Обещал камраду Вадиму, как любитель фантастики, написать свое мнение по данному произведению.
Оговорюсь сразу, что прочитал только некоторую часть, на основании которой попробую сделать выводы. Несмотря на состояние "холодной войны" с автором, по причинам личным и религиозным, постараюсь быть объективным.
Разумеется, любое творчество - это хорошо. И литературное, в том числе. Поэтому я одобряю Пашины начинания. Далее по сути. На мой субъективный взгляд, я бы не назвал повесть антиутопией. В таком случае, практически любое фантастическое произведение (будь то "Гостья из будущего" или "Терминатор") можно назвать таковыми. На самом деле - это всё вариации на тему будущего, конструирование своей собственной, авторской реальности. Своего видения будущего. У Павла - оно свое.
Лично для меня очень важно, насколько реалистично описание мира, который представляет себе автор. Способен ли он вдохнуть в него жизнь, дать ритм и дыхание или же это будет сухой набор приблизительных схем? Ведь хорошо прописанная, "живая", атмосферная реальность помогает усваивать, переваривать или хотя бы понять те идеи и мысли, которые автор произведения хочет донести до своих читателей. Есть же все-таки разница между "Лесом" в исполнении Шишкина и набором вертикальных и горизонтальных линий, выполненных шариковой ручкой. Тоже "типа лес". Но в лес Шишкина верится лучше. Это пример для наглядности.
В предисловии Павел дает понять, что для него не так важна детализация созданной им реальности, нежели идеи, мысли и поступки персонажей, населяющих её. На мой взгляд, это неправильно. Декорации, антураж должны играть в подобных произведениях роль хоть и второстепенную, но очень важную. Подчеркивающую.
Кое-что тут озвучивалось, но я позволю себе некоторую тавтологию
Автору следует определится, что он пишет? Публицистическую статью на нетленную тему "Как страшно будет жить" или художественное произведение? Если - первое, то тогда надо напрочь исключить художественную составляющую. Если это "повесть-антиутопия", то необходимо исключить многостраничные манифесты-рассуждения. Такое впечатление, что персонажи у Павла ходят с компактно сложенными трибунами для выступления
и на любой вопрос - будь то который час или есть ли жизнь на Марсе
- немедленно приводят сложенную трибуну из "походного" положения в "боевое", дабы тут же начать извергать потоки нетленной истины. Страницами.
Смотрится это довольно нереалистично - большинство диалогов выглядят неживыми. Так люди могут изъясняться под воздействием различных веществ химического или растительного происхождения, но никак не "в живую". И вообще, что это за "монастырь на выселках" - сплошные Фомы, Мефодии и прочие Дормидонты? Вряд ли в полирелигиозном обществе середины XXI века, изображаемом автором, будет повышенная мода на церковно-славянские имена.
Идея с ноосферой интересна. Но тотальные "размышлизмы" автора устами своих героев затапливают созданную реальность. Вначале я думал, что Паша хочет создать эдакий "православный кибер-панк" (есть такой жанр фантастики, кто не знает) о безрадостном цифровом будущем. Но для "кибер-панка" его мир слишком картонный. В него не веришь. Я много прочитал произведений данного жанра, которые Павлу попросту не известны. Ибо "бесовщина"
Если он к таковой категории отнес даже книги профессора Толкиена, что уж говорить о фантастике, которую "бесы диктуют на ушко". По мнению сообщества с Пашиным мировоззрением, разумеется. А следовало бы. Для расширения кругозора. Например, серию "Анклавы" Панова или "Падшие ангелы Мультиверсума" Алёхина. Навскидку. В итоге как оказалось, у Паши получилась вариация на тему "Старцы против монолитов".
Далее. Я, конечно, понимаю, что очень важно выяснить - были ли стихи поэта Башлачева христианскими или нет, и вообще, каковы космические законы эволюции вселенной
, но Паша, почему у тебя вся техника на "внутреннем сгорании"?! В середине XXI века?! Нет ни альтернативных двигателей, пусть и электро, ни заменителя топлива. Теплоходы, автомобили... На каждой странице стенания о чипизации общества, а за "поллитрой" главные герои топают пешком за версту. Они, что, не могли заказ через сеть оформить?!
Операторы дрона - полные идиоты, если загнали его в "древний колхозный сарай". Подобные устройства уже сейчас оборудуются инфракрасными сканерами и визорами. А в будущем - и подавно. Дрон бы зафиксировал беглецов сквозь стену. Я понимаю, что один из главных героев - "Рембо/убийца дронов-кирпичом ". Очевидно, на лекциях долго тренировался на мухах и ему удалось сбить назойливую железяку. Но у тебя - тоталитарное, цифровое общество. Допустим, он сбил дрон. Тогда операторы, коль они не впали в прострацию, вызовут уже другой дрон, боевой. Который в качестве аргументов в споре о миропонимании будет иметь при себе весомые доказательства собственной истины, в виде, допустим, подвесных контейнеров с 20 мм автопушками. И после вежливого предупреждения о последствиях (в случае чего), этот дрон разберет "древний колхозный сарай" в щебень. Вместе с ходоками за роковой поллитрой. А что, общество-то тоталитарное. Нарушил закон - прилетел дрон. Почти каламбур.
Красной нитью проскальзывает у Паши неприязнь к крупным городам. Дескать, "человейники-человейники". То ли дело милые коттеджные провинциальные городки. А почему же тогда население твоей реальности стремится попасть в эти самые "человейники"? Может, потому, что проживание там дает большие основания для благополучия (в рамках созданной тобой реальности). А в коттеджной провинции обитают пофигисты-бессребренники? Просто население растет, и коттеджей на всех не хватает.
Я хорошо знаю концепцию Склярова о протоцивилизации и даже разделяю её. Этот ход у Паши мне показался удачным и необычным. Но, увы, все свелось к вышеуказанному тезису о "Старцах против бесовских монолитов". Паша боится выйти за грань, заглянуть за горизонт. Выйти за рамки - "черное-белое", "божественное-бесовское", "православное-неправославное". Заданные автором жесткие границы убивают произведение, лишают его оригинальности. И вообще - во всем виноваты бесовские монолиты.
Понастроили их бесы, понимаешь ли, дабы смущать православных бородачей
Резюмирую. На данном этапе - произведение трудночитаемо. Это публицистическая статья с элементами художественной прозы. Название понравилось. Хорошо. Без иронии. Идея с ноосферой тоже понравилась. Но реальность нереальная, картонная. Персонажи (окромя разве что Бориса Моисеевича
) невыразительные. Имена попросту карикатурные. Кульминация "пшиковая". Все свелось к пресловутой бесовщине. Ну, тема столь любимых автору сербов не раскрыта.
Почти.
Как итог. Хочется пожелать автору дальнейшей работы в жанре прозы. Ибо в писательском ремесле как в спорте. Чем больше пишешь, тем лучше получается. Не останавливаться. Не бояться зайти за рамки. В том-то и заключается писательский дар, что он, писатель, может в отличие от других "подпрыгнуть" и заглянуть за грань, за горизонт, за реальность. Что там будет ему видно - какие дали или бездны? Это уже другой вопрос.
Павел, несмотря ни на что, я тебе желаю успеха и вдохновения. Как коллега по цеху. Думаю, что ты способен на большее. Во всяком случае, мне это начинание кажется более интересным, нежели поток душераздирающих, но мало кому интересных статей о сербах на РНЛ. Понятно, что тебе очень важно, почему "общественный деятель Лёлик Боликович в очередной раз оскорбил публициста Виннипуховича"
, но Балканы сейчас не центр силы.
В общем, Паша, пиши. Не бойся быть НЕ стандартным. Удачи тебе.