Дэвы, асуры, «добро» и «зло».В этой главе попробую рассмотреть традиционные представления о добре, зле и борьбе между ними в рамках буддийского (махаянского) взгляда на мир. Это многое проясняет относительно того, что происходит в человеческой истории.
Структура миров согласно Махаяне была более или менее подробно рассмотрена в теме "Буддийская космология", поэтому интересующихся отсылаю к ней. Здесь же мы для начала перечислим возможные типы обитателей вселенских миров (опять же согласно буддийскому учению) и обрисуем взаимоотношения между ними.
1. Обитатели Вселенной.Вкратце повторимся, что, согласно буддийскому учению, вселенную населяют существа шести типов:
1. Дэвы – это своего рода боги, обитающие в Дэвалоке – системе миров, вполне соответствующей по своим характеристикам райским.
2. Асуры – это могучие существа, главными характеристиками которых является склонность к гневу, гордости, воинственности и хвастовству, их интересует власть и самовоздвижение.
3. Люди. Обитают не только в нашем мире, но и в нескольких «параллельных», называемых в буддийской космологии «континентами»
4. Животные
5. Преты – демонические существа, склонные к хищничеству, мучительству и паразитизму. Разновидностей претов довольно много. Некоторые из них влачат полуадское существование (см. п.6, Нараки). Наиболее мощные преты - это ракшасы и пишачи. Первые — это демоны-людоеды. Обитают в адских мирах и не только в них. Вторые – это голодные духи, - обитают на поверхности земли (но мы их обычно не видим) и в «верхних» мирах ада. Одержимы жаждой насыщения.
6. Нараки – узники/обитатели адов.
2. Противостояние дэвов и асуров.Надо сказать, что между асурами и определёнными типами дэвов имеет место яростное противостояние, которое отражается и на людях. О причинах этого противостояния мы сейчас говорить не будем, поскольку это не принципиально. Важно только вот что:
1. Противостояние захватывает только ограниченное количество миров, в том числе задевает и наш, людской. «Выше» некоторого уровня никакого противостояния нет. Дэвы, обитающие там, как бы находятся «над добром и злом».
2. Большая часть дэвов вообще не участвует в этой борьбе. Некоторое количество асуров тоже скорее пытаются преследовать свои цели, в том числе – прорваться в Дэвалоку окольными путями, как например линия кастанедовского дона Хуана (не хочу сказать, что они асуры, но определённо их миропонимание является продуктом влияния асуров).
3. Воюющие дэвы рассматривают себя как «силы Света», асуры же их видят узурпаторами, тиранами, лицемерами и т.д. А себя – борцами за свободу и истину. При этом они совсем не выступают против «Бога-Творца», который является одним из наиболее мощных дэвов, стоящим, естественно, над этой схваткой. Вообще, в Дэвалоке есть довольно много существ, которых мы бы могли легко принять за Бога.
3. Влияние дэвов, асуров и их противостояния на человечество.Дэвы и асуры чаще всего воспринимаются человечеством как боги. При этом дэвы – это «светлые боги», а асуры – это тёмные боги либо персонажи, подобные титанам, трикстеру и т.д.
Линия дэвов в человеческих культурах имеет следующие черты:
- Упор на праведность, следование моральному Закону
- Упор на доблесть, честность и прямолинейность
- Упор на подчинение Авторитету
- «Белая» и отчасти «серая» магия, которая может и не идентифицировать себя с таковой, например – приверженность к обрядам и вера в их священную силу
- Приверженность к культам светлых богов и богинь, вплоть до «Бога-Творца», о котором мы скажем подробнее ниже
Линия асуров:
- Хищный взгляд на мир, человек человеку волк - это их девиз
- Хитрость
- Коварность (хотя эти две черты асуры считают типично дэвовскими)
- Бунтарское начало
- Соревновательность, курс на самоутверждение
- «Чёрная» и отчасти «серая» магия
- Часто – приверженность к культам разного рода тёмных богов и богинь вплоть до «Сатаны», «Люцифера» и проч. О них – ниже.
Среди дэвов имеются как минимум три знаменательных персонажа, оказывающих наибольшее влияние на человечество:
1. Мара, он же, видимо, кастанедовский Орёл, он же, возможно, андреевский Гагтунгр (подробнее об этом – в «Космологии»). Мара – это дэв, стремящийся удержать всё сущее в пределах сферы чувственного, поскольку питается равно страданием и наслаждением (т.е. опытом) живых существ. По сути его деятельность носит паразитический характер, однако он является дэвом, поскольку обитает в Дэвалоке, выше области, в которой имеет место поляризация «дэвы-асуры». В своих целях он с одинаковым успехом манипулирует и асурами и дэвами.
2. Великий Брахма, он же Творец мироздания, он же Непобедимый, Всевидящий, Всемогущий. Великий Брахма — первое существо, появляющееся во Вселенной в начале новой Великой Кальпы, и последнее, которое уходит в конце, когда Вселенная погибает в катастрофе, поэтому у него возникает ощущение, что именно он сотворил весь мир и всех существ в низших мирах. Монотеистические религии во многом отмечены влиянием этого существа. Это и иудаизм, и индуизм, и маздеизм со всеми его разновидностями, и ислам, и христианство. Хотя во всех этих религиях имеются ростки, ведущие за пределы этой ограниченности. Влияние Великого Брахмы проявляется в культе наивысших форм праведности и следования Закону и предписаниям.
3. Шакра или, иначе - Индра. Восстание асуров направлено отнюдь не против Брахмы и Мары, а именно против "узурпатора" Шакры - лидера сражающихся с асурами дэвов. Именно Шакра - царь дэвов, репрезентует архетип Отца, архетип Громовника, принцип космоса и иерархии, противостоящий хаосу как "абсолютному злу".
В Дэвалоке имеется мир, граничащий с мирами асуров. Называется он Чатурмахараджика или мир Четырёх Небесных Царей. Четыре Небесных Царя являются защитниками мира и борцами со злом, каждый имеет в распоряжении легион сверхъестественных существ для защиты дхармы. Они охраняют четыре континента (так называются миры, в которых обитают люди), и не пускают асуров в высшие миры богов. Те самые легионы сверхъестественных существ, непрестанно сражающиеся с натиском асуров, породили среди людей множество легенд о небесных воинствах. Одна из самых последних – эльфы Толкиена, сражающиеся с ордами Мелькора и Саурона.
Вот эти двое олицетворяют как раз архетип мощных асуров, влияющих на мир людей. Влияние в основном проявляется во внедрении элементов амбициозности, соревновательности, эгоизма, вседозволенности, хаоса, гедонизма. Совершенно определённо асурическое миропонимание демонстрируют авторы «Чёрной книги Арды» и Ник Перумов в его «Хрониках Хъёрварда».
Некоторые асуры в значительной степени приблизились по своему характеру к претам и даже уже неотличимы от них, разве что превосходят их по своим возможностям. Их деятельность носит паразитическую и хищническую направленность. Кто-то из них «специализируется» на внедрении в сознание людей тяги к получению удовольствия, в том числе сексуального, и максимального порабощения людей в этих тенетах. Рафинированным выражением воздействия асуров такого типа являются оргии, ночные клубы, наркомания.
За сатаническими сектами тоже стоят асурические существа.
Война между дэвами и асурами среди людей чаще всего интерпретируется в виде «борьбы добра и зла». Древние религии были практически поголовно основаны на «сотрудничестве» с дэвами либо с асурами, а частенько и с теми и с другими, как в языческих культах. Эта война пронизывает человеческую историю. Последний пример – соперничество США и СССР, в которой США играло роль асурического начала, а СССР было империей дэвов. Характер их взаимодействия как нельзя лучше иллюстрирует суть конфликта между асурами и дэвами.
В книгах Лукьяненко про Дозоры также очень точно, хоть и образно, описан именно конфликт между дэвами и асурами.
Что касается претов, то они в мифологии народов играют роль бесов и их аналогов. Люди опустившиеся, хищные (наподобие Билла Уэртона из «Зелёной мили»), либо паразитические являются олицетворением претов среди людей.
4. Так добро или зло?Итак, оказывается, что всё, что человечество привыкло называть извечной борьбой «добра» и «зла», на деле является плодом борьбы между определёнными типами мировоззрения, миропонимания наподобие вечного конфликта между Дневным и Ночным Дозорами. Неужели нет никакого выхода за пределы этого порочного круга?
Конечно, выход есть. Он был сформулирован Сиддхартхой Гаутамой и назван Дхармой. Она включает Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь. Однако, такая формулировка является лишь одной из возможных и это признавал сам Будда. Он говорил, что будущий будда, Майтрейя, сформулирует Дхарму ещё более совершенным образом.
Те, кто следует Дхарме, называются в буддизме арья. Арья не имеют своих миров, в которых бы они обитали, но воплощаются в любых из них по мере надобности. Кроме того, есть так называемые Чистые Земли, созданные с целью помощи существам, вступившим на путь Дхармы.
Дхарма – это путь очищения от помрачений. Это не путь вверх по лестнице миров, но – за пределы этой лестницы. Она может быть реализована в любом мире, хотя мир людей имеет в этом смысле ряд преимуществ, о которых уже упоминалось.
Во главе угла в Дхарме стоит сострадание и устремление к предельному пониманию сути бытия. Выход за пределы самости, которая на поверку является лишь завесой перед глазами. Если «светлые» лишь дисциплинируют и смиряют свою самость перед Авторитетом, а «тёмные» - потакают самости и превращают её в фетиш, то арья стремятся осознать предельную суть самости. Если целью «светлого» является пребывание в раю у стоп Вседержителя, а у «тёмных» - личное овладение силой, то целью арья является выход за пределы этого круга. Единственным «злом» для арья являются помрачения.
Можно привести такую аналогию из фильма «Матрица»: цель «светлых» - сохранение Матрицы и служение ей, поскольку они считают её благом для всех людей. «Тёмные» стремятся так или иначе приобрести в Матрице особые возможности, урвать, так сказать, от неё свой кусок. Арья же стремятся за пределы Матрицы и показывают путь за эти пределы тем, кто того пожелает. Чтобы выйти за пределы Матрицы, не надо подниматься до вершин власти в ней, более того, такое поднятие скорее всего помешает пробуждению.
Рискну предположить, что вторым историческим человеком, проповедовавшим Дхарму, хотя и немного с иной стороны, был Иисус Христос. Хотя он, конечно, не мыслил такими категориями и находился в рамках иудейского миропонимания. Кроме того, вероятно, человеком Дхармы (в широком смысле, разумеется), был Лао Цзы. Но здесь я боюсь ошибиться.
В настоящее время, практически в каждой мировой религии есть внутренние «струи», течения тех, кто идёт за пределы. И заслуга в этом лежит прежде всего на Будде Гаутаме и на Иисусе. В христианстве таким течением является исихазм, в исламе - суфизм, в буддизме - вообще многое. Хотя основной организм мировых религий всё же, судя по всему, всё же связан по больше части с Дэвалокой.
Статья написана совместно с М.М.Александровым