Тимур Айтберов
Второе Албанское царство и его роль в истории аварского народа
Главные источники о Втором Албанском «царстве»[1] доступны кавказоведам, не знакомым с армянским и грузинским языками, на протяжении уже более чем столетия. Авторитетными медиевистами (к примеру, А.Е.Крымский, В.Ф.Минорский и т.д.) были предприняты – за это время – попытки разобраться в содержании указанных источников и, при этом, результаты своих разысканий они опубликовали еще в первой половине ХХ в.
Трудно, конечно, думать, что обозначенные ученые, работая над древним материалом, сумели расставить повсюду жирные точки – разобрались с содержанием древних текстов во всем и полностью, но вместе с этим, однако, вряд ли даст многое бесконечное «переосмысление» их трудов. Нужны новые факты, которые позволят, видимо, уточнить хронологию и генеалогию, очередность событий и т.д. В качестве ценных источников, содержащих неизвестную ранее информацию о Втором Албанском «царстве», могут послужить, к примеру, памятники армянской, армянографической албанской и грузинской эпиграфики, которые уже обнаружены и ожидается, что будут обнаружены в будущем – на территории горной части северо-западного Азербайджана (АР), Грузии (РГ) и западного Дагестана. Другая группа источников неизвестной (малоизвестной – ?) ныне информации о Втором Албанском «царстве» может быть выявлена, наверное, на полях древних армянских и грузинских рукописей, а также в виде палимпсестов, содержащих тексты на дагестанских и иных языках.
При всем этом объективно непростом состоянии вопроса о Втором Албанском «царстве», – не имея смелости браться здесь за историю его, как реально существовавшего на Кавказе средневекового государства – попытаемся высказать свои соображения о некоторых сторонах его жизни: в аспекте влияния его на общественно-политическое и культурное развитие, и этническое сохранение во времени и пространстве аварского народа, в первую очередь – закавказских аварцев и обитателей западной части Республики Дагестан.
1) Второе Албанское «царство» Багратидов просуществовало более двух столетий, имея центром г. Нуха, нынешнее название которого Шеки. Расположен он на западном склоне Главного Кавказского хребта – в бассейне Кишской речки, то есть в начале важной горной дороги, связывавшей Прикаспий с обширными землями, которые находились на берегах р. Куры. Через посредство данного «царства» распространялось в верхнем Присамурье и в Сулакском бассейне Дагестана (в первую очередь среди аварцев) религиозное и культурное влияние цивилизаций, господствовавших на Среднем Востоке и в частности на Южном Кавказе. Другой важный тут момент – в те далекие времена, когда мусульманская государственность господствовала в пределах закавказского Ширвана и большей части Южного Дагестана, именно через территорию Второй кавказской Албании могла осуществлять Армения – в лице существовавших тогда армянских «царств» и княжеств – практически свободный выход в западный Прикаспий.
В советской историографии вопрос существования Второго Албанского «царства» особо не выпячивался, что имело место, скорее всего, по политическим соображениям. Вместе с этим, однако, «царство», о котором идет речь, зафиксировано в атласе карт, приложенных к такому авторитетному изданию, как опубликованная в Москве Всемирная история. На включенную в него карту Страны Закавказья в IX–X вв., практически отражающую научное мнение Института истории АН СССР, локализовано Второе Албанское «царство» на территории Грузинской ССР (Лагодехо-Кварельская зона) и Азербайджанской ССР. Речь идет, при этом, о пределах Закатальского округа, Нухинского уезда (бывшее Шекинское ханство – Т.А.), Елизаветпольской губернии, если брать тут терминологию эпохи Российской империи рубежа XIX–XX вв.
Учитывая данную позицию советской исторической науки 50-х годов ХХ в., стал писать крупный армянский исследователь А.Ш.Мнацаканян о Втором Албанском «царстве» как об «армянской стране», расположенной, однако, к северу от р. Куры, как о южнокавказской территории, которую допустимо именовать «Закуринской Арменией» IX–XII вв. [2]
Позиция эта, следует отметить, опиралась на тот факт, что правители послеарабской Албании были представителями армянского этноса, сохранившими григорианство до середины XI в., а также на иные исторические реалии, о которых подробнее сказано будет ниже. Она, однако, вызвала в отношении себя глубокое неприятное со стороны, прежде всего, ученых-соседей, по закавказскому региону СССР.
Недавно вышла в свет солидная монография, написанная руками трех видных северокавказских авторов, которая отразила в определенной степени мнение не только Института истории, археологии и этнографии, входящего в систему Дагестанского научного центра Российской Академии наук, но также и позицию Московского «Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая». В работе этой жестко критикуется научная идея А.Ш.Мнацаканяна: о левобережье Куры, как о закавказской территории «в значительной степени населенной армянами». Мало того, Мнацаканян А.Ш. проводит в своей книге мысль – фразой «левобережье Куры осталось» в послеарабскую эпоху «в значительной степени населенной армянами» – о проживании за Курой особенно большого количества армян[3]. За все это винят названные российские исследователи ХХI в. Мнацаканяна А.Ш. в том, что он, «предвзято анализируя письменные источники, необоснованно» трактует «исторические факты», несущие информацию о Втором Албанском «царстве» [4].
Характеристика эта, однако, после рассмотрения даже широко доступных, уже давно известных источников – авторы монографии История в зеркале паранауки, являющиеся крупными археологами, другими данными вряд ли располагали – кажется нам слишком резкой.
Главным упущением, присутствующем в тексте фундаментального сочинения, созданного рукой известного армянского исследователя, видится нам то, прежде всего, что не отметил он место и роль аварского элемента в жизни Албании послеарабской эпохи. Здесь, однако, нельзя будет не указать на то обстоятельство, что со времен возвышения М.-Д.Багирова (1-й секретарь ЦК Коммунистической партии Азербайджана, позднее член Политбюро ЦК ВКПб) боялись в Дагестане говорить – более или менее ясно и четко – о давности проживания аварцев в восточном Закавказье и месте их в средневековой истории данного региона. Впервые, если брать тут послеоктябрьское время, обрисована была вся территория закавказского Аваристана – полностью (на базе всех практических источников), причем увязана со Вторым Албанским «царством» (в качестве значительной части благодатного пространства, которое занимало последнее), на страницах книги Закавказские аварцы[5].
2) Территорию Закатальского округа (ниже ЗО), который превосходил по площади своей Великое герцогство Люксембург, – независимое государство Европы – называли русские и западноевропейцы XIX в. «садом Закавказья». Чертой, которую выделяли они особо при описании ЗО, являлся этнический состав, а главное – язык общения подавляющей массы местного населения. Дело в том, что такие распространенные в восточном Закавказье средства традиционного общения местного населения, как языки грузинский и «татарский», то есть азербайджанский, занимали там, даже в после-шамилевскую эпоху, весьма незначительное место.
Что касается Шекинской зоны восточного Закавказья, превосходящей по своей площади ЗО, и расположенной к юго-востоку от последнего, то она обладала специфическими чертами, занимая западные склоны Главного Кавказского хребта. Во-первых, Шекинская зона имела прямую связь с обширной равниной Куринского левобережья. Во-вторых же, большой процент ее обитателей составляло издавна григорианское население, которое представлено было как дагестаноязычным племенем удинов, так и армянами в трое более многочисленными, чем последние.
Это обстоятельство имело место при том, что полновесные дагестанцы мусульманского вероисповедания в названной, то есть собственно Шекинской, зоне были традиционно весьма и весьма малочисленны. Точнее, представлены они бывали потомками недавних переселенцев с гор современного Дагестана, которые, однако, уже в третьем – четвертом поколениях теряли языки предков. Происходило же это по причине их малочисленности на прародине и этнической слабости, проистекавшей из отсутствия религиозной и иной литературы на родных языках и, как результат, быстрой ассимиляции. Данная группа этнических дагестанцев как бы подпитывала за свой счет окружающее мусульманское – что важно пришлое – население Шеки и, таким образом, усиливало его физически и в количественном отношении, то есть «играло в свои ворота» – ослабляло исконный «дагестанизм» на территории восточного Закавказья.
Получается, соответственно, что в исторических пределах Второго Албанского «царства», куда не входил Кабалинский участок – часть закавказского Лезгистана[6], проживали исторически три народа. Это были: аварцы, армяне, которые пришли из-за Куры, и грузины, которые двигались с алазанского правобережья, в основном со времени распада Халифата Аббасидов. Поэтому-то и существуют основания ставить вопрос о роли Второго Албанского «царства», в котором «цари» были этническими армянами, в истории аварского народа Кавказа. Ведь благодатная аварская зона восточного Закавказья – в том виде, в котором была она исторической реальностью еще в конце XIX в., – занимала около половины территории Второй Албании Багратидов.
3) Географический и этнический факторы обосабливали, причем издавна, ту часть алазанского левобережья, которая примерно соответствует ЗО, а также – землям лежащим юго-восточнее. Справедливым видится поэтому мнение крупнейшего знатока исторической географии Кавказа – Еремяна С.Т. Суть же его заключается в данном случае в том, что закавказское образование III–V вв., известное как Лпиния–Лепон, соответствует ЗО, если брать тут в общем[7]. В конце прошлого столетия (ХХ в.) стали, правда появляться сочинения, – в том числе и в Армении – авторы которых предлагали внести существенные коррективы в указанное выше положение авторитетнейшего исследователя Ашхарацуйца. Они считали, как известно, что Лпиния-Лепон располагалась юго-восточнее Нухинского уезда, а не только ЗО[8]. В последнее время, однако, выступил с обстоятельным разысканием по лпинскому вопросу М.С.Гаджиев (Махачкала), который показал правильность научной позиции С.Т.Еремяна.
Когда иранский шах Кавад (498-531), происходивший из династии Сасанидов, стал – ликвидируя автономные единицы на территории своей империи, – вести политику унификации административно-государственного строя, то затронул он, в конце концов, и Лпинию-Лепон. Вместо данной государственной единицы, наследственные правители которой принадлежали – не исключено – к парфянскому роду Аршакидов, создал шахиншах Кавад пограничную единицу (против нашествий северокавказских кочевников), названную в источниках «Стена лпинов».
Названная «Стена» представляла собой систему многочисленных фортов, объединенных каменной (?) крепостной стеной. Простиралась она от закавказских предгорных земель, которые находятся к юго-востоку от Шеки, а доходила вплоть до иранского древнего оборонительного комплекса, который возведен был Аршакидами (?) к северо-западу от Белокан, то есть вплоть до сооружения известного как «Врата против аланов».
В эпоху шахиншаха Кавада, когда иранцы создали очередной оборонительный комплекс: против вторжений на территорию империи кочевых орд через горные кавказские дороги, – построены были в системе его, как можно думать, поселения иранских военных, а также обслуживавшего их персонала. Располагали их иранцы в отдельных, более или менее удобных для проживания местах. Если же брать тут в качестве объекта внимания территорию традиционно аварской зоны восточного Закавказья, то изучение местной топонимики позволяет предположить, что поселения иранцев V – начала VI вв. возведены были у входов в три, как минимум, ущелья ЗО. Это – Мухахское ущелье (Динди), по которому проходила знаменитая «Лекетская дорога» (упоминается грузинами в VIII в.), где стоит старинное поселение аварцев, имеющее иранское название Чардах; Джарское ущелье, ибо джар имеет значение «ущелье» в различных иранских языках; Белоканское (Билкан) ущелье, где иранский характер топонима разглядеть, по-видимому, можно.
Позднее, в VI в. н.э. – при шахиншахе Хосрове Ануширване, создали иранцы новую систему обороны кавказского региона своей империи: от вторжений северокавказских кочевников, причем отличную от той, которая существовала при Кавад-шахе. Имеется в виду то, что она была не связана практически со «Стеной лпинов», стоявшей в восточном Закавказье. Теперь подняли иранцы сасанидской эпохи роль (в защите против кочевого элемента степей) неприступного Хунзахского плато, всего Сулакского речного бассейна и прилегающих территорий Дагестана. Они, таким образом, перенесли главное внимание свое – после возведения Дербентского оборонительного комплекса – на горную зону Северо-восточного Кавказа, чем повторили, как видится, опыт Парфии Аршакидов. В правление монархов VII в., происходивших из династии Сасанидов, заставили прорывы северокавказских кочевых сил в южном направлении – на земли лежащие к югу от Дербентского оборонительного комплекса – дополнить систему Хосрова Ануширвана. Они построили «Врата» в Мухахском ущелье («Лекетская» дорога, северо-восточным началом которой была Хасавюртовская зона РД), опиравшиеся на дагестаноязычное сел. Калял. Это был как бы дополнительный элемент, – в виде хорошо укрепленного горского поселения, в котором преобладала раньше аварская речь, – усиление оборонительной системы созданной на Восточном Кавказе Хосровом Ануширваном.
При всем этом, однако, характеристика закавказского Арана, которая принадлежит Ибн ал-Факиху, причем восходящая, возможно, к словам сына самого наместника Арминии VIII в., а также сообщения грузинских источников о ситуации в ЗО, которая сложилась там после походов Марвана ибн Мухаммада, наводят на определенные мысли. Упоминание в них тогдашнего правителя территории ЗО, как лица являвшегося одновременно правителем авароязычных хунзахцев, а также – определение большей части аранских поселений как принадлежащих правителю аварского государства Сарир (столица – Хунзах), заставляют думать. Получается, что обозначенная здесь ситуация – в сфере политической географии – имеет корни не короткие. Дело здесь в том, скорее всего, что территория ЗО – зона исконного расселения аварцев – передана была, в рамках реформирования иранской оборонительной системы Восточного Кавказа Хосровом Ануширваном, под управление владык дагестанского Сарира, а произошло это в 1-й половине VI в.
4) В начале Аббасидской эпохи истории Ближнего Востока сложились предпосылки для формирования в восточном Закавказье – в пределах ЗО и Шекинской зоны – Второго Албанского «царства» с армянской династией Багратидов во главе. Дело в том, что если в 1-й половине VIII в. весь Сарир завоеван был арабо-мусульманами, то во 2-й половине VIII в. положение изменилось. Аварские земли горного Дагестана, являвшиеся ядром Сарира с центром в Хунзахе, обрели независимость, при том, что в указанное время образуется автономное христианское княжество у восточной части грузинского этноса. В таких-то вот общественно-политических условиях, когда еще функционировал в полной мере аппарат халифатской провинции Арминиййа, закрепляются знатные армяне, что «прибыли из Тарона», в восточном Закавказье. Местом их оседания стали предгорные местности с христианским по преимуществу населением, которые «превратились» после походов Марвана ибн Мухаммада «в леса дремучие»[9].
В качестве переселенцев выступали в данном случае «племянники» князя по имени «Адарнасе», отпрыска князя «Слепого», принадлежавшего к роду Багратидов. Последний, являлся реальной, что важно, фигурой на арене кавказской истории VIII в. Так, согласно авторитетным данным, «Слепой» Багратид был «первенствующим князем» арабской Армении, которому дал это звание Марван ибн Мухаммад в 732 г. Являлся он, т.е. «Слепой», участником арабо-хазарской войны, проходившей в Прикаспии. Жил же этот «Слепой» до 763 г., правда потеряв «должность», но не из-за недовольства арабов-мусульман своей личностью, а по вине лидера антиарабского восстания, который, кстати, и лишил названного Багратида зрения. Далее, следует отметить здесь также и то, что дядю вышеназванных знатных армян VIII в., которые, придя из Тарона, обосновались в Шеки (Шаких), звали – согласно грузинскому источнику, – «Адарнасе», а у упомянутого выше «Слепого» Багратида имелся – как установила армянская историография, – внук по имени Адарнасе // Атрнерсех[10].
При всем настороженном отношении кавказоведов к грузинским письменным источникам, – это имеет место из-за общеизвестного факта редактирования их в конце XVIII в., – в сообщении, приведенном выше, которое говорит о прибытии родовитых таронцев в восточнокавказское Шеки, не видно выдумки. Идет речь при этом о такой, которая направлена на возвеличение Грузии и ее государственных деятелей эпохи древности или раннего средневековья, чему можно встретить ряд примеров, хотя бы, в Истории (XVII в.) Вахушти Багратиони.
Итак, во 2-ой половине VIII в., когда позиции Аббасидов на Восточном Кавказе ослабли – в связи с обретением независимости многолюдной территорией, лежащей в трудно доступной зоне (горный Аваристан), – на западных отрогах Главного Кавказского хребта происходит одно не маловажное событие. В предгорной полосе утверждаются Багратиды. Удалось им сделать это, конечно, с дозволения мусульманской империи Аббасидов, которая озабочена была тогда проблемой сохранения своей власти на стратегически важной территории (между добившимся независимости неприступным Сариром и Бардинской зоной мусульманского мира), где утверждение и распространение вширь григорианства имело не короткую историю. Оно шло в течение уже нескольких столетий – со времен принятия данной формы монофизитства в Кабалинской Албании и в соседней Лпинии. Под властью названных выше родичей «первенствующего князя» Армении, который вошел в историографию Южного Кавказа как «Слепой» Багратид, то есть под властью знатных григориан, обретенной – как представляется, – покупкой (должностей у мусульманского наместника Арминиййи) оказалась во 2-ой половине VIII в. достаточно обширная и, причем, благодатная территория. Соответствовала она, насколько можно понять из наличных источников: большей части Нухинского уезда (в тексте Шаких, то есть «Шеки»). Позднее, однако, распространится эта их власть на значительную часть территории ЗО, а также на Кварельско-Лагодехскую зону современной Грузии (в тексте: «до самой Гулгулы»)[11].
Примерно в то же время еще одна знатная, вероятно армянская, фамилия, чьей наследственной должностью – в период проживания где-то к югу от Аракса – была якобы питиахш, прибыла в пределы ЗО. Она, при этом, утвердилась тогда на стратегически важной дороге, которая связывала Алазанскую долину с Прикаспийской равниной, причем с землями ее лежащими по обе стороны от Дербента.
Укрепляла указанная фамилия власть свою там (территория будущего Елисуйского султанства), полученную путем, видимо, покупки должности у халифского наместника Арминиййи, разными путями. Стоял в числе последних, к примеру, брак питиахши с женщиной «из рода» правителей «хунзахцев (хунз)», то есть жителей Хунзаха – сарирской столицы.
На территории, которая «дарована» была указанной армянской (?) фамилии, пришедшей, судя по всему, из-за Аракса, стояла в VIII в. «крепость». Предоставил ее «питиахшам» конечно не грузинский «царь» (?) Арчил (как утверждает грузинский текст, отредактированный в сефевидскую эпоху), а власти провинции Арминиййа. Можно предположить, что, знатные пришельцы с юго-запада опираясь на данную крепость, взяли на себя несение охранной службы в пользу Аббасидов, сидевших в Багдаде.
Одно из старых значений должностного термина питиахш – «правитель пограничной автономной области». Можно предположить, что члены отмеченной фамилии, армянского (?) происхождения по определенной причине долго сохраняли память о себе в связи с данным иранским титулом (питиахш). Имело это место потому, что они с VIII в. старались не допускать вторжений северокавказских кочевников (через Елисуйское ущелье) в пределы той части Закавказья, которая входила тогда в аббасидскую Арминиййу. Они, опираясь, прежде всего на свои собственные силы и обладая достаточно широкой автономией в рамках Халифата, уподоблялись, таким образом, древним питиахшам Парфии и Аршакидской Армении.
Арабские источники заставляют думать при этом, что дав определенную власть над Шеки и Елисуйским ущельем знатным армянам VIII в., Багдад не терял политической осторожности. Даже в начале IX в. там, по крайней мере, на Шекинском участке, халифатский наместник Арминиййи имел своего «представителя»[12], вероятно мусульманина по вероисповеданию. Он вероятно должен был следить: как за простонародьем, так и за знатными григорианами, которые расселились в зоне в качестве приводного ремня между верхами и низами.
5) В эпоху существования аббасидской Арминиййи территория будущего Албанского «царства» послеарабской эпохи входила в особый участок. Обладая названием «Кабала», последний являлся частью «Первой Арминиййи»[13], входившей, в свою очередь, в состав обширной общекавказской халифатской провинции «Арминиййа». Такой административный порядок, сформированный мусульманами Востока, создал предпосылки для будущего территориального объединения – после полного распада системы политической власти халифов, сидевших в Багдаде. Речь здесь идет о соединении закавказских земель, простиравшихся по левому (преимущественно) берегу Алазани от Шекинской зоны (АР) до Кварельской зоны (РГ), причем под властью Багратидов, придерживавшихся григорианства и использовавших армянский язык.
В 20-е годы IX в. шекинцы, среди которых расселились в VIII в. знатные таронцы, начинают выступать против халифатских наместников, сидевших на Куринском правобережье. При этом жители области Шеки делали это, не как государственное объединение – княжество, а как этнос, не имеющий еще четко сформировавшийся институт княжеской власти в своей среде. В названных выше антимусульманских выступлениях шекинцев (начало IX в.), правителями которых числились (со 2-й половины VIII в.) арабские назначенцы из рода Багратидов, присутствовали как минимум две стороны вопроса. Во-первых, там имело место естественное для многих обществ недовольство господством иноземцев (пришедших, в данном случае, из Месопотамии и Ирана), нежелание платить им подати и подчиняться их установлениям, то есть внутренние по характеру причины. Во-вторых, как думается, нельзя отрицать здесь и элементов подстрекательства со стороны соседних держав – иудейской Хазарии и христианской Византии, которые начинают обретать к тому времени силы, достаточные для активного противостояния Халифату.
В рамках названных антимусульманских выступлений, происходивших в девятом столетии, шекинцы убили «представителя» кавказского наместника Аббасидов. После этого они «напали» на самого наместника. Произошло это впрочем, вероятно, без видимого участия шекинских Багратидов. Сделано было это шекинцами «ночью», когда этот наместник двигался против Шеки, чтобы отомстить местным мятежникам за убийство своего чиновника и его служащих. В конце концов, наместник – Халид ибн Йазид, предок ширваншахов – «нанес поражение» мятежным шекинцам. «Многие из них» тогда были «убиты». После этого те запросили «мира», который наместник «даровал им»: на условии ежегодного внесения большой суммы денег[14].
По происшествии примерно восемнадцати лет, после того как наместник Арминиййи взяв «заложников» у шекинцев, «ушел» с левобережья Куры, на их землях, в Шеки фиксируется достаточно сильный и известный христианский – григорианский князь. Был им переселенец с южных земель Сахл-Саул (сын Сумбада), который «купил» у Аббасидов Шекинскую «область», простиравшуюся «от реки Куры до Кавказского хребта»[15]. Это была личность обладавшая не малой вооруженной силой и имевшая военно-политические связи с армянскими землями, лежащими к югу от р. Кура, к примеру, с карабахским участком Хачен.
Источник свидетельствует, таким образом, что на протяжении, примерно столетия на левобережье Куры, на подступах к Дагестану (РД), расселяются знатные пришельцы с юга, говорившие по-армянски и придерживавшиеся григорианства. Укоренялись они там, в пределах халифатской области «Первая Арминиййа», при помощи арабских властей – покупая у них должности по линии управления, беря на себя, при этом, роль как бы буфера в «геополитике», имевшей тогда место на Восточном Кавказе. Вместе с этим в течение ряда десятилетий Халифат – в лице своего кавказского наместника – держал «представителей» в предгорьях Главного Кавказского хребта, где расселились в VIII– начале IX вв. названные армяне в качестве управляющего элемента. Задачей названных «представителей» наместничества, являвшихся, скорее всего, восточными (по происхождению) мусульманами, был контроль над ситуацией в Шекинской зоне и на прилегающих к ней территориях.
Когда же власть мусульманской империи стала превращаться (2-я половина IX в.) в пределах восточного Закавказья в ничто, – по причине «политического распада Халифата» багдадских Аббасидов – провозглашается Албанское «царство». Первым, кто объявил себя «царем Албании» IX в. был, как известно, Хамам Багратид[16], в отношении которого следует сказать, что имя его зафиксировано в тексте араба ал-Масуди (1-я половина Х в.), а кроме того сохранилось надгробие его двоюродного брата[17].
Вряд ли владения знатного григорианина Хамама Багратида (есть мнение, что он был внуком «Сахля ибн Сумбада» Шекинского), ограничивались горной зоной Куринского правобережья[18]. Из источников не видно, чтобы какая-то большая военная сила не позволила бы «царю Албании» IX в. распространить власть свою на часть, хотя бы, территории Албанского царства Аршакидов. Речь идет здесь о Нухинском уезде, как минимум.
Сына «царя Албании» по имени Хамам звали Атарнарсе. Упоминается он во многих источниках, различного происхождения. Фиксируют его старинные тексты иногда с византийским титулом патрикий[19]. Причем нет сомнения в том, что местопребыванием данной личности была Шекинская зона; восточные мусульмане именовали его «царство» термином Шаки.
«Царь» Атарнарсе объединил в своих руках власть над всеми теми территориями, лежавшими на западных отрогах Главного Кавказского хребта[20], на которых утвердились в VIII в. таронские Багратиды, переселившиеся с юга питиахши, а возможно и иные армянские князья[21]. В пределах «царства» названного Багратида, носившего имя Атарнарсе, чьей северной границей были земли, доходящие «до самой Гулгулы» (юг Телавского района РГ), вошел, таким образом, закавказский Аваристан, то есть территории ЗО. Это в то время, как раньше, – со 2-й половины VIII в. – власть южных пришельцев григорианского вероисповедания, в лице «питиахшей», распространялась лишь на Елисуйскую часть территории ЗО.
Допустимо заключить, на основании текста Летописи Картли, что почти все подвластные «царя» Атарнарсе, кроме мусульман, «были в еретиках»[22], то есть являлись в первые десятилетия Х в. григорианами[23]. Касается данная характеристика, естественно, и обитателей ЗО, а также тех подвластных «патрикия» Атарнарсе, чьи дома стояли к северу от современной азербайджанско-грузинской границы. Нельзя, наверное, исключать здесь и того, что, входя в состав кавказской «Албании»[24], находившейся под управлением григорианина Атарнарсе, религиозной политике последнего подчинялась и часть западных земель горного Аваристана, а также Цахурский участок Присамурья. Дело в том, что указанные горные земли, входящие в пределы Республики Дагестан, были с одной стороны, резко обособлены географическим фактором (ландшафт) от столичной зоны Сарира; с другой – их экономическое процветание возможно было, лишь при свободных контактах с территорией Алазанской долины[25]; третья сторона вопроса – в верховьях Самура найдены – пока единственные (в пределах Горного Дагестана) – армянские надписи эпохи Второго Албанского царства.
Земли, которые сумел сохранить в своих руках «царь Албании» (Эрети-Шаки) по имени Атарнарсе[26], перешли – ближе к середине Х в. – под власть его «сына» Ишханика. Он – правитель земель, на которых жили, практически лишь армяне и аварцы, – также упоминается, кстати, в разнообразных по происхождению источниках[27]. В историю Кавказа этот «царь» вошел тем, что под влиянием матери став халкидонитом-православным, не мешал последней в ее религиозной политике. Имеется в виду то, что при правлении Ишханика эта женщина «обратила» «в православие» значительное количество «албанцев» Х в., отвратив их «от армянской ереси»[28]; речь здесь может идти и о закавказских аварцах – обитателях территории ЗО.
Зная, что объем прав и властных полномочий у закавказских правителей эпохи средневековья бывал, в целом, ограниченным, трудно поверить в версию Летописи Картли о поголовном переводе «албанцев» (1-я половина Х в.) в православие – стараниями «царицы Динар», жены «патрикия» Атарнарсе. По всей видимости, отступление от григорианства, о котором говорит грузинский источник, носило (на территории Второго Албанского «царства») ограниченный – в численном плане – характер. Уже во 2-й половине Х в., когда «царем» Албании был некий Гурген (?), тесно связанный с высшей армянской знатью[29], григорианство восстанавливает во многом – как можно заключить из сообщений каталикоса Анании Мокаци, – свои традиционные позиции на территории Второго Албанского «царства»[30]. Сюда хорошо вписывается одно из сообщений Летописи Картли. Оно гласит, что в 30-е годы XI в. власть в бассейне р. Алазань – на территории гораздо более обширной, кстати, чем Албания Х в. – находилась в руках «царя» по имени «Гагик» (был известен, между прочим, и мусульманским авторам) являвшегося, при этом, «сыном армянского царя Давида»; правитель закавказских территорий, лежавших к югу от г. Тбилиси[31]. Сыном этого Гагика (жил еще в 1046 г.), понятно, что армянина и григорианина, был «царь» Ахсартан[32], который является личностью интересной для истории аварского народа.
6) Уже в Х в. имелись предпосылки для обретения халкедонитством-православием определенных позиций во владениях Багратидов сидевших в г. Нуха – на территории известной как Шеки. Ведь еще в начале Х в., в правление «царя» Атарнарсе, находились под властью последнего земли с грузинским населением, в том числе местоположение сел. Гавази. В начале XI в. «царь абхазов и картлийцев», которого звали Баграт (ум. в 1014 г.), привел войска в Алазанскую долину, затем «обрел» верховенство над Второй Албанией (в тексте: Эрети) и «поставил» там правителя, носившего арабское имя «Абу-л-Ала» (Абулал). Правда, «люди», которые обитали в пределах этой Албании, вскоре «откололись» от сюзеренитета Кутаиси и «примкнули» к своему прежнему повелителю, чье имя было Давид. Тут вновь пришли «абхазцы и картлийцы», кстати при жизни вышеназванной «царицы Динар», и упоминавшийся уже «царь» Баграт «завоевал» тут Алазанскую долину, где стояла Албания, причем якобы «полностью». В 1020 г. в ЗО (с. Катех) стояла православная церковь. В 1021 г. воины Второй Албании (Эрети) приняли участие в походе грузинских войск, предпринятом в западном направлении, который организовал царь «абхазов и картлийцев», носивший имя Георгий (ум. В 1027 г.). На рубеже 30–40-х годов XI в. областеначальник (эристав) по имени «Джеди», входивший в административно-политическую систему Албании (правитель «Штори» и «Мачи»), приводил свои войска с левобережья Алазани в долину р. Йора (по-аварски Къарби), где жили православные грузины – для оказания помощи последним. В конце 50-х годов XI в. грузинские войска, находившиеся под властью православного государя, вторглись в пределы Алазанской долины и тут «овладел» последний чуть ли ни всеми крепостями Албании (Эрети)[33]. Все эти события усиливали, так или иначе, позиции халкедонизма-православия на территории восточнокавказского григорианского государства XI в. – того, что называли армяне и греки Албанией, – грузины Эретией, а арабы и персы Шаки.
7) В настоящее время местоположение Второго Албанского «царства» можно считать частью мусульманского мира. Это потому, что с послемонгольской эпохи христиан там – они прежде всего, кстати, григориане – проживает и проживало относительно не много, к примеру в XVIII–XIX вв. Встает, соответственно, вопрос о роли Багратидов и их армяноязычного окружения (IX – начало XII вв.) в формировании мусульманской государственности на землях ЗО и Нухинского уезда.
Понятно, что после установления политической власти мусульман – в лице Омейадов (30-е годы VIII в.) и Аббасидов – определенное число жителей названных выше закавказских территорий должно было обратиться в ислам, хотя бы из меркантильных соображений. Укрепление там позиций мусульманства проходило и в условиях существования халифатской провинции Арминиййа, что видно, к примеру, из текста ал-Мукаддаси (Х в.). Последний пишет, что «на равнине» Шекинского округа, где преобладает христианское население, проживают, однако, и «мусульмане», у которых имеется «соборная мечеть», стоящая «на площади» города Нуха (?).
В начале 2-й половины XII в., когда в верхней части Самурской долины уже распространялись ислам и мусульманская культура (в 1016/17 г. в сел. Ихрек была построена «мечеть»), при том, что в Шекинской зоне они занимали уже, как отмечалось, определенные позиции, приходит со стороны мощная мусульманская сила: на территорию Албании = Эрети = Шаки. Правитель данного восточнокавказского государства, «царь» носивший имя Ахсартан, владыка «шекинцев» – сын Гагика, сына «армянского царя Давида Самшвилдского и Дзоракетского» – «примкнул» к сельджукскому «султану» Алпарслану в 1068 г. В конце концов, получилось так, что этот Ахсартан, обладавший властью в пределах расселения «шекинцев» (в большинстве своем, по всей вероятности, григориан, говоривших по-армянски), аварцев (ЗО) и православных грузин = кахов, «отрекся от христианства и принял веру сарацин» (вар. «покинул веру, сотворил обрезание»)[34]. Достоверные письменные источники не дают оснований для предположения, что Ахсартан Багратид отошел позднее от ислама.
В начале XII в. правителем достаточно обширной закавказской территории, которая охватывала земли Второго Албанского «царства» и расположенной к северо-западу от нее грузиноязычной Кахетии, стал Ахсартан II – член рода Багратидов. Жизнеописание, созданное в среде халкедонидов характеризует его как бездарного «богоотступника» [35], что можно понять как принадлежность «царя» к числу либо григориан, либо мусульман; мусульманином был его дед, которого звали также Ахсартан.
Ахсартан II правил своим государством недолго – порядка одного года. Он был затем схвачен – подлым образом – несколькими албанскими (эр) олигархами, которые таким образом, совершили государственную измену, и передан ими в руки Давида Строителя, чей столицей был Кутаиси. Последний совершил тут, почти сразу же, вторжение на территорию названного восточнокавказского образования, где против него выступили тюрки-мусульмане, базировавшиеся в Гяндже и в других местах, а также грузиноязычные кахетинцы.
Давид, перебив тогда «множество» кахетинцев (кахи) и иного «народа», не считая тюрок, захватил Кахетию. Он также «покорил» Эретию, под которой подразумевается, – в данном случае – скорее всего, закавказский Аваристан, где важными населенными пунктами были Катех и Кум. Что же касается столичной зоны Албании = Шаки, то завоевать ее и включить в состав Грузинского царства удалось Давиду Строителю лишь через тринадцать примерно лет.
Согласно Жизнеописанию, Давид в 1117 г. вступил в Шекинское ущелье – местопрохождение древней дороги, связывавшей Закавказье и Прикаспий – «и взял крепость» Киш, где стоит до сих пор старинное здание церкви. Все это говорит, в свою очередь, о том, что в Шекинской зоне имелись в начале XII в. общественно-политические и этнические силы, для которых власть грузиноязычных халкедонидов не была желанным явлением.
Зная, что в верховьях Самура – в пределах Рутула и Цахура – ислам получил к середине XII в. значительное распространение (об этом свидетельствует эпиграфический материал на арабском языке) и помня о религиозной принадлежности Ахсартана Багратида, можно сделать предположение о составе военно-политических сил, которые в течение 13-14 лет боролись с могущественным Грузинским царством за сохранение Албании с центром в Шеки. Это были скорее всего армяноязычные григориане и мусульмане, проживавшие в Шекинской зоне и на соседних землях – этнические армяне и представители дагестанских мелких этносов, перешедшие на армянский язык.
9) В истории аварского народа роль Второго Албанского «царства», известного как Шаки//Шеки, весьма значительна. Во-первых, структуры созданные албанскими Багратидами послужили для аварцев одним из каналов, обеспечивавших получение знаний об иноземной высокой культуре – в самом широком значении данного термина. Во-вторых, эта Албания послеарабской эпохи стала для аварцев – на заключительных этапах своей истории – первым государством с мусульманской властью, в котором они составляли заметно крупный процент народонаселения.
Значительная масса аварцев познакомилась, таким образом, с мусульманским правлением, сложившееся на восточнокавказской (местной) почве, не через Хунзахское нуцальство, а в рамках именно Албании (Эрети-Шаки) Багратидов. Среди закавказских авароязычных мусульман, исламские корни которых шли, возможно в IX – начало Х вв. (по словам ал-Масуди, в христианской Албании – Шаки купцы и ремесленники были в основном мусульманами), появлялись к рубежу XI–XII вв. неординарные личности, причем даже в «городках». Одним из последних был, кстати, предгорный «городок» Кум (даже в конце XIX в. языком многочисленных кумских «лезгин» был аварский), откуда вел свое происхождение великий персидский поэт Низами. В-третьих, существование Албанского «царства» Багратидов, которое сокрушила и аннексировала Грузия начала XII в., сыграло роль одного из столпов этнической стойкости закавказских аварцев, которые устояли против грузинизации XII–XVII вв. и противостоят ныне пантюркизму. В-четвертых, государственность закавказских аварцев XV–XIX вв., воссозданная при помощи дагестанских горцев и сефевидского Ирана, обрела свою прочность и мощь потому, в немалой степени, что имела она под собой славную и глубокую традицию в виде Второго Албанского «царства» армянских Багратидов.
[1] Площадь, которую занимало указанное кавказское средневековое государство – равнявшаяся от силы 10 тыс. км2., заставляет нас ставить вышеобозначенный термин в кавычки.
[2] Мнацаканян А.Ш. О литературе Кавказской Албании. Ереван. 1969. С. 43-45, 60.
[3] Там же.
[4] Гаджиев М.С., Кузнецов В.А., Чеченов И.М. История в зеркале паранауки: критика современной этноцентристской историографии Северного Кавказа. М., 2006. С. 48.
[5] Айтберов Т.М. Закавказские аварцы: этнос, государственность, законы. Махачкала. Ч. I. С. 7–24, 46–51; См. также Гусейнова Б.М. Расселение дагестаноязычных и других народов в восточном Закавказье в XVIII – середине XIX вв. Махачкала, 2004. С. 3-58; выход этой брошюры был встречен в Азербайджане с возмущением, – такой вывод можно сделать на основе беглого анализа их интернет-ресурсов.
[6] О лезгинском населении Кабалинского участка см.: например, Гусейнова Б.М. Указ. раб. С. 5-7, 43-45.
В предгорной части Кабалы, входившей в XVIII – начале XIX вв. в состав Шекинского ханства, проживали также дагестаноязычные христиане, известные как удины. Эти люди, чье становление как отдельного этноса не совсем ясно для знающего и думающего кавказоведа, были обитателями двух-трех деревень.
[7] Еремян С.Т. Экономика и социальный строй Албании III–VII вв. // Очерки истории СССР: III–IX вв. М., 1958. С. 304 («левобережье Алазани … называлось Лпинк»). См. также Новосельцев А.П. Страны закавказского и среднеазиатского регионов // Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. М., 1972. С. 40 («лпины… проживали… где-то на стыке нынешних Азербайджанской и Грузинской ССР»); Котович В.Г. О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Беленджера и Таргу // Древности Дагестана. Махачкала, 1974. С. 185-190 (Лпиния – зона г. Шеки).
[8] Акопян А.А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987. С. 88, 89 (опираясь на мнение Б.А.Арутюняна: г. Шемаха и земли лежащие к западу и к юго-западу от него).
[9] Пролог / Летопись Картли. С. 41.
[10] Пролог / Летопись Картли. С. 41; Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX–XI вв. М., 1988. С. 52-54; 131; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского / Пер., пред. и т.д. Н.Т.Накашидзе, Тбилиси, 1976. С. 125, 126.
[11] Пролог / Летопись Картли. С. 41; Вахушти Багратиони. История… С. 125, 126.
[12] Минорский В.Ф. История Ширвана… С. 44.
[13] Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер., коммент., исслед., указ. и карты Н.Велихановой. Баку, 1986. С. 49, 108.
[14] Минорский В.Ф. История Ширвана… С. 44.
[15] Карапетян Б., Карапетян С. Тайны Гандзака (Кировабада) и Северного Арцаха. М., 1998. С. 52; Буниятов З.М. Новые данные о нахождении крепости Шаки // Доклады АН АзССР. Баку, 1959. Т. XV. С. 869-871.
[16] Мнацаканян А.Ш. О литературе… С. 146 (это был известный богослов); Мусхелишвили Д.Л. Из исторической географии Восточной Грузии: Шаки и Гогарена. Тбилиси, 1982. С. 38-40; Карапетян Б., Карапетян С. Тайны… С. 52.
[17] Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании: по данным археологии и письменных источников. Баку, 1984. С. 126.
[18] Карапетян Б., Карапетян С. Тайны… С. 52: восточной границей «царства» Хамама были земли г. Барда-Партав, но его сын «владел» левобережьем Куры и, в том числе, «областью» Камбечан = Шаки.
В представлении царевича Вахушти (1-я половина XVIII в.), происходившего, возможно, от Ашота Багратида, объединение «Эрети», то есть образование Второго Албанского «царства», произошло во 2-й половине VIII в. (см. История… С. 126).
[19] Мусхелишвили Д.Л. Из истории… С. 38; Летопись Картли. С. 52.
[20] В армянской историографии присутствует мнение, что в руках Атарнарсе Багратида был также «весь Северный Арцах», то есть горная и предгорная части правобережья Куры, имевшие испокон веков армянское население (см. Тайны Гандзака… С. 52).
[21] К югу от «царства», которое создали цанары, то есть южнее исторической Кахетии, лежали земли, которыми управлял Атарнарсе – сын Хамама (см. Масуди о Кавказе // Минорский В.Ф. История… С. 211).
[22] Летопись Картли. С. 53.
[23] Об этом см. Мусхелишвили Д.Л. Из исторической географии… С. 39: с «начала возникновения» Второй Албании «официальным культом был» там «провозглашен монофизитизм».
[24] В византийском источнике говорится, под 952 г., что среди кавказских правителей был «архонт Алвании» (см. Мусхелишвили Д.Л. Из исторической географии… С. 38).
[25] Об этом см., например, Карта зимних и летних пастбищ Госфонда, используемых колхозами Дагестанской АССР // Сельское хозяйство Дагестана. М.-Л., 1946. С. 318-319.
[26] Есть указание на то, что в пределах 915-920 гг. грузинские правители заставили «патрикия» Атарнарсе отдать им Кварельско-Лагодехскую зону, в том числе сел. Гавази (см. Летопись Картли. С. 52).
[27] Об этом см. Мусхелишвили Д.Л. Из исторической географии… С. 38, 39.
[28] Вахушти Багратиони. История… С. 127.
[29] О нем см. Юзбашян К.Н. Армянские государства… С. 114.
[30] Грузинский историография считает, правда, что «восторжествование» григорианства во 2-й половине Х в., имело место лишь в пределах Нагорного Карабаха. Шекинская же зона и ЗО остались – вплоть до их исламизации – регионом халкедонизма-православия (см. Мусхелишвили Д.Л. Из исторической географии… С. 82).
[31] Летопись Картли. С. 67.
[32] Указ. соч. С. 73; Вахушти Багратиони. История… С. 129.
[33] Летопись Картли. С. 52, 60, 62, 67, 72.
[34] Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-селджукиййа / Изд., перев., введ., прим. и прилож. З.М.Буниятова. М., 1980. С. 54, 55; Летопись Картли. С. 73; Насибов Ю.М. Жизнеописание царя царей Давида: сведения об Азербайджане и сельджуках // Средневековый Восток: история и культура. Баку, 1990. С. 129.
[35] Насибов Ю.М. Жизнеописание царя… С. 131.