Предостережение М. Хайдеггера и бакалавриат
В статье предпринимается попытка взглянуть на «старую» проблему классификации наук на «технические» и «гуманитарные» не с точки зрения предмета, а с точки зрения способа получения знаний. Любое знание изменяет человека, но какие изменения затрагивают его сущность? При каких условиях человек может сказать: я стал другим, я по-новому смотрю на мир?
С точки зрения автора, специфика современного гуманитарного познания (в отличие от технического) предполагает приращение сущности человека, подлинную трансформацию сознания, а этот процесс невозможно регламентировать. Поэтому в системе образования возникают коллизии. То, что называют «гуманитарным» (по предмету), является «техническим» (по методу), а вследствие этой путаницы вытеснение гуманитарного знания как избыточного и эрзацного кажется вполне оправданным. Но вытесняя гуманитарные дисциплины из образования, мы вытесняем саму возможность создать условия для сущностных изменений, ведь эти изменения вызревают исподволь, медленно прорастая сквозь потоки сущностно нейтральной (технической) информации.