Критериальное проясняет духовноеНе происходит ли простая подмена служения высшим нравственным принципам человека служению лишь части из них, пусть и не в религиозном виде, и в узком церковном смысле? Не вернуть ли нам пониманию религиозности его первородное значение, тем более, даже в среде православных иерархов давно наметилась тенденция к переходу церковно-конфессиональных смыслов к смыслам человечества надрелигиозного толка, приближающихся к научным текстам. Достаточно вспомнить работы Александра Меня, святителя Луки (В. Войно-Ясенецкого – доктора медицинских наук, профессора). Вот что, например, писал епископ Александр Семенов-Тянь-Шанский в своём уникальном
катехизисе:
«Душа (имеющаяся у животных и растений) необычайно сложна. Она имеет мыслительную способность, выражаемую словом. Поэтому человек называется словесным существом, в отличие от бессловесных. Дух, имеющийся у животных только в зачаточной форме, есть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Преимущественно через свой дух человек общается с другими духами и, конечно, с Богом. Без общения с Богом дух человека неспособен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, Который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку. Указанные высшие ценности неразделимы, и предпочтение одной из них ведет либо к уродливому морализму (фарисейство, законничество и прочее), либо к неблагому эстетизму (позёрству), или ко лжи вместо истины, которая включает в себе и благо, и красоту».
Фактически в этом отрывке раскрывается значение высшей духовности для человека, духовности, суть которой не описана ни в религиозных, ни в философских трудах так просто, с позиций бытовых, реальных, жизненных: духовность позволяет познать добро и зло с высших позиций. Становится понятен смысл сказанного на начальной странице Библии, где говорится, зачем Создатели изгнали Адама из рая – для духовного роста в реальном получении опыта в добре и зле. Именно в этом суть духовности и нравственности сливается даже не в религиозном, а в общечеловеческом смысле.
Вопросы критериальные очень сложные. Их просто не выразишь. Их готовы воспринять сразу либо кибернетики, да и те только, кто занимался оптимизацией, либо продвинутые религиозные деятели. Посмотрите мою статью "
Сам себе Моисей", где я даю выдержку из Семенова-Тянь-Шанского. Нельзя упрощать сложное, иначе обманешь, выражая его через старое. Придётся учиться тем, кто идёт за мной".
В качестве ссылки я упоминаю о том, что наш патриарх Кирилл 21.02.09. полностью посвятил свою проповедь в храме критериально-оценочному подходу. Он популярно объяснял людям суть представлений о главном критерии человечества так, как это даётся в моих книгах. Становится понятно, что он внимательно прочитал их.
С другой стороны, вот как отозвался в своей книге Алексеев А. А., профессор, доктор медицинских наук, автор соединительнотканной теории биологии и медицины о тех открытиях, которые он обнаружил в моих трудах и которые появились лишь благодаря взгляду через призму критериального сознания. Из монографии Системная медицина. Пер. с английского / Серия: Соединительнотканная биология и медицина ХХI века. Издание 3-е, дополненное, переработанное. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 568 с.:
"Нужно сказать, что именно книги Г.Г. Мирошниченко заставили нас при подготовке этого издания пересмотреть многие проблемы науки. Оказалось, что концепция психоанализа Фрейда, стрессорно-адаптационная теория Селье, теория нервизма Павлова-Сеченова требовали немедленного пересмотра с позиций интегративных, самоорганизующих, самооздоравливающих функций. Именно общение с такими людьми, как Г.Г. Мирошниченко, и позволяет сделать для себя новые обобщенные заключения, открытия (с. 513 – 514)".