Творческая лаборатория
Как соотносится Великая Богиня и Единое Начало?

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Слава Матери Богине! Я поклоняюсь Ей в форме Кали. Но у Неё много других форм.

Как в вашем представлении соотносится Великая Богиня и Единое Начало?

представьте, что мир стал другим

Как в вашем представлении соотносится Великая Богиня и Единое Начало?

Великая Богиня, в своем высшем аспекте - часть Единого Начала... В нашей цивилизации, с патриархальными мужскими богами, сложилось представление о том, что Дух (все духовное) несет как бы мужской аспект. Аспект солнечный. А женское начало - это материя, Майя, иллюзия, отраженный лунный свет. Это, на мой взгляд, очень упрощенная картина. Когда-то (не так уж и давно), во времена господства Богини-Матери именно Солнце и Небо ассоциировались с Ней. Равно как и темная "утроба Земли". Но после пришествия патриархальных богов Солнце и Небо у Богини-Матери были отняты. Ей оставили только мрачную земную утробу и отраженный свет Луны.

На мой взгляд, мужское и женское начало РАВНОЗНАЧНЫ, но различаются по функциям. В Едином Начале содержится и мужское, и женское начало, как некая изначальная полярность. А вот выявляются во вне эти два начала немного по разному. Если мы возьмем за основу шиваитско-шактистскую космологию - и её самый известный образ, где Богиня-Мать наступает на грудь лежащего Бога-Супруга. Этот образ именно так и толкуют: Богиня побуждает своего Божественного Супруга к Творчеству, к созиданию. Получается, изначально, мужскому началу свойственно более созерцательная, нирваническая, пассивная сторона Духа. (Хотя, казалось бы, в быту мы видим, что вроде бы все наоборот.) И именно женское начало пробуждает мужское к творчеству и созданию миров.   

Дух дышит, где хочет

Примечательно, что в германских языках Солнце женского рода (die Sonne), а Луна мужского (der Mond). Но ведь именно свет и энергия Солнца первичны. Луна лишь отражает их.
Небо в единственном числе мужское (der Himmel), а во множественном, то есть, в значении "небеса" уже возникают женственные коннотации (die Himmel).
По правде сказать, конечно, множественное число в немецком языке всегда "die", но там обычно окончания добавляются, а здесь форма слова остаётся неизменной, только род другой. Поэтому определённое подсознательное чувственное ощущение, мне кажется, всё равно передаётся. Мы говорим о всеобъемлющих вселенских небесах и обращаемся к ним, как к "ней".
Не исключено, что всё это -- уцелевшие в языке отголоски древней арийской религии, господствовавшей тогда, когда язык только формировался.



«Последнее редактирование: 24 Апрель 2021, 16:53:51, Павел Алексеев»

Как в вашем представлении соотносится Великая Богиня и Единое Начало?

В теме "Роза Мира с позиций православия — причины и разрешение противоречий" я отвечал на этот вопрос Юрию Бухарову; в главе "Откровение Вечной Женственности в творчестве Даниила Андреева (есть ли непримиримые духовные противоречия в книге «Роза Мира» с христианским догматом о Троице)", в частности - в этом параграфе: Дух женского рода. Третья Ипостась Троицы; приведу оттуда маленький отрывок:

"Дух Святой равно подходит в русском языке всем Трём Ипостасям, ибо никакая Ипостась Божества не может не быть Святой и не может не быть Духом. Дух Святой и есть именование Единого, Плеромы, Божества.

Если бы при переводе на другие языки с арамейского у Третьей Ипостаси не утратился женский род и в этих языках был бы Дух как мужского, так и женского рода, то никаких противоречий и не возникло бы. И культ Софии, и культ Богоматери входил бы в культ Третьей Ипостаси, как Её выражение в человечестве.

Единый, Дух Святой триипостасен: Отец, Сын и Мать (Дух Святой, но женского рода). Свойства Божества: Его Любовь и Премудрость – есть Его внутренние качества, а не Ипостаси. Сама «ипостасность» как внутренняя жизнь Бога для нас трансцендентна и не может заменить собою Вечно Женственного."



Это глубочайшие и сложнейшие вопросы. Такие вопросы требуют совсем другого формата - развёрнутых текстов. В нескольких темах, в частности в обмене эссе с Ю. Бухаровым, мы попытались, каждый со своей позиции, подойти к самой постановке такого рода вопросов. И у обоих авторов это заняло несколько десятков страниц текста (в вордовском формате). Считаю, что обмен краткими постами на форуме на такую тему - снижает и упрощает её, да попросту недопустим: это не из разряда вопросов, о которых можно "поболтать" на досуге.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Великая Богиня, в своем высшем аспекте - часть Единого Начала...

Согласен. Аминь, Аминь!
Правда, в индуизме этот культ больше напоминает культ Великим Сёстрам духовного мира Мэру.

 
На мой взгляд, мужское и женское начало РАВНОЗНАЧНЫ, но различаются по функциям.
То что различаются "по функциям" -- это да, но вот то что равнозначны!?
Что вы имеете ввиду?


Получается, изначально, мужскому началу свойственно более созерцательная, нирваническая, пассивная сторона Духа. (Хотя, казалось бы, в быту мы видим, что вроде бы все наоборот.) И именно женское начало пробуждает мужское к творчеству и созданию миров.
В этих рассуждениях что-то не сходится...
Возьмём  самый известный образ Софии из Притчей Соломона:
Цитировать
22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24 Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою.
25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26 когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27 Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30 тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время,
31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

Притчи 8 глава

то есть Она была при Нём как бы Со-работницей, Художницей!

*

(Павел, Ярослав -- спасибо, отвечу чуть позже...)  :)



представьте, что мир стал другим

Примечательно, что в германских языках Солнце женского рода (die Sonne), а Луна мужского (der Mond). Но ведь именно свет и энергия Солнца первичны. Луна лишь отражает их.
Читая Сведенборга,  "Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости", достаточно легко можно придти к выводу, что как раз Свет Солнца есть мужской аспект, а Тепло -- женский... (Солнце -- это свет и тепло.Так?)

Образы соотношения Солнца и Луны вообщем-то тоже говорящие...
Но это кому как открывается. :)

представьте, что мир стал другим

"Дух Святой равно подходит в русском языке всем Трём Ипостасям, ибо никакая Ипостась Божества не может не быть Святой и не может не быть Духом. Дух Святой и есть именование Единого, Плеромы, Божества.

Полностью согласен! Пришёл к такому же выводу (правда, не понял у тебя, при чём тут русский язык?! христианское учение формировалось на арамейском, греческом, латинском?)

Не знаю, как отнесётся автор ветки к уходу от обсуждения образов Богинь Сумэру, но что такое Дух Божий и о странностях Его соотношений с Другими Ипостасями Троицы, задумывались давно, например, Августин, Боэций, Фома Аквинат (из "Суммы теологии" том 1):

Цитировать
Вопрос 36. О лице Святого Духа
[Теперь] мы переходим к рассмотрению того, что относится к личности Святого Духа, Который называется не только Святым Духом, но также Любовью и Даром Божиим. Касательно имени Святой Дух будет исследовано четыре [пункта]: 1) является ли имя Святой Дух собственным именем божественного Лица; 2) исходит ли божественное Лицо, Которое называется Святым Духом, от Отца и Сына; 3) исходит ли Он от Отца через Сына; 4) являются ли Отец и Сын единым началом Святого Духа.

Раздел 1. Является ли имя Святой Дух собственным именем Божественного лица?
С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что имя Святой Дух не является собственным именем божественного Лица. Ведь имя, общее трем лицам, не может быть собственным именем одного лица. Но имя Святой Дух является общим для трех Лиц. Так, Иларий указывает, что [выражение] «Дух Бога» иногда означает Отца, как в словах: «Дух Господа Бога на мне» (Ис.?61,1), иногда Сына, например, когда Сын говорит: «Духом Божиим изгоняю бесов» (Мф.?12,?28), давая понять, что Он изгоняет бесов Своею природной силой, – а иногда Святого Духа: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоиль.?2,?28)532. Следовательно, имя Святой Дух не является собственным именем божественного Лица.

Возражение 2. Далее, имена божественных Лиц, как говорит Боэций, суть относительные термины533. Но имя Святой Дух не является относительным термином. Следовательно, это имя не является собственным именем божественного Лица.

Возражение 3. Далее, коль скоро Сын есть имя божественного Лица, Он не может называться Сыном того или этого. Но ведь говорят же о духе того или этого человека, как видно из слов: «И сказал Господь Моисею: ...возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них» (Чис.?11,?16,?17); и еще: «Опочил дух Илии на Елисее» (4Цар.?2,?15). Следовательно, похоже, что Святой Дух не является собственным именем божественного Лица.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух» (1Ин.?5,7). А Августин говорит: «Когда мы спрашиваем: три чего? – мы отвечаем: три лица». Следовательно, Святой Дух есть имя божественного Лица.

Отвечаю: при том, что в Боге имеется два происхождения, одно из них – происхождение Любви – не имеет собственного наименования, о чем было говорено выше (27, 4). Потому и отношение, вытекающее из этого происхождения, также не имеет названия (28, 4), по каковой причине Лицо, происходящее таким образом, не имеет собственного имени. Но подобно тому, как некоторые имена приспособлены в силу привычки словоупотребления для обозначения упомянутых отношений – для чего мы употребляем слова «исхождение» и «изведение», которые, строго говоря, больше подходят для обозначения понятийных актов, – так и для обозначения божественного Лица, Которое происходит как Любовь, вследствие примеров в тексте Писания приспособлено имя Святой Дух. Уместность этого имени можно показать двумя путями.

Во-первых, исходя из того, что Лицо, называемое Святым Духом, имеет нечто общее с другими Лицами. Так, Августин говорит: «Поскольку Святой Дух является общим для обоих [Лиц], Он Сам называется в собственном смысле тем [именем, которое обозначает то], что обще Им обоим. Ибо Отец также есть Дух, и Сын есть Дух; Отец свят, и Сын свят»534.

Во-вторых, исходя из собственного значения имени. Ибо слово «дух» в вещах телесных, по-видимому, обозначает стремление и движение. Так, мы называем духом дыхание и ветер. Теперь, это ведь свойство любви двигать и побуждать волю любящего в направлении любимого предмета. Далее, святость приписывается всему, что соподчинено Богу. Поэтому коль скоро божественное Лицо происходит как Любовь, которая направляет [сердца] к Богу, то это Лицо в собственном смысле точнее всего называть Святым Духом.

Ответ на возражение 1. Выражение «Святой Дух», если его брать как два слова, употребляется по отношению ко всей Троице, ибо словом «дух» обозначается нематериальность божественной субстанции. Ведь [даже] в телах дух невидим и почти не имеет в себе материи, почему мы и прилагаем этот термин ко всем нематериальным и невидимым субстанциям. Добавляя же слово «святой», мы обозначаем чистоту божественной благости. Однако, если Святой Дух берется как одно слово, то это выражение, которое в силу церковного обычая приспособлено для обозначения одного из трех Лиц, а именно того, которое происходит через любовь, как это было рассмотрено выше.

Ответ на возражение 2. Хотя имя Святой Дух не обозначает отношение, тем не менее оно употребляется как относительный термин, ввиду того что оно приспособлено для обозначения Лица, отличающегося от других только по отношению. Однако это имя можно понимать как включающее [в свое значение] отношение, если Святой Дух мы разумеем как изводимый [дыханием].

Ответ на возражение 3. Под именем Сына мы разумеем только отношение чего-то, что происходит от начала, тогда как под именем Отца мы разумеем отношение начала. Подобным же образом обстоит дело с именем Духа, коль скоро оно указывает на движущую силу. Но никакой твари не присуще быть началом относительно божественного Лица, а скорее, наоборот. Поэтому мы можем говорить «наш Отец», «наш Дух», но не «наш Сын».

Если бы при переводе на другие языки с арамейского у Третьей Ипостаси не утратился женский род и в этих языках был бы Дух как мужского, так и женского рода, то никаких противоречий и не возникло бы. И культ Софии, и культ Богоматери входил бы в культ Третьей Ипостаси, как Её выражение в человечестве.

Думаешь всё дело в языке?
Мне кажется дело в другом, могу предложить только версии...
Например, вообщем-то зачем Женственность в христианстве, раз Мессия напрямую об этом не учил?! О Духе Святом много и достаточно подробно в сравнении с парой косвенных упоминаний на эту тему, о Невесте-Церкви, Браке Агнца?!

Единый, Дух Святой триипостасен: Отец, Сын и Мать (Дух Святой, но женского рода).

Когда-нибудь это положение будет и краеугольным камнем Учения грядущей интеррелигиозной церкви Роза Мира и совсем не чуждо христианству (потому что нужно понимать, что культ Богоматери и почитание Матери как Ипостаси Троицы и Души Мира -- это несколько разные вещи).

*



представьте, что мир стал другим
«Последнее редактирование: 24 Апрель 2021, 22:42:26, Лис»

Правда, в индуизме этот культ больше напоминает культ Великим Сёстрам духовного мира Мэру.

Культ Богини очень разнообразный в индуизме. Есть то, что напоминает Сестёр мира Мэру. А есть и атрибуты культа самой Богини Матери. Первое, что отличает Богиню-Мать от просто Сестёр - это Её двузначность. В культе Матери Кали, а именно этому Образу посвящена эта ветка - двузначность проявляет себя очень ярко. Это жизнь и смерть, левая сторона - правая сторона. Созидание, разрушение и новое созидание.

но вот то что равнозначны!?

Равнозначны, значит, равны.

В этих рассуждениях что-то не сходится...
Возьмём  самый известный образ Софии из Притчей Соломона

Это рассуждения из нехристианской, небиблейской традиции. Шактитзм, кстати и есть религия Богини-Матери. В Индии эта религия сумела сохраниться, как и многое другое, что Западом было утеряно. Безусловно, это не значит, что о Богине-Матери не говорят иные религиозные традиции. И они, само собой, говорят немного по иному. И пример тому, тот же образ Софии из Притчей Соломона.

Если бы при переводе на другие языки с арамейского у Третьей Ипостаси не утратился женский род и в этих языках был бы Дух как мужского, так и женского рода, то никаких противоречий и не возникло бы. И культ Софии, и культ Богоматери входил бы в культ Третьей Ипостаси, как Её выражение в человечестве.

Да, и не было бы тогда путаницы. И не понадобилась бы "недоговоренность" вокруг культа той же Богоматери и сложные, интеллектуальные построения вокруг Софии.

Примечательно, что в германских языках Солнце женского рода (die Sonne), а Луна мужского

И так было не только в германских языках... Но это отдельная большая тема. 

Дух дышит, где хочет

правда, не понял у тебя, при чём тут русский язык?! христианское учение формировалось на арамейском, греческом, латинском?

Я дал ссылку на текст. Он написан по-русски.

Думаешь всё дело в языке?

Думаю, что формат форумных кратких постов не годится для обсуждения темы такого уровня. Чтобы обсуждать что-то, нужно сначала это "что-то" прочесть. Тогда и вопросы будут другого уровня.

Когда-нибудь это положение будет и краеугольным камнем Учения грядущей интеррелигиозной церкви Роза Мира

Не приведи Господь, если вместо Розы Мира явится "учение интеррелигиозной церкви". Хуже ничего и придумать нельзя.




Начиная с вопроса Лиса, отделены разговоры о Троице в новую тему (названа по заглавному вопросу). Прим.ред.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 25 Апрель 2021, 00:31:34, Золушка»

Здравствуй, Лис!

Читая Сведенборга,  "Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости", достаточно легко можно придти к выводу, что как раз Свет Солнца есть мужской аспект, а Тепло -- женский... (Солнце -- это свет и тепло.Так?)
А вот, кто его знает! Свет по-немецки среднего рода (das Licht), а тепло женского (die W?rme).
Вот, у латинян иначе. По испански el sol -- солнце (муж), la luna -- луна (жен). Но зато свет женский -- la luz.
К сожалению, не хватает знания иностранных языков, чтобы провести обширные и качественные сравнения.
А Сведенборг писал уже гораздо позже, в 17 веке. Я думаю, это его собственное личное чутьё. Язык же складывался в незапамятные времена и несёт в себе остатки какой-то великой народной мудрости, ибо люди называли предметы сообразно, как бы, с их подсознательным "портретом". Само звучание слова уже рассказывало древнему человеку нечто о той сущности, которую оно выражает. Язык был проникнут магией. Звук нёс в себе определённое энергетическое переживание. Сейчас мы весьма далеко отстоим от тех эпох.
Есть вариант объяснения, почему солнце это "она" для германцев. Потому, что солнце дарит жизнь, благодаря ему произрастает урожай, согреваются теплом люди. То есть, солнце здесь подобно матери, пестующей своего ребёнка. И "тепло" тоже женское по этой же причине.
А почему тогда солнце это "он" для латинян? А там слишком жарко! :) Солнце уже не ласкает, а жжёт. Суровое мужское солнце. Между прочим, и "тепло" по испански это тоже el calor, то есть мужская сущность. Ну вот, горячая страна, Испания! :)
В общем, конечно, всё вышесказанное мною, есть лишь плод моих рассуждений. Точно тут никто ни за что не поручится, но тема интересная!
))



Для справки:

Но самое главное, что этот аспект образа Пресвятой Троицы в христианстве всегда ассоциировался как раз с образом Святого Духа. Приведём в этой связи поневоле несколько обширную выдержку из исследования доцента Московской духовной академии, священника Георгия Максимова:

«В Ветхом Завете для обозначения "Духа" употребляется слово "ruah"; в то время как на арамейском это слово исключительно женского рода, на древнееврейском оно иногда может быть мужского рода. Однако из 84 случаев использования в Ветхом Завете слова "дух", в контекстах, традиционно понимаемых как указания на Святого Духа, 75 раз оно является или явно женским или неопределённым (из-за недостатка глагола или прилагательного)…
  …Для российского и европейского читателя, в языке которого слово "Дух" - мужского рода, это может показаться необычным, однако нужно не забывать, что в силу языковых особенностей, не только для Библии, но и для автора "Од Соломона" (нач. II в.) и для прп. Ефрема Сирина (IV в.) и других сирийских Отцов, Святой Дух - это именно "Она", а не "Он". При этом Дух - Божественная Личность, равная Отцу, Который, безусловно, воспринимался как "Он".»

Подробнее здесь.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

В культе Матери Кали, а именно этому Образу посвящена эта ветка - двузначность проявляет себя очень ярко. Это жизнь и смерть, левая сторона - правая сторона. Созидание, разрушение и новое созидание.

Эта двузначность как-то отличается от контрастов мужских божеств Индии?

На память приходит, например, Брахма-Шива, тоже и Созидатель и Разрушитель...


Равнозначны, значит, равны.

Лис к тому, что когда смотришь на знак Дао, то вроде равны, а вот если рассуждать исходя из символов Тримурти, индийского аналога нашей Троицы, то это же мужская Триада, а Женское начало появляется как пары Брахме-Вишну-Шиве, Тридеви, то есть о равнозначности говорить трудно?!

Или рассмотрим пример по жизни, если муж -- глава семьи, то это принимается как норма, а если наоборот, то уже муж -- "подкаблучник"?!

В Индии эта религия сумела сохраниться, как и многое другое, что Западом было утеряно. Безусловно, это не значит, что о Богине-Матери не говорят иные религиозные традиции.

Говорят, что на Западе сейчас популярна неоязыческая религия Викка, в которой как раз появляются эти утерянные элементы прошлых культов Великой Богине. Но мне судить об этом трудно, потому что с адептами не знаком :)

из Википедии:

Цитировать
По мнению последователей, корни викки уходят в глубь веков, в доисторические культы Матери-Земли и Великой богини.

Виккане, как называют последователей викки, обычно почитают Бога (традиционно рогатого бога) и Богиню (традиционно Триединую богиню); отдельно выделяется направление дианической викки, в которой почитается исключительно Богиня.

*



представьте, что мир стал другим

Здравствуй, Павел! (вроде, немного знакомы по ОРГ-у) Спасибо за интересный и искренний ответ! O0

Язык же складывался в незапамятные времена и несёт в себе остатки какой-то великой народной мудрости, ибо люди называли предметы сообразно, как бы, с их подсознательным "портретом". Само звучание слова уже рассказывало древнему человеку нечто о той сущности, которую оно выражает.

Одно определённо точно можно сказать, что язык отражает би-полярность нашего мира, мужской и женский род существительных пронизывает знаковую систему всех народов и континентов...


Язык был проникнут магией. Звук нёс в себе определённое энергетическое переживание. Сейчас мы весьма далеко отстоим от тех эпох.
Ну почему же!? В христианских конфессиях следят за тем, что они говорят по причинам как раз энергетическим! о творческом потенциале вербального, думаю, понятно многим. "В начале было Слово..."  |-:-|



В общем, конечно, всё вышесказанное мною, есть лишь плод моих рассуждений. Точно тут никто ни за что не поручится,

На то он и форум, чтоб своими размышлизмами делиться, к тому же области духовного с трудом поддаются верификациям на вычислительную точность, подобную естественным наукам, разве что с помощью ссылок да цитат

и шагомеров ЛОГИКИ! ;D

*

представьте, что мир стал другим


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика