Первое событие в этой новой теме: начало проекта
Озёрские сказкиПоэтому сначала о проекте:
Пару лет назад, вдохновившись «Сказками старого Вильнюса» Макса Фрая, задумалась о создании подобного цикла историй про свой родной город. Озёрск — ещё относительно молод, на днях ему исполнилось всего 75 лет. Однако за эти годы, я уверена, и с его жителями приключилось множество самых настоящих чудес.
Любой город, чтобы он состоялся как самостоятельное существо, а не просто как административная единица, должен иметь собственную душу, собственный уникальный внутренний мир. Трудно сказать, в какой момент происходит рождение этой души, от чего оно зависит. Вряд ли от каких-то внешних обстоятельств: возраста, численности населения, развитости инфраструктуры. Скорее, это рождение связано с появлением в городе людей, которые искренне его полюбили, которым хочется в него возвращаться, которые после путешествия радостно восклицают, завидев первые дома на окраине: «Ну, вот мы и дома!». Ещё труднее вопрос, как почувствовать душу города, будучи только его частью — жителем или случайным приезжим? Ведь для этого душа человека должна как бы сонастроиться с душой города, войти с ней в резонанс. Кто-то скажет, что это невозможно. Но ведь, если задуматься, не меньшее чудо сонастроиться вообще с любой живой душой — душой куста сирени под окном, котёнка, ребёнка, любимого человека… Это самое настоящее чудо — соприкоснуться внутренними мирами, минуя всё внешнее: без слов, без объяснений… А ведь мы все, ни минуты в этом не сомневаюсь, хоть раз в жизни это делали: чувствовали боль и радость другого как свою собственную. Так почему же нам не почувствовать однажды биение сердца родного города?
Долго я прислушивалась и присматривалась, прежде чем город стал подсказывать первые сюжеты. А тут уже главное — не зевать. Ведь сказка — это не репортаж с места событий. Сказка — жительница внутреннего пространства и рождается от встречи внутренних миров. Потому и существует сказочник. Сказочник — не придумывает и не сочиняет, но он работает. Он описывает встречу с другим внутренним миром так, как он её понял. И любая такая Встреча — непременно взаимодействие. Сказочная реальность влияет на сказочника, но и он, в свою очередь, влияет на неё. Так оба мира выходят обновлёнными, чуть-чуть изменившимися, со своим багажом новых знаний и новых впечатлений.
Так и появились первые «Озёрские сказки». Первые ласточки. Ещё по-своему беспомощные и неоперившиеся. Но я их уже люблю и потому с большим трепетом выношу на суд читателя. Летите! Надеюсь, вслед за вами появятся и другие истории.
Мне очень хочется, чтобы этот «проект» стал «открытым», чтобы к нему подключились самые разные авторы, в том числе, конечно, дети. Ведь дети первыми чувствуют всё волшебное, чудесное или даже просто выходящее за рамки повседневного. В рассказе моего любимого писателя Виктора Колупаева «На асфальте города...» именно дети первыми заметили, что в город прилетели представители другой цивилизации — маленькие двумерные человечки — и первыми позаботились о них, рисуя на асфальте красивые разноцветные дома.
Может быть, слово «сказки» сбивает с толку. На первый взгляд, эти истории на сказки совсем не похожи. Возможно, со временем появится более подходящее название. Первые читатели предложили вариант — «трансцендентные сказки». Термин подходящий, но, боюсь, слишком специализированный. Хочу только сказать в оправдание, что по своей сути эти истории — самые настоящие сказки, потому что в них —
непременность победы Добра и Любви, которые во внешнем мире, ещё так часто терпят поражение.