Нет ненависти в ИсламеСамоубийство в исламе, как и во всех религиях мира, есть тяжкий грех. Во много раз оно более греховно, если сопряжено с убийством других людей. Изначально этот акт чужд человеческой природе. Убийство мирных граждан не поддается осмыслению и не имеет оправдания.
«Идущие на смерть» - террористы-смертники, находясь в плену соблазнительных уверений об уготованных им блаженствах рая, о необходимости всеобщей войны с неверными до прихода имама Махди, готовы пожертвовать ради этого своими и чужими жизнями. В противовес психологическим установкам религиозного характера, идеологами экстремистских организаций вкладывается в сознание человеко-орудия мысль о геноциде, о притеснении их прав на свободу и вероисповедание, и с успехом развивается в дальнейшем, находя надежный фундамент, основанный на идеологических ошибках карательных органов государства. И причиной успеха подобной пропаганды является многовековая политика покорения Кавказа огнем и мечом. Политика, которую использовала российская власть в своих гегемонистских целях.
Но сейчас, когда все республики и народы Северного Кавказа вошли в общее пространство многоэтнического народа Российской Федерации, когда пламя большой войны уже потушено, и власти России, хоть и не самым лучшим образом, но стремятся к улучшению ситуации на Северном Кавказе, - политика противоборства, осуществляемая вооруженными методами, не санкционирована населением Кавказа.
«Идущие на смерть» как бы оторваны от общества и пребывают в своем изолированном, насквозь идеологизированном пространстве, законы которого тоталитарны по своей сути. Хотя, в то же время, невозможно отрицать в людях, противостоящих светской власти - власти «государства не от Бога», - стремление к религиозности и исполнению мусульманских норм. Иначе бы они не вели свою борьбу. Но в этом ли одном заключается религия, вера?!
Что же на самом деле происходит с психикой людей, решившихся уничтожить себя и себе подобных?
В реальности их психика, а значит и часть их души, уже не принадлежит им и подчинена тем, кто стоит за ними. Методы многочисленны - от внедрения в сознание жертв идей воинствующего фанатизма, до элементарной практики «психотропной загрузки», которая ведет к полному подчинению воли человека.
Какие идеи религиозного толка стоят за этой «трансформацией сознания», что позволяют вселить в существо, в мозги «идущего на смерть» уверенность в справедливости такого рода деяния? На чем основывается непоколебимость «в святости и законности дела»? Ответ - в особенностях религиозного вероучения, исповедуемого ими.
На первый взгляд они исповедуют ислам со всеми его атрибутами: исполнение положенных ритуальных молитв, следование нормам шариата. Вроде все, как положено - по форме. Но эта форма в их исполнении лишена того содержания, благодаря чему возник и развился ислам, без чего он перестает быть религией Света, без чего от него остается лишь выхолощенная духовно оболочка, словно пустое сердце без любви и Милости Всевышнего.
Но опять-таки, никто не может судить и утверждать, что люди, идущие на смерть, лишены преданности религии, которую исповедуют, иначе бы они не смогли пойти на столь серьезную жертву. Но они выбирают смерть, а не испытания этой жизни ради Аллаха, что также невероятно трудно. Они выбирают вооруженную борьбу - тогда, когда всякий мусульманин имеет право и обязан вести джихад со своим внутренними несовершенствами; без победы, над которыми, невозможно добиться побед во внешнем мире. То есть верующий имеет право выбирать мирную жизнь и призывать к ней других, при этом признавая Господом своим одного Всевышнего, а Его законы высшими в этой и в той жизни.
Идеология этого течения отрицает другие направления ислама, такие как тасаввуф. Это говорит о том, что сторонники ваххабизма отвергают саму суть религии. Признают заблуждающимися тех, кто исповедует и учит Милости и всепрощению Аллаха, миротворящей сущности религии, мудрости и богопознанию на бесконечном Пути, а главное - божественной любви.
Врагами веры и заблудшими для фанатиков являются те, кто не присоединяется к их подпольной войне, кто не следует их призывам к вооруженной борьбе с «неверными», называемой «священной войной» и сравниваемой с джихадом Пророка, выступившего против идолопоклонников. Среди них, следуя этой логике, должно оказаться большинство мусульман - тех, кто посвятил себя служению Богу и борьбе с собственными грехами и с внешней несправедливостью, без кровопролития и насилия.
Если агрессор пришел в чужой дом, в чужую страну с оружием в руках, то надо защищать свою Землю в открытой борьбе. Но терроризм - это то, что убивает совесть и душу. Терроризм порожден войной и вызывает войну. Он способствует воплощению в жизнь карающего принципа власти и приводит к возрастанию насилия со стороны государства, что бьет по всем жителям регионов, откуда исходят смертельные акции.
Несмотря на то, что различные экстремистские организации, действующие в тех или иных зонах ответственности, имеют собственные планы, свои «голову и руки», они не всегда способны действовать так, как им заблагорассудится. Это не просто экстремистские ячейки и бандформирования под командованием главарей. Плодами их деятельности пользуются идеологи и спонсоры террористических организаций, так или иначе связанные с зарубежными спецслужбами, что и для российских политиков не является секретом. Если посмотреть, какие последствия вызывает один теракт (следы которого, «как всегда», ведут на Кавказ) в российском городе, а это: жертвы, страх, ненависть и агрессия к представителям тех регионов, откуда родом сами террористы, то становится понятно, что теракт - это не просто месть, это тщательно посеянные на почве горя, гнева и страха семена межнациональной ненависти.
События, произошедшие в столице в последующие дни после кровавых терактов (29 марта 2010 года в метро и 24 января 2011 года в аэропорту «Домодедово»), когда некоторые из местных жителей буквально набрасывались на представителей других национальностей, в основном кавказцев, являют собой пример слабости человека, всегда готового к скорой расправе.
Но ведь возможно, что кто-то запланировал подобный сценарий? И это куда более опасней, хаотической, спонтанной мести. Случаи ксенофобии, исходящие от тех, кто призван соблюдать и обеспечивать права граждан, также идут в расчет в такой кровавой постановке, рассчитанный на психику людей. Еще сложнее, когда представители власти не могут сдержать своих эмоций.
И в этом случае воинственные слова подобные тем, что часто слышны из уст первого лица государства («Мы их всех уничтожим!» - президент России Дмитрий Медведев); не всегда попадают в цель, но отзываются на судьбах простых людей, нередко становящихся жертвами ксенофобии и национализма в обществе. Воинственные нотки в голосе миролюбивого президента выдают уже совершенно другую человеческую сторону, чуждую его натуре и стилю поведения.
Объектом чьих светлых или темных инспираций является он и другие политические лидеры страны в тех или иных значимых для страны ситуациях? Да, терроризму необходимо противостоять, потому что он несет смерть без разбора, и смерть в целом. Но выплескивать ярость публично следует осторожно или не следует вообще. Во многих случаях сама власть, исповедующая амбициозно-волевой стиль в политике, помноженный на военную мощь государства, порождает себе врагов. Агрессивные эмоции, словно «живая вода», окропляют ястребов и националистов всех цветов, вызывая новые взрывы, взрывы межнациональной ненависти.
Не хочется выносить в пространство мысли о будущих угрозах, но о возможных причинах их возникновения необходимо задуматься.
Ясно, что никакими драконовскими мерами не предотвратить каждый возможный удар террористов. Решение проблемы политическими и силовыми методами эффективно, но также не гарантирует нейтрализации источников угроз, так как они, вероятней всего, находятся на территории иностранных государств и за ними стоят те, кто заинтересован в ухудшении дел в России и на Кавказе.
Ведь зверские теракты, возмутившие общество и вызвавшие в нем новую волну антикавказских настроений, произошли сразу после принятия руководством РФ программы по стабилизации и развитию экономик республик Северного Кавказа. Это новая политика центра, предусматривающая структурное изменение управления регионами и смену стратегии в отношении Кавказа, отказ от чисто силовых методов наведения порядка в проблемных точках, утверждение линии демократизации политического курса, - встревожила противоборствующие круги.
Кому не выгодно это все? Только лишь так называемым борцам за веру и их зарубежным покровителям? Спецслужбам государств-конкурентов за влияние на Кавказе? В конце концов, что, свет клином сошелся на этом небольшом участке евроазиатского континента?! Что это - судьбоносная точка планеты?!
А может, кому-то нужен неспокойный Кавказ, как зона нестабильности и локальных боевых действий внутри страны?
Все вышеперечисленное определяет настоящую судьбу Кавказа. Данный регион на протяжении веков используется как один из источников человеческих страданий и горя, не случайно здесь регулярно происходят убийства, проводятся спецоперации с участием различных войсковых подразделений, что не приносит стабильности и мирного существования народам.
В решении этой проблемы можно положиться только на Волю Всевышнего и следовать Его предписаниям, а они никогда не несут в себе призывы к смуте, насилию и диктатуре.
Любая власть должна искать средства к достижению мира, а не действовать исключительно методами ликвидационного характера, исходя из стратегии подавления враждебных элементов силой. Сегодня на Кавказе идет попытка изменения этой ситуации и принятия амнистиционных мер по отношению к противоборствующих власти кругам, с учетом их дальнейшей адаптации в новых старых условиях, предполагающих легитимную деятельность и отказ от вооруженных методов борьбы. Такой подход при любом раскладе более эффективен и с позиций религии гуманен, чем истребление этой части населения, непокорной светской власти и ее законам.
В конце концов, в государстве существует юстиционные органы, и они должны решать судьбу любого преступника, в том числе террориста, в том числе кавказца. Инерция войны в Чечне не должна продолжать свое движение в других республиках Северного Кавказа, несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся здесь. Торжествовать обязано правосудие - лишь тогда сила государства будет проявляться во внешний мир, укрепляя закон, а тем самым устанавливая мир взамен войны, являющейся прибежищем и средством самоутверждения для национализма в его крайних формах.
Ненавидя, ненавидишь еще больше. Ненависть - это порочный круг, из которого один выход - взаимоистребление. А это не тот путь, который указывают нам пророки, религия и даже всеми любимая нами демократия в лучшем смысле этого понятия. Только уважая ценности друг друга и, не подрывая пока еще не совершенные земные законы, не трансформировавшиеся в ту ступень, на которой они способны приблизиться к законам Бога, - возможно предотвратить большие войны и новые конфликты, несущие горе, страдания и муки невинным душам, - разрушение самому государству.
М. Ш.