Пространственные искусства
Поэзия архитектуры

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #16 : 06 Июля 2020, 21:34:09 »
Наталия, спасибо !
Буду читать всю книгу.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #17 : 06 Июля 2020, 22:49:03 »
Буду читать всю книгу.
Очень рада! Я уже не знаю по какому кругу перечитываю её за прошедший год, и каждый раз нахожу то, чего не видела. Что бы я сейчас ни читала, "Я и Ты" всегда рядом и параллельно перечитывается. Сегодня сформулировала ещё одну особенность: есть "громкие книги" и "тихие книги", и те, и другие могут быть великими или посредственными. Мне сейчас очень не хватает именно тихих книг, а "Я и Ты" - это, наверное, самая великая Тихая книга ХХ столетия. И ведь написал её не какой-то умудрённый сединами старец, в 1920 году Буберу было всего 42 года!


« #18 : 06 Июля 2020, 23:36:41 »
Сегодня сформулировала ещё одну особенность: есть "громкие книги" и "тихие книги", и те, и другие могут быть великими или посредственными.

Как бы мне хотелось, чтобы и "Роза Мира" была "тихой книгой". Тогда в ней раскроются наедине с читателем великие смыслы... Но всеми силами часть поклонников этой книги пытается сделать из неё "книгу громкую". И, увы, это не просто медвежья услуга, но искажение, а порою извращение духа книги - путём неверной расстановки акцентов и сведения в плоскость тончайших переливов Поэзии. Теперь все книги Поэзии стали тихими. И "Роза Мира" по праву принадлежит всемирному поэтическому братству, а не оккультным, квазирелигиозным или социально-утопическим схемам. (Как говорится, кто о чём, а я о слове).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #19 : 18 Июля 2020, 22:07:04 »
Мое самое любимое место в нашей прекрасной Риге. Здесь царит всегда современный дух элегантности и крестьянской основательности, присущий латышскому национальному характеру. Несколько поколений зодчих  строили это пространство. Основание было положено в 1863 году. Первым на месте Блинного бастиона был построен театр – гениальное творение прибалтийского немца Людвига Бонштедта, затем фоновую застройку для произведения своего учителя тактично осуществил Янис Бауманис, через 100 лет ансамбль был завершен гостиницей «Рига» Сергея Антонова. Они были романтиками, поэтами архитектуры, поэтому каждый понимал безмолвный язык коллег и продолжал общее дело.
А современники не понимали их, потомки забыли их имена. Людвиг Бонштедт был вынужден покинуть Россию,  суггестивное творчество Яниса Бауманиса замалчивается до сих пор, Сергея Антонова на стройке гостиницы «довели» до инсульта. Сегодня стало уже тревожно, ведь в гостинице недавно заменили окна, а театр обстроили не только многочисленными объемами, но даже складами-ящиками, заставив замолчать вечную музыку архитектурных форм. Покинет ли высокая поэзия это место ?

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #20 : 14 Сентября 2020, 23:55:23 »
....Если будет организация внутреннего пространства, тогда и внешнее пространство будет обустроено.  Это очень важно «изнутри наружу»…

А пошлость, наверное, и есть пустота внутреннего пространства, которая маскирует себя внешней презентабельностью. Но всегда есть надежда, что эта пустота заполнится изнутри, когда рухнут от безысходности стены Эго и Свет Нездешний прольётся в образовавшиеся окна-проёмы, знаменуя возрождение Души.

О том, как смыслы "прорастают" изнутри наружу - статья о церковных главах, самом поэтичном образе русской сакральной архитектуры, обретенном народным гением.

Когда в 2013 году писала первоначальный текст, то хотела выяснить "для себя" смысл конструкции, которую проектировала. Но тема оказалась очень актуальной. В последние годы поднялся "вал" замены церковных глав, которые технически обветшали за прошедшие 100 лет. Увы, смыслы совершенно забыты и активно искореняются. Причем процесс этот глубоко символичен (в сакральной архитектуре нет случайностей!), ведь модная ныне пустота внутреннего пространства главы маскируется "богатым" блеском нитридо-титанового покрытия.
Обновленный текст написан с надеждой на прорыв Света в наше сознание, как пишет Наталия.



См. в Библиотеке Замка иллюстрированную статью Л. Клешниной «Прикровенный смысл церковной главы». Прим.ред.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 14 Сентября 2020, 23:59:42, Золушка»

« #21 : 25 Сентября 2020, 23:18:00 »
Для интересующихся, к этой моей статье следует дать ссылку на статью С. Заграевского о церковных главах - http://zagraevsky.com/glavi.htm - как пример псевдонаучного "исследования" архитектуры. Важнейшая символическая форма православного храма рассматривается как декоративный элемент, в отрыве от богословия, описание конструкции совершенно беспомощное. Автор этой статьи - не архитектор, не инженер, не теолог, не искусствовед, не плотник.  И совсем не поэт.  Статья написана в 2006 году и до сих пор "работает" на уничтожение нашего культурного наследия.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #22 : 10 Октября 2020, 21:19:23 »
Леон Баттиста Альберти (1404-1472), теоретик искусства эпохи Возрождения, писал : «Общий порок невежества – говорить, будто то, чего не знаешь, и не существует вовсе». (Альберти, VI,2.)

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #23 : 11 Октября 2020, 20:29:35 »
Поэзия в  архитектуре, недоступная взорам бездумных туристов и специалистов-рационалистов, веками живет своей жизнью. Её «фоткают» туристы, нудно инвентаризуют исследователи «древностей», а сути никто из них не видит. Или стесняются говорить о смыслах, боясь осмеивания коллегами ?

Базилика Сан Пьетро в Тускании (9 век), Италия.

Перед нами говорящий фасад романского храма, раскрывающий Божественную Красоту и Премудрость христианского вероучения. Поэзия богословских истин раскрывается постепенно, издалека, по мере приближения  к церкви.   Первый ярус смыслов – врата, через узкий путь перспективных порталов раскрывающие путь в Царство Небесное. Над ними аркатура сводов небесных, облаков богословия и обильных капелек благодати. Среди них – два маленьких окуля, концентрирующие свет в интерьер боковых нефов, символически являющие евангелический Свет Миру прихожанам, находящимся там. Центральный высокий неф, где происходят таинства, на фасаде акцентирован аккордом частой колоннады Божественных смыслов, охраняемых грифонами. Главные смыслы являются на следующем ярусе, на уровне Царства Небесного.  По сторонам фасада два окна с тремя колоннами (вспомним учение о Пресвятой Троице) и двумя проемами (две природы Христа), обрамленные вереницей праведников и животворящей виноградной лозой. А в центре – большая круглая «роза», являющая интерьеру напросвет центр вселенной - Господа-Вседержителя, окруженного могучей  круговертью Небесных Сил. «Роза» вписана в квадрат, в углах которого четыре символа евангелистов – орел (св.Марк), ангел (св.Матфей), лев (св. Иоанн), телец (св. Лука), напоминая о дарованном нам Евангелии, раскрывающем вероучение. И снова вверху - осеняющий весь мир дождь Благодати.
Если рассмотреть «розу» подробно, раскрывается множество интересных деталей. От центра исходят символические лучи «Солнца Правды». Маленькие колонны-радиусы – витые, подсказывающие путь созерцания духовных истин  (см. мою статью об этом). По периметру – множество ростков Вечной жизни, как образ Рая. В целом орнаментальное решение «розы» напоминает анатомическую структуру глаза (подробнее об этой символике тоже есть статья). Всматриваться можно бесконечно.
Никакого декора, только полные смысла архитектурные формы. Премудрая Красота.




Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 11 Октября 2020, 20:35:43, Людмила Клешнина»

« #24 : 21 Декабря 2020, 22:35:55 »
Текст из Facebook, созвучный данной теме :

Константин Камышанов

Я приехал в наш деревенский дом поздней осенью. Сосед увидел, что одно из окон оказалось распахнутым, а на носу зима и позвонил мне:
- Приехай! Дом раскрыт!!!
Когда входишь в дом, то вначале такое ощущение, что в нем стоит мертвая тишина. А потом, происходит какой-то толчок в воздухе, который отзывается в сердце.
Это проснулся дом. Он медленно открывает глаза, молчит спросонья, и, вдруг узнает тебя.
Огонь в печи вспыхивает веселее, тепло  от печи льется во все углы, и дом, как старик, покряхтывает и согревается.
Дом увидел нас.
Дом смотрит намного медленнее людей. Он привык жить в одиночестве. Идет снег, а людей нет. Зацвели яблони, а людей нет как нет. Пришла жара, и почему не едут Его Люди? И он засыпает медленно на целые месяцы.
В этот раз я вошел в избу, когда на дворе не было холодно. Обычный промозглый серый осенний день с дождевой моросью. Но в доме стоял ледник. Я напрягся. Дом не видит меня и ему плохо.
Закрыл окно, подмел мух, протер зеркало, вдохнул сырой и резкий холодный воздух дома. В нем все также слышен запах сырой печи, сладкого печного дыма, вареной картошки и ваниль столетних бревен.
Но дом не проснулся.
Я посидел, подождал, и стало еще холоднее.
Во дворе на крыше сарая задрался толь. Сеновал слегка покосился в огород. Брошенный виноград сморщился и почернел, а с калины посыпались на землю красные, не собранные ягоды.
Дом не проснулся. Не увидел меня. И я, повесив голову, поехал обратно в Рязань. Так уходит старое и любимое. Так уходят родители. Все было правильно, но такое ощущение, что не вернул им долг любви.
Не вернул долг любви саду, который напрасно принес нам яблоки, которыми усыпан пол полисада. Их никто не ест. Они,  красивые, чернеют и пропадают в объятиях старой травы. Мерзлый песок принимает их обратно в недра земли.
Не вернул долг любви нашей земле, которая была бы рада нам дать картошку, помидоры, укроп, тыквы. Но мы все это купим в магазине. И земля дичает, глохнет и тоже не видит нас.
Домашняя земля, в руках любящего хозяина как живая. Она пушистая, теплая и отзывчивая. Человек чувствует ее как живое существо, как члена семьи.
Проворачивая старинный ключ в древнем навесном замке, мне хотелось сказать дому:
- Прости! Я и сам не рад. Не знаю почему все так нескладно. А времени все меньше, и ничего вернуть нельзя.
Век бы опускал руки в эту землю и согревал ее и радовал семенами.
Век бы согревал дом и слушал его довольное бормотание.
Век, бы…как все нескладно выходит, потому что жить век в деревне и ждать смерти в огороде тоже не дело.
Дом не проснулся…Он уже не спрашивает :
- Где ты?
Он спрашивает:
- Кто ты?
Уезжать в город всегда трагедия.
Сидя у этого  окна, можно не ходить на концерты в филармонию. Тут всегда и беспрерывно звучат Времена года Нашего окна.
А нас все нет и нет.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 23 Декабря 2020, 21:51:19, Наталия Подзолкова»

« #25 : 22 Декабря 2020, 12:29:16 »
Да, потрясающий текст! Просто душу вынимает. Вроде бы всё правильно, жизнь есть жизнь, но как больно. И как же быть?..


« #26 : 01 Октября 2021, 23:08:17 »
https://id.hse.ru/data/2015/08/12/1087754283/Kavtaradze_text-site.pdf?fbclid=IwAR0puCO4IBfLt3aXIepmeZArd5WTNzWs-PN_TeHLCOTa2fwmlNtvaNAD9wM
 Это ссылка на актуальную книгу для нашего времени, предназначенную для тех, кто хочет узнать  "что такое - архитектура? ". Как понимать "мать искусств" ?
Прикладываю цитату из предисловия автора - С. Кавтарадзе.

"...Эту книгу не стоит читать тем, кто уже изучал историю архитектуры. Разве что проверить себя: ничего ли не упустил? Тот, кто был усерден в занятиях, вряд ли найдет в ней что-то новое. Я взялся за нее, надеясь — в меру отпущенных мне способностей — помочь открыть для себя мир прекрасных построек тем, кто умеет чувствовать красоту, но, по стечению обстоятельств, до сих пор не знаком с языком зодчества. Конечно, каждый из нас время от времени любуется архитектурными произведениями. Красивые здания, храмы, дворцы, усадьбы и удачные постройки современных архитекторов есть в любом регионе. И разумеется, никакая историческая экскурсия не обойдется без встречи с архитектурными шедеврами. Однако серьезное изучение архитектуры многих отпугивает. Действительно, в отличие от других видов искусств, архитектура не умеет развлекать, она не рассказывает занимательные истории, в ней редко встретишь пикантную прелесть обнаженной натуры или соблазн аппетитных плодов. Тем не менее она тоже является повествовательным (нарративным) искусством, только ее сюжеты куда масштабнее и затрагивают самые главные темы: о гармоничном устройстве Вселенной, о Человеке и о присутствии Бога. Однако, чтобы читать такие «тексты», нужно овладеть специальным словарем. Это не так уж трудно и совсем не скучно. Более того, это стоит сделать не только ради того, чтобы получить максимум удовольствия, но и чтобы не оказаться в какой-то момент пассивным объектом манипулирования. Никакое искусство не властно над людьми так, как зодчество. Архитектура может незаметно отдавать команды, эффективно управляя поведением человека, заставляя его двигаться не только в определенных направлениях, но и в определенном ритме, в желательном темпе и даже в нужной манере. И это еще не все. Зодчество властно и над чувствами, и над мыслями. Достаточно вспомнить волнение, неизбежно охватывающее нас при посещении сакральных сооружений, пусть даже иных конфессий. Конечно же, архитектура является и эффективным политическим инструментом: она внушает массам нужные идеи, тоталитарные или демократические
в зависимости от воли заказчика."


Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #27 : 02 Октября 2021, 22:13:03 »
Я успела просмотреть эту книгу в интернете, но теперь везде только фрагменты. Поэтому надо искать бумажный вариант.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #28 : 25 Октября 2021, 22:08:53 »
Выкладываю pdf-файл с книгой С. Кавтарадзе "Анатомия архитектуры", присланный Людмилой Клешниной.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #29 : 30 Декабря 2021, 19:05:12 »
Большое разочарование от этой книги. Несмотря на многообещающее предисловие, книга полна стереотипов. Особенно возмутили две странички (всего две!), посвященные временам эклектики, и восторги по поводу "честности" Ле Корбюзье.
Опять "те же грабли" - об архитектуре пишет искусствовед, не имеющий практического представления, как рождается архитектурный образ.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика