Сетевая поэзия
СТИХийное

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #31 : 16 Декабрь 2011, 20:01:09 »
                       ***
Этот голос сквозь звон колокольный
продирается к слуху тихою
треском-песней глухою, тикая
на курантах первопрестольной.
Час, да два, да три с половиною,
для истории мелкая поступь,
для того, кто в неволе, длинная,
бесконечная жизнь в оступи.

И не слыша Покровского пения,
заворожился слух дикою -
здесь нездешнею пляскою, гиканьем,
мощью грозного столпотворения.
Тише! Тише! Бремя нелёгкое
вниз со стен сошло осыпью.
Взгромоздилось по центру сопкою,
просыпая златые россыпи.

- Не скупайте люди всякую всячину! -
Зазывают с мостов перекупщики, -
покупайте у нас вскладчину,
все товары самые лучшие!
- Не смотрите их зрелищ тоскливейших, -
тут, как тут зазывалы нетрезвые, -
геть, айда лицезреть рубилище,
игры злые, лихие, резвые!...

Затихают толпы бардачные.
Истощаются орды орудующих.
Время сладкое – время безбрачное
Зелье страсти готовит для будущих…
Созерцаешь то издали, дивишься,
да и буря кричит шёпотом...
Глохнут уши юродивых, дервишей,
лица их покрываются копотью…

- Защити их Господь, да помилуй нас!
Пронеси мимо чашу безвестную!
Пусть звучит высоко колокольный глас,
не даёт им прельститься песнями,
и трескучим шипением, тиканьем
механизма в грудь алую вшитого,
позолоченной пылью покрытого,
на гербе государства двуликого...

                                                    6 марта 2011

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 16 Декабрь 2011, 21:11:10, Maratshah»

« #32 : 16 Декабрь 2011, 21:03:08 »
Этот голос сквозь звон колокольный
продирается к слуху тихою,
треском-песней глухою, тикая
Тут что-то с запятыми... И дальше тоже есть такие - не связанные между собой члены предложения, почему-то отделённые друг от друга запятыми (не грамматика страдает от этого - а смысл).

Интересные ты ритмы стал осваивать, Марат... Чувствую, что можешь там найти что-то весомое, а повезёт - и золотое...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #33 : 16 Декабрь 2011, 21:13:54 »
Тут что-то с запятыми...
Сначала не поставил её, потом засомневался. Дальше тоже, чувствую, есть моменты, строки, царапающиеся о зазубрины орфографии))
Интересные ты ритмы стал осваивать, Марат...
При освоении нового больше препятствий)
Чувствую, что можешь там найти что-то весомое, а повезёт - и золотое...
В новых ритмах?

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #34 : 16 Декабрь 2011, 21:41:11 »
В новых ритмах?
В новой старинной эпической русской поэтике. Не столько в ритмах дело, сколько в самом этом пласте: вспашешь если, да посеешь, да злаки от плевел отделишь - будет нам прибыль и радость, Марат.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #35 : 16 Декабрь 2011, 21:52:19 »
зазубрины орфографии
Синтаксиса и пунктуации (с орфографией всё проще - и здесь вроде всё в порядке; ударение в одном месте не на месте, ну это мелочь, хотя какие в поэзии мелочи? откуда они там?)))

Маленький практический (полезный) совет: если хочешь подчеркнуть ритмическую (или интонационную) паузу, но не знаешь, надо ли тут (по правилам) ставить запятую, то ставь тире. Тире - относительно вольный знак (как многоточие), допустимо его ставить для ритмической паузы. А запятая - знак, жёстко привязанный к правилам (его наугад ставить нельзя).
Кроме конца строки (это я опять о паузе): конец строки в стихе и есть ритмическая пауза (в этом смысл написания стихов "в столбик"- подчёркиваются ритмические паузы - концами строк).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 17 Декабрь 2011, 03:21:06, Ярослав»

« #36 : 16 Декабрь 2011, 22:04:45 »
Синтаксиса и пунктуации
Ну, конеешно, о зазубрины пунктуации)))
Маленький практический (полезный) совет
Совет полезный, спасиб.
В новой старинной эпической русской поэтике. Не столько в ритмах дело, сколько в самом этом пласте: вспашешь если, да посеешь, да злаки от плевел отделишь - будет нам прибыль и радость, Марат.
А это пожелание - дорогого стоит!
Я почему-то гасил, не давал воле этому мотиву, хотя он всегда звучал во мне, эта поэтика близка мне, она во мне. Но гасить его невозможно, он прорывается наружу, как росток, и здесь твоя аналогия со злаками и полем - замечательна. Что ж, будем пахать!))) Не обременяясь "пахотой".

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 16 Декабрь 2011, 23:44:51, Maratshah»

« #37 : 17 Декабрь 2011, 02:51:27 »
А я всегда говорил, что эпическое начало - самое сильное у тебя как поэта. Во всяком случае мне - больше всего нравятся эпические стихи твои (о любых культурах и временах). Только тут надо выйти на длительное размеренное дыхание: эпос - такая дорога, дальняя... Ну и знаний надо очень много. Тяжёлая задача, в общем.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 17 Декабрь 2011, 03:19:59, Ярослав»

« #38 : 17 Декабрь 2011, 02:55:54 »
Только тут надо выйти на длительное размеренное дыхание: эпос - такая дорога, дальняя... Ну и знаний надо очень много. Тяжёлая задача, в общем.
Я понял...

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #39 : 22 Январь 2012, 16:41:35 »
Кружится время как гончарный круг,
В пространстве преломляясь на мгновенья.
Творят из праха пальцы твоих рук
Сосуды жизни новых поколений.
 
Нисходит ночь, холодным покрывалом
Твоих просторов застилая твердь.
Горит огонь в очищенных астралах,
Из чистых тканей изгоняя смерть.
 
Ложатся тени век тревожной яви
На ниши поднебесных очагов.
Безумный век судьбою твоей правит,
И давит грозной поступью шагов.

И сохнет глина, принявшая форму
Бесцветных амфор, обретая в миг
Вторую жизнь в земных гончарных горнах
И истине твоей присущий лик...

22 ян.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #40 : 22 Январь 2012, 16:50:26 »
Марат, можно мне тут и два своих вывалить - о времени, глине и гончаре (созвучно по образам) - ради полноты темы?

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #41 : 22 Январь 2012, 17:21:50 »
Марат, можно мне тут и два своих вывалить - о времени, глине и гончаре (созвучно по образам) - ради полноты темы?
Нужно даже!

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #42 : 22 Январь 2012, 17:53:37 »
                  ВРЕМЯ

Круг вращает гончар, частник-стоик,
лекарь-пекарь правдивый в глубинке –
лепит, лечит и мнёт нас, как совесть;
и нелепо вздохнёт, успокоясь,
там, за печкой, в углу. Под сурдинку
пляшет пламя, труд зреет… Историк
черепичный кров памяти строит.

февр.2005


                    ***
                                 И прячутся поспешно в уголки,
                                 И выбегают из углов угланы.
                                                                             Мандельштам

В диком мире расчисленных линий
крайний угол нашёлся для зренья:
вечный сор, словно небо излишний,
заметает в него гончар-время.

Эта красная глина чревата
то стихами, то войнами. Только
синий строй наш стихает: солдаты
растворяются солнечной солью
в чёрной памяти звёздного моря,
как в крови неродившихся песен.
Ночь глазами кошачьими смотрит,
паутину бессонниц развесив,
всё считает – кому чего стоит…
Крайний угол не тело – не тесен!

Эта красная глина как тесто,
заметает нас времени веник:
есть углы, где дышать интересно,
где нет страха, ни зрелищ, ни денег.
Мы такого там неба намесим! –
и за словом в карман не полезем:
в глубине голубиной для смеха
в планах века таится прореха,
где живое живым не помеха.

февр.2005

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 22 Январь 2012, 17:56:47, Ярослав»

« #43 : 25 Январь 2012, 22:42:50 »
ВысокО-высОко, там, где храм высокий,
Высится над высью рай твоей мечты...
Там тебя, как прежде все зовут - Высоцкий!
Поднимая шумно за тебя тосты...

Успокоен шумом вод и трав небесных,
Соловьёв не слышишь в этой тишине.
Барабан гитары утомлённой треснул,
Грезишь по ночам о родной, о ней.

И невольно там же вспоминаешь горы,
Пик Орлионтаны всё не покорив.
И поёшь о них, сам с собою споря,
Разрывая словом огненный мотив.

Бей по струнам буйным, есть ещё, есть время
Петь немую правду, клясть слепую ложь!
Да, услышит глас твой молодое племя,
Пусть от этой песни обуяет дрожь!

И оглохнут черти в самой преисподней.
И стряхнёт Отчизна лихолетье с плеч.
Пой Поэт бесстрашный, пой Поэт свободный,
Вознеси над миром свой поющий меч!

Шелестят деревья. Смолкли струны лиры.
Небо скрыло солнце в мягких рукавах.
Спи Поэт спокойно, далеко от мира,
ВысокО-высОко в ангельских краях...


М-Шах.
25 ян.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #44 : 20 Май 2012, 19:49:06 »
Черновой вариант

Пусть будут юными стихи —
Несовершенные творенья,
Их не коснутся чьи-то тени,
Чьи-то мысли и грехи.

Пусть век глодает кость сомненья,
Зубами нервно скрежеща,
Идёт, редуты зла круша,
Издалека народный гений...

В руках его не крест и роза,
Не меч суровый, не перо,
Но гром, и молнии, и грозы
И солнца жгучего ядро.

Он будет жечь холодных сердцем,
На стыке тонком двух миров.
И на изломах стройных терций
Соединять вершины слов.

Дух прежних мыслей растворится
Холодным дымом в пустоте.
В покое Cлово возродится,
Даруя жертву Красоте!


21.05.11-12.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 23 Июнь 2012, 11:13:45, Maratshah»

« #45 : 21 Май 2012, 00:54:20 »
Чьи-то мысли и грехи.
Ритмический сбой (не оправданный, на мой взгляд). По ритму просится: "И чьи-то мысли и грехи". Но и по смыслу у меня вопросы к этой строфе: как это - стихов "не коснутся чьи-то мысли и грехи"? И чьи, собственно?

Скрежеча - это неологизм? Правильно - скрежеща. (Хотя слово очень неуклюжее в форме деепричастия всё равно.) О каком палаче речь, которого низвергает народный гений?

Следующие две строфы совсем другого уровня. (После "сердцем" запятая не нужна.) Это уже поэзия. Видимо, первые две были нужны автору, чтобы расписаться, войти в состояние, найти образ. Это нормальный процесс. Только потом, по завершении, желательно, вычёркивать лишние, "расписочные" строфы и строки. Без них стихотворение будет больше по смысловому и образному содержанию, а не меньше.
Последняя строфа, на мой вкус, тоже лишняя (ничего не добавляет, но, как и первые две, лишённая конкретики и оригинальной образности, сводит смысловой и образный "квант" средних двух строф к общим местам и избитым штампам).

По мне бы, оставить стихотворение в таком виде:
В руках его не крест и роза,
Не меч суровый, не перо,
Но гром, и молнии, и грозы,
И солнца жгучего ядро.

Он будет жечь холодных сердцем
На стыке тонком двух миров.
И на изломах стройных терций
Соединять вершины слов.

После "грозы" запятая нужна.

А подсказку (о ком речь в этих стихах идёт) можно дать в названии. И такое стихотворение - из двух строф - будет и глубже, и объёмнее, и сильнее в итоге, чем из пяти строф.
Да простит меня автор за мои комментарии (можно удалить их из ветки).

Напоследок приведу одно стихотворение (рецепт мастерства) Максимилиана Волошина:

                     Доблесть поэта

                                1

Править поэму, как текст заокеанской депеши:
Сухость, ясность, нажим — начеку каждое слово.
Букву за буквой врубать на твёрдом и тесном камне:
Чем скупее слова, тем напряжённей их сила.
Мысли заряд волевой равен замолчанным строфам.

Вытравить из словаря слова «Красота», «Вдохновенье» —
Подлый жаргон рифмачей… Поэту — понятья:
Правда, конструкция, план, равносильность, сжатость и точность.
В трезвом, тугом ремесле — вдохновенье и честь поэта:
В глухонемом веществе заострять запредельную зоркость.

                                2

Творческий ритм от весла, гребущего против теченья,
В смутах усобиц и войн постигать целокупность.
Быть не частью, а всем; не с одной стороны, а с обеих.
Зритель захвачен игрой — ты не актёр и не зритель,
Ты соучастник судьбы, раскрывающий замысел драмы.

В дни революции быть Человеком, а не Гражданином:
Помнить, что знамена, партии и программы
То же, что скорбный лист для врача сумасшедшего дома.
Быть изгоем при всех царях и народоустройствах:
Совесть народа — поэт. В государстве нет места поэту.

                                                            17 октября 1925, Коктебель

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 21 Май 2012, 15:11:09, КАРР»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика