Русский космизм и вечная жизнь вселенной
Восприятие мира как живого целостного единства – общая черта софиологических мотивов русской религиозной философии и широкого научно-философского движения, известного как русский космизм. В православном богословии остро стоит вопрос об онтологическом статусе указанного единства и источника живучести космоса. В контексте обсуждения этого вопроса космизм зачастую ассоциируется с религиозным имманентизмом.
В первой части статьи анализируется обоснованность такого подхода. Устанавливаются параллели между софиологией и космизмом применительно к проблеме происхождения Вселенной, её начала во времени и конца. Выдвигается тезис о сближении религиозной и научной картины мира на почве учения о всеединстве и организмической модели Вселенной. Даётся общая характеристика идейного корпуса русского космизма.
Во второй части рассматриваются различные концепции вечности в их соотнесении с идеей Творения. Особое внимание уделяется динамической составляющей времени/вечности, как она представлена в учении Л.П. Карсавина о всевременности и в причинной механике Н.А. Козырева. Обсуждаются космологические и богословские следствия физики времени Н.А. Козырева, в частности, представление о том, что активные свойства времени могут выступать механизмом осуществления синергийного взаимодействия Промысла и ноосферы.