Искусственное дерево.
Запланировать дерево - абрис его ветвей - и вгонять живой процесс в свой гениальный план.
(А ведь пытаются. И настойчиво.)
Прописать сценарий было возможным (и то отчасти) в старых видах коллективного творчества. В новом, сетевом, интерактивном искусстве - любая попытка сыграть по сценарию ведёт к уродству - к "искусственному дереву" - к закрытой системе, нежизнеспособной (к ней же приводит и другая крайность - отсутствие творческой редакторской воли).
Крайности сходятся. Примеров в Сети полно.
"Искусственное дерево" никогда не породит "лесопарк" ("культурный поиск") - как его дотошно ни планируй! ничего не получится: искусственное дерево не даёт семян.
Искусственное дерево может быть безукоризненным: на нём нет ни сухих, ни больных веток, никаких уродств! (оно само уродство - в целом, а не в деталях). Такому дереву ничего не грозит. Болезнь и смерть угрожают только живому. Мёртвое самодовольно своей "победой" над болезнями и конфликтами.
Кладбищенским венкам уже ничего не страшно.
Прописываешь технический план - и строишь по нему "планетарий роботов".
Живое растёт медленно и непредсказуемо. Садовник не может диктовать дереву, какую ветвь пустить. Садовник обязан только помогать: удобрять, уберегать от паразитов, предохранять от болезней, обрезать сухие ветви, бережно направлять, но не диктовать и не навязывать свой план живому. А главное в мастерстве садовника - это вера в своё дерево и умение терпеть и удивляться.
Какое счастье, что сумасшедшие перспективы, открывавшиеся в самом начале для реализации плана "Культурного поиск" в питерском Политехе (с его мощной технической, финансовой и человеко-программерской базой) провалились! И самое весёлое, что провалились из-за детских капризов...
И в этом настоящее, пушкинское "так как-то всё"........
...........................................................................................
А какой трагедией, провалом, катастрофой это казалось тогда! И каким чудом технически уцелел ВОЗ - знает только нарисованный ослик (уверен, что это он и вытащил! - не шучу ни грамма).
"Так как-то всё..."
И грандиозные планы Культурного поиска рухнули. Какое облегчение, какая каменная баба сошла с воза... Стоит представить, что бы было, реализуйся эти планы: содержательно-духовная составляющая проекта попала бы в безысходную кабалу у технической, стала бы служить в лучшем случае иллюстрацией. Никакого веса у гуманитариев в данном раскладе не осталось бы: всё бы решал, диктовал и направлял технический руководитель проекта. Культурный поиск потерял бы свою главную идею - создание самоорганизующегося культурного организма - и стал мертвой схемой, механизмом, искусственным порождением технократического разума, насквозь утилитарного.
Финансовая рамка.
Было и такое искушение... Подробно его описывать не буду. Этим увлечённо занимается Максим Босой. Он во всех подробностях и не по одному кругу уже объяснял слюноточивым, насколько сия душеспасительная азбука важна и членораздельна.
Одно смущает, что соорудив рамки, удобные и прочные, выстроив зал для выставки и расставив там все рамки по местам, неизбежно и неожиданно даст под ребро вопрос: а где взять для них картины?
Ну что-нибудь, наверное, найдётся...
В общем, по сути это то же "искусственное дерево" - дерево, построенное по гениальному плану. Короче, абсурд. (Абсурд всегда короче.)
Избежав по воле мудрого случая обеих подмен, мы, никуда не торопясь, почёсывая и переваливаясь, будем выращивать живое. И только когда в авторских проектах и разделе Друзья появятся заинтересованные друг в друге ресурсы и коллективы, когда между ними обнаружатся живые человеческие связи, тогда сама жизнь продиктует те или иные технические шаги. И совместными усилиями решатся вопросы, кажущиеся сверхважными и сверхтяжёлыми одному.
Легко, органично решатся.
Живое надо терпеливо выращивать, верить и удивляться ему, а не планировать его рост. Где есть план, нет удивления - и случай проходит мимо (он не любит тех, кто не удивляется: случаю нужен Емеля со своей верой в чудо).
Вместо помощи случая - уповают на план и расчёт - и получают вместо удивления вечное недовольство глупой действительностью, ну никак не желающей вписываться в их схемы. Вечно уворачивается, вечно норовит вкривь и вкось, а не прямо!
В космосе никто не летает по прямым. Планы хороши только на малых дистанциях, где можно не обращать внимания на кривизну пространства и мудрую случайность времени. Но лучше таки обращаться за помощью к случаю - даже на малых отрезках. Так как никаких "прямых отрезков" ("кратчайших" расстояний) в природе и космосе не существует.
Жизнь боится схем. И вечно разрушает их.
Искусство и есть жизнь - то, что превращает хаос в космос.
Искусство - память мира, а не доктринёрство.
Космос - живой самоорганизующийся организм, а не построенный по гениальному чертежу механизм.
Культурный поиск - это космос, зарождающийся в сетевом хаосе.