Метаистория и геополитика
От поправок в Конституцию до новой государственности (текущее во времени)

0 Участников и 3 гостей просматривают эту тему.

Крепостное право в те времена ещё не подвергалось сомнению как норма. Это всё-таки 17-й век, даже не 18-й.

Крепостное право было введено всего лишь за 20 лет до восстания.

Степан Разин вовсе не против крепостного права бунтовал, но против "плохих бояр" и во имя "хорошего царя" (самозванца).

Степан Разин, может, и не против крепостного права был. А вот восставшие были против. Основой восставших были бежавшие крепостные крестьяне. В 1660-х годах активно взялись возвращать бежавших крепостных, это и было порохом для восстания.

Степан Разин, каким бы он на самом деле не был, вошёл в народную память как герой. Это не моя эмоциональная оценка, это оценка русского народа.


Разве не при Борисе Годунове было введено крепостное право?
Разве не казаки были основой войска Степана Разина?
Разве не коммунисты создали героический образ Степана Разина и Емельяна Пугачёва?
А героические образы террористов-народников 19-го века тоже народ создал, а не коммунисты?

Но это так всё, детали. К тем историческим параллелям с настоящим временем, что мне показались интересными, эти детали имеют касательное отношение, сути они не задевают.

А вот вопрос по сути. Что бы стало с Россией, если бы этим "героям" (включая декабристов), которые были за всё хорошее против всего плохого, удалось достичь своей цели и прийти к власти? (И здесь аналогия с сегодняшним днём самая что ни на есть прямая.)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Разве не при Борисе Годунове было введено крепостное право?

Нет. В 1649 году было введено крепостное право - приписывание крестьян земле. После чего только и стал возможным сыск беглых крестьян в государственных масштабах.

Разве не казаки были основой войска Степана Разина?

А казаки-то откуда брались? Казачество прирастало за счёт беглых крестьян. И не только казаки были среди восставших. Была огромная поддержка среди населения.

Разве не коммунисты создали героический образ Степана Разина и Емельяна Пугачёва?

Народные песни о Степане Разине, сказания, былины сфальсифицировали коммунисты? Верхний слой русских былин заканчивается на Степане Разине. Последний русский богатырь.

Что бы стало с Россией, если бы этим "героям" (включая декабристов), которые были за всё хорошее против всего плохого, удалось достичь своей цели и прийти к власти?

А герой народный (в сознании народа) не тот, кто к власти пришёл, а тот, кто за народ пострадал. И тут аналогия с текущей ситуацией не работает. И не пострадали, и никакой борьбы за народ и не было.

«Последнее редактирование: 04 Августа 2023, 12:59:51, Мидюков Антон»

По-моему, в 1649-м году отменили "Юрьев день", в который крепостной мог перейти от одного помещика к другому. А само "крепостное право" введено ещё до Смуты, до Романовых на престоле. Борисом Годуновым (то ли в его царствование, то ли когда он был фактическим правителем при Фёдоре Иоанновиче). Вообще чёткой даты введения крепостного права нет, оно появлялось постепенно по мере долгового закабаления крестьян.

В народных (к слову, у них есть вполне реальные авторы, в основном поэты 19-го века) песнях Степан Разин предстаёт всё-таки не борцом с крепостным правом (это-то как раз коммунисты ему приписали), а эдаким разудалым гулякой, предводителем шайки. Это скорее не к былинному стилю уже принадлежит, а к тому, что оформился в 20-м веке как "блатной фольклор". В 19-м он и начал оформляться стилистически, когда и были написаны песни о Степане Разине, и вовсе не народом, а в основном поэтами из купцов, как та же "Дубинушка", "Замерзал ямщик" и т.п.

Казаки, например, Запорожской сечи вовсе не от крепостного права бежали, а пограбить на волюшке... В каком-то смысле это и были ЧВК.

Как же не пострадали, а Навальный, Стрелков - страдают же. Не на дыбе, конечно, но в рамках нынешней реальности - страдают. Не как стрельцы при Петре или декабристы при Николае Первом, или старые большевики при Сталине, но страдают... при Новом Тишайшем. При Алексее Михайловиче (Тишайшем) Аввакума вообще сожгли на костре, боярыню Морозову уморили, Разина четвертовали. А ведь очень нравственный был царь, богомольный - без всяких кавычек...

Меня интересует само явление русского раскола. Мы его никак не можем изжить... Ради этого и параллели ищу. В них должен быть ключ.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

По-моему, в 1649-м году отменили "Юрьев день", в который крепостной мог перейти от одного помещика к другому.

Какой же он крепостной, если мог уйти от помещика? Не только от помещика к помещику, но и куда угодно. Это ещё в 1497 году было введено.

Вообще чёткой даты введения крепостного права нет, оно появлялось постепенно по мере долгового закабаления крестьян.

Крепостное право - это пожизненное прикрепление крестьянина и всех его потомков к вотчине, поместью или монастырю. Крепостные были трёх видов соответственно. Это всё было оформлено на Земском соборе 1649 года. Только при Петре I все три вида были объединены в просто крепостных крестьян, которых принизили до холопов (рабов), и их стало можно продавать (до того, торговали только холопами). То есть даже после 1649 года крестьяне ещё были вполне свободными людьми, но прикреплёнными к земле навечно.

В народных (к слову, у них есть вполне реальные авторы, в основном поэты 19-го века) песнях Степан Разин предстаёт всё-таки не борцом с крепостным правом (это-то как раз коммунисты ему приписали), а эдаким разудалым гулякой, предводителем шайки.

То есть выдумали всё. Тогда нужно признать, что и более древние былины были написаны в XIX веке собирателями былин, которые всё сами придумали.

Казаки, например, Запорожской сечи вовсе не от крепостного права бежали, а пограбить на волюшке...

Так и на Дону казаки не от крепостного права завелись.
Но есть факт, что в 1660-х годах очень много крестьян бежало на Дон, потому что только с Дона выдачи не было. Именно тогда крестьяне ещё не смирились со своей участью.

В каком-то смысле это и были ЧВК.

В каком-то смысле да. Вот только в казаки не из стрельцов уходили.

Как же не пострадали, а Навальный, Стрелков - страдают же.

А при чём тут они? Сравнивали Пригожина со Степаном Разиным, а всплыли они :)


То есть выдумали всё. Тогда нужно признать, что и более древние былины были написаны в XIX веке собирателями былин, которые всё сами придумали.

Антон, авторы песен о Стеньке Разине, как и других "народных" песен (той же "Дубинушки" и т.д.), известны. Это никакой не секрет. Есть книги этих авторов, изданные и в советское время. Я порою сам удивлялся, когда наталкивался там на текст песни, которую все считали "народной". Думаю, что сейчас в Интернете можно через поиск найти этих авторов без труда.

С былинами сложнее, как и со "Словом о полку Игореве". Там до авторов докопаться трудно. Не говоря уже о том, что средневековая культура строилась иначе, летописи (и былины в частности) писали многие авторы, десятилетиями и даже веками. Даже писцы вносили в них свои кусочки текста. Это как с Библией...

А вот большинство песен, которые мы называем "народными", были сочинены вполне себе конкретными авторами в 19-м веке (в основном из купечества), эти тексты изданы и вопросов об авторстве у них нет никаких.

А при чём тут они? Сравнивали Пригожина со Степаном Разиным, а всплыли они

Да я уже и не помню, кого с кем сравнивал. Ну, можно Стрелкова сравнить тогда с Радищевым (хотя, на мой вкус, не тот масштаб). Меня интересовала параллель с русским расколом - его истоками и атмосферой, в которой он зародился. Мне кажется, что повторение в ключевых символах начала этой трагедии говорит о возможном её окончании...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Проскочила опечатка: большевик - борщевик...
Невольно задумался...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Думаю, что сейчас в Интернете можно через поиск найти этих авторов без труда.

Не нашёл авторов вот таких песен (считаются фольклором), кроме самых нижних:
https://publicadomain.ru/russkie-narodnye-istoricheskie-pesni/o-stepane-razine

«Последнее редактирование: 04 Августа 2023, 15:57:59, Мидюков Антон»

Я имел в виду популярную песню "Из-за острова на стрежень". А так, да, получается большой список. Пусть будут "народные". Но в наш информационный век уже нет новых "народных" песен. У каждой можно отыскать автора, даже у "блатного фольклора". На мой взгляд, его истоки как раз в таких песнях о воле-волюшке и лихом атамане (и по духу, и по стилю).

Прямых аналогий в истории не бывает. Тут всегда можно найти кучу нестыковок. Но символические есть, и они интересны. Я о них, собственно.

А вообще - Степан Разин такой же защитник народа и борец с его угнетателями, как и все самозванцы. Лжедимирий и Тушинский вор ничем не отличаются от него. Разве что тем, что у Лжедимитрия "сбылась мечта идиота", хотя и ненадолго. Всё-таки именно в советское время происходила героизация Разина, Пугачёва, декабристов, народников-террористов и т.д. Назывались их именами улицы, заводы, издавалась массовыми тиражами псевдоисторическая художественная литература. У Пушкина (зрелого), например, был более трезвый взгляд и на Пугачёва, и на декабристов. И ближе гораздо к исторической правде.

По Андрееву же, это всё орудия Велги или одного из жругритов. Или обоих одновременно. Мало тут доброго и героического, если судить по плодам...

P.S. О Радищеве Пушкин, к слову, тоже высказался совсем нелестно, упрекнув того в односторонности. Между прочим, как раз в письме о Радищеве (по-моему, Вяземскому, но память может и подвести, а сверяться через поисковик лень) Пушкин и породил такой известный и такой глубокий афоризм: "нет истины, где нет любви".

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 04 Августа 2023, 16:50:05, Ярослав»

Монизм или многообразие
(о сущности противостояний новейшей истории)

Осталось дождаться, когда это государство почувствует в себе силу удалить последнюю и самую страшную метастазу – т.н. «финансовый блок».

А нельзя удалить самого себя...

Вот в этом противоречии и заключается вся трагичность и неимоверная сложность происходящего ныне. Здесь находится и главный ключ к пониманию подвига России, первой из великих держав бросившей открытый вызов глобальной Системе.

Постсоветская Россия возникла и строилась – не только как государственная форма, социальный и экономический уклад, но и как духовно-культурный организм – изначально вписанной в глобальную Систему, в виде её составной части. Все споры шли только о месте России в иерархической структуре этой Системы. Никаких идеологических расхождений с ней не было, как их нет и поныне у России и США; в отличие, например, от СССР и США (или шире: Запада). И тем не менее, случилось то, что случилось: противостояние не на жизнь, а на смерть.

Если мы будем искать причину этого противостояния по старинке (даже с учётом андреевской мифологии и приоткрывающейся через неё метаисторической панорамы), мы не сможем увидеть самой сущности этого конфликта; понять, почему части одной Системы вошли друг с другом в неразрешимое противоречие.

Это противоречие невозможно до конца объяснить не только экономическими или эгоически-имперскими столкновениями интересов, как было в Первую Мировую войну, но и теми идеологическими и метаисторическими столкновениями, что привели ко Второй Мировой. Необъяснимо это противостояние только борьбой за Русское Слово (культурное и историческое бытие России). Или теми глубинными процессами внутри самой России, что приводили её веками к смутам, расколам, революциям и гражданским войнам. Даже все в комплексе эти извечные причины войн не вскрывают сущности нынешних событий. Необходимо ввести в историософию новых метаисторических игроков, уже не национального, государственного или имперского масштаба, но глобальных, пронизывающих изнутри все цивилизации, все государства и все культуры.

Бросив вызов глобальной Системе, Россия восстала не только на внешнего врага, но и на самоё себя как государственность, являющуюся изначально частью этой Системы. Чтобы решиться на такой шаг, нужна духовная причина, сопоставимая по масштабу с этой Системой. То есть, не только национальная, но именно – общечеловеческая, всемирная. Мы не можем влезть в голову и душу политического руководства, отважившегося на такое противоборство. Проще сказать, что оно действовало вынужденно, исходя из тактических соображений. Это не отменяет глубинного волевого выбора, который мог и не осознаваться до конца (как правило, он и не осознаётся людьми при жизни, но только в посмертии).

Духовное познаётся только в живой конкретике, а не в абстракциях. Это потом можно отобразить пережитый в конкретных коллизиях духовный опыт при помощи абстрактных формул и общих выводов. Но он сам всегда абсолютно конкретен, как всё живое. Вот именно на такой живой конкретике мне довелось столкнуться с двумя духовными сущностями (векторами, направлениями воли), которые проявили себя в локальном розамирском сообществе.

Один вектор – это восприятие Розы Мира как некой универсальной системы, великого знания, учения и концепции, должных примирить в себе все другие системы. Другой вектор – это восприятие Розы Мира как гармонизации отношений между системами без попытки их объединения в одной универсальной картине мира. Первый вектор, вопреки своим благим намерениям, ведёт только к вражде. Второй – к творческому сотрудничеству. Если совсем упростить, то первый вектор – это вектор к смерти, а второй – к жизни.

Я символически назвал один вектор – Духом Системы, а другой – Духом Диалога. Я убеждён, что за ними стоят две великих метаисторических сущности, которые не были описаны в андреевской мифологии (вернее, о них там сказано как о грядущих, но ещё не участвующих в метаистории). И всем остальным метаисторическим игрокам теперь приходится делать выбор в пользу одного или другого глобального Духа. А противостоянием этих двух противоположных общечеловеческих путей (дух и есть путь) определяется вся новейшая история и выбор каждого конкретного государства, каждого народа, каждого человека.

Философски и символически я попытался описать этот выбор как два противоположных пути синтеза: Богочеловеческий и человекобожеский. Вот этот выбор и сделала Россия, восстав на уготованный человечеству глобальной Системой путь синтеза. В глубине глубин Российского сверхнарода заявил о себе его высший смысл, его высшая миссия, его оправдание во всемирной истории – вопреки всему. Именно Россия готовилась веками и предназначалась Провидением для Богочеловеческого пути синтеза (всеединства). И не могла в итоге не бросить вызов пути человекобожескому, духовно противоположному.

Воля универсальной Системы (любой!) – «всё не-я должно стать мною». Это тот духовный монизм (демонизм, эгоцентризм), который извечно противостоит Божественному многообразию, не принимает его онтологически. Божественное многообразие предполагает общение, диалог, гармонизацию отношений самых разных систем и феноменов. Духовный монизм предполагает только одно – торжество единой универсальной системы, а это и есть «смерть вторая».

Все исторические события со второй половины 20-го века и по сей день продиктованы выбором человечества пути к объединению – Богочеловеческому или человекобожескому, под эгидой Духа Диалога или Духа Системы. Тем же выбором движимы процессы и внутри культуры. Большинство её деятелей не осознаёт этого, вообще не мыслит такими категориями, движется по инерции, но не видеть тех, всё больше поляризующихся внутри культуры процессов, с противоположными духовными векторами и несовместимыми оценочными критериями, становится с каждым днём всё труднее. Служить двум богам одновременно уже не получается. И так во всём.

Россия, став на пути человекобожеской Системы, должна явить миру альтернативу. Монизму – многообразие. Системе – диалог. Именно к этому альтернативному объединению народов готовился веками сам стиль русской империи. Только на том пути, который предлагает миру Россия, возможен настоящий диалог религий (и он уже происходит в реальности военного быта). В западной Системе не только такой диалог не может осуществиться, но и сами его субъекты растворяются в ней постепенно и теряют «лица необщее выраженье». Сатанизм, всё более выпирающий на поверхность на Западе, это не дань моде, не одёжка, но сама суть любого монизма, это и есть центральная установка воли любой универсальной Системы: «всё не-я должно стать мною».

Чтобы быть реальной альтернативой бездуховному глобализму, России нужно внутри себя самой не только одолеть глобальную Систему и выйти из-под её власти, но и преобразить свою собственную «изнанку всемирной отзывчивости» – свои извечные междоусобицы, смуты, расколы, революции и гражданские войны.

При богомольном Алексее Михайловиче (Тишайшем) случился великий русский раскол, а также первая крестьянская война Степана Разина и присоединение Малороссии. Мне видится бесконечно символическим сейчас, что при новом «Тишайшем» метаисторический шанс развязать эти узлы извечных русских противоречий осуществляется на земле Малороссии...

Это шанс выйти из гражданской войны, длящейся по сей день, то угасая, то вспыхивая, после 1991 года, к новой форме государственности эволюционным путём, преодолев великий русский раскол – в диалоге религий, перед лицом угрозы их поглощения сатанизмом. Если сможем, то внешний враг отступит перед такой внутренней силой.

«Если очевидно, то сомнительно.» (Очень мне пришёлся по душе этот афоризм Антона!) Так в начале 20-го века было всем очевидно, что необходимы реформы, что царизм становится тормозом и слишком медлит, колеблется, делает то шаг вперёд, то два назад... Решили ускорить... То же самое (примерно) было всем очевидно и в конце 80-х... И тоже решили ускорить... И ныне всем очевидно, что нужно и срочно менять. Да хоть ту же «финансовую политику» (выходить из-под диктата МВФ и т.п.). И что власть тормозит, колеблется... И сколько можно?!

И вот мне всё больше кажется, что в этой неторопливости, даже заторможенности верховной власти есть некий ключ, некий шанс миновать ту человеческую очевидность в её благих намерениях, которая дважды за сто лет приводила Россию к катастрофе. Положиться на естественный ход вещей, на естественную смену поколений, а не на организационные меры. Что «не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного» (по Пушкину)... Не знаю. Но всей душой чувствую, что шанс у России есть не свалиться опять в революционную бездну.

Может быть, самое правильное сейчас сделать главный акцент на системе образования, на возвращении прежде всего её из «обморока либерализма» в трезвое сознание? Или есть основания полагать, что глобальная Система разрушится сама в своей цитадели раньше, чем мы сможем ликвидировать её щупальца внутри России, рискуя перейти ту невидимую грань, когда лекарства становятся страшнее болезни?

Россия, как и предсказано, первой предложила миру иной путь единства не в универсальной Системе, но в Диалоге; не как монизм, а как многообразие; не через единую и общеобязательную методологию, а через гармонизацию отношений разных систем и подходов. Отсюда и ненависть Системы, и накал её русофобии, и небрезгливость в средствах, и союз либерализма с нацизмом (и то, и другое монизм – в самом своём существе, а не в одёжке).

Ныне человечество, как единое целое, делает выбор между многообразием жизни и монизмом смерти – в этом смысл новейшей истории. В этом наглядном выборе Богочеловеческого пути всеединства и в непримиримом отказе от человекобожеского тупика – исконная миссия и высшее оправдание России и русской культуры. В этом и насущная необходимость просветления тёмной изнанки нашей русской всемирной отзывчивости. В конечном итоге – это выбор между культурой и антикультурой. Читатель должен победить начётчика. В душе человеческой.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 06 Сентября 2023, 22:10:41, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика