Индуизм в Розе Мира
Рамакришна – Вестник Божественной Матери

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Приход Вивекананды
Род Даттов

Вивекананда - один из самых известных учеников Рамакришны. Это именно тот человек, который смог "пламя", зажжённое Рамакришной,  донести до ушей западного человека, а в итоге, всего мира. Вивекананда и сам был похож на пламя. Он прожил короткую жизнь (всего 39 лет), но очень стремительную, яркую, "огненную". В конце своей жизни Рамакришна говорил: я не могу сказать Вивекананде, кто он есть на самом деле. Если я это сделаю, то он может покинуть свое физическое тело. Так оно и случилось согласно тем историям, которые рассказывали ученики Рамакришны. По завершении своей "западной миссии" Вивеканада вернулся в Индию. Где узнал, кто он есть на самом деле. После чего легко и довольно безболезненно покинул свою физическую оболочку.

Полное мирское имя Вивекананды звучит так: Нарендра Натх Датта. Но друзья и близкие называли его просто - Нарен. Род Даттов принадлежал к касте кшатриев (царей, администраторов, военачальников). Это вторая каста после браминов. И характер будущего Вивекананды как нельзя соответствовал его родовой касте. Впрочем, сами Датты больше прославились как ученые и филантропы. До определенного момента (о нем я буду писать) Датты жили богато.

Отец Нарена, Вишнаватх, меньше всего напоминал "религиозного индуса" или военачальника. Он работал адвокатом в Верховном Суде и очень неплохо зарабатывал. По своему мировоззрению он был скептиком и агностиком. Над религией посмеивался, но беззлобно. Он любил путешествия, английскую и персидскую литературу. И у него напрочь отсутствовал инстинкт стяжательства. Вишнаватх раздавал деньги "направо и налево", не заботясь о их возврате. И многие негодяи пользовались этим. (Впоследствии это и приведет Даттов к банкротству.)

А вот дед Нарена, Дургачаран (в этом имени слышится и Мать богиня Дурга и название Луны на санскрите) был человеком иного склада. С самых ранних лет он мечтал о монашеской доле. Выполнив предписания Вед, создав семью, родив детей и дав им воспитание, он тихо удалился. Поиски Дургачарана не дали ничего. Лишь спустя много лет его супруга узнает своего мужа в одном из монахов, кинувшимся ей на помощь. (Будучи в паломничестве она упала и повредила ногу.)

Мать Нарена, с прекрасным именем Бхуванешвари, являла собой совсем иной характер, чем у отца. Бхуванешвари - так называется одна из Великих Махавидьий Богини-Матери, я писал об этом здесь. Она была высокой, красивой и статной индуской. Очень набожной и почти не получившей формального образования. Но она умела усваивать информацию, что называется «на лету». Точно так же, как это делал и Рамакришна, также не имеющий формального образования. Бхуванешвари прекрасно справлялась с большим хозяйством. Она родила троих сыновей. Нарен был старшим из них. И четырех дочерей. Но две девочки умерли еще в младенчестве.

Нарен унаследовал (генетически) как черты характера своего деда, так и черты отца. От деда ему передалось тяготение к уединенной монашеской жизни и страсть поиска Живого Бога. От отца - обширный, но скептический ум, страсть к познанию и путешествиям. В детстве, как признавался много позже Вивекананда, его ум занимали два совершенно противоположных мечтания. В одном он представлял себя бедным саньясином, полностью отказавшимся от мира и посвятившем себя познанию Бога и внутренних пространств Души. В другом мечтании Нарен представлял себя великим и очень умным человеком. Пишущим книги, управляющим людьми... Вот с таким вот "наследственным багажом" великая Душа, с земным именем Нарендра, вступила в мир сей.

(Продолжение, конечно же, следует. По причине нехватки времени буду, скорее всего, писать маленькими мини-главками :))     

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 16 Декабря 2020, 22:48:25, Золушка»

"Вы видели Бога?"
(Детство и юность Нарена)

Физически Нарен больше походил на деда, чем на отца, и было замечено, что он с самого детства тянулся к странствующим монахам, как когда-то и Дургачаран…(Кристофер Ишервуд, "Рамакришна и его ученики", гл. 15)

Черты характера деда, Дургачарана, были особенно ярко заметны в детстве Нарена, особенно в раннем детстве. (Скепсис отца пробудится позже.) Все основные биографы Рамакришны и Вивекананды говорят о том, что уже четырех-пяти лет отроду маленький Нарен покупал на базаре изображения индуистских богов и богинь. Приносил их в комнату и садился перед ними в медитацию. Нарен насмотрелся в книгах на изображения великих йогов, которые годами сидели неподвижно в медитации и волосы их отрастали до земли, входили в землю, как корни баньянового дерева. Маленький мальчик хотел, чтобы с ним случилось то же самое. Он хотел быть отшельником. И приходилось запирать Нарена в комнате, когда в дверь стучал странствующий монах. Нарен мог не задумываясь отдать монаху дорогое платье своей матери, или украшения. Или чего доброго, увязаться за странствующим монахом.

Были еще две особенности в детстве Вивеканады. Об одной биографы вспоминают с удовольствием, о второй - уже меньше. Первая особенность: стоило маленькому Нарену закрыть глаза, как он сразу видел яркую световую точку, перед глазами, между бровей. (Как раз там находится так называемый "третий глаз", или проще - чакра Аджна.) Яркая световая точка росла, меняла цвета. Она меняла цвета так же в зависимости от положения тела. Например, когда Нарен простирался ниц на полу, касаясь лбом пола (как делают сильно верующие в храмах) - световая точка достигала максимума своего сияния. Наконец, точка превращалась в шар, шар лопался и обдавал его приятным белым светом. После чего Нарен спокойно засыпал... Маленький Вивеканада был уверен, что так засыпают люди на всей земле. Что это не так, он узнал позже, когда стал с друзьями заниматься медитацией.

Вторая особенность. В детстве Нарен был иногда подвержен приступам необъяснимой ярости. Он начинал крушить все вокруг себя. Успокоить его могла только мать Бхуванешвари. Она поливала ему голову святой водой и повторяла имя Шивы. Приступы стали слабее, когда Нарен упал с лестницы и сильно рассек голову, потеряв много крови. Ну и совсем сошли на нет, после знакомства с Рамакришной.

В детстве Нарен был прирожденным лидером. Он был непоседлив, воинственен и при этом жизнерадостен. Он увлекался спортом, научился играть на нескольких музыкальных инструментах. И главное - он очень хорошо пел, у него был красивый голос. (Почему главное, будет ясно чуть ниже.) Нарен обладал прекрасной памятью. Учебные предметы ему давались легко, в отличие от того же Рамакришны. Многие учителя отмечали, что он развит не по годам, пророчили ему большое будущее. Но по мере накопления знаний, в юном Вивекананде пробуждался скептический ум его отца, Вишнаватха. Нарен взял себе за правило, ничего не принимать на веру, а все испытывать собственным опытом.
Внутренняя Природа Вивекананды дала о себе знать в 15 летнем возрасте. Он пережил нечто вроде растворения в окружающем мире, на фоне глубоких мыслей о Боге. Это случилось, когда отцу Нарена потребовалось поехать в другой город. И он взял с собой сына. Железной дороги тогда еще не было, они ехали на повозке, запряженной буйволами. Они ехали среди гор и девственной природы. Нарен погрузился в размышления о гармонии мира, о Боге. Они проезжали ущелье, юноша заметил на скале огромный и изумительно красивый пчелиный улей. Вид этого улья настолько потряс Нарена, что на какое-то время он полностью "выпал" из своего обычного сознания, растворившись в окружающем его мироздании. Когда же юноша очнулся - ущелье и пчелиный улей, были далеко позади.

И все же скептический ум оказался сильнее. Нарен закончил школу и поступил в президентский колледж. Из всех предметов его больше всего интересовала западная философия и история:
В те годы Нарен на время увлекся философией Джона Стюарта Милла и Герберта Спенсера и начал называть себя агностиком. Юноша был строгим вегетарианцем, часто спал на голом полу, никогда не покрываясь больше чем одним одеялом. Он решил принять обет целибата, а когда родители стали настаивать на браке, отказался просто наотрез... Скорей всего, Нарен и сам не мог бы объяснить, чего ради он вел столь спартанский образ жизни. Он инстинктивно готовил себя к великой и высокой роли в жизни, хотя, что это будет за роль, понимал далеко не вполне... Сомнения были его страстью. Он жаждал уверовать, но не находил оснований для веры. Книги не могли его удовлетворить, как и всякий другой вторичный опыт...
 (Кристофер Ишервуд, «Рамакришна и его ученики», гл 15)
 

В шестнадцатилетним возрасте Вивекананда знакомится с Девендранатхом Тагором, ставшим на тот момент президентом "Ади Брахмо самаджа". (Прежний единый "Брахмо-самадж" распался из за конфликта Тагора и Кешаба - об этом я пишу несколькими постами выше.) Именно Тагору Вивекананда задал вопрос: "Вы видели Бога?". Тагор был честным человеком и ответил - нет. И смотря на разочарованность Вивекананды он добавил: "У тебя глаза йогина. Ты должен медитировать». Нарен стал регулярно посещать "Брахма-самадж" и заниматься с друзьями медитацией. Ему очень нравились реформаторские идеи "самаджа", но не нравилось (как и Рамакришне) то, что члены этого общества много говорят о Боге, не желая его познавать.

 
Встреча Нарена с Рамакришной
(Я видел Бога как тебя)

«Однажды я почувствовал, как мой дух улетал в высоты самадхи по дороге света. Вскоре он миновал страну звезд и вошел в неощутимую область идей. Поднимаясь все выше, я видел с двух сторон дороги образы богов и богинь. Дух достиг внешних границ этой области, светозарного барьера, отделявшего сферу относительного существования от сферы Абсолютного. Дух прошел этот барьер. Он вошел в царство трансцендентального, где не видно было ни одного существа во плоти. Даже боги не осмеливались бросить туда взгляд. Они довольствовались пребыванием далеко внизу. Но через минуту я нашел здесь семь почитаемых мудрецов, находившихся в самадхи. Я подумал, что эти мудрецы превзошли в знании, святости, отрешении от мира и любви не только людей, но и богов. Преисполненный восхищения, я был поглощен их величием и вдруг увидел, как частица этой однородной светозарной области уплотнилась, приняла форму ребенка. Дитя приблизилось к одному из мудрецов, нежно обвило его шею своими маленькими ручками и, обращаясь к нему ангельским голоском, старалось вернуть его дух с высот самадхи. Это магическое прикосновение вывело мудреца из его надсознательного состояния, он остановил свои полуоткрытые глаза на чудесном ребенке. Восхищенное выражение его лица указывало, что дитя было сокровищем его сердца. Странное дитя радостно сказало ему: „Я спускаюсь; ты должен тоже спуститься со мной“. Мудрец молчал, но его взгляд, полный нежности, говорил о согласии. В то время как он созерцал ребенка, он вновь впал в самадхи. Я с удивлением увидел, как часть его тела и его духа спустилась на землю в виде снопа сверкающего света. Не успел я взглянуть на Нарендру, как я узнал в нем мудреца…»
(Ромен Роллан, «Жизнь Рамакришны, «любимый ученик Нарендра»)


Это одно из видений Рамакришны. Оно случилось с ним, когда у него стали появляться первые ученики. Надо ли говорить, что больше всего Рамакришна ждал именно этого "мудреца из видения". Но мудрец из видения (а это был именно будущий Вивеканада) - все не шел. И вот день встречи наступил. Это произошло в доме Сурендры, мною не раз тут упоминаемого. (Сурендре у меня посвящено целых два поста.) В ноябре 1881 года Сурендра пригласил Нарена помузицировать в его доме, перед гостями. Одним из гостей был Рамакришна.
Рамакришна сразу же проявил интерес к Нарену. Он долго всматривался в его лицо, словно ища в нем каких-то особых знаков. Потом он отозвал в сторону Сурендру и дотошно расспрашивал о Нарене. Наконец, он пригласил будущего Вивекананду к себе в Дакшинешвар. Нарен ответил согласием, но приехал не сразу. Он сдавал экзамены в Калькуттский университет, вдобавок, возник конфликт в семье. Отец опять пытался его женить и Нарен снова ответил категорическим отказом. И тут, как назло, Рам Чандра, двоюродный брат Нарена, оказался учеником Рамакришны. Рам Чандра, конечно, вслед за отцом, так же пытался уговорить юного Вивеканаду жениться. Но видя его непреклонность, предложил съездить с ним вместе в Дашинешвар, к Рамакришне. Мол, если ты хочешь жить духовной жизнью, тебе надо отправиться именно в Дакшинешвар, "Брахмо-самадж" тебе ничем не поможет. Нарен согласился и через несколько дней они туда отправились.

Нарен с Рам Чандрой и еще несколькими друзьями вошли в комнату Рамакришны. После традиционных приветствий Рамакришна попросил Нарена спеть. И тот запел песню, которую обычно исполняли в "Брахмо-самадже".
О Разум мой, пойдем домой,
к чему бродить по миру, по этой чужой земле,
к чему носить чужое платье?


Вивеканада пел очень хорошо и Рамакришна быстро погрузился в экстаз. А дальше произошло то, что сильно смутило скептический ум Нарена. Выйдя из экстаза, Рамакришна повел его на веранду, на которой никого не было. Тот думал, что Учитель хочет ему дать некие   духовные наставления. Но вышло не так. Рамакришна воскликнул: "Почему ты так поздно пришел?! Как я устал тебя ждать!" Он залился слезами и все продолжал говорить. Он обращался к Нарену, как к небожителю, как к богу. Последний был сильно сбит с толку. Его скептический ум кричал о том, что это сумасшедший, безумец, надо бежать отсюда. Но что-то более глубокое притягивало его в Рамакришне.

Они вернулись в комнату. И тут Рамакришна заговорил о видении Бога:
Бога можно видеть и говорить с ним, как я сейчас вижу вас и с вами говорю. Но кто хочет видеть Бога и говорить с ним? Люди скорбят и проливают столько слез, что можно ими наполнить множество кувшинов, потому что у них умерли жена или сын, потому что они потеряли деньги или лишились имения. А кто плачет из-за того, что не может увидеть Бога?
(Кристофер Ишервуд, «Рамакришна и его ученики», гл 15)


Эти слова Рамакришны глубоко задели Вивеканаду, ведь именно вопрос о видении Бога он и задавал разным религиозным лидерам. И тут этот "безумец" дает четкий и ясный ответ... Чуть позже Рамакришна ответит Вивеканаде еще более прямо: "Я видел Бога так, как вижу тебя, даже еще лучше." Вивеканада уехал от Рамакришны потрясенный, путающийся в мыслях. Он никак не мог решить, кто же этот человек, насколько он духовен, насколько безумен. Скепсис Вивеканады длился довольно долгое время. Что, порой, доводило Рамакришну до отчаянья. Конец всему этому положили внезапные внешние обстоятельства (смерть отца) и вмешательство Божественной Матери Кали. Об этом в следующем материале.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 14 Января 2021, 11:25:52, Вадим Булычев»

Вивекананда и Божественная Мать

Скепсис
Ты должен проверять меня, как меняла проверяет монеты.
Не принимай меня, пока не удостоверишься в подлинности моих слов...
(Кристофер Ишервуд, "Рамакришна и его ученики", гл 16)

Эти слова, вынесенные в эпиграф, были сказаны Рамакришной своему любимому ученику Нарендре, будущему Вивекананде. И кажется странным, что они были сказаны тому, кто довольно долгое время не принимал своего учителя. Считал его сумасшедшим и гипнотизером, мерил все слова Рамакришны меркой западной рационалистической философии. Сам Вивеканада много лет спустя говорил своим первым западным последователям, чтобы они не боялись сомневаться, не боялись задавать самые глубокие и мучительные вопросы. Не надо бояться осуждения и смеха, не надо бояться того, что Бог за ваше сомнение накажет вас, пошлет в ад. Наоборот, задавайте эти вопросы Богу в своей внутренней тишине. И Бог станет еще ближе к вам... И, как пример, он приводил свои отношения с Рамакришной…

Нарендра посетит Рамакришну повторно где-то спустя месяц, после первого визита. Он застанет Рамакришну одного. И тогда тот впервые проявит перед Нареной свои необычные способности. Во время разговора Рамакришна как бы случайно коснется Нарена своей правой ногой. И тут же перед глазами последнего станут пропадать стены комнаты, река Ганг и весь Дакшинешвар; весь видимый мир и само "я" станет растворяться в сияющей беспредельной пустоте. Испуганный Нарен воскликнет: "Что ты со мной делаешь? Меня дома ждут родители!" Тогда Рамакришна засмеется и слегка коснется груди Вивекананды. Видение пропадет.

Этот случай сильно озадачил молодого Нарена. (Как позже говорил Вивекананда, это начало менять мой образ мысли, но происходило все не сразу.) Нарендра пытался прояснить: кто этот "сумасшедший"; гипнотизер или что-то "другое"? А если другое, то что? Молодой Вивекананда был начитан по части гипноза. И думал, что гипнотизер может действовать только на слабые умы и воли. Но дело в том, что самого себя Нарендра считал и умным, и обладающем силой воли. (Это, действительно, было так.) К тому же случившееся с ним никак не походило на описание обычного гипноза. Так что же произошло? Нарендра пришел к выводу, что этот "удивительный сумасшедший" обладает какой-то особой силой воли. И решил больше не поддаваться на его уловки. Однако в следующий его приезд произошло то же самое. Тогда Нарен решил перейти к активной обороне и не принимать ничего из сказанного Рамакришной, дабы не попадать под влияние его воли. Так начался нескольколетний период скепсиса Нарена по отношению к Рамакришне. Но в Дакшинешвар он продолжал приезжать, как будто влекомый туда неведомой силой.

Отношения между Нарендрой и Рамакришной выглядели весьма странно. Со стороны. Странно в том смысле, что учитель считал Нарена своим любимым учеником. Но что же это за любимый ученик, если он в грош не ставит слова учителя? Спорит с ним по каждому поводу. Некоторых учеников такое отношение к Рамакришне оскорбляло. Они считали Нарена зазнавшимся богатеньким сыночком, который начитался там разных книжек. Самого же Рамакришну, если он находился в возвышенном экстатическом состоянии, наоборот, скепсис любимого ученика веселил. Но иногда и он уставал, даже приходил в отчаянье. Тогда Рамакришна бежал к своей любимой Матери Кали за советом. Обратно он возвращался сияющим и заявлял: «Мать сказала, чтобы я поменьше тебя слушал и спорил с тобой, скоро тебе все равно откроется истина». На это Нарен тут же возражал: мол, а откуда Вам известно, что Вы сейчас говорили с Кали? А может, Вы общались с собственным подсознанием?

Богоборчество 

В начале 1884 года от сердечного приступа умирает отец Нарендры, Вишнаватх. Вскоре выяснилось, что Вишнаватх оставил после себя многочисленные долги. Тут же набежали кредиторы, кто-то из родни даже попытался отсудить себе часть дома Даттов (родовая фамилия Вивекананды). Но дело в суде было проиграно. Тем не менее, на уплату долгов ушли все семейные сбережения и ценности. Семья Даттов осталась с домом, но без средств существования. И Нарендре, как старшему сыну, пришлось позаботиться о содержании семьи. Но как это оказалось непросто. Молодой Вивекананда даже и не подозревал, с какими трудностями ему придется столкнуться. Беззаботное время кончилось, и теперь вся человеческая "изнанка мира", все зло и страдание обрушились на него. И стало не до скепсиса. Целыми днями Нарендра носился по раскаленной Калькутте в поисках работы. И всюду ему отказывали, хотя в некоторых местах его хорошо знали как образованного и честного человека. От него отвернулись друзья, прежде клявшиеся ему в дружбе "на век". Никто не помог ему деньгами, за исключением одного анонимного благодетеля, которому Вивекананда был благодарен до конца своей жизни. Но для всех других он стал изгоем, отверженным. И все потому, что у него теперь не было богатств... Не правда ли, какая знакомая картина?

В один из дней сердце Вивекананды не выдержало свалившихся страданий. И он объявил войну Богу. О, это было как раз в характере этого великого человека. Вивекананда был максималистом во всех своих проявлениях, он совершенно не умел скрывать свои мысли. Вот как сам Нарендра описывал позже свое богоборчество:

«Я умирал с голоду. Босой, я ходил из конторы в контору, и повсюду мне отказывали. Я узнал на опыте, что такое человеческое сочувствие. Это было мое первое соприкосновение с действительной жизнью. Я открыл, что в ней нет места слабым, бедным, покинутым. Те, кто несколько дней тому назад гордились бы возможностью помочь мне, отворачивались, хотя вполне могли прийти мне на помощь. Свет казался мне порождением дьявола. В знойный день, держась с трудом на ногах, я присел на площади под тенью какого-то памятника. Тут же было несколько моих друзей. Один из них пел гимн в честь безграничной милости божьей. Это был для меня как бы удар дубиной по голове. Я подумал о плачевном состоянии моей матери и моих братьев. Я закричал: „Прекратите эту песнь! Подобные фантазии могут быть приятны только тем, кто родился с серебряной ложкой во рту, тем, у кого нет родных, умирающих с голоду. Да, было время, когда и я думал так же, как вы! Но сегодня, когда я вижу все ужасы жизни, это звучит в моих ушах как мрачная насмешка“. Мой друг был обижен. Он не мог понять моей ужасной скорби. Не раз, видя, что дома не хватает еды на всех, я уходил, говоря матери, что меня пригласили в гости, и голодал. Мои богатые друзья иногда приглашали меня прийти к ним петь. Не было никого, кто полюбопытствовал бы узнать о моих страданиях, и я хранил их про себя…»
(Ромен Роллан, «Жизнь Рамакришны, «любимый ученик Нарендра»)


Какое-то время Нарендра еще продолжал обращаться по утрам к Богу. Пока в один из дней его родная мать, его благочестивая Бхуванешвари вдруг не ошарашила Нарена словами о том, что обращение к Богу теперь бессмысленное занятие. Бог ничего не сделал для нас... Именно в этот момент Нарена почувствовал злобу на Бога и восстал против небес... И вот тут мне вспомнилась история легендарного Джаландхара. Ибо те мучительные вопросы, которые бросал Нарен Богу, так напомнили мне размышления Джаландхара, описанные Павлом Алексеевым в ветке "Боги, дэвы и асуры..." (Ознакомиться можно здесь)

В самом деле, почему религии говорят, что Бог добрый и любящий, а миллионы людей умирают от голода и болезней? Почему одни рождаются с "серебряной ложкой во рту", и все им в жизни дается легко, а другие с огромным трудом добывают себе жалкий кусок черствого хлеба? И разве те, кто сыт и богат, показывают миру свое нравственное совершенство? Как раз, зачастую, наоборот! Где же справедливость, где хотя бы тень справедливости?! И Нарендра пришел к выводу, что либо Бога нет совсем, либо он злобен или равнодушен к миру.

Об этом своем выводе он говорил, не скрываясь, своим знакомым. И довольно скоро пополз слух, что Нарен стал воинствующим безбожником. Как обычно бывает, к слухам быстро добавились "пикантные подробности": мол, Нарендра завел себе плохую компанию, он пьет и бегает по проституткам… Ничего подобного, конечно, не было. Но тут и сам Вивекананда, что называется, подлил масла в огонь. Вместо опровержения грязных слухов он стал заявлять, что не видит ничего плохого в том, чтобы пить вино и бегать по женщинам. Это хоть какой-то способ забыться на время от невыносимой жизни. А слухи тем временем достигли Дакшинешвара. И многие ученики Рамакришны приняли их, сочтя Нарену пропавшим. Один лишь Рамакришна сохранял спокойствие. Он верил словам своей возлюбленной Матери Кали, что с Нареном все будет хорошо. И в очень скором времени. Так оно и вышло. Сама Божественная Мать вмешалась в его судьбу.

Встреча с Матерью Кали

В один из дней смертельно уставший Нарендра возвращался к себе домой. В Калькутте уже закончился жаркий период и начался сезон дождей. Нарен был промокшим до нитки, он весь день ничего не ел и еле держался на ногах. Так и не дойдя до своего дома Нарен свалился на соседской веранде, на какое-то время потеряв сознание. А потом словно непроницаемая материальная завеса стала разрываться перед его мысленным взором, слой за слоем. И все терзавшие его вопросы о несправедливости мира и Боге начали разрешаться сами собой. Ум Нарена погрузился в собственные глубины, и он увидел, что все наполнено гармонией и миром, и все есть Бог. Очнувшись, уже почти на рассвете следующего дня, он почувствовал, что усталость ушла и в душе появились новые силы, и ум его полон бесконечным покоем. Нарендра был в не себя от радости. Именно в эти минуты он ясно осознал, что мирская жизнь не для него. И что он должен пойти по пути своего деда. Стать монахом. А еще он вспомнил своего учителя Рамакришну, которого не видел столько месяцев. Вспомнил Божественную Мать учителя, которую до этого и не воспринимал всерьез.

Через несколько дней Нарендра нашел, наконец-то, работу. Он устроился в небольшую контору переводчиком книг. Денежное положение семьи Даттов немного выправилось. Но денег все равно не хватало. А Нарендра все больше и больше скучал по Рамакришне. Вскоре он узнал, что учитель будет в Калькутте, в гостях у одного из учеников. Он пришел туда. И как только они встретились, Рамакришна сразу же заявил, что тот должен ехать с ним  немедленно в Дакшинешвар. Никакие возражения не принимаются. Они выехали в Дакшинешвар. По приезду Рамакришна отослал всех своих учеников. Они остались вдвоем. И тут Вивекананда не выдержал и зарыдал. Рамакришна погладил его по голове и сказал:

- Ты пришел в этот мир, чтобы делать дело нашей Матери. Мирская жизнь не для тебя. Но оставайся в семье, пока я жив.

Нарендра обещал оставаться в семье. Но тут же признался: несмотря на то, что нашел работу, денег все-равно не хватает. И не мог бы учитель попросить Божественную Мать о том, чтобы как-то нормализовалось материальное положение семьи, и он был бы спокоен за своих родных. На это Рамакришна сказал, что не имеет права обращаться к Матери Кали по таким вопросам. Но Нарен вполне может пойти и сам попросить об этом Её. Она не откажет! К тому же сегодня вторник, самый благоприятный день для общения с Матерью. Так что как стемнеет, иди к Ней в храм.

Вивекананда так и сделал. Еще по дороге в святилище он почувствовал неземное блаженство и как бы опьянение. Войдя в храм, он понял - Мать живая! (В этот момент из его души вылетели последние "брахмо-самаджевские" предрассудки по поводу идолопоклонства.) А потом вся Вселенная растворилась. Остался только он и Божественная Мать Кали. Он чувствовал Её дыхание, ощущал запах Её волос. Его сердце заполнил мощный поток Материнской любви. Вивекананда больше не мог сдерживаться, он упал на колени, затем простерся на полу. И вместо того, чтобы попросить у Матери Кали денег для семьи, он стал умолять Её всегда быть с ним и дать ему силу отрешенности, силу различения, силу любви... Нарендра вернулся к Рамакришне потрясенный. Но тот его спросил по поводу его просьбы к Матери. Нарен признался, что совсем об этом забыл, растворившись в потоке Материнской любви. Тогда Рамакришна послал его опять в храм. И снова тот же результат. Так продолжалось три раза. Наконец, Нарендра признался, что не может обратиться с такой просьбой к Матери. Она кажется ему нелепой, как если бы кто-то у могущественного царя просил мешок картошки. Рамакришна улыбнулся и сказал, что все прекрасно, а по поводу его просьбы он что-нибудь придумает... Так началось перерождение Нарена в Вивекананду. А для Рамакришны настала последняя полоса его земной жизни.

PS. Я еще не выкладывал в этой ветке изображений, кажется. :) Думаю, это изображение Матери Кали будет очень в тему данной главы:   

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 18 Января 2021, 23:41:41, Золушка»

Сарада Деви - вступительная тема

Хотел писать уже заключительную главу о Рамакришне. Как вдруг "споткнулся" о Сараду Деви. Сарада Деви - прекрасная женщина, спутница Рамакришны и мать для всех его учеников. Именно Сарада Деви вдохновила одного из учеников на написание биографии Рамакришны. С тех пор написаны объемные труды на эту тему. Ими и пользуюсь. Ничего нового здесь, само собой, я сказать не могу. Разве только то, что в моем изложении (пересказе) жизни великого святого, главный акцент сделан не на него - а на Божественную Мать Кали. Именно Она главное действующее лицо. Как мне кажется. :)

Возвращаясь к Сараде Деви. В начале этой темы я упомянул о том, как Рамакришну пытались женить. Это можно прочитать в четвертом посте данной темы: "Дакшинешвар. Святой безумец". И Рамакришну, действительно, женили! Его женой стала Сарада Деви... Я не стал писать об этом сразу по двум причинам: первое, на тот момент тема Рамакришны еще не была выделена в отдельную ветку, и я посчитал, что писать еще и о Сараде будет лишним. Второе - Сарада стала главным "объектом" для критиков Рамакришны. Поэтому еще не хотелось касаться данной темы.

В самом деле, как у Рамакришны могла быть жена, если он сам был монах? Но Рамакришна не давал никаких монашеских обетов, он был брахманом, служителем Кали. Рамакришна вел целомудренную жизнь исключительно добровольно, для него она была естественной. А критикам только дай повод. Одни говорили: он только притворяется, что монах. Другие наоборот: он превратил бедную девушку в монахиню, лишил её счастливой семейной жизни и детей. И те, и те были не правы. И первые, и вторые видели только нарисованную в уме картинку, которую хотели бы видеть.

Рамакришна не притворялся, что монах. И Сарада Деви отнюдь не была несчастной женщиной, которую насильно обрекли на целомудрие. Для Рамакришны насилие над женщиной было просто немыслимо. В каждой женщине он видел свою возлюбленную Божественную Мать Кали. Об этом я буду обязательно писать.

PS. Я тут немного приболел, поэтому на полноценный материал не хватает пока сил. Компенсирую это свое упущение тем, что выложу ряд изображений. :)

Рамакришна, Сарада Деви и Божественная Мать
(Некоторые изображения) 

Первое изображение - настоящая фотография Рамакришны.
На второй картинке изображен момент, когда Рамакришна приветствует свою супругу как Мать Кали.
На третьей - фотография самой Сарады.
Четвертое изображение самое интересное. Рамакришна прогуливается со своей Божественной Матерью. Однако Кали почему-то маленького роста. Странно, обычно богов и богинь изображают, наоборот, выше обычных смертных. Ответа на этот вопрос я не знаю. Могу предположить, что художник изобразил так потому, что статуя Матери Кали в Дакшинешваре, действительно, маленького роста.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 18 Апреля 2021, 16:00:18, Золушка»

Всё-таки любят индуисты обожествлять различных людей -- вполне достойных, не спорю! -- из числа своих рядов. Это, между прочим, одна из причин, по которой я сомневаюсь в божественности Кришны и Рамы. По традиции, ведь, принято считать их полными аватарами Вишну, но ввиду вот таких народных привычек начинаешь думать: а не приписали ли этим, несомненно выдающимся царям и воинам, божественный статус просто по причине их силы, ума и прочих добродетелей?



одна из причин, по которой я сомневаюсь в божественности Кришны

К слову, в Махабхарате Кришна не выглядит еще божеством. Скорее, полубогом. Да, он великий, непревзойденный, но его военные советы Пандавам порой нарушают древнюю воинскую этику. Во многом благодаря советам Кришны, Пандавы одерживают победу над Кауравами. Но это пиррова победа. И Кришна в Махабхарате умирает после проклятия. Его по ошибке застрелил охотник, но эта ошибка результат проклятия Кришны одной вдовой из рода Кауравов. Так что Кришна несильно еще смотрится богом, но уже в Махабхарате он личность очень притягательная. А вот позже, когда из Махабхараты была выделена Бхагават-гита, да, там Кришна предстает уже вполне божеством. Ну, а полным верховным Богом Кришна становится в 16 веке, благодаря великому индийскому святому того времени - Чайтаньи.

По традиции, ведь, принято считать их полными аватарами Вишну, но ввиду вот таких народных привычек начинаешь думать: а не приписали ли этим, несомненно выдающимся царям и воинам, божественный статус просто по причине их силы, ума и прочих добродетелей?

Рамакришну тоже считали аватаром. Кстати, по индийским поверьям, аватар приходит на землю не один. Его должны сопровождать духовные спутники: друзья, апостолы, ученики. И главное. Аватар должна сопровождать его женская половина, его Шакти. Такой вот Шакти и стала Сарада-Деви, для Рамакришны.   

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 21 Апреля 2021, 04:05:19, Золушка»

Рани Рахмони и Божественная Мать Кали

Теперь я не тороплюсь. Теперь моя история Рамакришны в моем изложении будет максимально полной. Как я писал постом выше, о Рамакришне написаны прекрасные биографии. Именно этими биографиями я и пользуюсь. Добавить что-то к этим биографиям было бы полным ребячеством. Но я, пересказывая эти истории, стараюсь сделать акцент на другом. Главный герой моих скромных постов в этой ветке не Рамакришна, Вивекананда, Сарада Деви или кто-либо еще, из учеников и последователей. Главное действующее Лицо в моем изложении Она - Божественная Мать Кали. Все что я пишу, я посвящаю Ей и только Ей. Да будет благословенна Она! Да будет благословенен Её вечный Танец!

Я вынужден вернуться назад. В те времена, когда молодой жрец Кали Галадахар (будущий Рамакришна) казался сумасшедшим. И даже те люди, которые знали его достаточно хорошо и почитали как святого, временами сомневались, поддаваясь общему мнению. Я описывал этот период в первых постах данной темы. Но описание мое было неполным, вскользь. И сейчас я касаюсь данной темы постольку, поскольку она связана с предысторией Сарады Деви. Это с одной стороны. С другой - я хочу коснуться более гневных сторон Матери Кали. (Правильней было бы сказать - резких, но пусть будут "гневные"; так понятней.) Меня самого Маа Кали два года гладила по голове и говорила, какой я хороший. И вдруг проявила свой резкий нрав. Менее полугода назад вся моя привычная жизнь пошла под откос. Все мои бытовые привычки, "зашоренные" взгляды были сметены во мгновение ока. И теперь я заново, из руин, понемногу собираю себя.

К Рамакришне. Первая история случилась тогда, когда молодой жрец Матери Кали еще служил Ей в храме. Позади была целая чреда его чудачеств. Но администрация Дакшинешвара старалась закрывать на это глаза. В один из дней Рани Рахмони - так звали благочестивую богатую вдову из низкой касты шудр, на деньги которой и был построен Дакшинешвар - заказала у Рамакришны службу Божественной Матери Кали. Все шло хорошо. Рамакришна пел своим прекрасным голосом гимны Матери, Рахмони стояла, окружённая свитой администраторов и прочих "воздыхателей" по её деньгам. Внезапно Рамакришна повернулся и резко ударил Рани Рахмони по щеке. При этом жрец Кали сказал не своим голосом:

- Как смеешь ты, придя на поклонение Мне и заказав службу Мне, думать при этом о мирском и нечистом!

Поднялся страшный шум. К Рамакришне подскочили прихлебатели Рахмони. Они намеревались немедленно выкинуть этого безумца вон, за приделы Дакшинешвара. Но Рани остановила их движением руки:

- Все верно, - сказала Она. - Это не Галадахар меня ударил. Это ударила меня сама Божественная Мать. Я это заслужила. Я слушала песнопения Матери Кали, которые заказала сама же. А при этом думала о предстоящей мне судебной тяжбе и о своих денежных расходах на нее.

Скандал замяли, но неприятный осадок остался. Администратор Дакшинешвара по имени Махтур (он очень любил Рамакришну, но на тот момент еще плохо понимал его) решил, что проблема гневливости жреца Кали заключается в его долгом сексуальном воздержании. (Прямо по Фрейду! ;D) Махтур заказал несколько дорогих индийских проституток и привел их прямо в келью Рамакришны. Но Рамакришна, увидев танцующих перед ним женщин, воспринял их как воплощение Божественной Матери Кали. Он радостно приветствовал танцорок и запел им гимн своей Матери. После чего впал в экстаз. Проститутки быстро поняли, что перед ними святой человек. (От себя добавлю, обычно женщины "легкого поведения" очень остро чувствуют святость.) Они стали просить его облегчить им карму. Пообещав это, Рамакришна их с улыбкой отпустил.

Вскоре пришло письмо от земной матери Галадахара. До нее дошли слухи о чудачествах её сына. Она решила его женить. Рамакришна вынужден был надолго покинуть Дакшинешвар. Его место занял двоюродный брат - Халадхари. Этот человек являл собой полную противоположность Рамакришне. О нем и будет речь дальше. И, конечно же, о Сараде, с которой Рамакришна и будет помолвлен, по приезду в свою родную деревню.
 
Рамакришна, Сарада Деви и Мать Кали:

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 30 Мая 2021, 23:59:25, Золушка»

Халадхари и Божественная Мать Кали

В 1858 году в Дакшинешвар в поисках работы пришел некий Рамтарак. Рамтарак был сыном младшего брата Кхудирама, то есть приходился Рамакришне двоюродным братом. Рамтарак был на несколько лет старше Рамакришны. Тот обыкновенно звал его Халадхари...
(Кристофер Ишервуд, "Рамакришна и его ученики", гл.7)


В конце своего последнего поста в этой теме я писал, что Рамакришна отбыл в свою родную деревню, а его место в храме Кали занял двоюродный брат Халадхари. Это не совсем так, я был не точен. Халадхари, действительно, заменил на какое-то время Рамакришну, но произошло это еще перед отъездом последнего в родную деревню. Тот случай, о котором я хочу поведать, положил конец недолгому служению Халадхари в храме Матери Кали. Его место займет Хридай. Только после этого Рамакришна на долгое время покинет Дакшинешвар.

Хридаю уже приходилось выполнять обязанности жреца в храме Кали. Последние год-два, до отъезда, Рамакришна отдалился от храмового служения Матери. Ему больше ненужно было созерцать изваяние Возлюбленной, петь положенные Ей гимны и совершать ежедневные ритуалы. Теперь Мать Кали всегда была с ним. Он видел Её в кошке, случайно забежавшей в святилище, в спокойном и ровном течении священного Ганга… во всем, что его окружало. И главное: Мать была в нем самом. В моменты экстаза он полностью сливался с Ней. И даже его тело ему больше не принадлежало. Он становился Матерью. В такие минуты Рамакришна уходил в сады Дакшинешвара, раздевался и мазал свое тело красной сандаловой пастой. Он наносил на свое тело знаки, которые обычно наносят на статую богини Кали, во время религиозных ритуалов.

К Халадхари:

Халадхари был человеком умным и образованным, поднаторевшим в священных текстах и философских дебатах. Матхур тут же предоставил ему работу, тем более охотно из-за родства с Рамакришной. Было решено, что Халадхари возьмет на себя совершение почитания в храме Кали, а Хридай перейдет в храм Кришны и Радхи. Но с самого начала стали возникать трудности. Халадхари поклонялся Вишну, однако не испытывал антипатии к культу Шакти, а потому не возражал против совершения почитания Кали; тем не менее, строго соблюдая кастовые правила, отказывался принимать пищу, сваренную при храме... Смирение Халадхари было, однако, напускным. Он был человеком сложным, кастовая гордость и интеллектуальное высокомерие ограничивали его немалую духовную проницательность…
(Кристофер Ишервуд, "Рамакришна и его ученики", гл.7)


Главная беда Халадхари, согласившегося служить в храме Матери Кали, на мой взгляд в том, что он это сделал неискренне. В этом решении была немалая доля лицемерия, которое так не любит богиня Кали. Халадхари можно назвать «антиподом Рамакришны». Первый был образован, второй нет. Первый безмерно гордился своим кастовым происхождением – для второго, полюбившего Божественную Мать Кали, кастовые различия перестали что-либо значить. Но Халадхари обладал тонким духовным «чутьем», которое ему подсказывало, что Рамакришна святой. Однако это прозрение шло вразрез с религиозными и кастовыми убеждениями самого Халадхари. Халадхари – яркий пример того, как жесткая религиозная догма вступает в яростную схватку с духовным прозрением и интуицией.

Кристофер Иешервуд пишет, что Халадхари был первым, кто признал в Рамакришне святого. Но это признание было сделано им помимо своей воли, в яростном отрицании собственной духовной интуиции. Иногда дело доходило до трагикомедии. Халадхари мог поклониться Рамакришне и воздать ему почести как  великому духом. А уже через пару часов яростно проклинать того, кого только что считал святым. Причиной такой резкой перемены мнения было нарушение Рамакришной религиозных и кастовых догм, с точки зрения Халадхари. Например, Рамакришна перед медитацией снял с себя «шнурок брахмана» (по правилам брахман не должен снимать с себя священный шнурок). Или Рамакришна поел пищу, предназначенную для представителей низших каст. Все! Час назад был святым, а теперь стал «одержимым злым духом», «рехнувшимся идиотом» и т.п.

И вот такой человек начал служение Матери Кали. Вначале все шло спокойно. Но вот подошел день большого праздника Кали. На этом празднике Матери приносили в жертву животных. Халадхари не мог с этим смириться. Как ортодоксальный вишнуит и вегетарианец, он считал обычай принесения в жертву животных – варварским. Он яростно критиковал жертвоприношения и отказывался участвовать в праздничном служении богине, как священнослужитель. Кодекс вишнуита в душе Халадхари вступил в резкое противоречие с философией почитателей Кали: богини смерти и рождения. И само служение Кали было у него с самого начала неискренним, с разными оговорками и неодобрением некоторых аспектов  этого служения. Наступила развязка. Халадхари явилась разгневанная Мать Кали. Она возникла перед ним в одном из своих устрашающих образов разрушительницы. И повелела ему немедленно оставить храм.

– Берегись, – сказала богиня Кали. – Твой сын может погибнуть из-за твоего маловерия.

Халадхари храм не оставил и вскоре получил известие о смерти сына. После этого случая администрацией Дакшинешвара было принято решение: Халадхари перейдет служить в храм Кришны, а его место займет Хридай. Халадхари был очень доволен новым местом служения. (Культ Кришны в Индии, это чистейший вишнуитский культ.) Но на Мать Кали, после всего случившегося, он стал смотреть только как на богиню смерти и разрушения. И это понятная, с человеческой точки зрения, позиция. А дальше случилась еще одна история, для меня очень важная, ибо она показывает саму суть Божественной Матери Кали. Более того, в этой истории Халадхари как никогда ясно увидел святость Рамакришны… Дальше я лучше дам цитату (выделю жирным шрифтом ключевые, на мой взгляд, места):

После страшного видения в храме Кали и смерти сына, последовавшей за ним, Халадхари – и его нетрудно понять – начал смотреть на Кали только как на Разрушительницу. Однажды он спросил Рамакришну:
– Как ты можешь всю жизнь проводить в почитании Богини, которая олицетворяет собой одну только ярость и погибель?
Рамакришну больно задел вопрос, воспринятый им как клевета на обожаемую Мать. Он бросился в храм и со слезами на глазах обратился к статуе:
– Мать, Халадхари, ученый человек, который знает священные книги, говорит, будто ты есть сплошная ярость и погибель. Разве это правда?
Он тут же получил ответ – Матерь Кали открылась ему целиком. Не помня себя от счастья и облегчения, Рамакришна побежал в соседний храм Радхаканта, где Халадхари сидел, совершая почитание, и прыгнул ему на плечи.
Мать есть все! – снова и снова повторял он в возбуждении. – Ты посмел назвать ее яростной и губительной? Нет! Она обладает всеми качествами, но она есть чистейшая любовь!
В этом случае – как и во многих других, о которых мы еще будем говорить, – касание Рамакришны давало мгновенное озарение; от надменного неудовольствия и себялюбия Халадхари не осталось и следа, и он прозрел истину. Прямо в храме он склонился перед Рамакришной и положил цветы к его ногам, чувствуя, что здесь незримо присутствует сама Кали.
(Кристофер Ишервуд, "Рамакришна и его ученики", гл.7)

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 13 Июня 2021, 09:15:36, Вадим Булычев»

Что же за культ такой с принесением в жертву животных?
Шива и Парвати, как будто, всегда являлись защитниками живых существ.
Пашупати -- одно из имён Шивы, насколько мне известно, символизирует собой этот аспект их божественной деятельности.

 


Что же за культ такой с принесением в жертву животных?
Шива и Парвати, как будто, всегда являлись защитниками живых существ.

Да вот такой культ. Из песни слов не выкинешь :). Я писал немного об этом в начале темы "Ма Кали...". (Кали "любит" козликов...). Более того, было время, когда Кали приносились и человеческие жертвы. Случаи такие известны. Насколько я знаю, это 16 век. Именно тогда культ Кали достиг апогея. В это время индуизм терпел сильное притеснение от ислама. Кали вместе с Дургой воспринимались как защитники Индии и традиционного индуистского уклада. Человеческие жертвоприношения были и до 16 века. А вот после этого века начали постепенно сходить на нет. Жертвоприношения животных также постепенно уходят в прошлое. Законодательством Индии они запрещены. Но на задних дворах в храмах они, думаю, совершаются и по сию пору. По большим праздникам. Эта традиция сохраняется либо среди простых людей, из сельской глубинки; либо практикуется всякими тайными сектами. Но все это постепенно уходит в прошлое. Для большинства преданных Матери Кали (особенно для не индусов) достаточно "в жертву" красных цветов и красного вина.

Я, естественно, не одобряю практику жертвоприношений. Но она, практика эта, имеет свою философию (и даже метафизику). И отнюдь не противоречит тому, что Шива и Парвати являются защитниками живых существ. Ибо сама Кали является движущей силой изменения, которое осуществляется через жизнь и смерть. Жизнь может быть прекрасна, но существует смерть. Смерть неприятна для любого живого существа. Но смерть в нашем и многих других мирах есть еще и ИЗМЕНЕНИЕ. Возможность двигаться вперед. Мать Кали, даря смерть, дарит и возможность для трансформации души в более лучшие состояния. Это, безусловно, касается тех животных, которых Ей приносят в жертву. И даже демоны, убитые Ей, получают возможность для просветления. Поэтому Рамакришна, который знал Мать как никто другой, и говорит, что Она содержит в Себе все качества мира (включая смерть), но в самой Себе Она есть чистейшая материнская любовь. Кто это осознал, тот понял Кали. Но для того, чтобы понять Великую Мать, совсем необязательно приносить кого-то в жертву. Времена меняются. И слава Богу!     

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 14 Июня 2021, 18:20:05, Золушка»

Сарадамани. Судьба пометила её "соломинкой"
Камарпукур

Рамакришна отбывает в свою родную деревню Камарпукур в самом конце 1858 года. Его родная Мать Чандра и старший брат Рамешвар находят в нем большие перемены. Но эти перемены не кажутся им хорошими. Рамакришна предстает в их глазах неспокойным человеком, он едва замечает происходящее вокруг него. Он страдает жжением в разных частях тела. Это последствие постоянных погружений в самадхи. Он часто и жалобно взывает к Матери Кали. Последнее могло больно ранить родную мать - Чандру. Ведь она ясно видела, что она "не та Мать", которая может успокоить сына; "не та Мать", на которую он надеется. И все же Чандра верила в целительную силу домашней обстановки.

Чандра и Рамешвар приглашают к Рамакришне местных целителей. Делают то же, что ранее делал Матхур в Дакшинешваре. Результат тот же. Рамакришне особенно запомнился один из целителей. Много лет спустя он рассказывал эту историю в свойственном ему юмористическом ключе. Мол, этот человек вызвал духа. И как медиум обратился к духу с вопросом о здоровье Рамакришны. Дух ответил, что «пациент» совершенно здоров. А кажущееся «нездоровье» - результат его особенной любви к Богу и Божественной Матери. И тут дух обратился напрямую к Рамакришне:

–  Зачем ты жуешь столько бетеля? – спросил он его. – Разве ты не знаешь, что бетель вызывает похоть?!

Бетель – легконаркотическое вещество, изготовляемое из листьев вечнозелёного растения с тем же названием. Их жуют вместе с гашеной известью и кусочками семян пальмы катеху. Иногда в смесь добавляются табачные листья. При жевании бетеля слюна обычно окрашивается в красный цвет. Стены в городах Индии, «украшенные» красновато-розоватыми подтеками, результат жевания бетеля. Бетель – один из самых популярных легких наркотиков в Юго-Восточной Азии. Его жуют рабочие, студенты, водители автобусов, монахи и т.д. и т.п.. Рамакришна честно признался, что любил жевать бетель, но после слов духа перестал это делать.

После нескольких месяцев, проведенных в родном Камарпукуре, Рамакришна внешне стал вести себя совершенно спокойно. Мать и старший брат вздохнули с облегчением. Но дело было не в «выздоровлении» Рамакришны. Как считает Кристофер Иешервуд, «дакшинешварский безумец» перешел на более высокий уровень общения с Божественной Матерью Кали. Когда-то ему было нужно, для общения, изваяние Матери в храме. Потом потребность в этом пропала, он научился видеть Мать во всем. И все равно  бывали моменты, когда он переставал Её чувствовать. Она словно бы закрывала ему глаза и отходила от него. И тогда, жестоко страдая от разлуки с Божественной Возлюбленной, Рамакришна начинал жалобно к Ней взывать. Теперь же надобность в этом отпала. Божественная Мать была с ним всегда.

За Рамакришной осталась одна привычка, которая не нравилась его родным. Это его ночные медитации на месте сжигания умерших. Такие места в Индии называются гхатами (или гатами), а также – шмашанами. В небольших населенных пунктах Индии гхаты старались устраивать за пределами поселения, где-нибудь в джунглях, вдоль берега реки. Индусы, как и многие люди, боятся умерших, точнее, не столько самих умерших, сколько всевозможных «кладбищенских» духов. И даже среди белого дня шмашаны, по возможности, обходятся стороной. А уж ночью только сумасшедший способен пойти на место кремации. Таким сумасшедшим и был Рамакришна. Он брал с собой немного еды, чтобы задобрить местных духов и подкормить забегающих на гхат шакалов. После чего погружался в глубокую медитацию. Где как не на шмашане общаться с Матерью Кали. Глухие джунгли и гхаты вдоль рек – Её излюбленные места пребывания.

Судьба пометила мою невесту «соломинкой»

Чандра и Рамешвар приходят к окончательному решению – Рамакришну надо женить. Они размышляют просто: вот он женится, появятся семейные заботы, дети… времени на ночные бдения на кладбище и на все эти экстатические состояния у него просто не останется. Он станет нормальным! Но тут же возникла другая проблема. Так как Рамакришна был уже взрослым мужчиной, то ему надо найти невесту на пороге половой зрелости. Но за таких невест обычно требуют большой задаток со стороны семьи жениха. А семья Рамакришны всегда была бедной.

Был бы Рамакришна «нормальным», его давно бы женили (еще мальчиком на какой-нибудь соседской девочке). И сейчас девочка, достигнув половой зрелости, уже бы давно вошла в дом жениха. К слову, то, что в Индии называется свадьбой, с нашей точки зрения это проще назвать помолвкой. Родители заранее выбирают своему чаду «вторую половину». Как правило, это все происходит в детском возрасте. Затем выбор родителей скрепляется брачным союзом. Дальше мальчик и девочка живут своей обычной детской жизнью. И лишь при достижении ими полового взросления брачный союз вступает в силу.

Поначалу Чандра и Рамешвар скрывали от Рамакришны свои намерения. Но Рамакришна быстро догадался об их планах. К удивлению матери и брата, он согласился на свой брак. Вот только никак не удавалось найти подходящую невесту. Чандра была почти в отчаянье. И вот в один из дней Рамакришна сам же и разрешил вопрос со своей женитьбой. Войдя в экстатическое состояние, он объявил:

- Вам надо обратиться к Раму Мукхопадхяйе из деревни Джайрамбати. Судьба соломинкой пометила мою невесту…
(Кристофер Иешервуд, "Рамакришна и его ученики", гл.7)


Насчет соломинки. У крестьян Индии существовал один обычай. Если какой-то из выращенных плодов оказывался очень удачным (большим, вкусным и красивым) и крестьянин хотел поднести его какому-нибудь божеству, то тогда плод аккуратно обвязывали соломинкой. Это был знак, что срывать его нельзя. Вот таким вот «божественным плодом» и станет для Рамакришны его будущая невеста Сарадамани, ныне известная миру как Сарада Деви. Только произойдет это не сразу. И вот почему... Мать и брат довольно быстро нашли человека, названного Рамакришной. Все совпало: деревня и то, что у Рамы, действительно, была дочь. Единственная дочь. Звали её Сарадамани и было ей всего пять лет. Чандру и Рамешвара привели в уныние возраст девочки. Это же сколько лет ждать того момента, когда девочка сможет стать полноценной женой. Но деваться было некуда. Сговорились о свадьбе, заплатили 300 рупий со стороны жениха. (Ровно столько, сколько у них было на свадьбу.) И в мае 1859 года в деревне Джайрамбати был совершен брачный обряд.     

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 03 Июля 2021, 10:10:49, Золушка»

Сарадамани и Божественная Мать Кали


После совершения брачного обряда Рамакришна возвращается в Дакшинешвар. И вновь погружается в объятия своей возлюбленной Матери Кали. И опять начинается чреда его чудачеств, вызванная безумной любовью к Божественной Матери. Казалось бы, «дашкинешварский безумец» уже достиг уровня, когда любовь к Матери превратилась в ровный и спокойный поток; и уже не имели значения Её статуи, храмы – Она была с ним везде! И все же, место первой встречи с Возлюбленной, место, в котором он провел в Её объятиях годы, пока не выехал в родную деревню – все еще имело над ним огромную власть. Мать Кали словно ждала этого момента. Едва он преступил порог Её храма, душу его затопило такое безумие любви, что все вокруг перестало иметь для него значение. Только его возлюбленная Мать, только Она – везде, всюду! И когда такой безумный влюбленный еще не в силах удерживать эту мощную волну любви в себе; понятное дело, со стороны он кажется чудаком, если не дурачком.

Слухи о том, что Рамакришна «опять спятил» спустя некоторое время достигли Камарпукура, его родной деревни. Они привели его родную мать Чандру в отчаянье. Все оказалось напрасным! И свадьба, и долгое пребывание сына в родительском доме. Чандра принимает решение начать прайопавешану. Так называется очень долгий и необычный пост, который нередко приводил к смерти постящегося. Обычные миряне налагали на себя такой пост в крайне редких случаях, при полностью безвыходных ситуациях. Такой пост означал принесение себя в жертву тому или иному божеству. Перед статуей этого божества обычно он и проходил. И либо постящийся получал от божества просимое, либо умирал.

Чандра решила поститься перед статуей Шивы. Но только не в своей деревне, а в соседней. Где так же был храм Шивы и было Его изваяние. Через несколько дней Чандре, во сне, явился Шива и сказал, чтобы она перестала переживать за сына. Он не сошел с ума, с ним все хорошо. «Им очень сильно овладел Бог и несведущим людям кажется, со стороны, что сын твой болен. Но с ним все будет хорошо…» Сон был очень ярким. Чандра получила большое утешение. Она прервала пост и возвратилась к себе домой, где ежедневно умоляла Раму привести ум сына к покою. И её молитвы были услышаны. Вскоре в жизни Рамакришны появляется благословленная Бхайрави. Эту историю я описывал здесь: «От Матери к Абсолюту».

А что же Сарада?
 Рамакришна несколько раз, после обручения, навещает свою будущую жену. В последний раз это случается в 1867 году. Сараде 13 лет. Она уже достаточно глубоко укрепилась в мысли о своем замужестве с этим необычным человеком. Но теперь Сарада замечает, что уже даже сами мечтания о Рамакришне приносят её сердцу покой и утешение. И она начинает понимать – её будущий муж не просто необычный человек, а человек духовный, святой. Но что делать со слухами о странном поведении и болезни мужа? Сарада решает, что данная болезнь очень непроста, это что-то от Бога. И её долг находиться рядом с больным мужем. Но её суженный все никак не посылал ей весточки, не приезжал за ней. И вот ей исполняется 18 лет…

По весне устраивается религиозный праздник Доль Пурнима (праздника с таким названием я не нашел, но есть аналогичный праздник - Гаура Пурнима, авт.) В этот день изображения Кришны и Радхи раскачивают на качелях в память о том, как, по преданию, делали они сами по весне давным-давно. Праздник Доль Пурнима совпадает с днем рождения Шри Чайтаньи. Веселый это праздник – люди выходят на улицы, осыпают друг дружку красящими порошками и обливают водой. Веселится кто как умеет… Праздник Доль Пурнима считается особенно благословенным, если ты смог попасть в Калькутту, чтобы совершить омовение в Ганге.

В тот год сельчане из Джайрамбати, в том числе и дальние родственники семьи Сарады, тоже собрались на праздник в Калькутту. Сарада попросилась с ними, но ей сказали, что сначала она должна получить разрешение своего отца, Рамчандры. Рамчандра сразу догадался, зачем дочь хочет в Калькутту, и, исполненный сочувствия к ней, пообещал, что отвезет ее сам…
(Кристофер Ишервуд, «Рамакаришна и его ученики», гл. 12)


Железной дороги в тех краях в то время еще не было. До Калькутты приходилось добираться пешком. Путь занимал несколько дней. Сарада не привыкла к таким долгим пешим путешествиям. В своем желании видеть как можно быстрее Ракмакаришну, она переусердствовала и заболела на середине пути. У нее началась «горячка», поднялась высокая температура. Идти дальше в таком состоянии было нельзя. Отец Сарады принимает решение прервать путешествие и пожить какое-то время в придорожной гостинице, пока его дочь не поправиться.

Сараду уложили в постель. Но ощущение собственной беспомощности и невозможности увидеть мужа, только усиливали жар в теле молодой женщины. Не известно, чем бы все закончилось, но под утро Сараду посетило удивительное видение. Она не спала, мучаясь в горячечном бреду. В какой-то момент почувствовала, что теряет сознание, проваливаясь в бездну. И тут она увидела прекрасную девушку, которая приближалась к ней. Девушка была очень смуглая, почти черная. Но, несмотря на это, она сияла необычайной, божественной красотой. (Примечание: в Индии слишком смуглые женщины не считаются красивыми; по крайней мере, так было в Бенгалии в 19 веке.)

Приблизившись к Сараде, божественная незнакомка стала водить руками над её телом. От рук веяло прохладой. Жар стал спадать. Сарада почувствовала себя значительно легче.
- Откуда ты? – спросила она необычную девушку.
- Я из Дакшинешвара – ответила та.
- Из Дакшинешвара, - возбужденно воскликнула Сарада. – Но именно туда я и иду, чтобы встретиться с мужем. Но я заболела и боюсь, что не увижу его.
- Нет, - улыбнулась девушка. – Ты уже выздоровела и вскоре продолжишь путь дальше и встретишься с мужем.
Тут «странная» девушка добавила:
- Я присматривала за твоим мужем. С ним все хорошо.
- Какая ты добрая, - воскликнула Сарада. – Скажи, кто ты, ты не из нашей родни?
- Я твоя сестра, - сказала очень смуглая девушка. И после этого исчезла.


Сарада заснула глубоким сном. Проснулась она совершенно выздоровевшей и продолжила вместе с отцом и другими родственниками путь в Дакшинешвар. Они достигли Дакшинешвакра в этот же день, поздно вечером. Ракмакришна встретил свою жену очень приветливо. Сарада опять переутомилась и легкая форма горячки все же вернулась к ней. Узнав об этом Ракмакришна поселил свою жену у себя в комнате. Он позаботился о том, чтобы никакие ночные сквозняки не повредили её здоровью. Позаботился о её питании и лекарствах. «Какой он добрый, заботливый» – мысленно ликовала Сарада, глядя на Рамакаришну. «Нет, он совсем не сумасшедший» - думала она, желая как можно быстрее поправиться и начать служить своему необычному мужу. Но для Рамакришны, с приездом жены настали непростые времена, которые должны были подтвердить всю чистоту его намерений Сараде. Впрочем, «времена» эти длились недолго. Об этом в следующей теме. :)

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 14 Декабря 2021, 13:28:01, Вадим Булычев»

Сарада Дэви и Божественная Мать – слияние

Однажды, растирая Рамакришне ноги, Сарада спросила:
– Какой ты видишь меня?
Он ответил:
– Та же Мать, что в храме, та же мать, что родила меня когда-то, а теперь живет в музыкальной башне, она сейчас растирает мне ноги. Это правда, я всегда вижу в тебе блаженную Божественную Мать.
(Кристофер Ишервуд, «Рамакаришна и его ученики», гл. 12)

Зачем Рамакришна женился?

Одного из первых биографов Рамакришны звали Сарадананда. Сарадананда – монашеское имя. В миру этот человек был известен как Сарат Чандра Чакраварти. Он родился в 1865 году и еще, будучи подростком, встретился с Рамакришной. Вскоре стал его учеником, приняв имя Сарадананда. Именно под этим именем он написал биографическую книгу «Великий учитель Шри Рамакришна». Пожалуй, это первая полноценная книга о Рамакришне (хотя могу и ошибаться). Но именно в этой книге описана вся жизнь Рамакришны, за исключением последних месяцев.

Я упоминаю Сарадананду столь подробно только потому, что именно он задался вопросом – зачем Рамакришна женился на Сараде, если он готовил себя к монашеской жизни? И не просто готовил; с самого начала своего служения в храме Кали он жил как монах, такая жизнь была для него абсолютно естественна.

Речи нет – пишет Сарадананда – Рамакришну заставила жениться семья. Но, с другой стороны, никто не мог вынудить Рамакришну действовать против его воли – или, точнее, против того, что Рамакришна считал волей Божественной Матери (выделено мной, авт.) Совершенно очевидно, что женился он по своему желанию, тем более что сам выбрал невесту.
Отбросив еще ряд возможных причин, Сарадананда приходит к заключению, что женился Рамакришна с целью дать миру идеал. Индусский брак деградировал к тому времени. Жена превратилась в простую служанку мужа. Да и удобно: когда бы ни возникло плотское желание, она всегда под рукой! Рамакришна же во многих отношениях стал воспитателем своей жены и наблюдал за ее развитием, как отец. Нельзя даже сказать, что он относился к ней как к равной – он поклонялся жене как олицетворению Матери...
(Кристофер Ишервуд, «Рамакришна и его ученики», гл.7)


Да, дать миру идеал. И этот идеал был дан. Но это идеал «бесплотного» брака. И если принять такой идеал «топорно», как есть – то и род человеческий прекратится. А этого, кстати, очень не желал и сам Рамакришна. Поэтому никогда и никому не навязывал свой «бесплотный» брак с Сарадой Дэви. Более того, он не навязывал такую форму брака и самой жене.

Один из биографов Рамакришны (Свами Прем Вивекананда) сообщает, что когда Сарада прибыла в Дакшинешвар, уже как жена, между ней и Рамакришной состоялся разговор. Рамакришна сказал Сараде, что он привык жить как монах. Но он не вправе ограничивать свою молодую жену. Он относится к ней с глубоким уважением, он видит в ней саму Божественную Мать. (Рамакришна так относился ко всем женщинам.) И если Сарада желает обычных плотских отношений, то он смиряется перед её выбором… Так что именно Сарада выбирала ту форму брака, в которой она и прожила с Рамакришной. И довольно скоро она была вознаграждена самой Божественной Матерью за свой выбор. Об этом чуть ниже.

На мой личный взгляд, идеал в отношениях Рамакришны и Сарады заключается не столько в самом браке, сколько в отношениях между мужским и женским началом. В их самом высшем, божественном аспекте. Ведь не стоит забывать это: 

Рамакришну считали аватаром. Кстати, по индийским поверьям, аватар приходит на землю не один... Аватар должна сопровождать его женская половина, его Шакти. Такой вот Шакти и стала Сарада-Деви, для Рамакришны.

И если Сарада была Шакти Рамакришны, то тогда сам Рамакришна для Сарады должен быть самим образцом Бога, Шивой. Он Махакал, Она Махакали. Это как обе половины единого Божественного существа. Они равны, но различаются своей природой. Он для неё образец Бога – медитирующий, неподвижный, созерцающий. Она – охраняющая его Сила (Шакти), его красота и вдохновение. Она заботится о нем как мать и одновременно служит ему как Богу. А он поклоняется ей как Божественной Матери и своей Вечной Спутнице.   


Последняя садхана (слияние)

25 Мая 1872 года Рамакришна подтвердил правдивость своего ответа Сараде на её вопрос: «Какой ты видишь меня?» (Ответ Рамакришны вынесен мною в эпиграф к этому посту.) Это случилось в день новолуния, когда происходит большое почитание Матери Кали. И проводится один особый обряд. Именно его и совершил Рамакришна: только на место, предназначенное богине Кали, он посадил свою молодую супругу.

Обряд начинается с очищения каждого предмета, который будет использован. Очищение производится произнесением мантры, а в некоторых случаях делается также и символический жест рукой, который называется мудра.
Совершающий обряд сидит, обратившись лицом к северу или к востоку. Напротив него или рядом с ним расположено место, на котором должна восседать Богиня, – низкая деревянная скамейка с орнаментом, нанесенным жидкой рисовой пастой.
(Кристофер Ишервуд, «Рамакришна и его ученики», гл. 12)


Именно на эту скамейку и усадил Рамакришна свою молодую жену. Сарада заняла место, которое принадлежало богине Кали. И едва она заняла это место, как тут же стала погружаться в состояние религиозного экстаза. Рамакришна стал брызгать на Сараду специальной водой, освященной чтением мантр. Все мельчайшие ритуальные детали обряда он совершал так, как будто перед ним сидела не его жена Сарада, а сама Божественная Мать Кали. И для Рамакришны, для его духовного взора это было именно так! И когда Божественная Мать заполнила собой душу и тело его молодой жены, он обратился к Ней с молитвой:
– О Повелительница, о Мать, о Владычица всей мощи, распахни врата к совершенству, очисть тело и ум этой женщины. Будь милосердна!..

И он возложил перед Сарадой шестнадцать ритуальных подношений, в числе прочего символизирующих землю, эфир, воздух, огонь и воду, то есть пять основных элементов вселенной, обращаясь с Сарадой уже как с самой Богиней. Поднося освященную пищу, он собственноручно положил кусочек ей в рот. В этот миг Сарада погрузилась в самадхи, Рамакришна тоже. Оба оставались в этом состоянии до глубокой ночи. Потом Рамакришна отчасти вернулся в обычное сознание и сделал последнее подношение – поднес Богине самого себя: сложил у ее ног плоды всех своих садхан, вместе со своими четками. На этом завершилась последняя садхана Рамакришны...
 (Кристофер Ишервуд, «Рамакришна и его ученики», гл. 12)

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 15 Декабря 2021, 13:51:15, Золушка»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика