Вивекананда и Божественная Мать
Скепсис
Ты должен проверять меня, как меняла проверяет монеты.
Не принимай меня, пока не удостоверишься в подлинности моих слов...
(Кристофер Ишервуд, "Рамакришна и его ученики", гл 16)
Эти слова, вынесенные в эпиграф, были сказаны Рамакришной своему любимому ученику Нарендре, будущему Вивекананде. И кажется странным, что они были сказаны тому, кто довольно долгое время не принимал своего учителя. Считал его сумасшедшим и гипнотизером, мерил все слова Рамакришны меркой западной рационалистической философии. Сам Вивеканада много лет спустя говорил своим первым западным последователям, чтобы они не боялись сомневаться, не боялись задавать самые глубокие и мучительные вопросы. Не надо бояться осуждения и смеха, не надо бояться того, что Бог за ваше сомнение накажет вас, пошлет в ад. Наоборот, задавайте эти вопросы Богу в своей внутренней тишине. И Бог станет еще ближе к вам... И, как пример, он приводил свои отношения с Рамакришной…
Нарендра посетит Рамакришну повторно где-то спустя месяц, после первого визита. Он застанет Рамакришну одного. И тогда тот впервые проявит перед Нареной свои необычные способности. Во время разговора Рамакришна как бы случайно коснется Нарена своей правой ногой. И тут же перед глазами последнего станут пропадать стены комнаты, река Ганг и весь Дакшинешвар; весь видимый мир и само "я" станет растворяться в сияющей беспредельной пустоте. Испуганный Нарен воскликнет: "Что ты со мной делаешь? Меня дома ждут родители!" Тогда Рамакришна засмеется и слегка коснется груди Вивекананды. Видение пропадет.
Этот случай сильно озадачил молодого Нарена. (Как позже говорил Вивекананда, это начало менять мой образ мысли, но происходило все не сразу.) Нарендра пытался прояснить: кто этот "сумасшедший"; гипнотизер или что-то "другое"? А если другое, то что? Молодой Вивекананда был начитан по части гипноза. И думал, что гипнотизер может действовать только на слабые умы и воли. Но дело в том, что самого себя Нарендра считал и умным, и обладающем силой воли. (Это, действительно, было так.) К тому же случившееся с ним никак не походило на описание обычного гипноза. Так что же произошло? Нарендра пришел к выводу, что этот "удивительный сумасшедший" обладает какой-то особой силой воли. И решил больше не поддаваться на его уловки. Однако в следующий его приезд произошло то же самое. Тогда Нарен решил перейти к активной обороне и не принимать ничего из сказанного Рамакришной, дабы не попадать под влияние его воли. Так начался нескольколетний период скепсиса Нарена по отношению к Рамакришне. Но в Дакшинешвар он продолжал приезжать, как будто влекомый туда неведомой силой.
Отношения между Нарендрой и Рамакришной выглядели весьма странно. Со стороны. Странно в том смысле, что учитель считал Нарена своим любимым учеником. Но что же это за любимый ученик, если он в грош не ставит слова учителя? Спорит с ним по каждому поводу. Некоторых учеников такое отношение к Рамакришне оскорбляло. Они считали Нарена зазнавшимся богатеньким сыночком, который начитался там разных книжек. Самого же Рамакришну, если он находился в возвышенном экстатическом состоянии, наоборот, скепсис любимого ученика веселил. Но иногда и он уставал, даже приходил в отчаянье. Тогда Рамакришна бежал к своей любимой Матери Кали за советом. Обратно он возвращался сияющим и заявлял: «Мать сказала, чтобы я поменьше тебя слушал и спорил с тобой, скоро тебе все равно откроется истина». На это Нарен тут же возражал: мол, а откуда Вам известно, что Вы сейчас говорили с Кали? А может, Вы общались с собственным подсознанием?
Богоборчество
В начале 1884 года от сердечного приступа умирает отец Нарендры, Вишнаватх. Вскоре выяснилось, что Вишнаватх оставил после себя многочисленные долги. Тут же набежали кредиторы, кто-то из родни даже попытался отсудить себе часть дома Даттов (родовая фамилия Вивекананды). Но дело в суде было проиграно. Тем не менее, на уплату долгов ушли все семейные сбережения и ценности. Семья Даттов осталась с домом, но без средств существования. И Нарендре, как старшему сыну, пришлось позаботиться о содержании семьи. Но как это оказалось непросто. Молодой Вивекананда даже и не подозревал, с какими трудностями ему придется столкнуться. Беззаботное время кончилось, и теперь вся человеческая "изнанка мира", все зло и страдание обрушились на него. И стало не до скепсиса. Целыми днями Нарендра носился по раскаленной Калькутте в поисках работы. И всюду ему отказывали, хотя в некоторых местах его хорошо знали как образованного и честного человека. От него отвернулись друзья, прежде клявшиеся ему в дружбе "на век". Никто не помог ему деньгами, за исключением одного анонимного благодетеля, которому Вивекананда был благодарен до конца своей жизни. Но для всех других он стал изгоем, отверженным. И все потому, что у него теперь не было богатств... Не правда ли, какая знакомая картина?
В один из дней сердце Вивекананды не выдержало свалившихся страданий. И он объявил войну Богу. О, это было как раз в характере этого великого человека. Вивекананда был максималистом во всех своих проявлениях, он совершенно не умел скрывать свои мысли. Вот как сам Нарендра описывал позже свое богоборчество:
«Я умирал с голоду. Босой, я ходил из конторы в контору, и повсюду мне отказывали. Я узнал на опыте, что такое человеческое сочувствие. Это было мое первое соприкосновение с действительной жизнью. Я открыл, что в ней нет места слабым, бедным, покинутым. Те, кто несколько дней тому назад гордились бы возможностью помочь мне, отворачивались, хотя вполне могли прийти мне на помощь. Свет казался мне порождением дьявола. В знойный день, держась с трудом на ногах, я присел на площади под тенью какого-то памятника. Тут же было несколько моих друзей. Один из них пел гимн в честь безграничной милости божьей. Это был для меня как бы удар дубиной по голове. Я подумал о плачевном состоянии моей матери и моих братьев. Я закричал: „Прекратите эту песнь! Подобные фантазии могут быть приятны только тем, кто родился с серебряной ложкой во рту, тем, у кого нет родных, умирающих с голоду. Да, было время, когда и я думал так же, как вы! Но сегодня, когда я вижу все ужасы жизни, это звучит в моих ушах как мрачная насмешка“. Мой друг был обижен. Он не мог понять моей ужасной скорби. Не раз, видя, что дома не хватает еды на всех, я уходил, говоря матери, что меня пригласили в гости, и голодал. Мои богатые друзья иногда приглашали меня прийти к ним петь. Не было никого, кто полюбопытствовал бы узнать о моих страданиях, и я хранил их про себя…»
(Ромен Роллан, «Жизнь Рамакришны, «любимый ученик Нарендра») Какое-то время Нарендра еще продолжал обращаться по утрам к Богу. Пока в один из дней его родная мать, его благочестивая Бхуванешвари вдруг не ошарашила Нарена словами о том, что обращение к Богу теперь бессмысленное занятие. Бог ничего не сделал для нас... Именно в этот момент Нарена почувствовал злобу на Бога и восстал против небес... И вот тут мне вспомнилась история легендарного Джаландхара. Ибо те мучительные вопросы, которые бросал Нарен Богу, так напомнили мне размышления Джаландхара, описанные Павлом Алексеевым в ветке "Боги, дэвы и асуры..." (Ознакомиться можно
здесь)
В самом деле, почему религии говорят, что Бог добрый и любящий, а миллионы людей умирают от голода и болезней? Почему одни рождаются с "серебряной ложкой во рту", и все им в жизни дается легко, а другие с огромным трудом добывают себе жалкий кусок черствого хлеба? И разве те, кто сыт и богат, показывают миру свое нравственное совершенство? Как раз, зачастую, наоборот! Где же справедливость, где хотя бы тень справедливости?! И Нарендра пришел к выводу, что либо Бога нет совсем, либо он злобен или равнодушен к миру.
Об этом своем выводе он говорил, не скрываясь, своим знакомым. И довольно скоро пополз слух, что Нарен стал воинствующим безбожником. Как обычно бывает, к слухам быстро добавились "пикантные подробности": мол, Нарендра завел себе плохую компанию, он пьет и бегает по проституткам… Ничего подобного, конечно, не было. Но тут и сам Вивекананда, что называется, подлил масла в огонь. Вместо опровержения грязных слухов он стал заявлять, что не видит ничего плохого в том, чтобы пить вино и бегать по женщинам. Это хоть какой-то способ забыться на время от невыносимой жизни. А слухи тем временем достигли Дакшинешвара. И многие ученики Рамакришны приняли их, сочтя Нарену пропавшим. Один лишь Рамакришна сохранял спокойствие. Он верил словам своей возлюбленной Матери Кали, что с Нареном все будет хорошо. И в очень скором времени. Так оно и вышло. Сама Божественная Мать вмешалась в его судьбу.
Встреча с Матерью Кали
В один из дней смертельно уставший Нарендра возвращался к себе домой. В Калькутте уже закончился жаркий период и начался сезон дождей. Нарен был промокшим до нитки, он весь день ничего не ел и еле держался на ногах. Так и не дойдя до своего дома Нарен свалился на соседской веранде, на какое-то время потеряв сознание. А потом словно непроницаемая материальная завеса стала разрываться перед его мысленным взором, слой за слоем. И все терзавшие его вопросы о несправедливости мира и Боге начали разрешаться сами собой. Ум Нарена погрузился в собственные глубины, и он увидел, что все наполнено гармонией и миром, и все есть Бог. Очнувшись, уже почти на рассвете следующего дня, он почувствовал, что усталость ушла и в душе появились новые силы, и ум его полон бесконечным покоем. Нарендра был в не себя от радости. Именно в эти минуты он ясно осознал, что мирская жизнь не для него. И что он должен пойти по пути своего деда. Стать монахом. А еще он вспомнил своего учителя Рамакришну, которого не видел столько месяцев. Вспомнил Божественную Мать учителя, которую до этого и не воспринимал всерьез.
Через несколько дней Нарендра нашел, наконец-то, работу. Он устроился в небольшую контору переводчиком книг. Денежное положение семьи Даттов немного выправилось. Но денег все равно не хватало. А Нарендра все больше и больше скучал по Рамакришне. Вскоре он узнал, что учитель будет в Калькутте, в гостях у одного из учеников. Он пришел туда. И как только они встретились, Рамакришна сразу же заявил, что тот должен ехать с ним немедленно в Дакшинешвар. Никакие возражения не принимаются. Они выехали в Дакшинешвар. По приезду Рамакришна отослал всех своих учеников. Они остались вдвоем. И тут Вивекананда не выдержал и зарыдал. Рамакришна погладил его по голове и сказал:
- Ты пришел в этот мир, чтобы делать дело нашей Матери. Мирская жизнь не для тебя. Но оставайся в семье, пока я жив.
Нарендра обещал оставаться в семье. Но тут же признался: несмотря на то, что нашел работу, денег все-равно не хватает. И не мог бы учитель попросить Божественную Мать о том, чтобы как-то нормализовалось материальное положение семьи, и он был бы спокоен за своих родных. На это Рамакришна сказал, что не имеет права обращаться к Матери Кали по таким вопросам. Но Нарен вполне может пойти и сам попросить об этом Её. Она не откажет! К тому же сегодня вторник, самый благоприятный день для общения с Матерью. Так что как стемнеет, иди к Ней в храм.
Вивекананда так и сделал. Еще по дороге в святилище он почувствовал неземное блаженство и как бы опьянение. Войдя в храм, он понял - Мать живая! (В этот момент из его души вылетели последние "брахмо-самаджевские" предрассудки по поводу идолопоклонства.) А потом вся Вселенная растворилась. Остался только он и Божественная Мать Кали. Он чувствовал Её дыхание, ощущал запах Её волос. Его сердце заполнил мощный поток Материнской любви. Вивекананда больше не мог сдерживаться, он упал на колени, затем простерся на полу. И вместо того, чтобы попросить у Матери Кали денег для семьи, он стал умолять Её всегда быть с ним и дать ему силу отрешенности, силу различения, силу любви... Нарендра вернулся к Рамакришне потрясенный. Но тот его спросил по поводу его просьбы к Матери. Нарен признался, что совсем об этом забыл, растворившись в потоке Материнской любви. Тогда Рамакришна послал его опять в храм. И снова тот же результат. Так продолжалось три раза. Наконец, Нарендра признался, что не может обратиться с такой просьбой к Матери. Она кажется ему нелепой, как если бы кто-то у могущественного царя просил мешок картошки. Рамакришна улыбнулся и сказал, что все прекрасно, а по поводу его просьбы он что-нибудь придумает... Так началось перерождение Нарена в Вивекананду. А для Рамакришны настала последняя полоса его земной жизни.
PS. Я еще не выкладывал в этой ветке изображений, кажется. Думаю, это изображение Матери Кали будет очень в тему данной главы: