Искусство общения
Бомж

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 10 Апрель 2011, 12:32:18 »
Вчера с Мишей ехали на электричке. Когда поезд тронулся, в вагон зашел бомж и стал что-то говорить. Я сначала особого внимания не обратил и смотрел в окно, но с третьей - четвертой фразы что-то меня "зацепило", я стал его слушать.

Вот его речь по памяти:
- Люди добрые, я бомж, побираюсь по электричкам. Живу на ваши подаяния. Я бывший детдомовец, несколько раз сидел. Хочу быть честен перед вами. Я пьяница. Буду благодарен вам за каждую вашу копейку, которой вы мне поможете. Хочу честно прожить оставшуюся жизнь и говорю вам правду на ваш суд.
И когда ему стали подавать, то благодарил он Богом. Здесь слов не помню, но пронимало и рука сама потянулась к кошельку, и кроме двадцатки, которую дал, честно говоря, хотелось сказать "спасибо тебе, брат, и живи с Богом". Но я промолчал.

Говорилась эта беспощадная правда о себе совершенно открыто, искренне, без наигранности, я бы даже сказал мужественно. Сказал он больше, я привёл только основное, что мне запомнилось. И я тут же понял, что уважаю этого человека , что благодарен ему за его слова. Это был раскаявшийся человек, понимающий, что он уже не сможет своими силами вырваться из той трясины, в которую попал - из своего образа жизни, из пьянства. Но он нашёл в себе силы смотреть правде в глаза и открыто говорил об этом. И этим он обретает достоинство человеческое. Бог услышит его.

И вот вчера весь день и сегодня я думал об этом человеке, хотя с виду он самый что ни на есть бомж.


« #2 : 10 Апрель 2011, 18:03:03 »
В обществе анонимных алкоголиков и наркоманов, с которым я плотно столкнулся в конце 90-х и перевидал там за два года (97-99) несколько сотен людей с самыми тяжёлыми биографиями (в том числе и бомжей-рецидивистов, суицидников-рецидивистов, с несколькими дурдомами и тюремными сроками за плечами; типичный вариант, кстати; у некоторых из них было одно или даже не одно университетское образование). И не в качестве стороннего наблюдателя, а очень тесно общаясь с этими людьми (некоторые из них по сей день остаются моими друзьями). Я могу сказать, что данный описанный вариант, несмотря на душераздирающую сентиментальность, самый типичный развод. Надо просто видеть хоть раз, что творится с человеком, когда он на самом деле меняет свою жизненную программу: это мучительный, тяжёлый, страшный процесс. Тут не до хождения по электричками с "исповедями". Подлинные исповеди произносятся по-другому. Это кровь души, открытая рана, которую ни с чем не спутаешь и с которой по электричкам не ходят (физически, как после операции, невозможно).

Театральность (исповедь в электричке) и подлинное покаяние, после которого начинается мучительный, долгий и одновременно радостный процесс созидания личности, несовместимы. Мне проще представить ракового больного, увешанного капельницами и реанимационными приборами, просящего милостыню в поезде, чем душу, возвращаюшуюся к жизни из смертельной опасности, из разложения заживо. Надо понимать и чувствовать весь ужас, всю бездну, в которую попадает человек от алкогольной или наркотической зависимости, чтобы отдавать себе отчёт, насколько жестока и страшна эта реальность, насколько она несовместима (физически!) с театральными исповедями по электричкам. Надо вплотную подойти к огню, чтобы понять, что в нём сгорают и что это больно, что невозможно сгорать и рассказывать об этом одновременно, прохаживаясь по вагонам, что это не театр, что это живая душа, которая смертельно болит. Что это вопрос жизни и смерти, а не повод выжать слезу из слушателей. Что тому,  кто по-настоящему утопает, не до разглагольствований. Он уже борется из последних сил и судорожно цепляется за соломинку. В общем, надо с этим горем столкнуться вплотную и видеть подлинную трагедию, которая и проще и страшнее, которая жестока и элементарна, как чёрный квадрат, в которой нет никакой сентиментальности и театральности, а только нечеловеческая боль, боль и стыд, косноязычный и жестокий.
Покаяние молчаливо.

Нужно пережить это рядом с собой, на практике. И тогда не останется слов...
У нас любят рассуждать о проявлении благодати в жизни, противопоставлять "красивые слова" и "дела", но это и есть - слова, слова, слова...
Надо столкнуться с подлинной бездной, чтобы отбило желание писать о ней на форуме: только претворённая в искусство и намёками, в полутонах она остаётся правдой души. А в лоб - это ханжество, сентиментальное словоблудие, профанация. Профанация - всегда в лоб. Декларации и демагогия. От морализаторства один шаг до инквизиции. (Последний абзац к тебе, Евгений, не относится. Это впечатления личные уже, так скажем. По мотивам "рм-форумов"  ;))

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 10 Апрель 2011, 22:42:25, Ярослав»

« #3 : 10 Апрель 2011, 21:52:02 »
Продолжу (начитался на форуме-антиподе охов и ахов по поводу).

Такие театральные бомжи и на группу "АА" заходили (регулярно), но там такие "исповеди" никого не прошибали, "актёра" раскусывали мгновенно. Хочешь встать на ноги: есть простая программа действий, трясти язвами публично для этого не обязательно. Любители театральных покаяний больше раза не заходили. Кто оставался - начинал тяжёлый и внешне не эффектный труд, воловий, черновой. Такие "бомжи", пусть это покажется сентиментальным зрителям цинизмом, вызывали с первых слов там дружный смех. Искренний. Настолько дешёвкой отдавало их показушное покаяние. И эти люди имели право смеяться! Многие из них прошли более тяжёлые испытания, повидали виды. И насколько же привыкший к совершенно другой реакции, ожидающий чего угодно, кроме добродушного смеха на свои "страшные исповеди", человек бывал шокирован этим смехом, тут же терял "кураж"... - и это было первой, действенной! рукой помощи ему. Принять или оттолкнуть руку - был момент его свободы, и этот момент свободы - без лицемерия и прикрас - тут же чувствовался, и сразу было видно - что стоит за исповедью и насколько она искренна.

Чехов называл публичную исповедь - пошлостью. Описывая такое, невольно чувствуешь себя чувствительным. Как тот фарисей: "Боже, как хорошо, что я не такой"... На память из Довлатова: "Я на зоне видал мастеров спорта по боксу, ходивших с дырочкой в миске (опущенные) - всё зависит от обстоятельств." Не вижу никакой заслуги в том, чтобы зауважать бомжа. Он достоин уважения не меньше, чем любой преуспевающий бизнесмен. Неизвестно, во что бы превратившийся, заставь его хлебнуть тех обстоятельств, что достались этому бомжу. Сам виноват? Конечно. Как любой младенец в авиакатастрофе или старик под волной цунами. Только не нам судить о степени этой вины и связи личной вины со свалившимися на человека обстоятельствами.
Когда выздоравливают, по электричкам не ходят. Ходят по вагонам - ещё находясь под наркозом. А выздоравливают - взаправду и через боль. Молча и трезво. Помогая другим, таким же. И в сухом одиночестве совести. Взявшись за руки с подобными себе: без публики, анонимно, молча, больно, трезво.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 12 Апрель 2011, 08:58:15, Ярослав»

« #4 : 12 Апрель 2011, 09:14:26 »
Первое, чем можно помочь наркозависимому, это оставить его наедине со своей зависимостью: не помогать ни рублём, ни глотком, ни словом, ни вниманием (смех - лучшее лекарство, самое действенное в таких случаях!). И тут - либо сдохнет (алкоголики не умирают - они подыхают), либо начнёт выкарабкиваться, искать помощи не на дозу или стакан, а для спасения души и жизни. И никогда не оставляет Провидение человека, когда он дошёл до своего дна: всегда пошлёт того, кто подскажет, куда идти и как вылезать (проверено и подтверждено миллионами судеб выздоравливающих алкоголиков и наркоманов). Найдётся и кусок хлеба, и крыша над головой - так сложится. Если человек сделал внутри себя главный выбор, понял...
У каждого своё дно. И чем быстрее зависимый дойдёт до него, тем больше у него шансов выжить и обратить свой опыт разрушения в богатство пережитого, в мудрость.
Это вам скажет любой из тех, кто выжил на этой войне. На ней мало кто выживает, но такие есть. А если человеку не повезло, всегда были вокруг него сентиментальные родственники, друзья, прохожие, пассажиры, которые продлевали наркоз и подмораживали смертельную болезнь, если человек не остался наедине со своим врагом, со своей зависимостью - без шанса выиграть у неё, без единого шанса выжить, не порвав с ней! - то такой человек обречён.
Первое, что должен человек прочувствовать до дна души, чтобы спастись на этой войне, - это отсутствие иллюзии, что можно найти компромисс с врагом и что можно его перехитрить или победить своими силами. Через отчаяние и через одиночество и бессилие - раскрывается свет для попавших на эту войну. Это страшная, жестокая война. И у неё свои законы.
Каждый рубль, поданный зависимому на дозу или стакан, вбивает гвоздь в крышку его гроба (если повезёт ещё и найдётся гроб) и мостит ему дорогу в ад.

Но даже не это самое страшное. Если воспользоваться аналогией, что тело и душа - дом (храм), в котором живёт дух, то подкидывать дрова в костёр, что одержимый развёл в своём доме, значит не только поддерживать пожар этого дома, но помогать разрушительному огню перекинуться на другие дома. Алкоголизм не только смертельная, но и заразная болезнь. Одержимый втягивает в свою кармическую воронку другие души и судьбы неизбежно. Добрая старушка, что принесла вязанку дров на костёр Гуса, - это тот, кто по слепоте своей помогает подкидывать дрова в ад одержимого. У одержимого кончаются дрова, но он находит тех, кто несёт и несёт ему новые и новые вязанки. Если алкоголик не развязывает этот кармический узел в пределах своей жизни, то карма передаётся в следующие поколения и даже на окружающих его людей! 

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 12 Апрель 2011, 10:46:56, Ярослав»

« #5 : 13 Апрель 2011, 02:33:06 »
Первое, чем можно помочь наркозависимому, это оставить его наедине со своей зависимостью: не помогать ни рублём, ни глотком, ни словом, ни вниманием (смех - лучшее лекарство, самое действенное в таких случаях!). И тут - либо сдохнет (алкоголики не умирают - они подыхают), либо начнёт выкарабкиваться, искать помощи не на дозу или стакан, а для спасения души и жизни.

Эк ты сурово...

Конечно, пьяница, просящий денег на зелье, хоть и симпатичней пьяницы-вора или пьяницы-грабителя, но всё же не пример покаяния (метанои).

Однако, оставить болящего таким недугом одного (а уж тем более усмехнуться), никак ему не поможет. Один (без помощи других людей и Бога), человек справиться с таким недугом не может.

Пьяница (или наркоман), остаётся человеком и не подыхает, а умирает, как и все мы.

Программа "12 Шагов" обществ Анонимных Алкоголиков (наркоманов, секс-зависимх), удивительна.

Мне довелось однажды принять участие в судьбе одного человека, страдающего таким недугом, и, читая разные статьи, я натолкнулся на эту програму, принятую во многих обществах взаимной поддержки.

Меня удивила её религиозность. До своих исследований предмета, я был уверен, что в программах этих обществ главенствует безрелигиозная психология, однако, оказалось не так.

Вот эти 12 шагов, для тех  кто не знаком:

12 шагов Анонимных Алкоголиков:

   1. Мы признали своё бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
   2. Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
   3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.
   4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
   5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
   6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.
   7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
   8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
   9. Лично возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
  10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
  11. Стремились путём молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
  12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.


Недавно, посмотрел неплохой фильм о взаимопомощи людей, раненных несчастьями, рекомендую всем, кому интересен предмет:

Things We Lost in the Fire

PS. Ярослав, поскольку у нас с тобой почти всегда недопонимание друг друга и дисскусия идёт по схеме "я ему про Фому, а он мне про Ерёму", подчёркиваю, что и я не вижу большого геройства в "собирании" денег по поездам, а затем пропивании их в питейной. (Но не дать просящему, даже если он не герой, плохо)

«Последнее редактирование: 13 Апрель 2011, 02:41:39, Leonid»

« #6 : 13 Апрель 2011, 02:52:14 »
Леонид, ты, как всегда, меня прочёл по-своему. :)
Уже учёный тобой, не буду пускаться в диспут о словах или пытаться доказать, что я совсем не то написал, что ты прочёл.
Тебе довелось однажды. А мне многажды. И я знаю, о чём я говорю. Программа гениальна. Но одной программы мало. Лечит не программа. Она лишь - инструмент (один из).

Однако, оставить болящего таким недугом одного (а уж тем более усмехнуться), никак ему не поможет. Один (без помощи других людей и Бога), человек справиться с таким недугом не может.
Именно поэтому и необходимо как можно скорее дойти этому человеку до того, чтобы обратиться за помощью (хотя бы на уровне хватания за соломинку) - для борьбы с недугом, а не для разжигания недуга ("трубы горят"). В этом его спасение! И чем быстрее дойдёт - тем шансов больше.
Без помощи Бога не остаётся никто и никогда. Только помощь Бога - есть Помощь, а не крестящаяся старушка с дровишками на костёр Гуса.
Алкоголик именно подыхает, так как становится хуже животного. Это фраза самих алкоголиков, не я её выдумал.
Я вообще от себя ничего не написал в этой ветке. Лишь поделился опытом общения с теми, кто вернулся с войны. Раз судьба меня в своё время плотно и надолго столкнула и с этими удивительными людьми и с их великим опытом, считаю возможным писать то, что написал и в этой ветке (это не мой опыт, и он куплен дорогой ценой). Может, кому-то поможет из тех, кто прочтёт (как бутылка с запиской в море).

Есть в "АА" ещё и 12 традиций (кроме программы "12 шагов"). Это выработанные методом проб и ошибок традиции существования этого сообщества (без спонсоров - запрещены, без поддержки со стороны вообще - запрещена, без рекламы - запрещена, без центрального руководства - отсутствует, и вообще без руководства - отсутствует).
Я немного рассказывал об этих традициях в ветке Евгения Цепкова об Экоцентре, предлагал взять их опыт на вооружение в организации Экоцентра (не копировать, но творчески осмыслить). Но, увы, пока не востребовано.

P.S. Смотря что дать. Не дать денег в данном случае - значит дашь шанс спастись (это важнее, если думать о том человеке, а не о себе: хорошо или плохо не дать денег просящему для моей души). Герой он или нет - не в этом дело. Подкидывать дров в пожар, в котором мечется одержимый и просит ещё дровишек, не значит ему помочь, а значит себя тешить (какой я добрый, какой чувствительный, я его уважаю и т.д.). Подкинул и пошёл думать, переполненный светлыми чувствами и мыслями о Боге. А человек остался сгорать в пожаре (где могут быть и дети, кстати).
Ты вообще ветку с начала прочёл или только последний пост? В "АА" - как раз по "программе" - никто и никогда не даст ни копейки (знают, куда приведёт такая "помощь", потому что - на собственной шкуре учились, не теоретически). А вот помочь выйти, переломаться - это помогут и руками, и душой, и рублём, если надо. Но развести себя врагу человеков не дадут. А у просящего и действующего алкоголика как раз враг человеков просит о помощи устами бедолаги, о помощи дожрать и этого и многих ещё потенциальных жертв своих.
Что же касается смеха, то я описал - что это за смех и почему он спасает, и кто и где может, имеет право смеяться над этим, а кто не может и не имеет (см. ветку с начала). Если у человека гнойный аппендицит, его надо срочно вырезать, а не давать обезболивающее и уходить с "добрым" чувством.

Вычитанное "усмехнуться" - возвращаю тебе обратно. Я слишком близко подошёл в своё время к этому ужасу и очень близкий, родной и дорогой мне человек был уже за гранью жизни, и борьба за него продолжалась несколько лет, и каждый день был последним, - чтобы я мог позволить себе "усмехнуться": ты понял, как понял, и в очередной раз мне стало не по себе, что меня можно и ТАК понять...
Я терпеть не могу кичиться на публику своим "жизненным опытом" или противопоставлять чужим "красивым словам" (за которыми почему-то априори никакого опыта не мыслится) свой "жизненный опыт" (при помощи тех же слов и обязательно на публике!)  Но в данном случае - пришлось уточнить: в этой ветке нет ни капли теории, здесь только практика (и тысяч людей!). И эта практика - победы над недугом, перед которым отступили и государство, и врачи, и родные, и даже церковь.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 13 Апрель 2011, 03:56:45, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика