Диалог культур
Международный фестиваль «Сокёку-форум. Всё о цитрах мира»

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

С 9 по 13 сентября этого года в концертном зале Брюсов-Холла, недалеко от Консерватории, и в Рахманиновском зале прошел фестиваль «Сокёку-форум. Всё о цитрах мира». Цитра – род струнных инструментов, представленный многими видами в разных этнических культурах (включая русские гусли). Фестиваль, организованный консерваторским научно-творческим центром «Музыкальные культуры мира», которым уже много лет руководит Маргарита Каратыгина, поставил целью показать многообразие национальных видов цитр, традиционную исполняемую на них музыку, а также примеры применения этих инструментов в современных сочинениях.

Одним из самых известных инструментов из этого рода является японское кото. Японское слово сокёку, давшее название фестивалю, означает музыку для кото. Каждый из четырех первых концертов фестиваля открывался рассказом об этом инструменте, а затем, в основной части концерта, представители разных национальных культур знакомили со своими традиционными видам цитр – тувинской, бурятской, удмуртской, арабской. Пятый концерт, с более масштабным составом исполнителей, был посвящен музыке современных японских композиторов, предназначенной для кото и других этнических инструментов.

Концертная программа фестиваля (помимо нее были также круглые столы и мастер-классы) открывалась концертом «Кото и тувинский чагадан». Три исполнительницы, входящие в ансамбль «Тыва Кызы», представили разные жанры национальной музыки: инструментальные пьесы, народные и авторские песни, прозвучала также народная легенда, исполненная под аккомпанемент чагадана. Музыка, целиком выдержанная в едином пентатонном звукоряде, тем не менее содержала в себе значительные образные контрасты. Многообразным было тембровое звучание разных регистров инструмента, к которому иногда присоединялись варган и тувинская флейта; вокал временами сменялся горловым пением.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: Вчера в 22:24:30, Е. Морошкин»

Второй концерт был посвящен бурятской музыке, в нем звучали ятага (бурятская цитра) и лимба (флейта). Игра на ятаге с обильным использованием звуковысотной вибрации струн роднит звучание инструмента со звуковым обликом японской и корейской музыки. Ведущий концерта Майдар Дамбаев подробно рассказывал о строении и истории этих инструментов, о взаимодействии бурятской, монгольской и китайской традиций и о происходящем сегодня становлении бурятской профессиональной музыкальной культуры.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: Вчера в 22:34:23, Е. Морошкин»

Третий концерт – «Кото и удмуртский крезь», его провел музыкант из Петрозаводска Михаил Трофимов. У многих финно-угорских народов существуют инструменты рода цитр с разными названиями. Музыка этих народов прозвучала в концерте на удмуртском крезе – и этническая и авторская, в том числе сочинение классика современной музыки эстонского композитора Арво Пярта.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: Вчера в 22:33:37, Е. Морошкин»

Хасанн Белькасем Беналюа, музыкант из Алжира, живущий сейчас в Москве, представил арабский инструмент канун, а также ряд разновидностей этого инструмента, существующих у других народов: в Египте, Сирии, Турции, Армении. Были показаны фрагменты видеозаписей выступлений музыкантов из этих стран – и с сольной игрой, и с композициями в сопровождении оркестра. Прозвучали также две части сольной виолончельной сюиты И. С. Баха в транскрипции для кануна, оказавшейся органичной и соответствующей характеру музыки Барокко.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Заключительный концерт под названием «Полёт» прошел в Рахманиновском зале и был посвящен японской музыке для кото, флейты сякухати и других национальных инструментов. Главные участники концерта – Михо Ямадзи и Хироки Мицухара, музыканты регулярно приезжающие в Москву и ведущие класс японской музыки в центре «Музыкальные культуры мира». Вместе с ними выступали их московские ученики.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: Вчера в 22:51:33, Е. Морошкин»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика