Графические работы Вилли Мельникова, в которые включены тексты на языках многих народов, как существующих сегодня, так и потерявшихся в истории, создают своеобразный слепок многовековой человеческой культуры. У нас нет возможности понять конкретное значение этих букв и иероглифов, но мы можем почувствовать характер, экспрессию их «жестов», а в очень непростом их строении угадать какие-то неповторимые особенности мышления, что были присущи народам, эти знаки создававшим.
Можно представить себе и то, как ушедшие культуры, поднявшись в сферы синклитов народов, продолжают свой рост, создают новые творения непредставимыми для нас средствами, выражают новые смыслы, соответствующие их теперешнему уровню развития. И, может быть, какие-то импульсы оттуда проходят через нас в моменты нашего творчества. И как-то неосознанно наши действия направляют.
Впрочем, для подавляющего большинства контакт с этими сферами вряд ли доступен. Во всяком случае, на сознательном уровне. Не говорю сейчас про Вилли, он – явление единственное, но и у него такой контакт имел четкие ограничения и был связан с огромными внутренними усилиями, о чем он не раз говорил.
Но вполне выполнимо другое. Можно средствами нашего, земного искусства попытаться продолжить вектор, обозначенный этими непонятными знаками, яснее проявить заложенный в них характер. И в итоге предложить как бы модель стиля, национального художественного канона, который мог бы в данной культуре возникнуть (или может еще возникнуть, если речь идет о народах доныне существующих). Наметить ряд таких нереализованных стилей – задача специфическая, но, думаю, имеющая право на существование.
Подобную задачу я поставил, когда стал делать компьютерные композиции на основе букв и иероглифов, наполняющих работы Вилли Мельникова: в циклах
Кронос,
Лингвогобелены,
Дракон и Фрэйя, и других. В одних случаях тексты там сопровождают рисунок, в других занимают всё пространство листа. Пластичность, узнаваемость этих знаков как бы взывает каждый из них развить до самостоятельного, эмоционально окрашенного образа, угадать органичное для него колористическое и стилевое решение. А всякий представленный на графическом листе язык становится основой отдельного небольшого альбома.
Алфавит Вилли Мельникова