Экономическая система, сложившаяся на Западе проникла и в институты религиозной власти и в такой влиятельный орган, как Ватикан, являющийся католическим государством на территории Италии.Спекулятивные финансовые отношения возникают в условиях, способствующих либерализации финансовых рынков с участием банков, стремящихся к лёгкой наживе в ущерб долговременному партнёрству.
Как считает
кандидат исторических наук, О.Н. Четверикова, размышляя в своей статье —
«Опасные игры с Ватиканом: вперёд, к православному банкингу»! — о перспективах сотрудничества православной и католической церквей: сближение Ватикана и РПЦ на фоне погружения католической церкви в сферу спекулятивных финансов и скандалов, связанных с собственной банковской деятельностью, — не могут привести к положительному исходу.
На протяжении веков – пишет автор статьи —
папство оттачивало искусство облекать свои мирские интриги в пелену сладких церковно-богословских речей, и сегодня, когда международная финансовая система пребывает в состоянии глубокого кризиса, это искусство особенно востребовано, что ярко проявилось в той ситуации, которая сложилась вокруг Банка Ватикана" (ИДР).
После того, как бывший глава ИДР Калойа покинул свой пост, президентом Банка Ватикана стал известный специалист по «финансовой этике» Готти Тедески, назначение которого было проведено с целью, поднять репутацию банка, изрядно подпорченную в результате крупных скандалов с историей о тайных счетах для отмывки денег. Назначение Тедески стало следствием новой политики папства, предусматривающей поиски самоопределения католической церкви в непрерывно меняющемся мире. Ватикан под руководством нового папы Бенедикта XVI озаботился концепцией «Этичной глобализации» (энциклика 2009 г. Caritas in Veritate, опубликована накануне встречи «Большой восьмёрки» в Аквиле), стремясь повлиять на ситуацию, когда взаимоотношения мировых субъектов политики и бизнеса стали подчинены негласным законам глобализации —
процесса всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.Но приход нового главы ИДР не только не поднял репутацию банка, но и привёл к новым неожиданным проблемам… Неожиданным, вероятно, для папы Бенедикта, но не для итальянской Фемиды. В декабре 2009 года Итальянская прокуратура начала расследование схемы отмывания денег Банка Ватикана через счета банка UniCredit. В сентябре 2010 следствие возбудило уголовное дело в отношении нового главного банкира Ватикана. И вновь, отмывание крупных сумм денег через зарубежные банки.
Поистине тяжела ноша дельца в сутане…
Банк Ватикана впервые оказался в столь сложной ситуации, представ перед законом земным, не выдающим индульгенций, во всяком случае, до поры до времени…
Планы папы Бенедикта XVI по взятию процесса глобализации под контроль нравственной и религиозной этики и приобщению католической церкви к самому этому явлению, не остались схемами на бумаге. 11 и 12 октября 2010 года в Москве прошёл российско-итальянский симпозиум при участием Банка Ватикана на тему «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии». Инициатором данного мероприятия выступил Фонд кардинала Поля Пупара. В роли организаторов симпозиума выступили Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, экспертный совет «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси, банковская группа «UBI Bancа» при поддержке Российско-итальянского форума-диалога по линии гражданских обществ Внешэкономбанка и Фонда имени святителя Григория Богослова.
По мнению Четвериковой:
"для православного человека тема эта является крайне необычной, поскольку в его сознании деятельность современного банка как учреждения, существующего за счёт взимания процента, испокон веков осуждаемого Церковью, плохо, мягко выражаясь, согласуется с христианской этикой. Совершенно очевидно, что эта тема навязывается обмирщённым католицизмом в целях приобщения нас к продвинутому, модернизированному пониманию современных процессов, освобождённому от основополагающих положений христианского мировоззрения.
У нас уже широко распространены такие немыслимые словосочетания, как «православная политика», «православное предпринимательство». Теперь же теоретики от религии превзошли самих себя, введя понятие «христианский банкинг». Вопрос о возможности последнего поставил на симпозиуме ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика» П.Шашкин, использовавший в своём выступлении такие понятия, как «христианские финансовые инструменты», «христианская система микрокредитования» и пр."Однако в ходе симпозиума посланцы папы, банкиры Ватикана выступили за реализацию в повседневном бизнесе идей «нового синтеза между финансовой сферой и нравственностью», выработки «высоких стандартов» (Caritas in Veritate).
Анализируя причины нынешнего мирового финансового кризиса, папа и разработчики энциклики, указывают
на нарушение нравственных основ капиталистической экономики, но как не странно, критике не подвергается сама основа капиталистической экономики, основанной на незыблемой ВЛАСТИ ПРОЦЕНТА. И хоть речь идёт о необходимости справедливого распределения благ, основанном на принципах милосердия и законах вселенского равновесия, сомнение вызывает возможность практических действий Ватикана по проведению этой политики (в реальной действительности), идущей вразрез с тенденциями, происходящими внутри самой капиталистической системы, распространившейся почти на всей территории Земного шара.
Не случайно у некоторых экспертов опасение вызывает новая волна «миссионерской» деятельности Ватикана уже в сфере бизнес-отношений, непривычных для религии, находившейся около 70-ти лет в жёстких тисках государства, подменившей своей экономикой (законы которой в чём-то сродни религиозным идеалам), стремления церкви к всеобщей справедливости и изобилию.
КИН, О.Н. Четверикова, весьма настороженно относится к усилиям папского престола, сфера влияния которого за всю его историю расширялась за счёт, в том числе, собственных экономических и финансовых рычагов.
Оценивая в целом данную «финансовоэтическую» инициативу католической церкви, — пишет госпожа Четверикова, —
«можно сказать, что она является очередной «инновационной» попыткой вовлечь православную церковь в крайне опасную дискуссию (а прошедший симпозиум было предложено превратить в постоянно действующий), за которой неминуемо последуют уже практические шаги, направленные на создание некоего единого «христианского» банковского пространства. И в условиях расширения православно-католического диалога сотрудничество в сфере финансов может оказаться для Ватикана ключевым направлением».Ключевым направлением, — в котором РПЦ и Россия могут оказаться, лишь территорией особой миссионерской ответственности Ватикана и его верных слуг в сутанах поверх деловых костюмов дальновидных банкиров.
М. Шахманов
26.07.11.