Искусство слова
«Восхищенья вечные огни» (о книге Раисы Коршуновой)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Михаил, весь вечер думала о Вашем вопросе, очень он меня растревожил. Вспомнилась история одного знакомого человека, который стал для меня «ключом» к грустному озарению.
Был у нас такой профессор в институте — Александр Николаевич Кононов. Умер от ковида в сентябре 2020 года — собрал друзей отметить 90-летний юбилей, который прошёл накануне летом — решил, что пандемия уже заканчивается… Особенность его была в том, что где-то с сорока лет он выглядел, а главное, чувствовал себя стабильно на 20 лет моложе. (Видимо, такая у них генетика в семье, сын его сейчас выглядит в свои 75 лет на 60). Вот так и получилось, что он до 2020 года не выпал ни на минуту из производственных отношений. Как приехал в 1953 году после окончания МИФИ в наш город «делать ядерный щит стране», так до последних дней и работал, причем и в последние годы с такой активностью, что большинству молодых сотрудников предприятия и не снилось. Параллельно все эти годы по совместительству преподавал в нашем институте. Звучит невероятно, но ковид его «скосил» буквально в самый разгар реализации целого ряда новых проектов, а замыслов было ещё больше.
Войну он помнит прекрасно, в 45-ом ему исполнилось 15 лет, они-мальчишки хоть и мечтали, как все будут жить, когда война закончится, но в душе надеялись, что ещё успеют сами повоевать…
В общем, получилось, что он как на «машине времени» из тех лет оказался в 2010-х, причём в самой гуще производственных отношений. Когда он студентам в 2019 году на лекции вдруг говорит: «Тут к нам заходит Курчатов, проверить, как у нас идут дела...», студенты вздрогнули, стали оборачиваться, спрашивать, не «поехала ли крыша у профессора», «ему вообще сколько лет», а я им тихонько говорю: «всё правильно, профессору — 89», вот тогда они новыми глазами посмотрели на стоящего перед ними человека.
Но… «путешествие в будущее» оказалось печальным. «Неудобный профессор Кононов» как кость в горле был у нашего руководства, всё ему чего-то надо, всё он бьётся за какие-то технологии, на которые сейчас нет финансирования — «идеалист» одним словом. И «задвинуть» его нельзя — уж очень крупная фигура, и ходу его проектам никто не даёт, мягко соглашаются, но ничего не делают, а он всё бьётся и бьётся. И в институте также. У нас нагрузки не хватает преподавателям, а тут этот «динозавр» никак на пенсию не уйдёт.
А то, что один разговор студентов с ним стоит иногда целого курса, об этом никто не думает… И не только потому, что он знает абсолютно полный производственный цикл от А до Я (сейчас в городе не осталось НИ ОДНОГО такого специалиста), но и потому, что его пример заразителен, что молодым людям нужно «заболеть» этим энтузиазмом строителей будущего, этой бескорыстностью, этой честностью, этой радостью коллективного творчества.
«Доктор наук, лауреат Государственной премии — всё это получилось автоматически, пока страна росла. А все неприятности у меня начались, когда строительство страны прекратилось. Я был ещё устремлён куда-то: «Ах, это надо!»» — так он рассказывал.
В юбилейной статье о нём я написала: «Парадокс в том, что носителей этого мышления и в советский период было мало. Не стоит считать, что так думали и работали все, кто жил в это время. Таких людей всегда было меньшинство. Но зато это меньшинство было сердцем эпохи — тем небольшим процентом населения, который делал социалистическое строительство в принципе возможным, несмотря на его экономические, политические и социальные противоречия. Когда эти люди стали отодвигаться от управления, когда их мотивы объявили несвоевременными, а их устремления — беспочвенными (вот что значит «удар в самое сердце»), именно тогда в 90-е годы гигантский проект социалистического строительства в Советском Союзе завершился».
Теперь я думаю, что таких людей всё-таки было много. Когда я смотрю на лица в зале Политехнического музея в фильме «Мне 20 лет (Застава Ильича)», где на сцене поэты трёх поколений читают стихи — великолепная хроника, показываю этот фрагмент на истории студентам — я понимаю, что их было очень много. Конечно, там тоже выборка, ведь съёмки ведутся из зала, в котором читают стихи, но зал-то полный, главный герой фильма говорит своей подруге, что еле пробился. И это правда, люди после работы (кто-то после тяжёлых смен за станком, кто-то после учебы в институтах, учителя из школы, зная, что всю ночь потом тетрадки проверять, врачи после дежурства) стремились попасть в зал, где любимые поэты читают свои стихи.
У нас к 120-летию со дня рождения Игоря Васильевича Курчатова перед драмтеатром поставили стенды с фотографиями, интересными воспоминаниями о нём. Вчера с большим интересом это всё читала — про Курчатова можно бесконечно читать, настолько удивительный был человек. А вечером подумала, вот попади Игорь Васильевич в 90-е и 2000-е, и тоже был бы никому не нужен. Интересны были бы только прибыли с его изобретений…

Начало этой истории показано ещё в «Белорусском вокзале» (а ведь это 1970 год, всего 25 лет Победе, всего одно поколение сменилось, но оно сменилось (причем речь не о родившихся детях, а о смене поколения на производстве) и уже не могло что-то понять), люди военного поколения уже тогда начали «выпадать», уже тогда «не вписывались» со своими простыми и честными взглядами: «вдруг на минуту почувствовал себя как на фронте. Все ясно: вот враг, рядом свои, и наше дело правое...», уже тогда во вполне советские семидесятые-начало восьмидесятых. Про это же фильм «Послесловие» (1983), где Плятт играет человека того поколения, а Мягков его силится понять и уже не может, и чувствует, что что-то большое и важное уходит, проходит мимо.
Так эти люди постепенно становились не у дел.
Я вспоминаю своего деда (1914 г.р.), как ему было тяжело в 90-е. Но всё-таки он уже много лет был на пенсии, занимался садом, не был в системе рабочих отношений. А представьте, что герою Папанова нужно было бы работать бухгалтером не в 70-е, а в 90-е: выкручиваться, что-то проводить «черным налом», чтобы выплачивать людям зарплату. С его инструкциями 1949 года…

А по поводу перехода из одного сословия в другое. Наш профессор А.Н.Кононов так рассказывал: «Мой отец закончил два класса. Правда, он потом много читал, но два класса – есть два класса. Мать моя ни одного класса не кончила. Она читала по слогам. А расписывалась кое-как. Так что я, как говорится, с самых низов. Мать говорила: «Надо учиться!» Житейская мудрость…»
Из восьми детей Кононовых выжило только трое младших.
«Мать с бабушкой ругали советскую власть за то, что когда хлеба не было, когда — сахара. Всё время в очереди стояли. Не было одежды, обувки… Всё это было в колоссальном дефиците. Всё — правда. Я и по ночам стоял в очереди. Помню 1933-34 год, мне было 3-4 года, как мы с матерью рвали траву, а мать говорит: «Рвите-рвите, я вам лепешки испеку…»  И во время войны – Бог знает что ели. Но вот за что мать хвалила советскую власть, так это за то, что дети выучились и появилась возможность детей лечить. Врачи появились.»
Учился в уездной школе в Балашове. А 1947 году подал документы в Московский энергетический институт (МЭИ). Поступал на факультет «Автоматика и вычислительная техника», но поскольку нуждался в общежитии, а этот факультет общежития не имел, то пришлось пойти на другой факультет, на электроэнергетический.
Через год ему как отличнику и к тому же имеющему чистую анкету (то есть никто из родственников не был ни осужден, ни в оккупации не побывал) предложили перейти на спецфак – физико-энергетический факультет. В том же МЭИ. Там не было первого курса, и попасть туда можно было только со второго курса. По завершении 4 курса объявили, что всех переводят в Московский механический институт (ММИ). И в 1953 году заканчивал уже ММИ. А в 1954 году он стал называться Московским инженерно-физическим институтом (МИФИ).

«И у нас не вставал вопрос: какую зарплату мы будем получать. Не вставал. Мы знали, что зарплата будет маленькая.
С третьего курса мы были уже распределены по научно-исследовательским институтам (чаще всего – по академическим), и два дня в неделю мы занимались в этих институтах.
Я был с товарищем в физическом институте Академии наук. Тогда этот институт считался головным в стране. Директором был Сергей Иванович Вавилов. Там начинали все сегодняшние Нобелевские лауреаты. Я хорошо лично знал (и он ко мне тоже хорошо относился) Павла Алексеевича Черенкова, автора знаменитого эффекта Вавилова-Черенкова. Он тогда еще не был Нобелевским лауреатом, но его книга уже была издана. Рядом с нами Гинзбурга я часто видел. Он был тогда молодой, вёл себя несколько, как мне тогда казалось, высокомерно… Будущие лауреаты Нобелевской премии Г.Н.Басов и А.М.Прохоров тоже там трудились. Больше Прохорова встречал. Но они все оттуда. Тамм, Франк – тоже лауреаты, вместе с Черенковым… »
«Студенческие годы запомнились ещё экспедицией на Памир. Мы работали в лаборатории космических лучей. Там был подход такой: аппаратуру ты налаживаешь сам. Вот мы получили аппаратуру, которая только что из-под монтажа. Она только-только «задышала». Нам ее отдали – езжайте на Памир. Уже времени нет. Приехали и месяц мы ее там налаживали. Сами понимаете, студенты, а аппаратура – такой не было в мире ни у кого. Сейчас она кажется мне примитивной, а тогда – не было.
Студенты-физики университета изучали сами космические лучи, а мы – аппаратуру, которая обеспечивает их работу. Это было замечательное время. Конечно, трудились с утра до вечера…
Это была школа! »
«Когда началось распределение, я только потом узнал, что на меня подали три заявки: в аспирантуру, в физический институт (куда я и сам хотел перейти, продолжать свои работы) и еще… Один знакомый физик мне сказал: «Хотите встретиться с Федоровым?» Вы папанинцев знаете? Вот там среди них был Евгений Константинович Федоров, метеоролог. Он был директором Геофиана (Геофизический институт) и набирал студентов, причем старался набирать студентов по рекомендации. И вот нас двоих порекомендовали. Мы пришли к нему. «Вот, ребята, я вам предлагаю устроиться ко мне на работу» - «Да мы не москвичи!» - «А неважно, вы в Москве жить не будете, вы будете жить по экспедициям» - «Ну тогда ладно…»
Не пустили. «Нет. Вы будете работать в другом месте. Вот вам заявка, объект Мурашова…» Это сюда, в «сороковку». Кстати, я здесь так и не встретил никакого Мурашова… Другим называли другие фамилии…
Я говорю: «У меня есть невеста. Я уже закончил, а она – на пятом курсе…» Мне говорят: «Мы вам не советуем жениться сейчас. Мы вам ее пришлем…» ...»
Вот такой путь мальчишки из деревни. Без всяких протекций. Просто в советской стране.

Я в 4 классе писала сочинение «Если бы не Великий Октябрь...». Помню как с воодушевлением всей семьей подбирали факты: если бы не Великий Октябрь…
разве бы моя бабушка Рая могла бы учиться в Москве с лучшими писателями страны, разве давала бы покачать свою дочку (мою маму) дочери главы государства (Сталина), разве мой папа по дороге из музыкальной школы мог бы запросто поболтать с главой государства (Хрущёвым), разве мой дед (родом из маленького уездного городка) дружил бы с Фиделем Кастро на далёкой Кубе и т. д., много тогда всего набралось. Жаль не сохранился тот листочек.
Но ведь всё так и было. И это не «американская мечта», где ты гипотетически можешь всего добиться с самых низов, если сумеешь выстроить свой бизнес, это совсем про другое. Когда каждому человеку сразу даётся всё для становления его личности, лишь бы эта личность почувствовала, что «личное счастье» (как в замечательной книжке Лидии Воронковой) –  это когда все вокруг тебя тоже счастливы, и в этом есть и доля твоего участия.

«Последнее редактирование: 01 Июля 2023, 12:01:44, Золушка»

Жизнь при социализме дала много для культурного развития народа. Но этот строй был обречён, увы. Я даже не имею в виду  репрессии, провалы в экономике, недостатки централизованного планирования на столь огромном пространстве, нехватку продуктов. Нет, мне кажется, всё это было преодолимо, будь руководство чуть поумнее. Китай во многом избежал того чудовищного провала, куда рухнул СССР. Нет, общество было обречено по более глобальной причине. Какой был лозунг социализма? «От каждого по способностям, каждому по труду.» Коммунизма – «Каждому по потребностям». То есть в самой своей основе, в главной цели общество ориентировалось на потребление. Так в чём же его отличие от своего конкурента – капитализма? Получается, что в принципе ни в чём. Идеал большинства советских людей, обеспеченная жизнь в своей квартире. Это та же самая буржуазность, что и на Западе. Принципиальное отличие – отсутствие частной собственности, ограниченные возможности в обогащении. Когда человек не занят тем, как больше заработать, нерастраченная энергия идёт на собственное развитие. Плюс социально ориентированное государство. Плюс традиции великой культуры. Повторюсь, будь руководство страной более гибким, не таким убогим и беспомощным, страна смогла бы преодолеть трудности. Не было никаких объективных причин для столь сокрушительного развала. Но, «Если Б-г хочет наказать кого-то, он лишает его разума».
Так почему же Б-г решил наказать столь удивительную страну? Допустим, ошибки в экономике были бы преодолены, страна пошла бы вверх и стала бы по уровню как Швеция минус. Что произошло бы? Думаю то же, что и на Западе сейчас. Деградация, отсутствие глубоких целей, застой в культуре, потеря смыслов. И тот же взгляд на Запад, потому что там всё равно было было бы лучше. В чём? В том главном, на что ориентирует государство – в потреблении. Именно поэтому так легко и развалился СССР, ориентиры были-то те же. Сейчас с большими ломками Россия пытается восстановиться. На какой базе? Улучшение образования, восстановление утраченного инженерного ресурса, создание независимой экономики. И это прекрасно. Но ничего не напоминает? Мне кажется, это похоже на 20-е годы, только прошлого века. Конечно, пройден огромный путь. Границы открылись, люди поездили и пожили по миру, внешняя картинка дополнилась пониманием внутренней жизни, и икона Запада треснула до основания. Люди осознали, кто явно, кто смутно, что русский мир – это отдельная цивилизация, а не восточный штат Европы. Но... новая этика не создана. Цель та же – потребление, только в своей стране, со своими устоями. Опять же, будь Запад поумнее, он не лез бы так грубо со своим пониманием «ценностей», дал бы вырасти ещё одному поколению потребителей, и тогда справиться с особым духом России было бы гораздо проще. Но ведь Б-г лишает разума всех, кого хочет наказать.
Мне кажется, без создания новой этики, этики мистической, оценивающей все действия, решения по главному критерию – приближение своей нравственности к божественной, всё будет ходить по кругу. Только я не верю, что нам дадут время на ещё один круг. Может ли проникнуться такой этикой значительная часть населения? Большие сомнения. Сможет ли христианство взвалить на себя такую миссию? Христианство – безусловно, а вот церковь – большие сомнения. Вот так и получается, что Спасение только индивидуально. Или мне кажется?

Намерение - главная загадка Вселенной
«Последнее редактирование: 02 Июля 2023, 10:31:43, Золушка»

Мне кажется, вариант новой мистической этики всё-таки был в советском проекте. Его замечательно сформулировали братья Стругацкие в "Понедельнике", и этот вариант был понятен многим людям советской эпохи. Кстати, интересно попробовать прочитать этот фрагмент буквально, превращая сказочное "иносказание" в новую реальность, обладающую мистической глубиной. Конечно, вряд ли сами братья предполагали такое прочтение... Но талатливые произведения живут своей жизнью.

«Трудовое законодательство нарушалось злостно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. Сюда пришли люди, которым приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — "Понедельник начинается в субботу". Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что так же как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну».

Это совсем не культ потребления. С культом потребления боролись, про него сначала предупреждали в "Стажёрах", потом буквально кричали в "Хищных вещах века".
Жаль, что сами Стругацкие разочаровались (во всяком случае, Борис, который прожил дольше и увидел 90-е и 2000-е) в своих же идеалах. Как и многие советские люди за прошедшие 30 лет...
А что касается "индивидуального спасения", то в него я точно не верю. Только сообща и вместе со всеми. "И пусть никто не уйдёт обиженный..."
Если спасся сам и спокоен, зная, что есть кто-то продолжающий страдать, кто-то, кому нет спасения, значит и сам не спасся, а совсем наоборот. В этом суть всеединства, и в этом, как я надеюсь, и суть христианства.
 


Как же вовремя пришла к нам эта книга!
Мы вновь на распутье: пробудилась историческая память в народе - живая, творческая, бурлящая. И так ценно сейчас непосредственное свидетельство о советском периоде - изнутри, глазами советского человека (без тени фальши! это очень точно подмечено). Сам образ этого человека бесконечно ценен.

Советский период то звено в нашей истории, без которого она распадается на части. Осмысление этого периода - его величайших достижений, его неудач и даже его преступлений - это мостик в будущее. Мне кажется, такое осмысление сейчас важнее критики настоящего этапа. И здесь важно не впасть в односторонние крайности, в исторические и философские натяжки. Доброму, но трезвому и зоркому взгляду на наш 20-й век очень помогают такие книги. Ненавязчиво помогают, словно исподволь настраивая душу на свободное дыхание...

Для обсуждения затронутых здесь вопросов у нас специально был открыт вот этот раздел. Там бы лучше и продолжить... Здесь выскажусь очень-очень кратко (насколько это вообще возможно в такого уровня темах).

Социализм (как общественный строй, как экономический уклад) и сам коммунистический идеал не обречены на провал и не являются утопиями. Более того, коммунистический идеал наиболее христианский из всех, что появлялись в истории. Человеку нужен идеал, нужен идеал и обществу, и государству. Трагедия же советского проекта заключалась в том, что за его идеологическую основу был взят материализм. Не будь Маркс безбожником, всё могло бы пойти по-иному. Кстати, марксизм тоже ведь западное учение, плоть от плоти и кровь от крови безрелигиозной эры.

Не марксизм светится (если он вообще может светиться) изнутри советского человека и советского общества. Но русская община, русская великая литература... Вот здесь и заключается трагедия, приведшая советское государство к гибели. Внутреннее его духовное содержание вошло в непримиримое противоречие с идеологической формой. Невозможно тот культ русской литературы, какой и создал советского человека, совместить с марксизмом (материализмом). Когнитивный диссонанс неизбежен. Он и случился, как только общество вышло из военного времени и перешло к мирному строительству.

Коммунизм считает человека по природе добрым. Нужно только создать социальные условия, чтобы человек раскрыл эту свою добрую природу и начал восходить. Либерализм (капитализм) считает реальной низкую (эгоистическую) природу человека и строит свою систему, исходя из этой реальности. И в той, и в другой системах (их картине мира) нет Бога. Куда восходить человеку?.. Но нет в них и дьявола. И ему это выгодно: нет Бога, но нет ведь и меня, нечего и бояться. Одни будут восходить к самим себе, а другие жить в своё удовольствие. Закончат всё равно и те, и другие сатанизмом.

Человек не может удержаться в чисто человеческом, пусть он прозревает себя самого восходящим и добрым, как в коммунистическом идеале, но если нет Бога, он неизбежно вступает на человекобожеский путь. Человек - это вектор. Нет Бога - остаётся только человекобожеское восхождение. А этот путь никогда не остановится на срединном царстве, на чисто человеческом, и неизбежно приведёт к сатанизму. По одной простой причине: Бог есть и дьявол есть. Это реальность, а не теория. Поэтому и потребительское общество на Западе не смогло остановиться на самом себе и стало скатываться в сатанизм, несмотря на то, что это разрушает его привлекательность и превращает в итоге в мировое пугало. И коммунистический идеал упёрся в стену - в человеческую природу, внутри которой есть и Бог, и дьявол, а в самом идеале их как бы и нет.

Из русской общины, из русской литературы естественным образом вытекает русская религиозная философия, христианская по своей внутренней сущности. Если бы материалистическая идеология постепенно просветлялась изнутри русской религиозной философией, то советский строй был бы куда жизнеспособнее западных моделей. Почему же этого не произошло? Если мы найдём ответ на этот вопрос, мы сможем найти ответы на множество других, более частных вопросов.

Удивительная система образования, культ человеческого творчества, социальные лифты - это величайшие достижения советского периода, которых не было до него и не стало после. Но если присмотреться повнимательнее к советской системе, то эти лифты работали как бы до предпоследнего этажа. А высшее партийное руководство формировалось совсем по другим критериям и другими путями: там шёл отрицательный отбор, отсеивающий уровень за уровнем таланты и совесть и поднимающий посредственность и беспринципность. Вот этот тромб между высшим руководством и всем остальным обществом, с его культурой и его лифтами, и привёл к смерти всего организма. Наверху попросту не могло оказаться личностей такого масштаба, которые бы смогли оплодотворить мёртвую идеологическую букву русской религиозной мыслью.

Что же касается церкви. То это ещё одна самая актуальнейшая из тем. Люди высокой культуры (А. Мень или Ф.Н. Козырев) не входят ни в какое противоречие с православной догматикой, русской религиозной философией, искусством и человеческим творчеством, ни даже с церковью как институтом. Но могут входить в неразрешимый конфликт с самой церковной средой (вернее, одной её частью, к нашему горю, сейчас доминирующей). Вот одна из интересных дискуссий на эту тему: даю ссылку на пост Ф.Н. Козырева в ней, который можно считать итоговой точкой всей темы.

Это, по сути, та же самая проблема, что привела к дискредитации церкви и в царской России, а затем и к крушению её государственной формы. То же случилось и с советской системой: её идеологическая форма не выдержала духа русской культуры, дискредитировала самоё себя в её свете, превратилась в карикатуру. Это и есть исконное противоречие буквы и духа. И от того, как его минимизирует та или иная государственная форма, зависит сама её жизнеспособность. Нужно будет открыть тему о сталинизме... Без великого инквизитора уже никуда.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 02 Июля 2023, 12:25:59, Ярослав»

Если бы материалистическая идеология постепенно просветлялась изнутри русской религиозной философией, то советский строй был бы куда жизнеспособнее западных моделей. Почему же этого не произошло? Если мы найдём ответ на этот вопрос, мы сможем найти ответы на множество других, более частных вопросов.
Когда я в старшей школе впервые узнала о Владимире Соловьёве и начала читать его статьи, мне показалось, что нет ничего более близкого советскому мировоззрению. Я была уверена, что этого философа должны были печатать огромными тиражами в советский период, и была крайне изумлена, что он практически находился под запретом. Неужели только по религиозным мотивам, думала я, а как же свобода совести? Потом узнала, что была фраза у Ленина: "Нет никого более опасного для марксистской философии, чем идеалист Владимир Соловьёв" (не помню источник и возможно не точно цитирую, но смысл такой). Этот факт, если честно, до сих пор ставит меня в тупик. Ярослав прав, если мы решим (а ещё лучше исправим) эту историческую загадку, многое встанет на свои места, выправится какое-то гигантское искажение, может быть, вскроется "нарыв" на теле нашей истории и начнётся постепенное выздровление.


Потом узнала, что была фраза у Ленина: "Нет никого более опасного для марксистской философии, чем идеалист Владимир Соловьёв"

Ленин был прав, так и есть. С одной лишь поправкой: ни сама Великая Октябрьская революция, ни то государство, что появилось после неё на руинах империи, практически ничего общего не имели с марксизмом (а с материализмом - ни почти, а вообще ничего). Марксизм хорош для критики капитализма, а вот для построения ему альтернативы - никуда не годится. Советское государство строилось не по теории, а по интуиции и опытным путём. Советы пришли из русской общины, а не из какого-то марксизма. Равно как и "моральный кодекс строителя коммунизма" - из Нагорной проповеди, а не из Маркса. Хотя для этого пришлось эту проповедь безбожно приземлить.

А для материализма, да, нет ничего более опасного, чем религиозная философия. И уже поэтому материализм её игнорирует, причисляя к идеализму, с которым ему разобраться намного проще и который так же далёк от религиозной христианской философии, как и сам марксизм. Ленин недаром организовал "философский пароход" - знал, от кого нужно избавляться "в первую голову". Сталин поступал проще (эффективнее): зачем пароходы, когда есть лагеря или расстрел? Парадокс тут ещё в том, что, в отличие от Ленина, Сталин никаким материалистом не был. Вообще эпоха Сталина - это сплошные парадоксы. Такое впечатление создаётся, что во главе государства стоял двух или даже трёхглавый дракон, причём каждая из голов ненавидела остальные, но вынуждена была терпеть как условие своего существования с ними в одном теле.

Сродни чуду (или и есть чудо) - это культ русской классической литературы в СССР, из которой и произросла наша религиозная философия. Чтобы в русской классике увидеть марксизм, нужно из штанов вылезти, причём сделать это на потолке. Помню ещё в школе моё недоумение при виде марксистских трактовок Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого и Чехова (самых культовых писателей из 19-го века в СССР). Это до 9-го класса, до мат-школы. А там уже мой учитель литературы (жизни: она так и говорила, что литература единственный предмет, который учит не наукам, но жизни), Ирина Юрьевна Баженова, никогда нас не просила читать учебник литературы (по-моему, мы его даже не получали или ни разу не открывали, не помню уже). И она была вполне советский человек, никакой не диссидент, хотя и глубоко верующая, как я узнал много лет спустя.

Вот почему марксисты-материалисты, выбросив за пределы образования русскую религиозную философию и некоторых писателей и поэтов Серебряного века, насаждали поистине культ русской литературы 19-го века - это для меня тайна. Это ведь и была настоящая мина под их идеологию, ничего общего с реальной жизнью не имевшую никогда. Зато литература - очень даже имела такое общее, причём - именно с теми нравственными ценностями, которые и создали советского человека. Не марксизм же его создал таким, в какого мы теперь почти с благоговением всматриваемся сквозь призму времени (сами лица людей в советских фильмах - это же совсем другая порода). Искренность, бескорыстие, открытость души, совестливость, целомудрие (цельность) - это же не марксистские лозунги, не утопия, но реальность подавляющего большинства советского народа. Мы и доверились Западу в 80-е искренно и с открытым сердцем... Обмануть доверившихся - тяжелейший грех (а по Данте - один из смертных, ведущих в самые нижние круги ада).

Зато партийная и комсомольская номенклатура после крушения СССР, став олигархией, быстро смекнула, что народу культ русской литературы вреден. Я помню, как буквально корова языком слизнула после 1993 года с рыночных лотков и религиозных философов, и поэтов-эмигрантов, а стала навязываться совсем другая мода (якобы мода) - примитив, вульгарная эзотерика, пошлость. Ушёл культ чтения и из образования. А вместо него пришёл культ цифры (к ней я отношу и деньги, которые по сути те же цифры, те же номера на лагерной одежде).

Лифты в СССР работали по-разному. Одни для народа (можно было и до академика дорасти, и до министра, и до генерала), а другие - для партийной номенклатуры. В эти тоже можно было сесть и в колхозе, и в слесарке. Но по мере движения наверх ты должен был предавать в себе всё то, что поощрялось в других, параллельных лифтах. Вот так и жили в нелюбви и в несогласии государственная идеология и русская культура, пока дело не кончилось разводом. И ничем другим такой союз кончиться не мог. Если бы не война, то этот союз развалился ещё быстрее. А во время войны (период от Гражданской до Отечественной та же непрерывная война) не до выяснения отношений в семье. Наступил мир - и началась ссора, не имеющая в себе никакого другого исхода, кроме разрыва государства изнутри.

Противоречие буквы и духа - это главное противоречие советского строя, доведённое до последнего предела, а в конце - и до полной карикатурности. Да, нужно открывать тему о сталинизме... Великий инквизитор уже бьёт копытом в наши зеркальные окна. И давно. Но всё настойчивей.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 03 Июля 2023, 05:06:21, Ярослав»

А что касается "индивидуального спасения", то в него я точно не верю. Только сообща и вместе со всеми. "И пусть никто не уйдёт обиженный..."
Если спасся сам и спокоен, зная, что есть кто-то продолжающий страдать, кто-то, кому нет спасения, значит и сам не спасся, а совсем наоборот.


Сердце просто рвётся из груди, так хочется поддержать этот призыв. Но когда вступает в действие разум, то сердце замирает и сжимается от грусти перед реальностью. Как же можно «спасти» кого-либо, если он сам этого не хочет? Это его личный выбор, его право, и никто не может этому помешать, тащить его в «правильную» сторону. Таковы правила игры в нашей Вселенной, и я согласен с этим. Каждый должен совершить собственную трансформацию. Вот только есть ли время? А если его уже нет, таймер заканчивается.
Когда обществу нужно было совершить значительное продвижение, то либо Боги спускались на землю (Иисус), либо выбирались пророки, люди способные воспринять волю богов (Моисей, Мухаммед), либо спускались великие души, способные дать толчок обществу (Будда, гении Ренессанса). Но ... все они могли действовать в обществе, способном воспринять эти действия. В мертвом обществе они бы действовать не смогли. Это воплощение было бы для них впустую, в лучшем случае. Жить в обществе с невиданным деградированным образованием, культом потребления и комфорта, диктатурой денег – какой ребёнок может вырасти в таких условиях с нормальными установками? Какой силой он должен обладать? И даже если у него хватит сил остаться собой, то как он сможет повлиять на сколько-нибудь значительный слой общества? А зачем ему тогда рождаться, он же уже достаточно развит? Омертвление мира происходит на глазах. Несколько примеров из израильской жизни.
В середине 19 века в Израиль прибыли немецкие поселенцы, христиане, считавшие своей миссией возродить святую землю. Они поселились в нескольких местах, одно из них в Хайфе. Построили добротные красивые немецкие дома, двух- трёхэтажные. В 70-годы их захотели сломать и построить высотные здания. И люди вышли на демонстрации в защиту истории и красоты. Они даже обращались к правительству Германии. И отстояли! Сейчас бульвар Бен-Гурион с этими домами, и в продолжение висячие бахайские сады с золотым куполом в конце улицы – это одна из жемчужин Хайфы, на Новый Год, может, и лучшее место в Израиле. Прошло 60 лет. Решили перестраивать прибрежный район. Там стоят дома времён английского мандата. Они не столь красивы, как немецкие, но по-английски крепки и добротны. Вокруг них очаровательные зелёные островки, и в целом, гуляя по району,  ты проникаешься атмосферой именно приморского места. Сейчас вместо них строят дома с большей жилой площадью, зелень уходит, хотя по закону этого делать нельзя. Каждый дом с претензиями на шик, но район превращается в «каменные джунгли». И почти никто не протестует, ведь стоимость квартиры повышается. Но район мертвеет.
В Хайфе был замечательный японский музей. В течение многих лет мы посещали его. Была постоянная выставка и сменный зал. Столько деталей! Нецке, картины, мечи и оружие, кимоно, старинная посуда, предметы для каллиграфии и пр. Не было случая, чтобы мы не выходили из музея с приподнятым духом и теплом в душе. После долгого перерыва мы пошли в музей и остолбенели. От прежнего не осталось ничего. Зал разбит на секции,  на голых стенах висят на большом расстоянии картины, в основном современный абсурд. Холодно, пусто. Такого явного ощущения омертвления пространства я, наверное, не чувствовал никогда. Я подошел к работникам и спрашиваю: «У вас сменилось руководство?»  – «Да, год назад, новый художественный руководитель». Всё стало понятно. Смена поколений. Новый «либеральный» взгляд на жизнь. Мертвые духом уничтожают всё живое вокруг.
Есть ещё примеры, не хочу заполнять место. А сколько таких мест в Москве, я был в 2019 году, порою сознание отказывалось верить, что так можно уродовать пространство, историю. Сгорела марсельская библиотека на сотни тысяч томов, горят красивейшие французские церкви. Мир мертвеет! В этих условиях никакие бодхисатвы не придут в наш мир. Бессмысленно. Но есть надежда. На Россию! Если русский дух сможет изменить траекторию, если Россия сможет начать вытаскивать себя за волосы из трясины, я уверен, мироздание поможет, в следующем поколении появятся такие души! Это будет новый Ренессанс! Может, они и уже рождаются, боги же видят дальше, чем мы.
Но... Если!

Намерение - главная загадка Вселенной
«Последнее редактирование: 09 Июля 2023, 02:02:06, Золушка»

Так здесь и на уровне разума, Михаил, всё не так уж и непреодолимо. Сложность лишь в том, на вере в какого Бога (или на неверии) строит свою логику разум. Эта вера и определяет все его дальнейшие цепочки, выводы и оценки.

Если мы верим в Бога евангельского и в Христа, возвестившего, что Бог есть Отец наш Небесный, а мы Его возлюбленные дети, и заплатившего за наше Богосыновство дорогой ценой, то сама основа такой веры "Бог есть любовь" исключает для Бога вечную погибель кого-то из своих любимых чад. Любовь не может согласиться с такой картиной мира. И для любви не существует количественного подхода, но только качественный, а каждый её предмет - единственный, неповторимый и никем не заменимый.

Это первичная аксиома христианской эсхатологии. А всё остальное - социальная плоскость, культурная реальность, физический мир - не являются первопричинами будущего.

И второй ключевой вопрос: что мы подразумеваем под спасением? Спасение в вечности и в духовной первореальности или в нашем относительном мире и преходящем его состоянии? Только для второго "спасения" существуют те аргументы, которые Вы приводите. Но можно ли считать "спасением" (взыскуемым раем на Земле) ту реальность, где есть смерть? Пока именно смерть является царицей мира, именно она продлевает его существование, не даёт ему опрокинуться в дурную бесконечность. Если будет побеждена смерть в этом мире, то он станет не раем, а худшим и безысходнейшим из адских кругов. Любовь же не может мириться со смертью любимого существа. Значит, его спасением не может быть мир, где он смертен. Только бессмертие души и существование духовной первореальности (самой реальной из всех) даёт возможность вообще ставить вопрос о спасении. Все остальные варианты никаким спасением по сути не являются.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 11 Июля 2023, 16:14:18, Ярослав»

И второй ключевой вопрос: что мы подразумеваем под спасением? Спасение в вечности и в духовной первореальности или в нашем относительном мире и преходящем его состоянии? Только для второго "спасения" существуют те аргументы, которые Вы приводите.

Под «спасением» следует понимать, конечно же, «духовную первореальность». Но вот как идти к этой реальности, что может помочь тебе в этом, дать почувствовать Божественные токи, остановить на мгновение поток мыслей, дать моменты катарсиса, осознать и укреплять тебя на пути к вере?
Я выделял для себя природу, культуру и мистику. В последнее время добавил Образование, с большой буквы. Каждый из этих элементов, особенно природа и мистика, необходим тебе для дороги к Храму. Я не верю, что человек сам по себе, одной своей внутренней силой, может прийти к «спасению». Есть, конечно, святые, которые родились уже для последнего шага, но и они, в предыдущих воплощениях, проходили тот же путь. Поэтому всё по-настоящему живое в нашей жизни так важно, архиважно. Ты никогда не знаешь, кого и в какой момент оно заставит задуматься и направит на истинную дорогу. Это важно не только для «нашего относительного мира».
И ещё момент. Я не вижу жёсткой корреляции между «Бог всех любит» и всеобщим «спасением». Безусловно любит всех, но и свобода выбора есть у всех. То, что тебя любят, не означает, что выбор будет правильным.

Намерение - главная загадка Вселенной
«Последнее редактирование: 15 Июля 2023, 17:37:35, Золушка»

Михаил, вопросы Ваши очень важные. И очень хочется поговорить об этом, может быть, в разговоре ещё чуть-чуть продвинутся вперёд. Но буквально сейчас каждый час на счету. Поэтому отсылаю к одному важному и небольшому тексту, который в какой-то момент помог мне сделать ещё один шаг. https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4823.90#msg42518
Вообще ветка Роза мира как отношение получается очень интересной.


В циклическом времени (индуизм, буддизм) сама постановка вопроса о спасении (внутри этого времени) не имеет ни личностного, ни исторического смысла. Такая постановка вопроса возможна только во времени поступательном, историческом (религии авраамические). А вне религиозного смысла о каком-то спасении вообще говорить нельзя: всё тлен, и все умрут, и святые, и грешники, и солнце погаснет когда-нибудь. В христианской эсхатологии центральное Событие - это Боговоплощение, явление Спасителя. Только через Спасителя разрешается историческое и личностное спасение человека. Историческое - это Новое Небо и Новая Земля, после Второго Пришествия Спасителя в силе и славе.

"Бог есть любовь" и "спастись должны все дети Божие, весь Божий мир" - коррелируют эсхатологически - как конец и смысл Истории, как раскрытие во всей полноте Божьего Замысла о мире и человеке. Это вопрос веры в то, что человеческая свобода скажет в итоге Богу "ДА". Ради этого и Спаситель пошёл на Крест. Если бы Замысел Бога состоял только в спасении избранных, а остальные - пустая порода, должная погибнуть, то Распятие Спасителя лишается Высшего Смысла, а становится просто Его поражением духом зла (князем мира сего).

Именно на этом пытается подловить Христа и Великий инквизитор: мол, Ты хотел спасти избранных, сильных, а мы хотим сделать счастливыми всех. Всё наоборот: избранные, сильные идут дорогой Христа, несут свой Крест (и в этом мире, и в иных мирах) не ради личного спасения, а ради спасения всех, ради осуществления Божьего Замысла во всей полноте. Святые не спаслись, в точном смысле слова, пока не спасся последний грешник, но лишь достигли более высокого качества служения на пути всеобщего спасения. И служение это всегда Крест, а не гедонистическое вкушение личного блаженства на Небесах, когда в миру и в Аду мириады душ гибнут и мучаются. Хотя творчество, конечно, не исключает личного удовольствия от хорошо сделанной работы, но прежде всего - это Крест, Долг, Служение (религиозно-нравственное творчество святого - в том числе).

Здесь мы, Михаил, вышли с Вами на тот круг вопросов, которые лучше обсуждать в другой теме. Например, в этой (найдёте если время и ознакомитесь с ней, то можно будет продолжить там). Или в той, что Наталия предложила.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 15 Июля 2023, 18:07:41, Ярослав»

Опубликованы следующие пять глав книги - с одиннадцатой по пятнадцатую:
https://lib.rmvoz.ru/bigzal/raisa-korshunova_zacvetut-sady

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Опубликованы последние 5 глав (16-20) книги «Зацветут ещё сады, зацветут!»

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Дорогие друзья! Вчера бабушкина книга начала своё полноправное путешествие в мир Читателя! Ещё раз спасибо Замку за эту удивительную возможность. Отдельное спасибо Ярославу за огромный труд по редактированию и макетированию текста, за трепетное отношение к судьбе книги! Когда я читаю этот родной и знакомый текст с экрана монитора, он как будто заново раскрывается, словно приходит уже из другой реальности, и это совершенно удивительное впечатление. Постепенно книга будет становиться частью нашей культуры, но одному только Богу известно, какое место она в этой культуре займёт, как отзовётся в сердцах своих читателей. Одно я знаю наверняка: в моём сердце эта история будет жить всегда.

«Последнее редактирование: 01 Октября 2023, 20:28:04, Золушка»

Дорогие друзья! После опубликования полного текста книги и по прошествии некоторого времени появилась возможность посмотреть на произведение бабушки Раи чуть-чуть отстранённо, с некоторого расстояния. И тут стали проявляться очень важные для меня вещи… Стало очевидно, что текст повести действительно не доработан.
Наверное, интуитивно я это чувствовала. Ведь не просто так бабушка не публиковала книгу много лет, дожидаясь выхода на пенсию, чтобы взяться за неё с новыми силами. Во второй части повести всё больше встречается повторений, затянутых фрагментов, которые хочется пробежать «по диагонали», даже пафосных речей, от которых в первых главах автор бежал как от огня. И всё-таки, мне кажется, что эта мысль у меня бы самостоятельно уже никогда не оформилась, ведь текст сделался мне слишком родным.
К счастью, есть удивительное пространство Замка, высвечивающего суть явлений. И есть удивительные люди, которые в этом пространстве творят. Я хочу сказать огромное спасибо моим друзьям — редакторам и членам редколлегии Воздушного Замка — за то, что смогли распознать и как-то очень бережно донести до моего сознания суть задачи — продолжить бабушкину работу.
Такая мысль просто не приходила мне в голову. Разве так бывает? Хотя я ведь сама писала, что буквально проживала внутренний мир моей бабушки, с которой встретилась слишком поздно. Не просто так родилась сказка про Чудо-Кита
И вот читаю в письме Ярослава: «Наташа, Ваша бабушка ждёт от нас сотворческой работы, а не формальной публикации...» Как это удивительно: сотворческая работа с бабушкой, работа из совершенно иного времени, работа нового поколения, которое вдруг почувствовало эту жёсткую закольцованность истории. Когда битва с фашизмом снова становится страшной явью...

Дорогая бабушка Рая, мы все вместе постараемся не подвести тебя! И донести до читателя цельную мелодию твоей книги, которую ты успела задать. Судьба не дала тебе возможности завершить работу, но она даёт этот уникальный шанс нам — твоим детям и внукам. А насколько мы справимся с задачей, решит, конечно, Читатель — главный сотворец каждого настоящего произведения.

PS Как будет технически осуществляться изменение текста повести в библиотеке ВОЗ, я пока не знаю. Но работу над текстом начинаю с учетом очень ценных замечаний и предложений коллег по Замку.



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика