделан?

Даже не знаю, риторические это вопросы или нет. Мне, правда, это непонятно — внутренне. Не хочется думать, что иерархи церкви люди неверующие, использующие церковь так же, как чиновник свою должность или бизнесмен — выгодно подвернувшийся проект. Не знаю, имею ли я право произносить это слово... но мне представляется роскошь служителей Христовой Церкви — кощунственной. В сочетании с монашеской рясой и снисходительно-высокомерным отношением к подвижникам светской культуры — трижды кощунством. По отношению к Богу, не к людям.

Нет истины, где нет любви. (Изречение автора Гаврилиады.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 21 Июля 2017, 04:22:55, Ярослав»

Никогда не мог понять, как это вообще сочетается со служением Христу и Его Церкви... Неужели не понимают, что ТАК дискредитируется христианство, что ВРЕДА таким образом жизни наносится Церкви Христовой гораздо больше, чем пользы от своего служения?

Это и есть Система. Хороший ты, плохой, жадный, нежадный - или играешь по правилам Системы, или, извини, не быть тебе епископом, благочинным в хорошем месте, игуменом в каком-нибудь знаковом монастыре; да и просто батюшкой на богатом, многолюдном приходе. Система обязывает быть как все - принимать щедрые дары от сильных мира сего, вести свой церковный бизнес, иметь капитал, дабы назначать, снимать, подкупать... в общем, "византийский двор".

Конечно, Система не всесильна. Это только дьявольский морок. Пример сербского патриарха Павла как раз говорит, что можно быть не в Системе, но занимать высокий церковный пост. Да, в РПЦ осуществить пример патриарха Павла несколько сложнее. Сербская Церковь гораздо меньше Русской. Там невольно архиереи ближе к народу.

Лучше бы, если есть такая тяга к власти и бизнесу, пойти на государеву службу или в бизнес.

Когда человек приходит к вере, воцерковляется, идет в монахи, вряд ли (за редким исключением) он тогда думает про какой-то бизнес и какую-то власть. Подмены, как правило, начинаются позже, когда человек уже втянулся в церковную иерархию, уже "пророс" в ней. Именно тогда Система ставит тебя перед выбором: либо ты играешь по ее правилам, либо тебя "ломают и выбрасывают вон". Третий вариант, как с сербским патриархом Павлом, это в некотором смысле Чудо, Дар Божий. От таких как Павел Система просто отходит (дурачок, не от мира сего).

мне представляется роскошь служителей Христовой Церкви — кощунственной.

Кощунственна даже не сама роскошь (осетринка с икоркой и хорошим коньячком на столе, поездки на международные симпозиумы с проживанием в шикарных отелях... и прочие сугубо плотские радости) - кощунственно то, что деньги, финансово-бюрократический интерес подменяют собой братские отношения, любовь Христову. Почему иногда бывает так холодно душевно, когда, скажем, на какое-нибудь знаковое мероприятие собирается много князей церкви. Казалось бы, столько "господ и отцов наших" в одном месте, столько блеска и благочестивых улыбок, а тепла нет Тепла нет, потому что собрались бизнесмены и большие начальники, а уже потом отцы.

А ведь, действительно, зачем нужны большие деньги высшим иерархам церкви? (К слову, финансовый вопрос один из самых закрытых в церкви.) Только бедный и голодный человек может думать, что большие деньги нужны для того, чтобы сытно есть и пить; ну и еще путешествовать по миру, иметь много красивых вещей. Но все это внешний лоск. Он может удерживать душу, но не он определяет магистральное направление. Большие деньги - это всегда ПОЛИТИКА, это всегда влияние и ВЛАСТЬ. Это быстрый и эффективный способ выстраивать иерархические вертикали, кого-то приближать, отдалять, подкупать... одним словом - "рулить". Вот этот момент самый печальный. Именно здесь идет подмена Любви. Как мне кажется.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 21 Июля 2017, 19:56:43, Золушка»

дурачок, не от мира сего

«Царствие Моё не от мира сего»...

К слову, Александр Мень тоже не поддался «системе» (печально, что мы церковь называем «системой», но как ещё? система и есть, увы). И все подвижники и святые (настоящие святые) не жили в русле предписываемых «системой» негласных правил.

Я продолжаю считать, что главная трагедия и главный раскол в русской духовной жизни не никоновский, а на стяжателей и нестяжателей. Там корень всех следующих расколов.

В церкви, увы, не хотят видеть главную причину, а всю вину за трагедию 20-го века переводят на революционную интеллигенцию. Упорное неприятие ответственности и вины церкви за историческую судьбу России было продемонстрировано и в недавней дискуссии в соседней ветке.

Самое поразительное и горькое — это такое чувство, словно и не было трагедии 20-го века, и никакие уроки истории не пошли впрок, и всё возвращается в то же состояние в церкви, которое и привело 100 лет назад к катастрофе.

Складывается впечатление, что нынешнее состояние церкви — это глубокая старость, почти дряхлость, когда любое движение духа и любое творчество причиняют боль, и хочется только одного — покоя и комфорта, а будущее в этом мире уже не занимает, только прошлое (причём тоже без творческого осмысления, всегда конфликтного, но как тихая услада угасания жизни...)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 22 Июля 2017, 05:45:02, Ярослав»

Цитата (Ярослав Таран):

Упорное неприятие ответственности и вины церкви за историческую судьбу России...
Самое поразительное и горькое — это такое чувство, словно и не было трагедии 20-го века, и никакие уроки истории не пошли впрок, и всё возвращается в то же состояние в церкви, которое и привело 100 лет назад к катастрофе.


«Пред глазами ежедневно картина разложения нашего духовенства. Никакой надежды, чтобы оно опомнилось, поняло своё положение! Всё то же пьянство, разврат, сутяжничество, вымогательство, светские увлечения! Последние верующие — содрогаются от развращения или бесчувствия духовенства, и еще немного, сектантство возьмет верх… Никого и нет, кто бы мог понять наконец, на каком краю гибели Церковь, и отдать себе отчёт в происходящем… Время благоприятное пропущено, болезнь духа охватила весь государственный организм, перелома болезни больше не может случиться и духовенство катится в пропасть, без сопротивления и сил для противодействия. Еще год — и не будет даже простого народа около нас, всё восстанет, всё откажется от таких безумных и отвратительных руководителей… Что же может быть с государством? Оно погибнет вместе с нами! Теперь уже безразлично, какой Синод, какие Прокуроры, какие Семинарии и Академии; все охвачено агонией и смерть наша приближается».
(Свмч. Серафим (Чичагов), 1910 г.)


Дух дышит, где хочет


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика