Выступление Сейфоллоха Шокри, иранского поэта, музыканта и изобретателя музыкальных инструментов, которое прошло во время конференции в Консерватории осенью 2013 года (его запись
здесь), получило продолжение спустя два года, в следующий его приезд в Москву.
Ирина Мясковская организовала и провела в культурном центре ДОМ музыкально-поэтический вечер, построенный на диалоге различных культур и духовных традиций – русской, иранской, индийской, турецкой. Другой объединяющей темой вечера стало музыкально-тембровое новаторство: изобретатели инструментов Сейфоллох Шокри, Александр Жихарев и Борис Базуров продемонстрировали возможности своих изобретений и в конце выступили с совместной импровизацией.
Из множества инструментов, построенных Сейфоллохом Шокри, он показал четыре. Сначала прозвучал усовершенствованный вариант струнного
ситара, потом духовой
соруж, сделанный на основе иранской флейты и иранского рожка (
нафира).
Фарш – инструмент богатых возможностей, способный извлекать тембры многих смычковых, щипковых и ударных. На нем была исполнена большая импровизированная композиция, одновременно с ней прозвучало стихотворение Шокри «Клятва», русский перевод которого специально для этого вечера сделала Александра Таран. Еще был показан небольшой духовой инструмент, вырезанный из тростника.
Поэтическая линия продолжилась стихами Ирины Мясковской и ее переводами суфийской поэзии. Затем – фрагмент подготовленной к этому вечеру видеозаписи беседы с Зинаидой Миркиной, она читала свои переводы Ибн Аль Фарида и Тагора.
Индолог Максим Демченко выступил с небольшим сообщением о средневековом индийском поэте Шри Чандре, который был убежден в возможности синтеза индуизма и ислама.
Музыкант и поэт Дарья Теплова представила в авторской версии традицию духовных песнопений Турции, она аккомпанировала себе на
багламе.
Следующий раздел программы открыли Александр Жихарев и его ученик Габриэль Гайденак. В музыкальную импровизацию органично включалась поэзия Державина, Пушкина и митрополита Филарета.
При подготовке вечера в качестве важнейшей его части планировалось выступление Сергея Старостина, но изменившиеся гастрольные планы не позволили ему присутствовать. Намеченная программа выступления была записана на видео двумя днями раньше. Исполнение народных и авторских песен сопровождалось глубокими размышлениями о путях культур и возможности их взаимопонимания.
Концерт завершил фолк-авангардный коллектив музыкантов – Борис Базуров, Георгий Осмоловский и Михаил Соколов. Старинные русские былины звучали в концертной обработке с участием электроники и
гусле-тара – инструмента, соединившего конструкцию гуслей и нескольких восточных инструментов.
Финалом стала коллективная импровизация: Александр Жихарев, Сейфоллох Шокри и группа Бориса Базурова. На основе звукоряда, задаваемого звучанием колоколов, строилась многослойная инструментально-вокальная ткань, в которой распознавалось различное культурное происхождение разных ее слоев.
Многоканальная запись вечера была сделана студентами звукорежиссерского факультета РГСАИ под руководством Карины Коваленко, она же выполнила сведение каналов в окончательную фонограмму.