Вадим, с днём рождения!
Удачи Вам и здоровья. Жду с нетерпением воплощения Ваших новых замыслов. То, что Вы делаете, - интересно, то, как Вы живете, - интересно, и это, мне кажется, главное. Вам и всему Вашему облику очень подходит слово "друг".
Вчера видела картину одного из выдающихся учеников да Винчи - Джампьетрино - "Христос в терновом венце" (около 1540 года). Решила ее Вам показать. Однако я не нашла достойную репродукцию. Платон считал, что когда мы познаем мир, мы словно видим не сами предметы и явления этого мира, а как будто стоим к этим предметам спиной в пещере и перед нашими глазами проходят только тусклые тени. Сейчас у меня ощущение, что это не репродукция картины, а только тень ее. Придется Вам повоображать, как Вы это отлично умеете.
Все цвета на картине на самом деле яркие и честные, искренние, как будто говорят прямо и по существу, а по-другому даже и не умеют. Линии жестов, черты фигур и лиц видятся мягкими и как бы растушеванными, однако всем, знакомым с живописью Леонардо и скульптурой Микеланджело, не стоит сомневаться, что в основе здесь тот же изысканнейше-точный рисунок, и только настоящие аристократы могут позволить себе полную дороговизну точности.
Однако смысл картины мне раскрылся в деталях. Я никогда не думала, что эту тему можно представить настолько в лирическом ключе и чтобы при этом уровень темы не оказался сниженно-бытовым, а сюжет - либо слишком человеческим и обыденным, либо слишком фантастичным и мифологическим, что в разговоре о христианстве искажает суть самого христианства. Христианство - наверное, единственная религия, где трактовка в мифологическом ключе убийственна, а сюрреалистические или напротив излишне простые, как бы фольклорные, образы Христа порой выглядят отталкивающе, и даже, чисто эстетически, лично мне напоминают богохульство.
Чудо Христа в том, что Он был на самом деле, в том, что в любом человеке есть Образ Христа. Чудо Христа - в воплощенной невероятности, в том, что действительно во плоти, в наших трех координатах возможно Воскресение и преображение природы через причастие Духу. Любое сомнение и двойные трактовки а ля "да вроде что-то было, а может и не это или не совсем это, было, да несколько по-другому" облегчают миссию человека, убирают идеал, заменяют его более простым и понятным. Но человек может понять Христа и человек может быть подобен Христу. Снижение планки - это извечная приманка оттуда, где человек - не более, чем средство, а средство должно быть слабым и чувствовать себя слабым, чтобы не мешать своему хозяину.
Если вернуться к деталям. Под терновым венцом как драгоценные подвески - капли крови. Не просто какие-то красные мазки, а самые натуральные, блестящие, грушевидные, объемные капли, с поверхностным натяжением и другими физическими свойствами жидкости. Под прикрытыми глазами Христа - по паре-тройке слезинок, опять-таки отчетливо выписанных, и на щеке у Девы Марии тоже слезы. Не потоки слез и не заплаканное общее выражение, а, напротив, четко-очерченные капли (не много, а буквально одна-две), словно украшение, что-то дополнительное, роскошь, - роскошь свободы, роскошь служения красоте, роскошь художества и творчества, роскошь случая и роскошь следования своей, неповторимой судьбе. В этих слезинках - попрание проторенных законов, налаженной упорядоченности привычной жизни и привычной смерти. В этих слезинках - шанс. Воскресение Христово и есть Шанс, возможность, гром потенциала, скрытого в каждом человеческом сердце.
На репродукции этих слезинок не видно. Еще не виден ясный, чистый, спокойный взгляд Девы Марии (глаза у Нее на картине зелено-карие, оливковые, как я запомнила). Быть спокойным в минуты бушующего горя, не утратив и крупицы веры, - вот настоящее и единственное достойное счастье. Спокойным - не значит равнодушным. Спокойствие бездонного сердца, которое не волнуется в такт горю и не создает резонанс с этим горем, а тихо, мудро вбирает горе в себя, успокаивая и его, и тех, кому горе зло причинило.
Когда стоишь у этой картины, ощущение, будто сердце промокнули губкой и убрали из него тяжесть и безвкусицу лишнего. Мне кажется, ото всех настоящих картин исходит подобная мудрость. Поэтому когда мне тяжело, когда душа как будто ворочается и пытается сбросить с себя самовольно взятые суетные путы, хочется пойти в музей и позволить картинам безмолвно вобрать в себя твои беспокойства, нерешительность, тоску. Тебя как будто бы прощают, дарят шанс просто за одно то, что ты пришел с открытым сердцем.
Вадим, еще раз с днём рождения!
И храни Вас Бог.