Пророк Мухаммед (благословит его Всевышний и приветствует!) в ходе своей ранней деятельности в торговом предприятии, вначале своего дяди Абу-Талиба, а затем, будущей супруги Хадиджы, показал в реальности, что торговля – есть честное, богоугодное дело, ведущее к созиданию порядка в сфере материального благоустройства жизни общины..
В то же время, уже в годы исполнения пророческой миссии, он указал на те виды торговли, которые запрещены Творцом всего сущего, те, что изначально были чужды его праведной жизни и далеки от его благочестивых деяний.
Его честность, искренность и открытость повлияли и на характер этой деятельности, приобретшей черты подлинного служения Богу и людям его окружавшим. Пророк заложил будущие основы исламской экономики, держащейся на таких столпах, как законы шариата и традиции торгового дела, рождённые на заре восхождения исламской религии. Надёжность в делах, стремление к получению материальных средств на благо своих ближних, а впоследствии всей его уммы, характеризуют торговое дело посланника Всевышнего, как осенённую высшим смыслом деятельность по изменению основ человеческого бытия и экономического устройства жизни раннесредневекового общества.
В суре «Аль-А‘раф», 10 говорится, смысл таков: «И устроили Мы вам там средства жизни – мало вы благодарны за это!»
Недостаточная людская благодарность проявляется и в отступлении от тех норм ведения торгового предприятия, которое своим примером проповедовал Пророк. Когда человек следует дозволенному в деле, он своими деяниями утверждает на земле лучшее, что было начато Посланником и продолжено его последователями в области устроения материальной стороны жизни мусульманских обществ. И здесь торговля, экономика напрямую связаны с религиозным учением, с нравственным отношением к любому делу, касающегося социальной и финансовой сферы.
Труд, добывание средств на благо своё и людей относится к одной из форм поклонения Всевышнему.
Есть притча, что пророк ‘Иса (Иисус) (Мир ему!) увидел некоего человека и спросил его: «Чем ты занимаешься?» Человек ответил: «Поклоняюсь Всевышнему Богу». Пророк спросил: «А кто кормит тебя?» Он ответил: «Мой брат». Пророк ‘Иса сказал: «Твой брат больше поклоняется Всевышнему Богу, чем ты».
Смысл 37-го аята Суры «Ан-Нур» раскрывает суть жизненного пути верующих, трудом добывающих себе на пропитание и при этом, находящихся в постоянном поклонении своему Создателю:
«Это такие люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекает от поминания Аллаха…»
Через Ислам людям даётся понять, что человек, живя во времени на этой земле, обязан вести свой труд, своё дело, так как ему предписано, не склоняясь к бездеятельности и пассивному существованию, прожиганию жизни и отрицанию права человека на процветание и изобилие, исходящее от Бараката Господа миров.
«И сделали Мы день временем добывания средств для жизни» (смысл аята 11, суры «Ан-Набаъ»).
Пророк всегда относился к преходящим материальным ценностям, как преходящим, возвышая делами и проповедью ценности высшего ряда, связанные с духовной жизнью человека, его нравственными качествами, отношением к Богу. И потому, торговля в его исполнении, являлась инструментом для улучшения жизни мусульман, для создания условий, в которых человек способен, не пребывая в нужде и рабстве, поклоняться своему Господу, исполняя Его заповеди.
М.Шахманов.