Леонид!
Спасибо Вам за указание главы «Розы Мира», откуда была цитата. Я, за усталостью, – тогда не стала проверять, конечно.
Но дело, в сущности, не в этом. Вернее – не столько в этом, сколько в вопросе о правомерности объяснять явления социальной истории прямым и непосредственным воздействием каких-либо метаисторических факторов или событий.
Не могу не согласиться в данном случае с Ярославом, - нельзя объяснять какие-то явления прямым «плодом творчества демона».
Но повод и доводы к несогласию у меня немного иные, чем у Ярослава. Я вообще далека от того, чтобы использовать такие сильные термины как «сатанократия» для объяснений каких-то отрицательных явлений или оценок природы власти. Это похоже на сиюминутный приговор личному и социальному опыту, а он может опрокинуть представления человека или общества о самом себе.
Такой подход является, - прежде всего, - рассудочным. А рассудок, - даже если он прибегает к эмоционально сильным выражениям, - всегда остаётся рассудком, он пригоден для решения задач «здесь и теперь», для познания соотношений предметов в материальном мире, но он ограничен сам собой, и видеть реальность дальше и глубже самого себя он - не способен. Он прибегает к терминологии метаистории, но, по сути, игнорирует ее глубокую художественную осмысленность.
Метаистория и реальная история – не параллельны, они связаны между собой, но эта связь – не прямая, не каузальная, она не выражает отношения метаисторической и социальной реальности в согласии с принципом «если - то».
Учитывать это, прибегая к возможности и необходимости Розы Мира в пестрой и далеко неоднозначной смене исторических событий, эпох или государственных образований значит только одно – отказаться от «костылей» рассудка и искать путей для понимания всех сложностей развития социальности в художественной достоверности Розы Мира. Говоря языком диалектики, это значит – отказаться от отрицания, - пусть и выраженного в образной и метафорической форме, - но признать плодотворность «отрицания отрицания». Только так мы двинемся вперед именно методологически, а образное метафорическое видение Розы Мира обретёт свое подлинное место в нашем сознании.
Конечно, для этого нужна уже не логика, а мета-логика и мета-философия, орбиты и траектории которых рассчитываются иначе. И именно эта мета-логика и мета-философия как раз открывает человеку те лакуны исторического бытия, которые, оставаясь лишёнными добра и света, захватываются силами зла и искажают понимание смыслов жизни. Вооружённый такой мета-логикой человек участвовать будет в просветлении жизни, а значит – содействовать становлению Розы Мира.
И тогда уже не нужно будет разделять «режим и людей», но станет действительно возможным видеть и более глубоко оценивать прямые и обратные связи между ними. А значит – и принимать решения, и действовать куда более осмысленно и этически оправданно.
Более того, тогда перед нами открывается подлинный предмет размышлений Даниила Андреева - история и судьба интеллигенции, без которой немыслимо действительное становление самосознания исторического бытия, какими бы трагическими обстоятельствами оно не сопровождалось в реальности мира.
Поэтому я не вижу оснований соглашаться, что СССР – это прообраз царства Антихриста. Скорее можно говорить, что СССР стал ареной метаисторической борьбы сил добра и зла, испытанием на зрелость интеллигентного отношения к судьбам природы и мира, к формам движения и развития национального самосознания культур в их историческом становлении.
В подтверждение этого я бы в выделила другую мысль Даниила Андреева. Она высказана в той же главе о Третьем Жругре и не прислушаться к ней – нельзя.
Важно, что борьба демонического и провиденциального начал продолжала протекать и внутри того исторического движения, внутри той психологии, которые к концу гражданской войны сделались господствующими и оставались таковыми в течении нескольких десятилетий. При анализе этих явлений никогда нельзя забывать, что семя этой идеологии и всего этого движения, идеал совершенного социального устройства, было посеяно на исторической ниве теми же силами, которые некогда уяснили разуму и сердцам далёких минувших поколений идеалы всеобщего братства, равенства людей перед Богом и права на свободу для каждого из живущих.
Ирина Николаева