Религия, философия, наука
Духовные поиски человека на примере лирики А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Доброго здравия! Предлагаю для обсуждения статью «Духовный путь человека в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». Вместо подробной Презентации буду краток. Это отрывок из книги Неверующие верующие: психологические портреты верующих и неверующих. Книга написана (пока не до конца) не по зову графоманства, не в часы забав и праздной скуки. Это, образно говоря, кровь, хлещущая из раны. Предварительно я уже предлагал её почитать многим своим знакомым. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал, что сейчас некогда, может быть, почитает когда-нибудь в другой раз. Другой сказал, что не специалист в данной теме. Третий сказал, что это ему не интересно. И так далее и тому подобное. В общем, это никому не нужно. «Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? (Пс. 29:10)
А некоторые просто «отфрендились», даже не удостоив меня ответом. «Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» (Гал. 4:16) Во всяком случае, для меня это истина, пока мне аргументированно не доказали обратное.

«Последнее редактирование: 01 Декабря 2021, 16:43:04, Золушка»

Поверхностно-ознакомительный отклик,
а скорее провокация автора на более содержательный разговор

Константин, а вы знакомы, например, с работами Ходасевича или Гершензона о Пушкине, или с "Прогулками с Пушкиным" Абрама Терца (Андрея Синявского)? Спрашиваю потому, что в этих текстах рассматриваются те же самые стихи Пушкина и с очень схожих позиций, что и у вас; более того -  проводятся схожие духовные (!) аналогии с теми же стихами Лермонтова.

Исходя из символа "Розы Мира" в имени нашего портала, не могу не спросить: знакомы ли вы с главами о Пушкине и Лермонтове в одноимённой книге Д. Андреева? Там вы бы могли найти также немало перекличек со своими мыслями, а значит, и сами эти мысли неизбежно обогатились такими аналогиями.

Если о Пушкине Андреев говорит слишком конспективно, а на мой взгляд, и поверхностно, то о Лермонтове его рассуждения чрезвычайно глубоки и духовно концентрированы. Скорее всего это связано с личными симпатиями Андреева и как человека, и как поэта. У него, к слову, немало таких слишком лично-человеческих оценок по самому разному спектру феноменов, не только культурных, но исторических и политических. В этом он повторил творческую судьбу Данте, другого великого путешественника по иным мирам... Это лишний раз нам должно говорить о невозможности объективации духовной реальности и о колоссальном влиянии на её отражение личности того, кто её пытается описать относительно "объективно". Впрочем, это отдельный разговор, и очень сложный.

В отличие от характеристик миссии Пушкина, прозрения Андреева о Лермонтове очень глубоки, как и о Блоке, к слову. Может быть, это одни из самых точных и пронзительных слов, сказанных об этих поэтах вообще. И здесь краткость андреевского текста сродни краткости поэтической, концентрация духовного заряда в этих главах близка к высшей форме языка - к поэзии.

Слишком о многом Андреев пытался сказать в своей книге, слишком многих явлений хотел коснуться. Это всё должно было проиллюстрировать главное его озарение, исключительно целостное и наполненное неисповедимым духовным смыслом. Но такая обширность эмпирической фактологии неизбежно привела к массе слишком личных и порою поверхностных искажений глубинного и целостного смысла. К Данте меньше претензий, несмотря на все его личностные аберрации. Он сохраняет многоаспектность своих прозрений благодаря самой форме изложения - поэзия есть поэзия, что с неё возьмёшь. Андреев же решился говорить более прямым, а следовательно и более плоским языком. Отсюда стал и более уязвимым перед любителями поймать автора на фактологических ляпах или поверхностных выводах. Спасает только великая цельность андреевского текста как единого Мифа, а вот проколов в деталях хоть отбавляй... И тем не менее, о Лермонтове и Блоке Андреев сказал поистине великое слово, которое ещё предстоит понять и расшифровать будущим литературоведам (если у них вообще есть ещё будущее).

В общем, это никому не нужно.

Согласен. Как и всё, что мы пишем в 21-м веке. Как и весь наш портал, где и вы публикуетесь, никому не нужен. А вы сами много читали из написанного здесь другими авторами? То-то и оно...

Живём в фельетонную эпоху, в эпоху тотальных имитаторов и профанаторов. Никому вообще нынче нет дела до настоящей поэзии с разными её духовными муками и поисками... Всё на потребу и всё есть развлечение. Можно и так, и сяк. А мне нравится - вот и весь единый критерий, что для поэта, что для читателя. Причём читателей намного меньше, чем поэтов. Всё перевернулось с ног на голову...

И всё-таки - нужна ли альтернатива, должно ли до последнего оборонять свою кочку, если не осталось надежды кругом? Нужна ли такая последняя альтернатива и в интернете?..

На нашем портале остались только те люди, которые давно внутри себя на эти вопросы ответили и свой выбор сделали. А дальше - что будет, то будет. Да, никому не нужно - это правда. А нужно ли Богу? Вопрос открытый... И пусть Сам Бог на него ответит так, как Он умеет говорить в Истории...

«Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» (Гал. 4:16) Во всяком случае, для меня это истина, пока мне аргументированно не доказали обратное.

Отвечу в духе этой темы - о Пушкине и Лермонтове - старыми стихами. То есть - перейду на более адекватный этим именам язык. (Я здесь стою и не могу иначе.)

***

Нас воры учат жить красиво,
а дезертиры – Родину любить.
Гадает Гамлет: быть, не быть...
Ты, Истина, как встарь, удел для сирых.

Сталь устаёт, стареет тело.
Тускнеет звёзд иконостас.
Так закалялась искренность и зрела,
бесстрашьем солнца прорастая в нас.

Ребёнок-бог посмотрит вдруг
из глаз твоих – и слово Друг
омоет вольной, чистой негой,
расправит душу, словно небо...

                                                       21.01.2012

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 01 Декабря 2021, 19:28:12, Ярослав»

Спасибо, дорогой Ярослав, за подробный комментарий. Со всем согласен.
С работами Ходасевича или Гершензона о Пушкине, или с "Прогулками с Пушкиным" Абрама Терца (Андрея Синявского)
, к стыду своему, не знаком. Я писал своё недостойное мнение. Если позиции литературоведов близки, то это интересно, значит мы писали об одном и том же.
Знакомы ли вы с главами о Пушкине и Лермонтове в одноимённой книге Д. Андреева?
Также, увы, нет. Я действительно мало читаю, но постараюсь наверстать упущенное.
Кому нужна настоящая поэзия с разными её духовными муками и поисками? Наверное, самим поэтам, как и книги нужны тем, кто их пишет. А если всё это найдёт отклик и у других людей, то значит они так же заняты теми же духовными муками и поисками.


И ещё хотел бы обратить внимание на следующий нюанс. Читать книги умных людей, конечно же, важно и нужно, чтобы расширять кругозор. Однако для писателя при этом есть опасность волей-неволей попасть в чужую колею (идеи, мысли, взгляды), из которой будет непросто выбраться. Поэтому для себя я решил сначала закончить книгу (изложить то, что созрело у меня на душе), а уже потом читать других авторов.


Однако для писателя при этом есть опасность волей-неволей попасть в чужую колею

Константин, ну так можно по аналогии сделать смешное утверждение, что если человек хочет прожить свою судьбу, предначертанную ему Богом, и не попадать невольно под чужое влияние (никому не подражать), то ему не нужно общаться с себе подобными, особенно в раннем возрасте. А нужно созреть, выйти на свою тропу и уже в зрелых летах начинать общаться. Однако мы знаем, что именно в детском и юношеском возрасте человек наиболее предрасположен не только к подражательству, но и к самым искренним и сильным дружеским чувствам. Опыт дружбы, полученный в детские годы, обогащает душу во все следующие её этапы. И если в детстве человек не научился дружить, то ему будет это сделать в зрелом возрасте во сто крат труднее, если вообще возможно.

То же ведь и с книгами: это такое же живое общение, которое может с годами переходить и в настоящую дружбу. Я упомянул некоторых авторов только потому, что их духовный опыт постижения пушкинской и лермонтовской поэзии (общения с нею) перекликается с вашими мыслями на ту же тему. И вы могли бы не только избежать некоторых повторов уже многими высказанных идей, но в первую очередь существенно обогатить и углубить именно свои мысли, увидеть те их грани, что прошли мимо сознания.

Упомянутые мною авторы отнюдь не литературоведы. К литературным критикам можно отнести, пожалуй, только Гершензона, хотя его книга о Пушкине намного ближе к религиозной философии, нежели к литературной критике. Недаром он был и одним из авторов знаменитых "Вех" наряду с русскими религиозными философами. Андрей Синявский - писатель, а его "Прогулки с Пушкиным" - потрясающее эссе, читать и перечитывать которое тончайшее наслаждение для ума и сердца. Ходасевич - великий русский поэт, причём наиболее близкий по духу именно Пушкину из всех поэтов Серебряного века. И его статьи о Пушкине обладают громадной силой, они очень помогают разглядеть в пушкинских строках то, что ускользает при обычном чтении и что мог увидеть только поэт-брат. А Даниил Андреев не только поэт, но и великий мистик, он и рассматривает пушкинскую и лермонтовскую поэзию прежде всего в мистическо-религиозной её составляющей. В общем, я назвал имена совсем не случайно: это те авторы, знакомство с которыми, смею предположить, могло обогатить вашу книгу - не за счёт подражания или заимствования, а за счёт углубления и расширения прежде всего своего духовного опыта в русской поэзии.

Как, собственно, и друзья нам помогают лучше понять самих себя и увидеть в себе то, что без общения с другом никогда не раскрылось бы в душе. Об этом и мои скоромные стихи, и привёл я их в настоящей теме совсем не случайно также. Большое вам спасибо не только за ваш текст, но и за саму тему! Она попала в резонанс с тем наитием, что в своё время подтолкнуло меня к созданию и этого ресурса... И я всегда очень радуюсь, когда у нас появляются в интерактиве темы, заставляющее вновь и вновь обратить взоры души к русской поэзии.

Прошу прощения за такой высокопарный стиль, но я убеждён, что отношение человека к поэзии (к слову) может в конечном итоге либо сохранить нас как народ в истории, либо погубить. И ныне мы подошли к такой страшной черте, шаг за которую несёт нам духовную смерть и может стать безвозвратным - или подарить надежду, если будет сделан выбор в иную, альтернативную сегодняшним тенденциям сторону. И пусть немногие такой альтернативный массовому движению шаг сделают, он будет спасительным для всех. И способность (сама такая потребность!) к общению и дружбе здесь играет, мне всё чаще так кажется, первую скрипку... Так сложилось.

Слово Друг - вот что может подарить человеку общение с Пушкиным и Лермонтовым, а через них - и со всеми богатствами русской культуры. И чтобы такое чудо случилось, не нужно отвергать духовный опыт тех, кто смог его вместить и рассказать затем о нём простыми и ясными словами. Я бы без их помощи, только своими скудными силами вряд ли сумел открыть для себя по-настоящему Пушкина и Лермонтова...

Если мои слова покажутся не только слишком пафосными, но и банальными, я буду лишь рад. К сожалению, такого рода банальные мысли становятся с каждым годом всё недоступнее подавляющему большинству людей, с кем мне доводится разговаривать. Причём среди этих людей могут встречаться весьма образованные и даже начитанные, но к общению с книгой, не говорю уже о поэзии, практически не способные. Словно утрачен некий орган в душе... Впрочем, к истинному общению и дружбе с живыми существами - также. Это взаимосвязанные вещи. Одного интеллекта и поверхностных эмоций не хватает для глубокого дыхания и самозабвенного труда, без которого нет ни поэзии, ни дружбы.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 03 Декабря 2021, 17:57:05, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика