Не существует никакой объективной духовности, ни светлой, ни тёмной, которую можно было бы измерить в процентах, как температуру, давление или энергию. Духовное и есть единство внутреннего и внешнего. Духовное и живое синонимы (в высшем смысле слова "живое"). Поэтому духовное - всегда личное и внутри Личности, сама Личность - как целостное. И потому духовное может познаваться Личностью только в себе и о себе, когда в любви "ты" становится такой же внутренней реальностью, как и "я".
Никакого духовного познания извне - у каких-то абстрактных людей и типов с какой-то абстрактной духовностью - нет. Это либо путаница психологического с духовным, либо интеллектуальные теории, не имеющие отношения к духовной жизни вообще. Призыв "начать с себя" и есть призыв называть вещи своими именами, то есть - духовное духовным.
Педагогические тесты Ф.Н. Козырева ("измерение субъективности") имеют отношение к поведенческим мотивам, а не к духовности. Ни о каком измерении духовности (тёмной и светлой) у Козырева нет речи. Книга Козырева - это узкоспециальный, педагогический многолетний опыт, а тесты - это помощь педагогам. Такие вещи понятны только специалистам. Так как я не являюсь таковым и вообще не очень люблю заниматься типизированием людей, воздержался и от комментариев книги Ф.Н. Козырева. У нас в Библиотеке опубликованы только выдержки из неё. В бумажном издании книга намного больше (у меня есть). А на Тезауросе содержится только краткая аннотация, делать по ней выводы и пускаться в рассуждения о педагогических наработках Козырева - не совсем корректно. О духовности Ф.Н. Козырев пишет в других своих книгах, прежде всего в тех, которые посвящены осмыслению библейских мифов. К слову, у нас с Ф.Н. Козыревым разные взгляды и на ЕГЭ (он за, а я категорически против).
Саму идею объективной оценки духовности у неких абстрактных людей - как критерий познания - считаю ложной стразу по нескольким пунктам:
1. Духовность всегда абсолютно конкретна, неповторима - и это глубоко внутренняя сфера, не поддающаяся объективации.
2. Духовность и сознание совсем не одно и то же.
3. Духовность принадлежит областям свободы совести и тайны исповеди, потому любой анализ этих областей возможен лишь по взаимной любви и по доброй воле, а также исключено публичное обсуждение его результатов.
4. В нравственном смысле идея объективного измерения духовности в процентах светлого-тёмного ничем не лучше идеи измерения расовой принадлежности по биологическим критериям.
Если предположить, что появится некое научно-духовное измерение тёмного и светлого в человеке, то оно сведёт на нет все духовные религиозные практики, превратит их в абсолютное фарисейство и профанацию.
Если некий научно-духовный старец будет знать объективный процент духовности у себя (95%) и у пришедшего к нему грешника (5%), то произносимая старцем молитва из послания ап. Павла: "Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз", - превращается в лицемерие, и перед человеком, и перед Богом. Тогда уместнее осуждённая Христом молитва фарисея, в которой тот благодарит Бога, что он праведник, а не мытарь. И старцу, если он хочет оставаться искренним, остаётся лишь сказать: "Чадо моё, во мне 95% светлого духа, как мы видим из объективно-научной оценки наших проверенных временем тестов, а у тебя лишь 5%. Поэтому молчи и слушай, иди за мной и ничего не бойся".
Вот в этом "иди за мной" и кроется самая главная ложь! Духовное восхождение - это неповторимый личный путь. У каждого свой, единственный. У Бога повторов не бывает. И если старец призывает идти за ним, по тем же ступеням лестницы восхождения, то он неизбежно ведёт своего ученика в пропасть. Ибо те ступени, по которым прошёл он сам, только для него существуют, а для ученика, ступающего нога в ногу за светло-научно-духовным старцем, какая-то из ступеней окажется провалом в бездну. Лестница восхождения так же уникальна и неповторима, как и любая личность. И так же к ней неприменимы никакие объективно-научные критерии, как и к совести, любви и молитве.
Если мы только заикаемся о процентах духовности в ком-то, то мы претендуем на знание процентов искренности в его молитве и процентов слышимости голоса совести, а соответственно - и на проценты доступности того и другого Богу. А это уже не только безнравственно и ложно, но поистине кощунственно. Критерий комфорта, ради избежания конфликта, в таких сущностных вопросах тоже является критерием ложным (и даже лживым, лицемерным). Это не теоретические вопросы, но жизнь и смерть как они есть.