Искусство слова
Путь литературы в ХХI веке: от самовыражения к самоотречению

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Приветствую участников Интернет-портала «Воздушный Замок»! Пока познакомилась только с некоторыми темами, но вижу, что здесь всё «всерьёз и надолго». Надеюсь на доброе сотрудничество! Получила предложение от Наталии Подзолковой разместить статью «Смыслы и ценности эпохи Водолея», близкую, как я понимаю, духу вашего проекта, его целям и чаяниям.

… Мы пережили эпоху, когда смыслы и ценности резко поляризовались. И это тоже момент развития. В массовом сознании акцент переместился от духовного к материальному, от общего (общественного) к частному, от служения к владению, от гармонии противоположностей к их смертельному антагонизму, от вечного циклического бытия к конечному линейному, от труда к потреблению, от доверия и миролюбия к хитрости и агрессии. Это произошло прежде всего в ценностно-смысловой сфере, но ведь именно ценностно-смысловая сфера определяет общее направление развития или деградации.
А что же произошло в литературе? Совершенно очевидный переход от духа произведения к букве текста. И тексты стали множиться бесчисленно, но перестали питать читателя духом и превратились в филологический конструкт, более или менее изощрённый.
Так вот, эпоха Водолея уже запустила маятник в обратную сторону. Он начинает движение к противоположному полюсу, круша ставшие привычными прежние формы нашей жизни. Мы далеки от наивного оптимизма, понимая, как чудовищно много высвечивается сейчас вокруг нас нежизнеспособного, лишнего, преграждающего путь, разрушительного и уводящего в никуда. И пережить это – распознать, обозначить, отвергнуть – будет очень непросто. Мало того, всё это будет высвечиваться и внутри нас самих. Посмотрите на современный интернет – какая прекрасная техническая возможность увидеть изнутри картинку современного человеческого сознания!..

Да, впереди много трудной и скрупулёзной работы, но мы её не боимся, не так ли, товарищи?

«Последнее редактирование: 13 Августа 2024, 20:20:59, Нина Ягодинцева»

Однажды в ноябре 2023 года папа принёс очередной номер своей любимой «Литературной газеты» и показал мне статью «Вечное в вещном» (№43), в которой с Ниной Александровной Ягодинцевой беседует Юрий Татаренко. Дело в том, что Нина Александровна ещё в начале 80-х годов занималась вместе с мамой в областном поэтическом сообществе «Светунец» (г. Челябинск). В конце 80-х страна начала слишком стремительно меняться, и многие люди потеряли друг друга из вида. Тем более, что жили мама с Ниной Ягодинцевой в разных городах. А потом мамы не стало. Тем не менее за прошедшие тридцать с лишним лет папа несколько раз говорил, что «встречает» Нину Александровну на страницах прессы и радуется её активной литературной деятельности. Да, разговоры такие были, но тогда у нас не было Замка… А в этот раз мы посмотрели друг на друга и почти одновременно сказали: «А давай попробуем пригласить Нину Александровну в Воздушный Замок!..» Так и родилась идея написать письмо, на которое Нина Александровна очень тепло отозвалась.
Нина Александровна Ягодинцева — поэт (член Союза писателей России), культуролог (кандидат наук), преподаватель (доцент Челябинской государственной академии культуры и искусства), переводчик и автор учебников, человек бесконечно преданный своей работе, своей миссии нести чистое и прекрасное поэтическое слово молодому поколению. В этом смысле её цели очень близки нашему Солярису. Надеюсь, что со временем Душа Замка (Солярис) очарует её, и она станет активным соавтором Интерактивной книги. Главное начать. А начало нашей дружбе сегодня положено.
Статья «Смыслы и ценности эпохи Водолея» очень созвучна Замку. Просто удивительно, как буквально каждое слово проникает в суть происходящего, вскрывает самые глубинные пласты того антропологического сдвига, который происходит сегодня во внутреннем измерении человеческой культуры.

«Нам стал катастрофически тесен тот образ мира, в котором мы живём. Мы понимаем, что жизни нужно новое пространство…
… И если вы думаете, что речь идёт об освоении пространства физического, то есть о массовом выходе в Космос, то, возможно, да, но не сегодня. Это, по сути, горизонтальная линия движения. Сегодня речь пока идёт только о Земле и о новых духовных уровнях, которые как раз и определяют состояние реальности физической. Речь идёт о вертикали, восхождении сознания».


Очень близкие переклички со статьями и эссе Ярослава Тарана о колоссальной важности слова в той точке бифуркации, в которой мы все оказались:

«… Координата будущей Ойкумены… – Слово как инструмент сборки и трансформации сознания, инструмент управления реальностью. Родной язык – не только великое множество разнообразных слов, не только функционал общения, но и наиболее полное и точное отражение реальности и её законов (в том числе и законов преображения) в сочетаниях, фигурах речи, метафорах.
То, что ещё только изучают физика, химия, математика, уже содержится в языке, в его колоссальном инструментарии, который постоянно развивается. Через язык сознание оперирует и временем, и пространством, и материей, и энергией. А это значит, что литература в таком развороте становится массовой общедоступной духовной практикой самосозидания, в которой задействован весь предшествующий опыт, сконцентрированный в языке и законах речи»
.

Но особенное достоинство статьи Нины Александровны — в мудром оптимистическом настрое. Сегодня это редкость! Сегодня чаще слышишь вокруг интенции, что «пессимист — это хорошо информированный оптимист». Но длинный и сложный профессиональный путь не убил в авторе статьи веры в чудо любви. Кстати, Григорий Соломонович Померанц тоже сказал, что ХХI век будет веком Святого Духа…

«Новая эпоха всё равно будет, но насколько извилист окажется путь к ней, реально зависит от нас. Это мы сейчас подталкиваем маятник космических часов от материального к духовному, от конечного линейного к циклическому вечному, от эгоистического личного ко всеобщему, от самовыражения к самосотворению, от владения к служению, от сети к иерархии, от холодного интеллекта к горячему сердцу, полному созидательной энергии любви».

Как же хочется, чтобы пророческие зёрна-слова поэта Нины Ягодинцевой дали свои добрые всходы. Спасибо, Нина Александровна! И добро пожаловать в Воздушный Замок!


Спасибо, Нина Александровна! Давно мне не приходилось знакомиться с мыслями, мне настолько созвучными. И при этом выраженными так образно и афористично. Буквально в каждую фразу хочется вчитываться, взвешивать ее и укладывать в свой внутренний мир.

Это – сжатый и предельно ясно изложенный манифест нашего теперешнего существования, каким должно оно быть для людей, которые намерены жить дальше, растить и формировать своих потомков. Конечно, не только манифестами духовно питается человек, ему нужна полнокровная культура, с богатством образов, с непредсказуемыми движениями души и мысли. Но помимо этого, и особенно в определенные исторические моменты, душу могут питать и четко обозначенные цели, ясные направления движения. И здесь Ваша статья оказывается нужна и своевременна. Как хочется, чтобы с ней ознакомилось как можно больше людей!

Еще раз – спасибо!

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Давно не удивляешься и вместе с тем не перестаешь удивляться тому, как Замок притягивает, объединяет и обогащает новым знанием и новым чувством людей, мысли, идеи. Близкие, созвучные, родные, долго блуждавшие в просторах Космоса. Искавшие себя и свой путь. Евгений Морошкин уже сказал об удивительной близости по духу, глубине и полноте работы Нины Александровны. Мне остаётся лишь присоединиться к этим словам, ибо выделять отдельные мысли и тезисы в данном случае – лишь неуклюже ломать и обеднять прочитанное. Так по мне. Но обязательно хочу сказать то, что данная работа удивительным образом пересекается с работами другого автора портала, доктора искусствоведения, профессора Нонны Александровны Яковлевой. Глубоко анализируя действительность, переплавляя собственный жизненный и профессиональный, в том числе немалый педагогический опыт в некий универсум, она задаётся теми же вопросами и по мере сил пытается дать на них ответы. Так, например, в своей работе "Апостолы добра" Нонна Александровна анализирует причину отрицательных духовных перемен у части нового поколения и видит это в глобальном сломе нашей педагогической системы, когда от учителя-друга и наставника мы перешли к учителю-обслуге, функции. Поправимо ли это? Поправимо. До тех пор, пока мы будем ощущать себя наследниками всей русской культуры и сможем передать это наследие потомкам. Как? Впереди много сложной работы, поисков, находок и ошибок. Главное, не складывать руки и не останавливаться.

Очень радует то, что в нашем непростом мире, на самом сломе эпох, в котором нам выпало жить, есть люди, вглядывающиеся с оптимизмом и надеждой в будущее, пытающиеся его разглядеть и сделать как можно лучше, верящие в его грандиозную красоту и ее достижимость. Люди, которым интересно жить и рядом с которыми жить интересно. Спасибо, Нина Александровна.




Апостолы добра, о роли учителя – интерактивная тема со вступительной статьёй Н.А. Яковлевой. Авторская рубрика Н.А. Яковлевой в Сборной.
Прим.ред.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв
«Последнее редактирование: 19 Августа 2024, 01:47:07, Золушка»

Дорогие друзья, благодарю за радушный приём и сердечные отклики на статью! Рада оказаться среди единомышленников. Посмотрю материалы по ссылкам и напишу подробнее. Уже поняла, что в Замке есть очень интересные авторы, с текстами которых хотелось бы познакомиться поближе.
А свою полную тёзку по инициалам (Нонну Александровну Яковлеву), конечно, прочту обязательно! O0

«Последнее редактирование: 22 Августа 2024, 13:56:16, Золушка»

Довелось недавно в Новгороде Великом принять участие в диалоге о старом и новом герое нашего времени. Задумалась. Герой новой эпохи – кто он? Каковы его основные черты и типичные конфликты? Делюсь некоторыми размышлениями.

Ответ на этот вопрос носит более культурологический, чем литературоведческий характер, потому что здесь мы имеем дело с общественным запросом, уже явно ощущаемым, но ещё практически не сформулированным.
Впервые он отчётливо для меня обозначился этой осенью в Иркутске, на фестивале «Сияние России», где состоялась встреча писателей с режиссёрами самодеятельных и профессиональных театров для детей и молодёжи. Театр очень чутко реагирует на настроение общества, на его ожидания – особенно если речь идёт о детях и молодёжи.
Режиссёры много говорили о том, что есть явный, насущный запрос на нового героя, но какого? С чем он сталкивается, какие проблемы решает и как их решает? «Буллинг?» – предположил один из собеседников. Все явно почувствовали, что это не то, но другого пока не было. Собственно, ответ на вопрос – каков новый герой, чем он отличается от прежнего? – и должны дать сегодня писатели.
До недавних пор в фокусе внимания был герой, представляющий из себя индивидуальность в крайней степени её выражения, человек маленький, страдающий, зачастую странный, даже маргинальный. Основное противоречие такого рода героев – это потребность в понимании и сочувствии окружающих и нежелание или неумение налаживать диалог с миром. Можно сказать, что подобные герои сконцентрированы на себе самих, у них нет внеположного смысла, нет цели – есть только желание, чтобы их понимали, и страдание оттого, что понимания нет. По большому счёту, такой герой чужд нашей культуре, в которой равно развиты и созерцание, и деятельное начало, и поиск смысла не в самом себе прежде всего, а в своём бытии в этом мире.
Ведь когда каждый хочет, чтобы понимали только его, сострадали только ему, данное противоречие становится нерешаемым, и развитие ситуации неизбежно приводит к трагедии. Трагедия и случилась, например, этой осенью в Брянске, где девочка из-за постоянного буллинга пришла в школу с ружьём и убила своих обидчиков, а после застрелилась сама.
Но какой герой не довёл бы ситуацию до крайности самоуничтожения или сумел бы найти выход? Какой герой научил бы наших детей не попадать в подобные ситуации, не создавать их или находить силы преодолевать? Другой, новый – осознающий себя не индивидуальностью, страдающей и требующей внимания и понимания (зачастую совершенно безнадёжно, только провоцируя других на жестокость и насилие), а личностью, ответственной за то, что с ним происходит, человеком, преодолевающим препятствия. Такой герой не замкнут на себе – он открыт в мир, у него есть воля к действию, преодолению, у него есть цель, к которой он стремится, и смысл, который его ведёт.
Этот герой – знак нового времени, новой эпохи. И если литература действительно остаётся нашей наукой о жизни – такой герой должен появиться в прозе, поэзии, драматургии. Должен переместить акцент с единичной индивидуальности, обособленной от мира и не понимающей его, но требующей от него сочувствия, – на личность, осмысливающую себя среди людей, в большом мире.
Жизнь усложняется, ускоряется, устремляется в неведомое будущее – и нам нужно идти в него с нашими новыми героями. Они показывают нам определённые модели поведения и результат их действия, подсказывают выходы из конфликтов, способы их решения… Не зря ведь литературные произведения называют смысловыми маяками: с ними светлее.


Здравствуйте, Нина Александровна!

Если сказать, что Ваше появление здесь и тот текст, который стал как бы вводным словом к чему-то очень глубокому и настоящему, меня порадовали – не сказать ничего. Это «не сказать ничего» и послужило, видимо, причиной моего молчания. Два месяца я порывался написать отклик...

Но десятки внутренних перекличек требовали десятки же ссылок, неизбежно перегружающих текст. Низкий поклон моим коллегам за то, что они нашли точные и главные слова, не отделались общими фразами, но и не перегрузили при этом текст, а смогли выразить то, что и я хотел, да не смог. У меня такое случается: чем значимее для меня какое-то событие, тем большего времени требуется на реакцию на него в моём внутреннем мире. А так как в духовном мире нет чёткого разделения на «моё и не-моё», то и эта реакция требует чего-то большего от меня, чем отражения только моих личных «мыслей и чувств». Возникает та тишина, из которой и растёт поэзия... Не слова в столбик, а она сама. Слова в столбик – это уже конечный продукт.

В общем, нужен был какой-то дополнительный толчок, повод... И спасибо Вам – сегодня такой повод случился! Вот я и оттолкнусь от него, чтобы начать тот разговор, что возникал у меня с Вами в течение этих двух месяцев не раз. И даст Бог, что-то получится...

Мне кажется, что литература уже не может (пусть и хочет до сих пор по инерции) создавать «героев нашего времени». В 19-м веке она порою создавала их раньше, чем само общество, этим как бы (а иногда и непосредственно) моделировала его будущие вектора. Да и в 20-м веке эта роль литературы продолжала работать, хотя уже и не на ведущей позиции. Место последней заняло кино. Теперь не работает. И кино тоже, к слову. Видимо, старые отношения в культуре никогда не вернутся. Возникнут новые. (Не о формах речь, но именно об отношениях.) И у литературы будет совсем другая роль, другая цель и другой смысл, чем в эпоху книгопечатания. Таковы те изменения в самих глубинах глубин человеческого существования, что и приводят к смене одной эры другой.

Литература сейчас проходит момент очищения. В том числе и очищения от ею исполненных, но уже отживших и чуждых её существу общественных функций. Общество само должно порождать героев времени. А литература – из «властительницы дум» возвращается к слову. К сакральному истоку своему. В том числе – и к слову как общению; искусству общения – так, наверное, точнее. Открытость к общению – одна из социальных задач литературы теперь, если рассматривать эту её функцию.

Но цель и смысл литературы – в другом. Они станут более явными тогда, когда новая эра войдёт в свои права во всех областях культуры, когда возникнут в ней новые отношения и связи, очень отличающиеся от отношений уходящей эры, как она сама отличалась от средневековья, а оно, в свою очередь, от античности. Сейчас, в переходный период (самый трагичный, запутанный и мрачный, как и всегда было в истории), литература – это война за стиль. За стиль общения – в том числе. Именно – война. По-другому и не бывает и быть на может, пока «человек не изменился физически»...

Для затравки разговора дам только две ссылки на очень небольшие очерки на эту тему (просились десятки, но я проявил-таки силу воли и сдержался; два месяца на это ушло):
«Читатель от Бога»;
«Сакральное отношение к слову и писательство как профессия».

Если эти небольшие и ещё сырые наброски покажутся Вам созвучными, интересными, то имеют значение и те темы, в контексте которых они размещены. И другие, родственные им. Но тут у меня опять невольно разрастается тот смысловой ком, что и стал поперёк горла и не дал мне написать отклик на Вашу статью по горячим следам. Я всё-таки размышляю на эти темы уже больше трёх десятков лет. Да и весь наш портал вырос из этих размышлений, расширил их горизонты и породил сотни новых открытых вопросов. В определённом смысле, и Ваше появление здесь есть плод тех же размышлений, т.к. нет в духовном мире границ между субъективным и объективным, моим и чужим опытом...

Надеюсь, что «горячие следы», так и не породившие у меня слова на Ваше слово, не только не остыли во мне, но перешли на ту глубину, где и возможно истинное горение души, её истинный отклик на другую душу, со всеми её мыслями и чувствами, которые там уже перестают быть «чьими-то»...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 25 Октября 2024, 08:50:12, Ярослав»

Ярослав, спасибо Вам за драгоценный для меня отклик, за Ваши глубокие эссе! Они просто настоятельно требуют ответа, тем более что ответ (продолжение, сомыслие) есть. У меня есть статья про три критерия оценки литературно-художественного текста (оперативный разбор этих критериев), которая очень резонирует с темой этого разговора. Я обязательно её пришлю, но хотелось бы дать пояснения, как-то связать в общении статью и реплику…
… А я вот сейчас сижу над раскрытым чемоданом и складываю книги и вещи в Индию. Не знаю, что делать! Не получается сосредоточиться на ответе: впереди шесть перелётов, встречи в университетах. Вернусь 10 ноября. Простите меня!
В любом случае, темы эти для «переходного периода» настолько существенны, что от нашего углубления и сосредоточенности буквально зависит, каким будет новый мир человека.

Пока успела отправить Наталии Подзолковой статью, которую можно было бы разместить для обсуждения. И нашла ещё одну небольшую реплику - решила, что она тоже может пригодиться. Публикую её здесь отдельным постом в параллель к эссе Ярослава «Читатель от Бога». Мы об одном и том же говорим, но с разных ракурсов. Потому и выводы немного разные.

«Последнее редактирование: 25 Октября 2024, 23:29:05, Нина Ягодинцева»

Классики и современники: отношение к читателю и к реальности
Выступление на круглом столе Совета по критике Союза писателей России, август 2023 г.

За отношением писателя к реальности как к исследуемому материалу и к читателю как к потенциальному собеседнику всегда стоит определённая философская и выше – нравственная позиция; в общем смысле это отношение человека к человеку, Природе и Богу.
Эти отношения транслируются писателем и формируются у читателя в значительной степени под влиянием художественной литературы (и тех видов искусства, основой для которых она является). В целом это определяет здоровье современной культуры, степень устойчивости или катастрофичности жизни общества.
Следовательно, они заслуживают подробного и пристального рассмотрения не только с литературоведческих, но прежде всего с принципиальных культурологических позиций. Для того, чтобы культурологический аспект общей картины был более полным, мы предлагаем включить в рассмотрение ещё два критерия: это позиционирование автором себя в обществе и отношение его к герою произведения.
В качестве условного эталона мы принимаем классическую национальную литературу: мы понимаем классику как корпус литературных произведений, наиболее глубоко и полно отражающих национальную картину мира, национальный характер и его основные типы, наиболее точно показывающих нравственный подход к решению конфликтов и проблем жизни народа. По выбранным нами четырём критериям классическая литература характеризуется следующим образом:
– реальность является материалом для целостного, гармоничного и в первую очередь нравственного художественного исследования;
– отношение к герою – в первую очередь нравственно требовательное, и в то же время глубоко сострадательное, позволяющее увидеть причины и следствия пороков, конфликтов и трагедий;
– писатель позиционирует себя как человека, осмысливающего реальность и оценивающего её с духовно-нравственных позиций, становится искателем и проводником истины и её нравственных оснований. Самоопределение автора в русской литературе исторически начинается с отказа от имени и принятия статуса смиренного проводника сакрального текста, далее развивается через проповедничество к высокой художественности. Миссия писателя – служение;
– отношение к читателю – как к достойному уважения собеседнику, с которым возможно и необходимо беседовать на равных, вовлекая его в осмысление и обсуждение проблем общества.
Переходя к современной литературе, следует уточнить, что исторически понятие современности охватывает сегодняшний день и предыдущую четверть века. В предыдущих работах, характеризуя современный литературный процесс, мы выделили три его составляющие. Первая – так называемая «самодеятельная» литература (издаваемая автономно, не включённая в общественный диалог, но составляющая сегодня довольно заметное явление в силу широкой распространённости) и примыкающая к ней низовая массовая литература, щекочущая низкие инстинкты публики, быстро продаваемая и столь же стремительно забываемая. Это профанная часть литературного процесса, использующая форму литературы для примитивного «самовыражения» или продажи дешёвого книжного «ширпотреба», и с полным правом её можно обозначить как нелитературу.
Вторая составляющая литературного процесса – идеологически ангажированная литература (в нашем случае это идеология рыночного либерализма в её уже завершающей, вошедшей в противоречие с реальностью стадии). Её тоже следует отнести к рыночному сегменту: она хорошо оплачивается, на неё настроен пул литературных премий, заточены периодические литературные издания и издательства. Это спекулятивная часть литературного процесса, использующая форму литературы для трансляции идеологии либерализма и его ценностей, в итоге оказавшихся античеловечными. Следовательно, с полным правом можно сказать, что это антилитература.
И, наконец, литература, опирающаяся на национальную культурную традицию и развивающая её в современных формах. По большому счёту только она действительно выполняет функцию литературы в социуме: сохраняет живую историческую память, отражает день сегодняшний и моделирует будущее. Это реальная часть литературного процесса.
Профанная часть литературного процесса (нелитература) по указанным  ранее параметрам может быть охарактеризована следующим образом:
– реальность для нелитературы является потоком хаотических, не связанных событий, из которых в повествование выбирается яркий случай, не имеющий причин, не являющийся следствием чего-либо. Отношение к реальности включает в себя элементы суеверия, низкий, примитивный мистицизм как попытку оправдать свое невежество;
– отношение к герою – примитивно-профанное, поверхностное, объясняющее характер и поступки героя судьбой или случайностью. В нелитературе качества героя обычно преувеличиваются, психологизм замещается внешними эффектами и резкими поворотами сюжета;
– автор позиционирует себя как бывалого человека, рассказчика событий, происходивших в реальности, в другом варианте – свободного фантазёра, не обременённого задачами художественного исследования, или просто пишет товар на продажу;
– отношение к читателю – снисходительно-заискивающее, как к случайно встреченному собеседнику, которому хочется рассказать историю, но нет уверенности в том, что она ему будет интересна, поэтому её желательно приукрасить по мере сил.
Спекулятивная часть литературного процесса (антилитература) по тем же параметрам выглядит следующим образом:
– отношение к реальности диктуется идеологической конъюнктурой, ради которой возможно менять местами причины и следствия, подменять ценности  антиценностями, и т.д., чтобы создать заказанную картину;
– образ героя создаётся для воплощения и акцентирования той или иной идеологемы, посему отношение к герою – преувеличенно внимательное, грубо или изощрённо саркастическое, в любом случае – без любви, понимания и сострадания;
– писатель позиционирует себя как человека, находящегося «над толпой», по сути – сверхчеловека, хотя есть и варианты мимикрии: «я такой же, как вы…»;
– отношение к читателю, поскольку он изначально является объектом манипуляции, – презрительное, скрыто или явно цинично-насмешливое.
Та часть литературного процесса, которую мы называем собственно литературой, или литературой традиционной, характеризуется в целом так же, как классическая, с той лишь разницей, что в силу объективных причин пока не очевидно, какие современные художественные исследования будут актуализированы за пределами конкретной исторической современности.
   Отличают ли читатели литературу подлинную от литературы профанной и спекулятивной? В декабре 2022 года в Великом Новгороде на литературном фестивале «Новгородский детинец» прошёл круглый стол «Нравственность языка: язык реальности и язык художественной литературы», в котором приняли участие молодые писатели, педагоги, библиотекари и молодёжь. В апреле 2023 года в рамках III Всероссийской научно-методической конференции по литературно-творческой педагогике в Челябинском государственном институте культуры состоялась дискуссия «Литература, нелитература и антилитература». Результаты обсуждения показали, что читатели сознательно или интуитивно отличают профанное и спекулятивное от подлинного, но нет общего информационного поля, активно выводящего в фокус общественного внимания имена и произведения тех, кто работает в русле традиции. В обзорах обычно повторяется, не обновляясь, круг уже привычных имён, в то время как нелитература механически воспроизводит книжную массу, топя в ней собственно литературу, а антилитература активно пиарится через рецензии, премии и книжные фестивали и ярмарки. И здесь поле работы – непочатое.

«Последнее редактирование: 27 Октября 2024, 11:16:36, Золушка»

«Запас идеализма»

Прочитала статью (точнее, доклад на литературном форуме) Нины Александровны Ягодинцевой «Феномен книги в переходную эпоху» и испытала драгоценное чувство, когда кто-то озвучил твои мысли, только гораздо объёмнее и глубже, чем ты сам смог бы это сделать. Много искренней боли и не менее искренней надежды вложено в этот небольшой текст — текст о настоящей книге. Пересказывать не буду. Хочу поговорить о другом: что правомернее в пресловутую «переходную эпоху»: боль или надежда? Уживаются ли они вместе. В мировосприятии Нины Ягодинцевой точно уживаются. И мне кажется, я знаю, почему.
На днях на занятии философского семинара один из слушателей вдруг выступил с трагическим пафосом: «ничего не меняется в человеке, а если меняется, то только в худшую сторону, только горстке людей интересны поиски смысла, только горстка людей переживает не за себя любимого, и количество таких людей не меняется от эпохи к эпохе, а, в целом, человечество ждёт деградация и так далее, и так далее». Я задумалась. Нина Александровна тоже фиксирует очень плачевную статистику, но почему после её слов хочется браться за дело, а не бессильно опускать руки, как после речи нашего «семинариста»?
Наверное, потому что в ней не иссяк и, надеюсь, никогда не иссякнет своеобразный «запас идеализма»...

«Можно представить себе, что человек живёт столько, сколько хватает в нём запаса идеализма, взятого им в жизненный путь с юности или выработанного потом. Этот идеализм поддерживает его, осмысливает каждый его шаг, проводит его невредимым через трудные моменты жизни, не даёт ему отчаиваться, какие бы мрачные явления его не окружали. Если же человек не вынесет с собой на жизненную дорогу такого запаса идеализма, или это идеалистическое настроение не будет столь глубоко, и скоро исчезнет, то человек остается без существенной поддержки в тяжёлой жизненной борьбе, и мы можем представить себе его историю, как быстрый процесс разрушения его тела под влиянием тех вредных влияний и ударов, которым он подвергается в жизни и которым он не в состоянии противопоставить ни сознательного отпора, – ведь для последнего необходим подъём на высшие ступени душевной жизни, ни простого сопротивления тканей своего тела, так как и клетки организма направляются в своих жизненных процессах импульсами, источник которых в высших проявлениях душевной жизни».
А.И.Яроцкий, 1908 г.

А.И. Яроцкий — русский врач-психотерапевт, родоначальник арете-терапии (терапии высоким смыслом)

Откуда же он берётся этот «запас идеализма»? (Термин «идеализм» в данном случае нужно понимать, конечно же, в некотором иносказательном, даже «психотерапевтическом» смысле). Уверена, что в значительной степени — из настоящих книг, из той самой ЛИТЕРАТУРЫ, о которой пишет Нина Александровна и которую призывает спасти во что бы то ни стало. Действительно, настоящие книги, настоящая культура нужны нам для того, чтобы в течение жизни не сбиться с курса человечности.
В 70-е годы в СССР возникла-таки самая читающая в мире нация. Этот факт сейчас никто даже не оспаривает. Причём качество читаемой литературы было по-настоящему высоким. Заданная А.М.Горьким ещё в первые годы советской власти планка «библиотеки всемирной литературы» была удивительной, казалось бы, даже абсурдной для страны, которая занимается ликвидацией тотальной безграмотности. Но ведь сработало! Если после Букваря ты берёшь в руки Тургенева или Шекспира, душа тянется вверх, растёт и крепнет значительно быстрее, чем если бы ты тренировал свои навыки на простеньких газетных фельетонах. Не случайно Лев Толстой тщательно подбирал и составлял для детей «круг чтения».
Получилось, что за советский период со всеми его перегибами и перекосами в людях накопился такой «запас идеализма», которого почти хватило, чтобы перенести нас через тридцать лет, в течение которых «пополнение» этого запаса практически прекратилось. И тут ключевое слово «почти». Так хватило или нет? Можно ли ответить на этот вопрос однозначно? Сохранило ли поколение читающих в юности людей свою веру в человеческое в человеке? И что служило альтернативными источниками для «запаса идеализма» детям, рождённым в конце восьмидесятых и позже?
Обо всём этом можно долго рассуждать и спорить, но важнее другое. Не уверена, что в обществе возрождается потребность в настоящей литературе (такую потребность вообще невероятно сложно создать), зато намечается потребность в отторжении анти-литературы. Мы как будто наблюдаем пробуждение от тяжелого сна, зарождение в сознании догадки, что тебя всё это время обманывали, кормили суррогатами. Если бы этой тенденции не было, текст Нины Александровны не был бы услышан ни на одном форуме. Люди бы просто не поняли, о чём речь.

Нина Ягодинцева пишет, что книга должна оставаться «осмысленной репликой в общенациональном диалоге». И ведь этот диалог был! Какие фантастические переводы делали наши поэты и писатели! И продолжают делать. Целая россыпь произведений-жемчужин собрана в той же «Библиотеке всемирной литературы». И это издавалось многотысячными тиражами, читалось, многое училось наизусть. «Витязь в тигровой шкуре», «Песнь о Гайавате», пьесы Шекспира и Лопе де Вега, переводы детских книг, которые, порой, были ещё прекраснее оригиналов. Межнациональный и межкультурный диалог шёл — ненавязчиво, подспудно, повсеместно.
Да, из книг действительно собирается многоголосый хор, гимн жизни – её неисчерпаемости, глубине, многообразию! Этот хор поддерживает и вдохновляет на жизненном пути. Книги весёлые, добрые, элегантные, красивые, героические, душевные, книги глубокие, побуждающие любить мир и менять его к лучшему — всё это окружало нас с детства. Мне никогда не попадали в руки книги пустые, ничтожные, глупые — я даже не понимаю, откуда бы им в моём детстве взяться. Ни дома, ни в библиотеке, ни в магазине я не нашла бы их, если бы даже захотела. (Справедливости ради, нужно сказать, что такие книги были, но не среди детской литературы. На своей кафедре — бывшей марксизма-ленинизма — я нашла, разбирая пыльные шкафы, среди классических трудов и интересных исследований, с необходимостью окрашенных идеологией, некоторое количество по-настоящему пустой и конъюнктурной литературы.) А в 90-е и 2000-е сиюминутных «мусорных» книг появилось огромное количество. Теперь нужно было точно знать, что ты ищешь, нужно было иметь свою сеть компетентных «разведчиков», которые выуживали бы настоящих новых авторов из растущей армии пишущих. Ну, а дальше у Нины Александровны всё очень точно сказано…

А ведь как всё прекрасно начиналось в эпоху перестройки. В конце 80-х стали печатать замечательные долгожданные вещи. Возвращалась та часть культурного наследия, которой не хватало для целостного восприятия мира. Вышли многотомные приложения серии «Из истории отечественной философской мысли», вернулась важная часть литературы советского периода, были впервые опубликованы уникальные явления культуры (например, «Роза Мира»). Как недолго длился этот период: в большинстве случаев те, кто востребовал в «застойные» времена этот культурный ренессанс, так им и не воспользовались — стало некогда, появилась возможность пожить и поработать на себя, а не на государство, которое стремительно превращалось в абстракцию. Интересно, что и в 20-е годы XX столетия советские люди начали с воодушевлением работать «на себя», но под этим стояло сильное «мы», а не изолированное «я+моя семья» как в 90-е.

Что же сейчас происходит — в нынешний «переходный период»? Откуда придёт культурный ренессанс? Как начать его?

«Будучи выражен косноязычно, мир уникальной человеческой личности становится гротескным, пародийным, жалким – по сути он уничижается и уничтожается», – пишет Нина Ягодинцева. Это правда. И так же правда, что выраженный настоящим Словом — мир человека рождается заново каждый раз. Через чтение, через вдохновенное декламирование, через перевод. Зинаида Миркина писала: «Всякий настоящий поэт всегда говорит не от себя, а как бы переводит с божеского языка на человеческий, с несказуемого — на словесный. Он знает, что молчание неба и моря не пусто, что это Слово Бытия, Слово-бытие».

Это значит, что одно живительное слово может в одночасье сдвинуть чашу весов. И там, где только что мы наблюдали распад и разложение, уже пробивается новый росток высокого духа! Мне кажется, что книга-поступок, о которой говорит Нина Ягодинцева, как раз про это. И она говорит, что нужно делать, чтобы этот поступок состоялся.

«Чтобы совершить поступок, чтобы поступок этот состоялся, надо глубоко чувствовать и отчётливо понимать, насколько важен наш повод для высказывания. Нужно высказаться настолько внятно, чтобы вас поняли – то есть на чистом и красивом русском, башкирском, осетинском – любом прекрасном родном языке. А этому надо учиться – трудно и довольно долго. И, наконец, главная составляющая поступка: ценностное основание – выплёскиваем ли мы в мир тьму и хаос собственной души, как грязную воду из окна на головы прохожих, продаём ли мы призрачный свет смертельно опасных сегодня иллюзий, соблазняем и развращаем? Или несём свет выстраданный, хотя бы малую искру, которая, сливаясь с другими, с внутренним светом читателя, может осветить бурное пространство жизни, выручит, удержит, подскажет, спасёт?»

Вообще, тексты Нины Ягодинцевой, какие бы трагические пласты нашей реальности они не поднимали, всегда содержат конкретный призыв к действию: не просто к претворению идей в жизнь, а к какому-то пресуществлению слова в живое дело. Думаю, что в этом «виноват» её неиссякаемый «запас идеализма», питаемый прекрасными книгами и глубокими отношениями с людьми.

И ещё вспоминаются бессмертные строки Владимира Высоцкого:

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден
Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид,
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!


Давайте сделаем это! Давайте вернём нашим детям эти нужные книги, а также умение их читать и понимать, накапливая в себе жизненно важный «запас идеализма».

«Последнее редактирование: 08 Ноября 2024, 10:12:22, Золушка»

Предлагаю нашим читателям к прочтению и обсуждению ещё одно эссе Н.А. Ягодинцевой, опубликованное у нас: «Критерии оценки литературно-художественного текста (оперативный инструментарий)».

На мой субъективный взгляд, впрочем основанный на определённом личном опыте нескольких попыток вхождения в различные литературные тусовки, начиная с конца 80-х годов прошлого века, – объективные критерии оценки текста не работают нигде. Они и до исторического либерализма работали так себе... Но в нём – до них вообще никому нет дела. То есть, дело до них появляется только тогда, когда нужно при помощи этого «дышла» повернуть своё «да» или «нет» на принятие в некую тусовку кого-то лично. А без такого вхождения в тусовку качество конкретного произведения не просто не волнует и не оценивается, но не имеет никакого смысла. Объективные критерии оценки текста – это тактический приём, формальное прикрытие, придание литературной формы тем отношениям, что с литературой не имеют ничего общего. Вердикт оценщика выносится по соображениям личной связи кого-то с кем-то, личной выгоды кого-то, личной заинтересованности и т.д., и т.п. И никак иначе.

Критерии оценки качества текста, описанные в статье Н.А. Ягодинцевой, могут работать только в локальном сообществе, где есть нравственный и профессиональный авторитет человека, этими критериями руководствующегося. Тогда такие критерии можно использовать как инструментарий в творческой совместной работе и в обсуждении текстов. Но первичны не эти критерии, а доверие к тому, кто их предлагает в качестве инструментария.

Почему современная литература и писатели утратили нравственный авторитет в обществе? Можно ли его вернуть? На каких путях и в каком качестве книга вновь может обрести то значение в культуре, какое у неё было в 19-м и 20-м веках? Нужно ли искать принципиально новые пути и новые формы отношений между читателями и писателями или нужно пытаться возродить старые добрые отношения? Только ли мерзкий неолиберализм эти отношения испортил, профанировал и опустил до рыночного «купи-продай» или есть другие и не всегда тёмные, но и благие причины таких изменений? Обратимы или необратимы эти изменения? Работает ли по сей день формула пушкинского книгопродавца, с которой соглашается в итоге поэт: «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать»? Или теперь работает другой закон: не продав вдохновения (души), не продашь и рукопись? А может, и не надо её теперь продавать? А может, вообще при жизни писателю не нужно больше ждать успеха и признания? Может, писатель уже не профессия? А что тогда?..

Такого рода вопросы у нас обсуждались много лет и в самых разных темах. Мы пытались эти вопросы грамотно сформулировать для начала... И замечательно, что появилась у нас новая тема и новый автор, вновь эти вопросы у нас поставивший и наполнивший их горением живой мысли и неравнодушного сердца! Это прекрасно. Будем разговаривать...

И всё-таки я считаю вопросом вопросов в судьбе литературы – это поиск того пути, где художественное произведение вновь может обрести нравственный и духовный авторитет. Без этого все наши критерии и воззвания повисают в пустоте... И на мой взгляд, такой путь не может быть продолжением пройденного литературой пути. Он принципиально иной. Нужен творческий подход в поиске этого иного пути не меньший, чем в создании литературного произведения. Впрочем, одно от другого отделить, скорее всего, уже не получится...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 08 Ноября 2024, 13:28:38, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика