Просто поговорить
О христианской философии

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 16 Августа 2011, 13:29:41 »
На сайте Московского Патриархата нашла информацию о том, что в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном Университете открылось новое отделение – отделение философии.

Информация меня – удивила. И обрадовала. Я неоднократно сталкивалась с феноменом, который я назвала бы – вслед за пережитым нами воинствующим атеизмом, - воинствующим  отрицанием христианской философии. Хотя, с другой стороны, востребованность философского знания была довольно высокой, но, на мой взгляд, очень односторонней. Были востребованы концепции и терминология западноевропейских философов, которая как бы встраивалась в  марксистский взгляд на природу социальной жизни и истории. Этот процесс, - с одной стороны, - размывал последовательный марксизм, а с другой стороны, - создавал информационный повод для некритичного использования философской терминологии. А это оказывало влияние на восприятие языка русской культуры как языка, на котором невозможно описывать современные проблемы.

Я думаю, что тем, кто действительно интересуется и философией, и историей, их связями и влиянием на судьбы культуры  это интервью будет интересно.

Философии необходимо вернуться к христианству
 
12 августа 2011 г. 16:00

В этом году в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на богословском факультете открылось новое отделение ? отделение философии. Чем обусловлено его открытие, и как на нем будут преподавать философию, рассказал заведующий новым отделением, заведующий кафедрой философии ПСТГУ доцент В.П. Лега.



 -  Виктор Петрович, расскажите, пожалуйста, о новом наборе студентов на богословский факультет по направлению «философия».

 -  С этого года на богословском факультете начинается прием и дальнейшая подготовка студентов по направлению «философия». Таким образом, к имеющимся специальностям «теология» и «религиоведение» добавляется еще одна. По существующим госстандартам подготовка по направлению «философия» может вестись по двум основным направлениям -  «онтология и теория познания» или «этика и аксиология». Мы решили остановиться на втором. Это вовсе не означает, что онтологию и теорию познания мы изучать не будем - вся философия у нас будет изучаться в объеме обычного университетского образования, но этико-аксиологическим вопросам будет уделяться более пристальное внимание.

-   Какова будет административная форма, в рамках которой будет вестись подготовка студентов?

-  Это отделение философии в рамках богословского факультета. Поэтому у нас будет проводиться отдельный набор в группу со своей программой и специальным расписанием, с отдельными экзаменами и дипломными работами. Можно сказать, что это будет мини-философский факультет в рамках богословского.

-   Какие причины побудили организовать подобное отделение?

-   Первая причина теоретическая: это нужно для самой философии. Чтобы сохранить свое лицо, философии необходимо вернуться к христианству как к твердой основе, которая поможет ей в поисках истины. Философия - это поиск истины, а истина - это Христос. Во все времена философия подпитывалась убежденностью в существовании истины, а такая убежденность не может возникнуть внутри самой философии. В современном мире мы можем наблюдать несколько магистральных линий развития философии. Одна из них - постмодернизм, возникший как следствие того, что философия, предоставленная самой себе, запуталась в поисках истины и опустилась до обыкновенного философского «трепа» (выражение проф. МГУ И.А. Гобозова). Для многих становится очевидно, что для философии нужна какая-то основа. В настоящее время многие в качестве такой основы принимают науку, так что другая главная линия развития философии -  позитивизм, аналитическая философия, структурализм. Но согласимся, наука слишком узкая область знания, она сама ограничивает свои интересы, свою область и метод познания. Поэтому, опираясь только на науку, философия тоже ограничивает себя, фактически не занимаясь ни этикой, ни аксиологией, ни эстетикой, превращаясь в некоторую форму сциентизма, что для философии, безусловно, опасно. Для нас очевидно, что философия должна опираться на более широкое истинное учение, каковым является христианство. Я убежден, что, только опираясь на христианство, философия может сохранить себя как учение об истине.

Почему отделение философии ПСТГУ входит в структуру богословского факультета?

-   Тут мы подходим ко второй причине создания нашего отделения -  более практической. Мы создаем отделение, где человек может изучать философию так, как она изучалась всегда. В нашей стране десятилетиями в умы студентов вбивалась мысль, что истинная философия - это марксизм-ленинизм, диалектический и исторический материализм. Студенты интуитивно чувствовали лживость такой установки, и это отвратило от философии всех, кого только можно. Но в современной России философию продолжают преподавать во многом так же. Преподают те же старые преподаватели, которые в том же духе воспитывают своих учеников. Да, термины переменили: диамат - называют теоретической философией, истмат - социальной философией. Но структура и методы решения проблем остаются теми же. В действительности во все века философия была религиозной, и развивалась она христианскими мыслителями. Если человек хочет изучать философию, он, как правило, будет изучать христианскую философию, неважно в августиновском, томистком ли, лейбницовском, персоналистском ключе. Для того чтобы изучать и развивать христианскую философию, нужно знать христианство, хотя бы его основы - Священное Писание, догматическое богословие, учение Отцов Церкви, историю Церкви и т.п. Многие люди тянутся к религиозной философии, но, не зная истинного христианства, они в результате создают лишь некие еретические учения. Поэтому мы создаем не отдельный философский факультет, а философское отделение в рамках богословского факультета, где студенты-философы будут получать почти такое же богословское образование, что и студенты, обучающиеся по направлению «теология».

-   Можете ли Вы отнести в разряд основных причин организации отделения тот интерес, который проявляли студенты богословского факультета к философии в прошлые годы?

-   Да, в течение многих лет философия как специализация была востребована на богословском факультете ПСТГУ. Многие студенты и дневного, и вечернего, и заочного отделения пишут свои дипломные работы на кафедре философии. Немалая часть этих студентов впоследствии продолжали свое философское образование, поступая в аспирантуру или нашего, или других университетов. И как только мы объявили о наборе на отделение философии, в приемную комиссию ПСТГУ стали регулярно поступать звонки от людей, которые хотели бы узнать подробнее о новой специальности. После моих выступлений на днях открытых дверей ПСТГУ ко мне также подходили абитуриенты и их родители, которые хотели уточнить некоторые вопросы.

Беседовал Станислав Колотвин, оригинал текста http://www.patriarchia.ru/db/text/1596592.html

                                                                                                                           Ирина Николаева


«Последнее редактирование: 16 Августа 2011, 13:40:33, Ирина Николаева»

« #2 : 17 Августа 2011, 04:21:06 »
Весьма странный текст от завотделением по направлению "философия".

Значит, философия во все века развивалась христианскими мыслителями? Включая Элладу, Китай и Индию до Рождества Христова? Отлично! Платон - христианский мыслитель! Чжуан-цзы - тоже! Или там философии не существовало - она, как известно, появилась только по благословению отцов вселенских соборов.

Ну и конечно, этот "заведующий" походя пнул "постмодернизм" - как же иначе. Нельзя, чтобы люди изобретали новые понятийные системы, смотрели на мир под иными концептуальными углами - что же тогда такие "заведующие" делать будут?

Так что не вижу поводов для оптимизма в связи с прочитанным выше.

«Последнее редактирование: 17 Августа 2011, 09:16:17, Ахтырский»

« #3 : 17 Августа 2011, 09:08:42 »
Не вижу ничего странного для высказываний заведующего кафедрой философии, которая открывается на богословском факультете Православного Университета.

Надо полагать, что в этом кратком интервью речь идёт не о том, какими путями развивалась философия, а о логике развития философии в её соотношениях с христианством. Этот вопрос имеет право на существование, и я не думаю, что здесь нет места для образовательных программ внутри богословского факультета православного университета.
 
И постмодернизм он не пинает, а ссылается на мнение,  которое разделяют многое философы: принципы посмодернизма действительно допускают сознательный эклектизм в объяснении реальности.  И его мнение о постмодернизме является более чем сдержанным, а твоё отношение к суждениям интервью - вполне ассиметричным. 

Что касается заведомо нелицеприятного и уничижительного отношения к человеку, который занимает определённое служебное положение, то вряд ли его можно принять за аргумент в дискуссии. 
                                                                                                                 
                                                                                                                                Ирина Николаева


« #4 : 17 Августа 2011, 09:25:46 »
А что, мое отношение должно быть заведомо лицеприятным? ;-) Не знал, что "нелицеприятие" - это плохо.

Мое мнение выражено в предельно смягченной форме. А вот твоя, Ира, интерпретация слов о "философском трепе", в котором запутались, по мнению интервьюируемого, такие серьезные мыслители, как Делез и Фуко, имеет к этим словам весьма и весьма опосредованное отношение.

При чем тут "определенное служебное положение" - не могу взять в толк. Философ - это что, должность такая нынче?


« #5 : 17 Августа 2011, 11:02:13 »
А что, мое отношение должно быть заведомо лицеприятным? ;-) Не знал, что "нелицеприятие" - это плохо.

Мое мнение выражено в предельно смягченной форме. А вот твоя, Ира, интерпретация слов о "философском трепе", в котором запутались, по мнению интервьюируемого, такие серьезные мыслители, как Делез и Фуко, имеет к этим словам весьма и весьма опосредованное отношение.

Митя,  ты прекрасно понимаешь, о чём идёт речь. Не подменяй предметы и не приписывай мне того, о чём я не  говорила. 

А если ты полагаешь нецелесообразным  образование кафедры философии в таком учебном заведении, то, думается, стоит привести более развёрнутую аргументацию этому мнению.

Про рекламную паузу:

Спасибо, искренне смеялась.
Но я бы не сказала, что это шуточки. Скорее, это такой коллективный  Угрюм-Бурчеев от философии. 

                                                                                                                          Ирина Николаева


« #6 : 19 Августа 2011, 01:37:49 »
Я думаю, что тем, кто действительно интересуется и философией, и историей, их связями и влиянием на судьбы культуры  это интервью будет интересно.

Да, любопытное интервью.

Связь между философией и религией, на мой взгляд, должна быть очевидна всем, кто интересуется философией или религией. "Вечные вопросы", поиском ответов на которые занимаются философия и религия - одинаковы: Что есть мир? Каково место человека в нём? В чём смысл жизни? В чём смысл истории? итд...

Хотя философия - есть рациональная попытка дать ответы, всё же (из-за общности вопросов) она весьма связана с религией (как с духовной попыткой дать ответы на "вечные вопросы").
Мне думается, что священникам и богословам, весьма полезно быть знакомыми с философскими изысканиями, ровно как и философам полезно быть знакомыми с религиозными взглядами.

На Западе, воинственный атеизм ренесанса и ХХ века, тоже сделал своё дело - в сознании народных масс религия и наука несовместимы.

Когда я, в беседах с людьми, напоминаю что Ньютон, Паскаль, Лейбниц и другие великие учёные, были в тоже время верующими христианами и богословами, то даже такой простой факт (без изложения их взглядов) срабатывает как сильный аргумент против мифа "Религия и Наука несовместимы".

Священникам, богословам, философам (и всем, кто "несёт в народ" представления о религии, философии, науке) предстоит большая работа по внедрению в сознание масс понимания общности философии и религии и непротиворечивости религии и науки.

Как и говорит об этом книга "Роза Мира":

Предстоит выпуск миллионными тиражами канонических текстов христианства и других религий, снабжённых научным аппаратом, который отвечал бы запросам современного читателя; многочисленные серии художественных изданий и учебных пособий, воспроизводящих памятники мировой религиозной культуры; издания научно-исследовательские, способные удовлетворить углубляющийся интерес к духовной истории человечества; специальные и популярные серии, знакомящие общество, одичавшее в атеизме или в равнодушии, с великими учениями о духе - от Веданты до Шопенгауэра, от гностицизма до антропософии и экзистенциализма. Таких работников и будут готовить религиозно-философские университеты.


«Последнее редактирование: 19 Августа 2011, 01:40:57, Leonid»

« #7 : 19 Августа 2011, 12:38:03 »
Да, спасибо, Леонид. У меня нет оснований  не соглашаться с Вами. Более того, я думаю, что доступность изучения на богословском факультете проблем философского знания заставит богословов и будущих священников более глубоко оценивать важнейшие моменты соотношений  библейских истин религии и оснований философского знания.  Опираясь  как на историю и опыт развития цивилизации, так и на проблемы и поиски сегодняшнего дня, когда важно искать новые доводы и сохранять «здесь и сейчас» уже самую достоверность и действенность библейских и евангельских истин.

Важно понять, что в каждую эпоху эти соотношения были различны. Никогда нельзя забывать, что за нами – многовековая история, в которой было не только насилие, но и развитие сознания и самосознания интеллигенции.  И именно её сознание и самосознание воссоздавало «архитектонику духа», присущую той или иной эпохе. На нас лежит ответственность, - ответственность понимать и помнить те образцы мысли и действий интеллигенции, которые эти глубинные связи сохраняли, а не разрушали.

Поэтому нельзя не приветствовать Ваши попытки напомнить собеседникам о том, что умами великих учёных двигали истины религии, ничуть не мешавшие занятиям наукой.  А сейчас происходит обратный процесс – ученые ищут в религии и религиях такого опыта веры и знания, который позволил бы сделать непротиворечивым для земной человеческой истории описание процессов и закономерностей космического пространства/времени. Это важнейший процесс наших дней, имхо.

Собственно говоря,  эти поиски и есть живое свидетельство того, что не только  «вера без дел мертва», но и узконаправленное «дело» без веры становится для человека  тяжёлой ношей внутри ограниченно малого времени его жизни. Чувство общего «будущего» человеку необходимо, как воздух. И образ этого общего будущего не может быть иррациональным до конца, он  должен  иметь опоры и корни в прошлом,  должен стремиться к тому, чтобы  формировать новые импульсы для соотношений веры с прогрессом  знаний и практического опыта. Это может, имхо, сформировать принципы рациональности, допускающие взаимопонимание политики и культуры внутри цивилизационного развития. Об этом размышляли и писали крупнейшие философы прошлого и современности. Их опыт – важнейший момент становления нового самосознания интеллигенции, игнорировать его было бы ошибочно.

Поэтому тот факт, что исторически развитие интеллигенции опиралось на научное знание и отталкивалось от рамок догматики или обряда, сдерживающих поведение и допустимые пределы личного опыта, не должен абсолютизироваться. Или, лучше сказать, не должен превращаться в непременно единственную и необходимую тенденцию её развития. Собственно, тот фрагмент из "Розы Мира", который Вы привели,  как раз и является - в доступной для Даниила Леонидовича в то время форме, - предупреждением  о тупиковости такого направления в развитии интеллигенции. Но, видимо, он и хаоса или броуновского движения интеллигенции никак не желал, а потому и говорил о  работниках, которых  будут готовить религиозно-философские университеты. 

Тому периоду, который Даниил Андреев называл  "одичанием общества в атеизме или в равнодушии", нашедшему себя и в развитии интеллигенции, должно быть указано в истории своё место. Хотя я бы не приветствовала здесь огульное отрицание, но предпочла бы  сделать соответствующие выводы о том, каким образом этот процесс влиял на политическую и социальную историю и какие культурные ситуации порождал. Это значит,  что имеет смысл трезво оценить какими последствиями он откликался в культуре, образовании и воспитании. Я думаю, что для таких оценок уже набрано достаточное количество фактов.

Но и обратная тенденция к ограничению  пространства   развития  интеллигенции только  рамками догматики и обряда не может не привести к непредсказуемым эффектам в жизнеустройстве "будущего века". Вот поэтому я склонна предполагать, что изучение философии и поиски новых принципов рациональности не могут обойтись без соприкосновения с истинами религии и  богословия, а также  наработанным им интеллектуальным опытом разных ветвей христианства.


                     
                                                                                                                     Ирина Николаева


«Последнее редактирование: 19 Августа 2011, 22:16:45, Ирина Николаева»

« #8 : 20 Августа 2011, 10:14:56 »
Когда я, в беседах с людьми, напоминаю что Ньютон, Паскаль, Лейбниц и другие великие учёные, были в тоже время верующими христианами и богословами
Да. Но это достаточно известный факт - теория Ньютона прямо предполагает существование Бога как перводвигателя.

А вот менее известные - Ньютон был практикующим алхимиком и отравился парами ртути, после чего занимался написанием комментариев на Апокалипсис, а не естественной наукой.

Кеплер был известен современникам более как астролог, предсказал довольно точно нашествие на Вену и оставил переписку, в которой защищал астрологию.

Лейбниц восхищался китайской мыслью - в особенности Ицзин, "Книгой Перемен". Вроде бы именно она вдохновила его на создание дифференциально-интегрального исчисления.



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика