Синтез двух моделей культуры – и роль Интернета в этом процессе.
Тезисы для доклада на международной конференции
«Развитие и динамика иерархических (многоуровневых) систем (теоретические и прикладные аспекты)»
1. Роза Мира – это идущий со второй половины XX века общепланетарный Процесс, связанный как с творческими закономерностями в развитии самой человеческой цивилизации, так и с событиями в иных планах бытия. Главными характеристиками этого Процесса являются:
а. Размывание границ между обособившимися сферами культуры внутри западной цивилизации: между религией, наукой, искусством, философией и т.д. Сама книга Даниила Андреева – пример такого невиданного синтеза жанров.
б. Как следствие размывания границ, выход на качественно новый уровень диалога между цивилизациями, национальными культурами, человеком и природой, человеком и иными планами бытия; их взаимное обогащение в процессе общения.
Роза Мира – это диалог культур и культура диалога.
2. Что такое «Интернет» и в чём его главное отличие от всех технических новшеств, помогавших совершать прорывы в культуре (книгопечатание, кино, телевидение)? И только ли в техническом ноу-хау дело? Или Интернет уже выходит за рамки техники и играет огромную роль в формировании нового мира и нового отношения к миру? Только ли технический феномен – Интернет, или это явление нового сознания? (Краткая история появления Интернета.)
3. Стало очевидным, что всемирный Диалог, немыслимый прежде, неизбежен – и только в нём выход и спасение. Все варианты закрытых систем исчерпаны окончательно и ведут в никуда.
То, что творится в последние десятилетия в человеческом общежитии, производит впечатление всесмешения и даже разложения. Так готовится почва (перегной), в которую можно сеять семена новой эпохи – эпохи полифонического звучания культур и вер. В закосневшие, самодостаточные, закрытые системы эти семена сеять бессмысленно. И нынешнее всесмешение, десакрализация и разложение великих ценностей прошлого – это подготовка почвы.
4. Интернет – первый явленный миру плод всечеловеческой культуры (культуры Диалога). Интернет не является созданием той или иной национальной культуры, которым потом пользуются все. Революционность Интернета по сравнению со всеми до сих пор известными способами связи автора и читателя (зрителя) заключается в его интерактивности и сетевой структуре. Это в будущем – всемирный театр мистерий и полифоническая симфония культур, в которой каждый зритель становится активным участником действа.
5. Пример диалога, построения ансамбля (объёма) на двух полярных утверждениях христианской и буддийской концепций. Персонализм. И анатмавада буддизма. Ряд «антиномий-акисом», позволяющих рассмотреть полярные утверждения (персонализма и анатмавады) как проекции на плоскость единой «объёмной» истины.
6. До сего дня существуют две основных модели человеческой культуры: церковно-коллективная и светско-гуманистическая. Две модели культуры на примере двух моделей русской литературы. Средневековой (так называемой «древней русской литературы») и ренессансной (пушкинской).
Сейчас мир чреват «третьей моделью» культуры. Эпохой Синтеза. Эпохой Мировой Женственности. Золотым Веком человечества. Новым средневековьем. Розой Мира.
7. А первые плоды невиданного литературного жанра, которому пока нет названия, создаются на наших глазах в Интернете. Интернет – поле для появления самоорганизующихся систем. Моделирование случайности – главная задача искусства: инвариантность жизни и «заражение» (заряд) творческим импульсом пространства – вот то, ради чего художник входит в диалог со временем. Интернет-форум – как новый жанр нового искусства. Как структурируется в ближайшие десятилетия Интернет, так потом структурируется и реальность. Интернет сегодня как раз и представляет из себя такое всесмешение. Но уже начинается процесс его осмысления и структурирования: появляются островки, несущие внутри себя будущую модель сети. Создание подсетей, имеющих своё неповторимое духовное лицо, свой смысл и своё назначение, является следующим шагом к саморегулирующимся открытым системам. Примеры Интернет-форумов и Интернет-ресурсов. Крайности. Варианты. Создание подсетей. Фракталы.
8. Культурный поиск - это создание культурной среды средствами Интернета.
Это - моделирование времени: выращивание связей и взаимосвязей, создание самоорганизующейся системы (подсети). Будущее принадлежит подсетям (объединениям автономных ресурсов) со своими внутренними поисковиками. Интернет уже начал структурироваться, и его структурирование станет идти разными параллельными потоками, но как любое структурирование хаоса - неизбежно. Одинокие островки будут теряться в глобальных поисковиках среди миллионов ресурсов - чем дальше, тем больше.
9. Самоорганизующиеся интерактивные системы. Работа со случайностью. Теория фракталов. Связь сетевого моделирования с «Теорией Времени» Н.А. Козырева. Построение «первого и второго фракталов» на отдельном Интернет-ресурсе. Пример портала «Воздушный Замок» https://rmvoz.ru/ - история, стадии, развитие, структура – как «первого фрактала» Культурного Поиска.
10. Роза Мира - не что иное как самоорганизующаяся глобальная система. Её будущее содержание зависит в том числе и от моделирования в Интернет-поле (в новых жанрах искусства): роль первого фрактала в таких системах ключевая, а это именно фрактальная, сетевая структура.
Человеческие и духовно-творческие отношения здесь должны опережать технические шаги, быть лошадью, а не телегой. Опасность подмены: приоритет технического моделирования над духовным и человеческим содержанием. Опасность бездуховной модели. Дерево растет из семечка.
11. Цель - сверхзадача - Культурного Поиска - вырастить культурную Сеть, в которой каждый затерянный в мире одинокий огонёк и каждый затерянный внутри Интернета творческий островок найдёт свою нишу, найдёт свой отклик, обогатится через общение с близкими по духу, войдёт неповторимой частью в целое.
Культурный Поиск строится по принципу дополнительности - как две природы (волновая и квантовая) физического света - дополняют, а не отрицают друг друга, так и великие духовные традиции не отрицают, но создают объём лишь вместе (хотя противоречат друг другу на уровне логики).
12. Важность объёмного «мифопоэтического» подхода для построения новых моделей в Сети и в социуме. Мир знает много великих традиций, культур, учений и концепций. Но мир ещё не знает их состоявшегося диалога, ансамбля. Модель такого диалога-ансамбля в Интернете и есть Культурный Поиск.
Искусство - это объёмное, полифоническое, многовариантное моделирование действительности. Интернет нам даёт возможность создать новое искусство. Сначала внутри того или иного сетевого проекта, потом в диалоге и моделировании целой сети проектов. Это интерактивный прорыв в искусстве, которого не знали прошлые эпохи. Это возможность полифонического творчества для человека в параллельных потоках времени. Это возможность невиданного синтеза коллективных и личных видов искусства.
Чтобы начать путь, надо увидеть его цель и смысл. Но только сам путь, сам процесс создаст эту цель и смысл в действительности. Нужно только решиться на первый шаг...
Такой первый шаг – это категория Культурный Поиск внутри портала «Воздушный Замок» - его творческий коллектив и начало диалога с другими коллективами Сети.