На пороге. Угроза русского национал-социализма.Около года назад писалось. И недаром я поместил эти размышления в ветке о совсем других вызовах (более серьёзных, страшных и тонких, глобальных), которым якобы национал-социализм, рядящийся в маску "православного патриотизма", служит альтернативой ("дьявольские качели" квазиальтернатив - известный приём).
Угроза никуда не ушла и уйти не могла, потому что власть нынешняя и лицемерна и продажна, и неизлечимо больна идеологическим бесплодием.
И всё это, мне кажется, уже давным-давно очевидно всем умным людям.
Да уж больно персонаж карикатурен (Охлобыстин): либо это сама власть создала такую карикатуру, дабы отвлечь протестные голоса; либо у лагеря "национал-социалистов" нет ничего достойного в запасе (одни "правдуны"); либо - что самое опасное - это дьявольская хитрость ("проскочить на дурачка"): Ленина и Гитлера тоже до поры никто всерьёз не воспринимал.
Гротеск иногда получается самым действенным: "феномен Жириновского" (попа Гапона).
Если это власть выпустила "чёртика", то она играет в опасную игру, "чёртик" может отбиться от рук.
Впрочем, я в эссе, на которое дал ссылку, уже писал, что длительных перспектив у локального национал-социализма нет (он не нужен даже дьяволу), но как карта в шулерской колоде может пригодиться. Ну, и доставить к столу хозяина очередную порцию страданий человеческих - тоже ведь "дело"...
Сам Охлобыстин производит впечатление марионетки (актёра, променявшего сцену на чью-то кормушку и отрабатывающего эту кормушку). Впрочем, может, такой и нужен: ширпотреб собирает стадионы и миллионы тиражей: нас приучали сознательно два десятка лет к безвкусице во всём, кормили суррогатами, выдавливали всё подлинное из всех областей жизни, приучали к приоритету количеств над качеством... Это и есть идеология "денежного тоталитаризма". И как русские революционеры - плоть от плоти и кровь от крови порождение самодержавия и капитализма, с которым они боролись, а победив - создали систему на тех же самых принципах, только утяжелив и выхолостив её от духовности, так и нынешние "борцы-протестанты" (что слева, что справа - без разницы) - порождение той же самой системы ценностей, что и нынешняя власть.
Подлинная альтернатива - всегда по вертикали, над. А дьявольские альтернативы - это два конца одной палки. Палки, которой нас бьют. А нам, утешения ради, дают свободу выбора - каким концом ударить.
"Зависеть от царя, зависеть от народа - не всё ли нам равно?"
Замечу, что - от народа зависеть тяжелее для духа (труднее противостоять)...
Ай, приведу стихотворение полностью! В нём ответ на все такие темы. На мой взгляд, "рецепт Пушкина" - это единственное действенное противостояние, то, что мы на самом деле можем противопоставить в духе, в подлинном бытие - квазибытию политики и квазибытию вообще (подлинные изменения жизни - это изменения в сознании: изменяя своё сознание, своё отношение к миру, свою систему ценностей - изменяешь мир в глубине, подлинно; а борьба на поверхности - пена, суета сует).
(Из Пиндемонти). Пушкин.Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль,
слова, слова, слова.
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…
5 июля 1836