Известный уже нам Георгий Бородин, знаток советской мультипликации, провел летом прошлого года ретроспективу фильмов Льва Атаманова, знаменитого режиссера, по фильмам которого можно проследить путь развития анимационного искусства от начала 1930-х годов до начала 80-х.
Лев Константинович Атаманов (настоящее имя – Левон Атаманян, 1905-1981), в отличии от многих своих коллег из этого поколения, пришел в профессию не с художественным образованием, а с кинематографическим. Этим во многом определилась цельность его взгляда на это синтетическое искусство, стройность драматургических построений и уместность, убедительность каждой художественной детали в его фильмах.
Мировая известность пришла к нему в 50-е годы, когда появился ряд полнометражных сказок: «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева». 1960-е годы стали эпохой многообразных поисков в анимации, расширился диапазон жанровых и стилевых моделей, наряду с детскими фильмами стали создаваться фильмы, обращенные к взрослой аудитории. Среди наиболее значимых явлений, эстетических манифестов своего времени, были и работы Атаманова: «Скамейка», «Балерина на корабле» и другие. Нужно заметить, что многие из выдвинувшихся в это время режиссеров прежде проходили школу Атаманова, работая на его фильмах художниками-мультипликаторами (Ф. Хитрук, А. Петров, Г. Сокольский, В. Котеночкин и др.). Значительны и разнообразны поздние работы режиссера, где, обратившись снова к детскому восприятию, он наполнил фильмы серьезными размышлениями о смыслах творчества, подводит итоги своему жизненному пути (фильмы «Пони бегает по кругу», «Я вспоминаю…», мультсериал «Котенок по имени Гав»).
Многие из фильмов Льва Атаманова можно найти здесь:
http://bayun-dia.net/authors/Atamanov_Lev_Konstantinovich/Георгий Бородин, предваряя каждый сеанс подробной лекцией, рассматривает творчество режиссера в широком контексте советской и мировой анимации, касаясь технологических, стилистических и идейных аспектов, нашедших выражение в ткани фильмов. За вычетом рассказа о начале творческого пути Атаманова (который не был записан), цикл лекций и киносеансов представил впечатляющую панораму анимационного искусства, которое далеко не исчерпало своего художественного потенциала.