Поверхностно-ознакомительный отклик,
а скорее провокация автора на более содержательный разговор
Константин, а вы знакомы, например, с работами Ходасевича или Гершензона о Пушкине, или с "Прогулками с Пушкиным" Абрама Терца (Андрея Синявского)? Спрашиваю потому, что в этих текстах рассматриваются те же самые стихи Пушкина и с очень схожих позиций, что и у вас; более того - проводятся схожие духовные (!) аналогии с теми же стихами Лермонтова.
Исходя из символа "Розы Мира" в имени нашего портала, не могу не спросить: знакомы ли вы с главами о Пушкине и Лермонтове в одноимённой книге Д. Андреева? Там вы бы могли найти также немало перекличек со своими мыслями, а значит, и сами эти мысли неизбежно обогатились такими аналогиями.
Если о Пушкине Андреев говорит слишком конспективно, а на мой взгляд, и поверхностно, то о Лермонтове его рассуждения чрезвычайно глубоки и духовно концентрированы. Скорее всего это связано с личными симпатиями Андреева и как человека, и как поэта. У него, к слову, немало таких слишком лично-человеческих оценок по самому разному спектру феноменов, не только культурных, но исторических и политических. В этом он повторил творческую судьбу Данте, другого великого путешественника по иным мирам... Это лишний раз нам должно говорить о невозможности
объективации духовной реальности и о колоссальном влиянии на её отражение личности того, кто её пытается описать относительно "объективно". Впрочем, это отдельный разговор, и очень сложный.
В отличие от характеристик миссии Пушкина, прозрения Андреева о Лермонтове очень глубоки, как и о Блоке, к слову. Может быть, это одни из самых точных и пронзительных слов, сказанных об этих поэтах вообще. И здесь краткость андреевского текста сродни краткости поэтической, концентрация духовного заряда в этих главах близка к высшей форме языка - к поэзии.
Слишком о многом Андреев пытался сказать в своей книге, слишком многих явлений хотел коснуться. Это всё должно было проиллюстрировать главное его озарение, исключительно целостное и наполненное неисповедимым духовным смыслом. Но такая обширность эмпирической фактологии неизбежно привела к массе слишком личных и порою поверхностных искажений глубинного и целостного смысла. К Данте меньше претензий, несмотря на все его личностные аберрации. Он сохраняет многоаспектность своих прозрений благодаря самой форме изложения - поэзия есть поэзия, что с неё возьмёшь. Андреев же решился говорить более прямым, а следовательно и более плоским языком. Отсюда стал и более уязвимым перед любителями поймать автора на фактологических ляпах или поверхностных выводах. Спасает только великая цельность андреевского текста как единого Мифа, а вот проколов в деталях хоть отбавляй... И тем не менее, о Лермонтове и Блоке Андреев сказал поистине великое слово, которое ещё предстоит понять и расшифровать будущим литературоведам (если у них вообще есть ещё будущее).
В общем, это никому не нужно.
Согласен. Как и всё, что мы пишем в 21-м веке. Как и весь наш портал, где и вы публикуетесь, никому не нужен. А вы сами много читали из написанного здесь другими авторами? То-то и оно...
Живём в фельетонную эпоху, в эпоху тотальных имитаторов и профанаторов. Никому вообще нынче нет дела до настоящей поэзии с разными её духовными муками и поисками... Всё на потребу и всё есть развлечение. Можно и так, и сяк. А мне нравится - вот и весь единый критерий, что для поэта, что для читателя. Причём читателей намного меньше, чем поэтов. Всё перевернулось с ног на голову...
И всё-таки - нужна ли альтернатива, должно ли до последнего оборонять свою кочку, если не осталось надежды кругом? Нужна ли такая
последняя альтернатива и в интернете?..
На нашем портале остались только те люди, которые давно внутри себя на эти вопросы ответили и свой выбор сделали. А дальше - что будет, то будет. Да, никому не нужно - это правда. А нужно ли Богу? Вопрос открытый... И пусть Сам Бог на него ответит так, как Он умеет говорить в Истории...
«Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» (Гал. 4:16) Во всяком случае, для меня это истина, пока мне аргументированно не доказали обратное.
Отвечу в духе этой темы - о Пушкине и Лермонтове - старыми стихами. То есть - перейду на более адекватный этим именам язык. (Я здесь стою и не могу иначе.)
***
Нас воры учат
жить красиво,
а дезертиры – Родину любить.
Гадает Гамлет:
быть, не быть...
Ты, Истина, как встарь, удел для сирых.
Сталь устаёт, стареет тело.
Тускнеет звёзд иконостас.
Так закалялась искренность и зрела,
бесстрашьем солнца прорастая в нас.
Ребёнок-бог посмотрит
вдругиз глаз твоих – и слово
Другомоет вольной, чистой негой,
расправит душу, словно небо...
21.01.2012