А причины "разговоров на кухне" не лежат ли в социально-экономическо-политической области?
Это уж что первично, что вторично: базис и надстройка. По Марксу - именно там и лежат.
По Пушкину - наоборот.
По Андрееву - вообще огромный комплекс "причин" (грандиозный "клубок" взаимосвязей, миров, воль).
А по-христиански: первопричина в глубине ничем не обусловленной свободы человека. ("Бог с дьяволом борется, и место битвы - сердца людей". Достоевский, на память. Пожалуй, самый "христианствующий" из всех гениев всех времён и народов.)
И каждый прав. Но по-своему.
Даже если это меньшинство высокопрофессионально в области манипулирования общественным сознанием?
Я имею в виду профессиональное психологическое воздействие типа НЛП.
В глубине воли всё равно человек делает свободный выбор: соглашается на манипуляцию. По большому счёту (по очень большому), человек делает только то, что хочет, и служит тому, кому хочет.
На каждое воздействие всегда есть контрвоздействие, альтернатива (всегда!). И выбор тостуемого таки свободный (ибо усыновлён каждый на Кресте: и дорогой ценой куплена наша свобода).
Так вот именно, что "тоже люди" [сидят за рычагами]. А людей можно обмануть, запугать, подкупить, переубедить, наконец, "выдрессировать".
Можно. Но в духе - каждый свободен. В глубинах совести. Заглушить можно (до поры до времени). Это и называется бездуховностью - промежуточным этапом - перед тёмной духовностью (дьяволочеловечеством).
И тем не менее (весь мой опыт житейский говорит за то!) каждый, даже самый-самый из оболваненных и обывательских обывателей, первичный выбор делает в глубине своей совести и абсолютно свободно. И такие мгновения-развилки (экзистенция) случаются в жизни любого! Это ключевые, определяющие точки (их может, если захочет, вспомнить любой человек).
И свободно в них выбирает человек быть оболваненным, заманипулированным, глухим и слепым, только потому, что рабу легче: спросу меньше, ответственности меньше, риску меньше, своя шкура дороже и т.д.
Но лжёт себе человек, что он раб. Он свободен. Его освободил Христос. И совесть напоминает об этом в минуты "на грани жизни и смерти" (точки экзистенции). Но боится пуще смерти человек свободы и бежит от свободы...
Вот что первично, мне кажется.
А нельзя на этот процесс - обрушение империй от слова - взглянуть несколько по-иному: слово вскрывало причины, по которым империя должна была рухнуть?
Да можно, конечно. Только ведь - понять причины, сказать о них слово и это слово услышать - это уже действие духовное (свободное), а все причины - в царстве необходимости находятся. В духе - нет причин, всё изнутри идёт. Так же изнутри идёт понимание причин у говорящего и желание понять и услышать его слово у слушающего. Пока в глубине свободы тот и другой не сделали выбор - ничего не изменится, никакие "причины" в социуме не будут работать. Человек не механизм, который весь обусловлен внешними объективными причинами. Человек иррационален.
Достоевскому я верю больше, чем Марксу и всем любителям "объективных" внешних "законов", причин и следствий, которые якобы всё определяют и не зависят от "субъективной" воли человека. Вера в такие "объективные законы" тоже коренится в глубине человеческой свободы, и без этой веры в "законы и причины" никакие "законы и причины" не работают. Потому что за всеми "законами и причинами" стоят живые сущности, их воля, их вера, их выбор. А мы - ведём с ними диалог и выбираем те законы и те причины, которым хотим поклониться. Свалить всё на "объективные законы" - это рабский подход. Сбрасывая крест свободы, лишаясь достоинства, раб снимает с себя ответственность: объективные причины, а я ни при чём (винтик в какой-то системе, белка в "колесе истории"). Очень удобная позиция, хитрая.
(Упрощённо, но вроде по сути верно изложил. Во всяком случае мой опыт такой.)
Я, конечно, понимаю, что в таких случаях "наше дело правое, победа будет за нами", но хотелось бы действовать так, чтобы это произошло поскорее, чтобы по возможности период вредного воздействия на человеков и на природу, сократить.
Самые действенные, самые эффективные и самые быстрые - это нравственные пути. Чем нравственней, чем меньше лжи и насилия, тем оказывается быстрее, эффективнее. Кажущаяся эффективность других, на вид более действенных методов, оборачивается потерей времени, сил, откатом: шаг вперёд, два шага назад. Любая революция кончается таким откатом. Этому учит история. Но она ничему не может научить, потому что человек свободен и нет никаких "объективных законов"
А бороться, конечно, надо. И верить, что победишь. Иначе совсем раскиснешь. Иногда ведь даже на близкой дистанции удаётся (редко, но всё же)...
И всё же... мы живём в трагическом мире. У трагедии есть своя красота, а главное - есть катарсис.