То, что пишет Ярослав, относится к некоему подклассу поэзии.
Я не сразу понял смысл этой фразы (и в голову не приходило)... Но поломал голову, и такой вариант в ней появился: имеются в виду мои стихи? Если так, то к данной теме они не имеют никакого отношения. Вообще. Я тут высказываюсь КАК ЧИТАТЕЛЬ и
только как читатель. И если говорю о поэзии, то говорю именно о той, что прошла проверку временем. Никаких сравнений со своими опусами (даже мысленных) я в данном контексте не проводил (повторюсь: и в голову бы не пришло). А
как читатель, я не отношусь к какому-то "подклассу поэзии": люблю и знаю, читаю и перечитываю самых разных поэтов.
И ещё такой нюанс. "
Критика поэзии всегда незримо основана на пародировании. Критикующий как бы сначала мысленно пишет пародию, а потом эту пародию критикует (не оригинал!)" Почему же так? Большинство поэтов были одновременно и критиками, начиная с Пушкина. Мне, как читателю, очень много для понимания поэтической речи дали статьи о поэзии Анненского и Блока, Гумилёва и Ходасевича, Мандельштама и Волошина, Ахматовой и Цветаевой. И среди литературных критиков есть свои высочайшие вершины, которые раскрывают для читателя поэзию, приучают его не скользить по поверхности, да попросту
учат читать стихи, что не так просто, как кажется. Такие критики, как Гершензон, Синявский, Лотман, дали мне для понимания поэзии не меньше, чем сами поэты. И никакой пародийности в их критике я в упор не вижу, а вижу другое - любовь к поэзии, тончайшее чувство языка, блестящий ум, высочайшую поэтическую культуру... Критик, по определению Цветаевой, и есть настоящий читатель, взявшийся за перо...
для меня более важно, всё-таки, донести смысл и чувство, а формальная сторона, внешняя безукоризненность и гладкость рифм -- это уже, как бы, приложение к чувствам и смыслу, но не самоцель
Форма и содержание в поэзии неотделимы друг от друга. Форма - это не одежда на каком-то смысле и чувстве, которая может быть и такой, и другой; но как в человеческом лице и в глазах - всё целостно. Критерий "безукоризненность и гладкость рифм" вообще не критерий, так же можно сказать, например, о живописи, противопоставив в ней "безукоризненность и гладкость линий" некоему смыслу и чувству. Можно подумать, что каракули лучше подходят для передачи этих глубоких смыслов и тонких чувств?..
В искусстве вообще, и в поэзии в частности, именно глубина содержания обуславливает гармоничность формы, её
соответствие этому содержанию. Форма и есть не что иное, как "застывшее содержание"; и чем духовная лава горячее и содержательнее, тем прекраснее и форма, в которую она застывает от соприкосновения с внешней средой.
Насчёт "самоцели".
Цель поэзии - поэзия. Это пушкинская формула. А все наши "мысли и чувства" такие же средства для поэзии, как и звуки, буквы, метафоры и т.п. Это всё инструментарий, и не более. Поэзия служит Языку, а не является средством для человеческого
самовыражения. Это ключевое слово, которое переворачивает
ценностей незыблемую шкалу. С этой подмены и началось переворачивание всей пирамиды культуры, остальное - уже следствия.
Я понимаю, что сейчас настоящих любителей (от слова "любовь"!) поэзии почти нет. Основной критерий "нравится-не-нравится". Стихи и пишут, и читают профаны. Никого не хочу обидеть: но истинных читателей поэзии, понимающих и любящих её саму (а не своё "самовыражение" при помощи "строчек в столбик"), я встречал в жизни неизмеримо, несопоставимо меньше, чем ценителей живописи или музыки, не говорю уже о кинематографе. Т.ч. большинство "читательских откликов" не имеют никакой цены, увы.
Цену имеет лишь отклик читателя, для которого чтение стихов такая же жизненная потребность и необходимость как дыхание. А таких читателей очень-очень мало; пишущих "стихи" на порядок, если не на несколько порядков больше. Достаточно сравнить время, которое человек уделяет в жизни чтению поэзии и другим занятиям, включая писательство (если грешен сам), чтобы увидеть справедливость моей оценки - да, такой читатель не более чем профан, и его оценки касаются исключительно поверхности. Поэзия такое же сложнейшее искусство, как музыка и живопись. И чтобы её понимать, необходимо учиться чтению стихов. А в этом помогают и критики, среди которых есть даже гениальные читатели (критик в первую очередь читатель; а на мой взгляд, и поэт прежде всего читатель).
справедливо Р. Рождественский говорил: "Всё начиналось не со слова, всё начинается с любви!"
Не знаю, взял ли Роберт Рождественский на себя смелость проводить аллюзию на Евангелие от Иоанна ("В начале было Слово" и "Бог есть любовь"), но никакой абстрактной любви без её предмета не существует: в поэзии любовь и слово почти синонимы. Вопрос в другом: что любит человек по-настоящему и что использует как средство: себя в поэзии или саму поэзию? Что для человека цель - выразить свои мысли и чувства, написать при помощи стихотворных строк свой душевный автопортрет или человек служит самой поэзии, языку? Кому человек служит - там и начало его.
Для меня слово служит духу. Слово есть средство выражения души.
Так - духу служит или "есть средство выражения души"? Опускаем вопрос: какому духу? По умолчанию - Высшему. Или - собственно человеческому, целям и задачам конкретного имярека? Всё на свете служит Духу, ибо Дух есть первореальность. А вот слово в поэзии служит Языку прежде всего, а человек служит культуре, а не самому себе. И то хорошо в поэзии, что обогащает культуру. И то дурно, что её обедняет.
Если же человек действительно
любит поэзию (всё ведь с любви начинается, не так ли?), то он не может не читать её. В принципе не может. А начитанность просвечивает в самой культуре стихосложения, в структуре фраз и образов, в чувстве языка. И сымитировать эту культуру, как и любовь, невозможно: всё равно будет видно, что автор почти не читает стихов, а только пишет, овладев несколькими стандартными приёмами и размерами. И никакой гладкостью и причёсанностью внешнего слоя это отсутствие глубинного понимания поэзии не скроешь - читателю, имеющему опыт общения с настоящей поэзией,
сделанная "красивость" сразу же видна, потому что видно и то, что за ней скрывается...
Есть поэты, которые сочиняют очень гладко (тот же, Быков, например), но читать их не слишком хочется
Павел, так твои же стихи весьма "гладкие". Вот только что ты вкладываешь в это слово, я не совсем понимаю. Ну, да это всё "точка-точка-запятая, вышла рожица кривая" - начальные уроки детской изостудии, если проводить параллель с живописью. "Гладкость" вообще очень сомнительный критерий для поэзии. Уж лучше говорить о "точности". Там, где нужно гладко, там гладко. Где нужно негладко, там негладко. Форму определяет сам
художественный предмет, а поэт следует его требованиям, а не каким-то трафаретам, подделываясь под какую-то "гладкость".
Кого "читать не хочется" - понятно. А кого - хочется? А главное - кто читается, без кого, ну, никак? Кроме себя, любимого. Ну, и Даниила Андреева, разумеется. (Тут уж куда деваться - трактат обязывает. Шучу.) Спрошу по-другому. Без кого из поэтов жить не можешь? А если можешь без них жить - то, может, и ну её, эту поэзию?.. Впрочем, ничего и дурного в таких складываниях слов в стихи тоже нет, конечно. Да и найдутся те, кому понравится. Только вот к поэзии это всё не имеет отношения. Но кто сказал, что все стихи на свете должны иметь к ней отношение? Стихов много, а она одна. С ней холодно и неуютно, она в унижении, почти умирает уже... Зрелище неприглядное, мягко говоря. От былой "гладкости" ничего уже и не осталось - одни лохмотья да язвы...
Самое обманчивое в поэзии - это её гладкость. Особенно в пушкинской: чем легче скользишь по строкам - тем большая глубина в них скрывается и ускользает от тебя. И увидеть её безумно трудно. Такой парадокс. За гладкостью формы в поэзии очень часто скрывается бездна. А когда гладкая форма обрамляет гладкое же содержимое, это уже не поэзия, по определению. Слова не бывают "красивыми" или "некрасивыми", красиво или некрасиво само их целостное содержание (или дух, если так понятней: дух и есть целостное содержание всего). А красота - это и есть "истина, добро и благо" в своей целокупности (по Вл. Соловьёву), что может быть и нелицеприятным, и трагичным, и даже страшным... Но тут мы уйдём уже на другой уровень, что вряд ли уместно, по-моему...