Ритуальное и бытовое поведение: о целе- и смысло-полагании
Мы с лёгкостью отказываем ритуалу в смысле, считая его чем-то безжизненным и формальным, либо, напротив, необузданным и хаотическим. Однако по своей глубинной природе ритуал являет собой высший синтез аполлонического (литургический ритуал) и дионисийского (карнавально-праздничный ритуал), идеи и энергии, сущности и явления. Этот высший синтез делает и нас едиными – цельными, в противовес тому, что люди привыкли рассматривать как «жизненные цели». Принципиальное отличие смысловой ориентации от целевой знаменует и отличие ритуала от любой «практики», ибо следуя идеологии достижения, практика по своей природе кумулятивна, тогда как ритуал, следуя принципу преображения, трансформативен.