Антон, Вы в трёх кратких абзацах последнего поста выдвинули несколько тезисов, каждый из которых хочется развернуть в серьёзный разговор. Я понимаю, что это выстраданные и концентрированные выводы, но попробую также набросать несколько тезисов вдогонку (так кратко у меня не получится, как у Вас, увы) - с надеждой продолжить разговор в других темах (по ходу буду давать туда ссылки).
Неудача означает получение не того результата, который ожидается при выполнении некоторого действия. Ни одно ожидание от задуманного не оправдалось за шесть лет.
Ни у одного самодержца в человеческой истории ожидания от действий и реальные их результаты не совпадали. Можно рассмотреть эту дельту между ожидаемым и реальным на примере и любого российского монарха. На примере Александра Первого, победителя Наполеона, первого монарха Европы, можно увидеть, насколько его внутренний мир и мир внешний находились в трагическом противоречии. Это замечательно описали и Лев Толстой, и Даниил Андреев. Можно также увидеть, насколько был не понят император и ложно истолкованы его мотивы даже самыми умными людьми того времени, включая умнейшего из них, Пушкина.
Не совпадало ожидаемое и реальное и у коммунистических лидеров. Тому же Ленину сколько приходилось лавировать и менять лозунги и планы! А глава государства демократической России не обладает ни реальной властью, ни идейным авторитетом, соизмеримым с монархами и генсеками.
По большому счёту, вся человеческая история - сплошная неудача. Историческое христианство - неудача. Культура - неудача. Даже весь космос во власти князя мира сего - неудача. И это была бы неудача Божьего Замысла, если бы у Бога была власть. Здесь мы выходим на самые глубокие открытые вопросы нашего бытия (жизнь, кончающаяся болезнями и смертью, тоже неудача), потому и суждения в критериях удачи и неудачи, что в отношении политика, что поэта или пророка, равно бессмысленны. Да и слишком они ограничены во времени. Для таких суждений нужна дистанция в несколько веков, но тогда мы уже будем иметь дело с Мифом, то есть - с преображённой действительностью, а не с той, изнутри которой судим сейчас.
Вернёмся к нашим баранам. Все главы государства имеют дело с самым косным, из всех существующих в мире, приводным рычагом осуществления замыслов – с бюрократическим аппаратом. Который состоит не из послушных клапанов и клавиш, а из людей, принадлежащих определённой культурной среде и входящих в сложившиеся властные группировки.
Более того, нынешняя форма государственности (не только российской) самая плохо приспособленная для осуществления воли первого лица из всех до неё бывших в истории. С самым неповоротливым, раздробленным и лишённым творческой инициативы аппаратом. Плюс - идейный вакуум этой государственной формы. Плюс - отсутствие её истоков в историческом опыте нашего народа и чуждость ему её внешней и внутренней сути. Эта форма (условно: либерально-демократическая) появилась сверху и извне (как подражание), а не была исторически выношена, как монархия, и не опиралась на опыт народной самоорганизации (община, советы), как в коммунистический период.
И последнее, но очень серьёзное вводное: нынешняя форма государственности не является (впервые в истории человеческой!) самостоятельной, она вписана в глобальную Систему. Соответственно - и существенная часть бюрократического аппарата обслуживает не только своё государство, но и глобальную Систему. Вольно или невольно. Сама же глобальная Система также впервые появилась в истории как реальная сила. А ни у одного государства нет исторического опыта взаимодействия с такими глобальными Системами.
Всё перечисленное исключает оценку действий первого лица, исходящую из соответствия задуманного и реализованного. Исключает в принципе. Тут справедливее будет оценка от противного: чего удалось избежать (худшие сценарии) и чего не удалось. Сама эта форма государственности не приспособлена для осуществления стратегических созидательных задач и вписана в глобальные условия, лишающие её внутреннего творческого начала практически полностью. А без такого начала никаких замыслов не может осуществить никто, ни отдельная личность, ни коллективная. Это временное, переходное состояние государственности, все цели которого - тактические, а не стратегические: пройти неизбежный и временный этап с наименьшими (из возможных) потерями и получить определённый негативный опыт, который пригодится в будущем для избежания ошибок при становлении творческих форм, имеющих стратегическую глубину, в отличие от данной. Посему и все наши оценки идут исключительно по негативной шкале: мы считаем потери, а не достижения.
Но в данном случае меня занимают другого рода вопросы. А что будет, когда откроется историческая возможность созидания новой формы государственности? Меня больше всего волнует вопрос:
кто будет делать? Состояние общества и культуры на то время?..
Не стану далеко ходить за примерами: человек, прочитавший Розу Мира без должной культурной и философской базы, ничего, кроме одной из разновидностей родонизма, из неё не вынесет и не создаст вовне. То есть, неизбежно он будет служить прямо противоположным целям и духу, чем те, что содержатся в книге и которым он искренно хочет служить. Повторюсь: это
абсолютно неизбежно. Вопрос только в сроках и в способности человека к саморефлексии и к творческому развитию. Беда в том, что ложно понятая, легшая на слабую культурную базу истина блокирует эти способности в человеке в первую очередь. Я намеренно взял вариант, который легко пощупать в самом себе.
Какая бы идея, какая бы форма новой государственности ни зародилась в России после крушения глобальной Системы, нынешнее состояние общества и культуры почти не оставляют шансов на оптимистический сценарий. Поэтому любой поспешный шаг может привести к тяжелейшим последствиям. Сейчас перед государством, на мой взгляд, стоят две самых главных задачи, имеющих исток и смысл в будущем:
1. Не допустить провала в гражданскую смуту. А вероятность такого провала продолжает оставаться серьёзной и только возрастает, по мере вхождения глобальной Системы в стадию агонии и роста раскола внутри элит. Это общая и самая актуальная опасность для всех больших государств без исключения на сегодняшний день.
2. По мере ослабления антикультуры и возвращения культуры из перевёрнутого в естественное состояние, вновь становится актуальной гармонизация отношений государства и культуры (это и система образования, и многое-многое другое).
Кто - который будет
делать (осуществлять конкретные задачи в новой форме государственности) - воспитывается не самим государством, но культурной средой. А состояние этой среды напрямую зависит от отношений государства и культуры, очень противоречивых и парадоксальных. Хочу продолжить о них разговор (а там великое множество очень интересных исторических параллелей и неоднозначных вопросов) в
этой теме.
Владимир Владимирович поступил вопреки желаниям определённых групп в кремле, и это очень сильно обнадёживает. Может, уже и понял причину своих неудач до этого.
Меня больше всего обнадёживает то, что за два десятилетия он не вошёл в непримиримый конфликт ни с одной из групп (друг с другом абсолютно непримиримых). То, что многим видится недостатком путинской политики (и действительно недостатком является для творческого периода становления государства), мне всё чаще кажется её главным оправданием в период переходный. Когда нет почти никаких общих точек опоры не только в прошлом и настоящем, но и сколько-нибудь общей картины будущего. В такие периоды чуть ли не единственным лекарством становится заповедь "не навреди".
Мы можем считать благими и желанными многие шаги, на которые Путин не решается или которые так и не сделал (упустил шанс, как нам кажется), но для адекватной оценки у нас нет ни полноты информации, которой располагает первое лицо, ни ясного видения исторических следствий; а их вообще прозревают только пророки. Любой слишком явный шаг в каком-то направлении неизбежно связан с конфликтом с направлением другим. И бывают такие периоды как в жизни отдельного человека, так и государства, когда лучшим из возможного становится непринятие слишком однозначных решений. Такова самая суть путинской политики, насколько я её понимаю. И не исключено, что с точки зрения заповеди "не навреди" такая политика пока наиболее правильная.
Вот когда откроется дорога, которую признает за верную большинство народа, тогда и потребуются решительные шаги по ней и со стороны государства. Здесь другое ещё важно: государство хорошо идёт, когда идёт позади культуры. То есть, такие дороги должны приоткрываться снизу (на самом деле - свыше) в культуре, а уже затем государство на них становится и худо-бедно движется, плетясь за культурой. Если же государство берёт на себя культурное (идейное) водительство, то после краткого апофеоза обнаруживается его подлинная идейная скудость и творческое бесплодие; и такая государственная форма, быстро возрастая в могуществе, так же быстро и разрушается. Яркий пример государства, ставшего идейным водителем, это СССР.
А что там понял или не понял Владимир Владимирович, нам не дано предугадать - и в силу склада его личности, и в силу тех обстоятельств, внутри которых он находится и которые, не побоюсь этого слова, для нас трансцендентны. Не в силу нашей глупости и его гениальности, а в силу непредставимости для обычного человека (в общем-то свободного) тех страшных нагромождений необходимости, в которых приходится отстаивать свою человечность и свободу по мере восхождения в государственной иерархии. Она противоположна иерархии культуры: рост власти сопряжён с ростом необходимости и умалением творческой свободы (в культуре с точностью до наоборот). А общее и там, и там - рост ответственности. Но если рост свободы и, как следствие, рост ответственности - это естественное для человеческого духа состояние. То рост необходимости параллельно с ростом ответственности - совершенно противоестественное; и пока в него не окунёшься на деле, понять движущие внутренние мотивы человека в таком состоянии невозможно.
У главы государства максимум необходимости совпадает с максимумом ответственности, что делает его положение сродни голому фатуму, а его самого - объектом. Причём объект наделяется в глазах людей максимумом свойств субъектности, несущей всю полноту ответственности. И что бы ты там ни сделал или сделал (вернее, что бы с тобой ни сделалось или сделалось) - будешь виноват так, как может быть виноват только абсолютно свободный человек. И кто тебе поверит, что ты раб на галерах? Вот и не верят...
Этого не было уже много столетий, но новая Эпоха требует. Посыпятся все текущие политики в мире. Нет, не государство несёт свет. Я о другом. Власть, пытающаяся свет Правды заслонять, теперь сгинет.
Новой Эпохой было "осевое время" (Будда, библейские пророки, Лао Цзы, античная философия).
Воистину Новой Эпохой было Пришествие Христа.
Новой Эпохой стал и конец античности, и признание христианства государственной религией.
Новой Эпохой стал конец средневековья и гуманистическая эра.
И за кризисом и концом гуманистической эры грядёт Новая Эпоха...
И мистики говорят об Откровении Вечно Женственного и Завете Святого Духа...
Но "сгинет ли Власть, пытающаяся свет Правды заслонять"? Изменятся ли принципиально отношения государства и культуры, сама сущность государств и культур, "пока человек не изменился физически"?
Даниил Андреев описал оптимистический сценарий глобализации, который, как и положено утопиям, кончился Антихристом. Мы же опытно пока столкнулись со сценарием глобализации, обнажившим свою антихристову природу за несколько десятилетий. Причём настолько обнажившим, что веруют по сей день в "свободу и демократию", которую эта либеральная глобализация и мультикультурализм несут миру, либо совсем фанатики, либо негодяи, имеющие свой гешефт от провозглашения чёрного белым.
Тут вот Хазин на Авроре заговорил о "православном социализме", а мне вспомнилась наша переписка с автором одноимённой книги, Александром Молотковым. Он и сам уже отказался от этого термина, и назвал свой сайт "Новый социализм". К слову, мою метафору "Социализм с Богочеловеческим лицом" он принял с восторгом... Поразмышлять над теми смыслами, что мы вкладываем в слова "Новая Эпоха" применительно к государству (почему это оно перестанет заслонять свет правды?) и т.п. - предлагаю в
этой теме.
Закончить хочу небольшой цитатой, в которой содержится самая суть обсуждаемого нами здесь:
«
Самое важное – понять, что в процессе объективации, которой подвергается историческая и социальная жизнь человека, Дух символизуется, а не реализуется. Источник символизации в том, что даются лишь прообразы грядущей реализации, знаки иного мира. Но символизация заковывает, когда её считают уже реализацией. В глубоком смысле слова и культ, и культура символичны. Но в них дан путь к реализации, если этот символизм не рассматривается статически, как окончательная завершённость. Подлинная эпоха Духа будет уже не символической, а реалистической. И к ней всегда прорывались люди Духа.»
Николай Бердяев. Истина и откровение. Гл. IX