Репортажи и аудиобеседы
О Фонде Даниила и Аллы Андреевых

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 19 Декабря 2009, 09:16:39 »
Эта статья написана летом 2005 года.


 
                                                       О   Ф О Н Д Е
                           Д А Н И И Л А    И   А Л Л Ы   А Н Д Р Е Е В Ы Х


Основания к созданию Фонда  Даниила и Аллы Андреевых


 Все более и более актуальным становится сохранение и сбережение в социальной памяти общества образцов творческого служения во имя ценностей и традиций русской культуры. Сейчас это является важнейшим средством аккумуляции культурного опыта как опыта, принадлежащего историческому будущему русской культуры. Культурный опыт складывается постепенно, представляя в разные исторические эпохи различную сумму человеческих усилий, стремлений и целей. В ХХ веке в России его накопление шло очень интенсивно, хотя и неравномерно, представляя в различных областях человеческой деятельности образцы, подчас совершенно несопоставимые по своим  качествам, - оценить их вклад в развитие мировой цивилизации можно только по конечным смыслам.

Актуальность этой задачи ясна не только стратегически, но обусловлена  также тактическими соображениями. Судя по имеющейся информационной картине, сегодня наследие русской культуры ХХ века рассматривается только в  психологическом контексте. Такой ракурс сводит на нет ее духовную вертикаль и не позволяет найти точные координаты ее связей с универсалиями мировой культуры. Образцы творческого служения оцениваются в ключе жизненных отношений и практических целей. Такой ракурс в подаче информации о людях, деятельность которых связана с культурой, влияет на сознание и может стать источником болезненного восприятия их личности и жизни. Нельзя забывать, что целью при этом часто является распыление культурного опыта в сознании целых поколений или поражение в праве на существование ценностей жизни, реализуемой ради науки или культуры.

 Рассмотрение жизненного пути Даниила и Аллы Андреевых опровергает многие стереотипы, порождаемые искажениями норм христианского отношения к культуре и разрушением целей и смыслов жизни образованного русского человека.

В силу этого сохранение вещественных компонентов культурного наследия является базовым условием для развития целого ряда социальных деятельностей. Целесообразность их обусловлена фундаментальной  потребностью общества, - на каждом новом витке своего развития, - защищать конечные смыслы интеллектуального труда предшествующих поколений. Выполнение этого важного требования гарантирует обществу сохранение непрерывности своей социальной и культурной памяти и поступательность эволюционного развития. Сознательный или бессознательный отказ от него может стать исходной точкой поражения базовых ценностей социокультурного развития, а в дальнейшем – привести к истощению социальных ресурсов в форме психофизической, нравственной и языковой деградации их носителей.

К числу социальных деятельностей, необходимых для решения такого класса задач относятся деятельности, связанные с организацией, размещением имеющихся и накоплением новых информационных ресурсов в конкретных сегментах информационного поля, формирующих представления о наследии русской культуры ХХ века. В ситуациях, когда речь идет об именах и судьбах выдающихся представителей культуры, чей вклад в развитие литературы и искусства трудно оспорить, но легко замолчать, создаются фонды, которые принимают ответственность за поддержку и разъяснение социокультурного значения их интеллектуального труда для сохранения традиций и развития культурной жизни в новых условиях.

К числу таких ситуаций, несомненно, относится и ситуация с творческим наследием русского советского поэта Даниила Андреева и его жены Аллы Андреевой. Политические и идеологические обстоятельства, которые сопровождали их литературную жизнь, до сих пор не позволяют в полной мере и безусловно оценить их вклад в культуру ХХ столетия. Между тем поразительная завершенность их жизненного пути и редкая полнота творческих итогов жизни, - вопреки социальным обстоятельствам, которые им выпало принять и преодолеть, - прямо свидетельствуют об открытости их произведений будущему русской культуры. При таких условиях создание фонда Даниила и Аллы Андреевых становится практической задачей, имеющей свой четкий социальный адрес.


Социальная адресность и целесообразность деятельности Фонда

На существование такого адреса указывает сохраняющийся в средних образованных слоях российского общества интерес к их творчеству и   литературному наследию. Интерес этот имеет свой конкретный социокультурный профиль.

Во-первых, актуален научный интерес к творчеству Даниила Андреева.

Во-вторых, по-прежнему высок переводческий и издательский интерес к произведениям Даниила и Аллы Андреевой.

В-третьих, к поэтическому наследию Даниила Андреева сохраняется интерес музыкальный.

 Готовятся проекты по празднованию 100-летия со дня его рождения. Сохранились концертные записи Аллы Андреевой, планируется подготовить новые программы стихов Д.Андреева для записи на радио.
 
Благодаря деятельности вдовы писателя Аллы Андреевой посмертное возвращение Даниила Андреева к читателю состоялось. Даниила Андреева издают, его читают, над его наследием размышляют ученые, философы и историки.

Вместе с тем, творческие установки Даниила Андреева, пафос и стиль его произведений остаются белым пятном для массового сознания наших современников. Нет ни одного театра, который решился бы прочитать Д.Андреева так, чтобы найти тему и определить жанр для будущего спектакля по мотивам его произведений.

Отсутствуют радиозаписи стихотворений Даниила Андреева и музыкальность его стиха, которая так гармонично вписывается в эфир, остается неизвестной нашему радиослушателю.

 Нет критически или публицистически заостренного отношения к прозаическим произведениям Даниила Андреева. Их нет даже несмотря на то, что многие темы, разработка которых звучит в «Розе мира», актуальны. Они обсуждаются в прессе и не являются для массового сознания запретными.

 В социальной и культурной среде отсутствует надежная база данных о творчестве Даниила и Аллы Андреевых. Вследствие этого у нас нет возможности дополнить информационную картину, формирующую культурный образ современности мыслями, чувствами и поэтическим словом одного из наиболее серьезных русских поэтов ХХ столетия. Это создает прессинг на потребность образованных русских людей в сохранении значимости русской культуры ХХ века.

Наконец, до сих пор остаются за кадром внимания и критиков, и историков действительно сложная конфигурация множественных, косвенных, образных, явных и неявных оценок Даниилом Андреевым политических и социально-этических коллизий ХХ столетия.

Между тем, неудовлетворенность социально-этическими отношениями, сложившимися в мире к концу ХХ столетия, в последние время все отчетливее становятся предметом медленно развивающейся и крайне необходимой рефлексии. Трагический опыт, пережитый Даниилом и Аллой Андреевыми, описанный и частично объясненный ими в их произведениях, является уникальным свидетельством исхода русской художественной культуры ХХ столетия. (Сопоставить этот опыт можно разве только с еще более трагичным опытом Имре Кертеса, - узника Освенцима. Он описал его в своих литературных и публицистических произведениях. Впоследствии за них ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы.) Соответственно, собирание надежной базы данных об их творчестве позволит обрести точки отсчета для познания многих фактов, явлений и социокультурных ситуаций ХХ столетия.


Практические задачи Фонда Андреевых и средства их решения 

Деятельность Фонда связана с решением целого ряда организационно-практических проблем. К их числу мы относим:

•   отладку творческих связей с культурными организациями России, русского зарубежья и зарубежных стран,

•    подготовку и проведение 100-летия со дня рождения Д.Л.Андреева,

•    научную и редакторскую координацию при осуществлении переводов произведений Даниила Андреева на иностранные языки,

•   информационная поддержка научных и искусствоведческих работ, а также художественных произведений, лежащих на пересечении с идеями и смыслами произведений Даниила Андреева

Выбор средств решения этих проблем зависит от творческого коллектива, объединенного организационными усилиями Фонда и имеющего научный, издательский, редакторский и иной опыт творческого взаимодействия с наследием Даниила и Аллы Андреевых. В объединении усилий этих людей по описанию, редактированию, изданию и популяризации произведений Даниила и Аллы Андреевых Фонд видит свою важнейшую задачу и цель.

  Технологическим средством расширения контактов с современной публикой, интересующейся творческим опытом русской культуры ХХ столетия, является создание информационного сайта Фонда и виртуального музея Даниила и Аллы Андреевых.

Художественным средством решения указанных выше задач становится организация концертной деятельности на тех площадках, где выступала со своими программами А.А.Андреева, а также разработка, создание и распространение отдельных CD и звуковых книг с записями художественного чтения стихов Даниила Андреева.


Финансовые условия создания Фонда Даниила и Аллы Андреевых

Очевидно, что создание, административная и финансовая поддержка Фонда Андреевых является долгосрочным вкладом в развитие социальной культуры российского общества. Первоначальный капитал Фонда собирается за счет спонсорской поддержки. Вместе с тем в соответствии с имеющимися законодательными актами и Уставом Фонда разрабатывается и представляется руководству Фонда механизм финансового развития Фонда. Схема финансового развития утверждается Попечительским Советом Фонда и поэтапно принимается как руководство к действию.

 Предполагается, что расчет возможных прибылей и убытков от его деятельности производится с учетом факторов социального и культурного характера. Как правило, удельный вес этих факторов достаточно высок и влияет на успешность развития той или иной деятельности.


Основные риски создания Фонда Даниила и Аллы Андреевых

Творчество Даниила и Аллы Андреевых принадлежит русской культуре при всех сложных коллизиях ее бытия в ХХ веке. Идеалы и ценности, реализованные в их произведениях, во многом противостоят стереотипам современной цивилизации, технологично формирующей образцы потребления и успеха. Противостоят они и тем, кто ориентируют Россию на замкнутость от внешнего мира, отвлекая  внимание образованных русских людей от двухтысячелетнего культурного опыта всех христианских народов. Оказывается практически невозможным и поиск внутрихристианского единства в контексте единых общечеловеческих целей разных религиозных культур. Тем самым самосознание христианина неизбежно становится ущербным.
 
Цели и источники образа и смысла жизни современного человека не совпадают с идеалом «человека облагороженного образа», о котором мечтал Даниил Андреев. Более того, интеллектуальные ресурсы представлений о благородстве человека сегодня черпаются скорее из политического дискурса, который оценивает действия человека в контексте его противостояния власти или характера компромиссов с ней.

Явно или неявно, но идея тождества власти и Бога присутствует во всех официальных проектах, реализуемых с целью поиска «стандартов благородства», при полном игнорировании их диалектически значимого различия и затушевывании важнейших аспектов диалектики социального и культурного бытия общества.

Между тем, для полноценного существования культуры необходимо сохранение христианской традиции как традиции, воспитывающей и сберегающей потенциал творческого служения высшей правде и истине. Идеология, в которой не предусмотрено формирование знакового пространства для развития культурных и творческих сил человеческой личности, неизбежно утрачивает символическую перспективу развития, заменяя ее стереотипами или суррогатами культурной жизни.

 Проект Даниила Андреева признает единство истории, природы и культуры и оказывается созвучным поиску этической меры социальной активности человека. Это принципиально противоположно источникам и основаниям, на которых в условиях современной цивилизации строятся проекты действий человека.

Сегодня очень трудно найти основания для компромисса между этими тенденциями. Компромиссы могут быть найдены на путях переговоров, поиска взаимопонимания и проектирования различных видов деятельности. Однако, это право на компромисс оспаривается и подвергается сомнению из-за конкуренции и вероятного риска потерять высокий доход с уже освоенных форм практической  деятельности.

Поэтому, с учетом имеющихся тенденций к монополизации идеологического и культурного пространства общества, основными рисками создания и развития Фонда остается социальная, правовая и финансово-экономическая  незащищенность его деятельности.     

28.10.2005                

«Последнее редактирование: 03 Октября 2010, 19:14:37, Е. Морошкин»

« #2 : 19 Декабря 2009, 09:56:27 »
Старожилы ОРГа, вероятно, помнят, как весной 2007 года наметилась (кратковременно) возможность спонсорской поддержки розамирской деятельности. В связи с этим в скрытой ветке (теперь, кажется, удаленной) выдвигались некоторые практические предложения. Обсуждался, в частности, вопрос о выделении грантов на работы по определенным темам. В связи с этим мной тогда был написан этот пост:



Предлагаю вашему вниманию мой вариант перечня направлений, по которым Фонд может принимать работы от соискателей. Соответственно, по этим же направлениям нужно будет находить экспертов для их оценки.

Все направления можно сгруппировать по четырем разделам:

1) Изучение творческого наследия Д.Андреева
2) Исследования в естественно-научных направлениях в свете концепции «Розы мира»
3) Гуманитарные исследования в свете «Розы мира»
4) Проекты по практической деятельности Фонда

Все разделы, кроме первого, предполагают, что автор в той или иной степени придерживается взглядов Д.Андреева на рассматриваемый предмет. В работах по творчеству Д.Андреева такой подход не обязателен: это может быть отстраненное изучение творчества поэта, не связанное с приятием его идей. (Принцип разделения всех работ по такому признаку был высказан Ф.Синельниковым на вечере в ЦДЛ).

Подробнее:

1) Творчество Д.А. в контексте русской поэзии (в контексте символизма, русского космизма, русской христианской традиции, в контексте диссидентской литературы и т. д.)

Стихосложение Д.А., параллели со стихотворным новаторством русских поэтов (от Хлебникова и Маяковского до наших дней), а также с поэзией других языковых культур.

Поэтика и стиль Д.А., воспринятые им влияния. Диалог поэтов – возможен цикл работ, проводящих параллели Д.А. с наиболее близкими ему поэтами (Лермонтов, Тютчев, А.Толстой, Блок, Волошин, Гумилев и т. д.)

Воздействие Д.А. на последующие поколения поэтов (по этой теме материала пока нет, но в будущем положение может измениться).

Д.А. в ряду русских философов – последователей В.Соловьева. Д.А. и экуменизм.

Д,А. и мировые религии.

Д.А. и мировая философия.

О трансперсональном опыте Д.А. Параллели со свидетельствами о трансперсональном опыте других авторов.


2) Современные представления о пространстве и времени. Происхождение Вселенной. Виды материи.

Возникновение органической жизни. Возможность жизни в Энрофе на принципиально иной (не белковой) основе. Возможность обнаружения жизненных процессов вне Энрофа.

Анатомия и физиология человека (в свете представлений о том, что физическое тело является не единственным проявлением монады и, следовательно, многие непонятные пока для науки функции организма направлены не на поддержание физического существования, а на связь с другими телами). С этой же точки зрения – исследование биосферы в целом. Стихиали.

Геологическое строение планеты с позиции многослойности брамфатуры.

Возможности человека. Трансперсональный опыт. Проблема принятия данных трансперсонального опыта к научному рассмотрению. Эзотерические практики.


3) Работы по всем направлениям искусствоведения, религиоведения, эстетики, философии, истории и права, если в них ощутимо присутствует точка зрения Д.А.


4) Мероприятия, связанные с пропагандой творчества Д.А. Создание CD-дисков, радио- и телепередач по произведениям Д.А.

Работа по поиску рукописи романа «Странники ночи».

Поддержка (в т. ч. научная и редакторская) переводов произведений Д.А. на иностранные языки.

Информационная и иная поддержка художественных явлений, лежащих в русле «сквозящего реализма». Издание альманахов, альбомов, организация выставок, фестивалей и конференций, посвященных «сквозящему» искусству.

Поддержка общественных объединений и социальных инициатив светлой направленности. Выдвижение Фондом собственных социальных инициатив.

Разработка педагогических систем в русле идей «Розы мира». Создание программ школьных и вузовских факультативных курсов; программ курсов повышения квалификации для преподавателей. В дальней перспективе – создание сети специализированных школ.

Контакт с экологическими движениями. Организация летних лагерей и экологических поселений.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика