Греет душу Ваш последний текст в этой теме, Андрей...
Это, пожалуй, тот указатель на возможность единства без унификации, о чём, как о желаемом, мы оба говорили здесь, каждый на своей
волне. Волна - ключевое слово, символичное...
А ещё символичным мне видится в этом нашем диалоге то, что найти ключ к взаимопониманию помог образ, аналогия, метафора (о всевидящем внутреннем или объективном оке), которую подсказала нам женщина, читающая эту тему с первых постов. Наша премудрая Елена. Жаль только, что не сама она написала здесь, но опосредованно. Хотя, может, так даже интереснее получилось, ещё символичней...
Именно Женственный Дух призван гармонизировать системы, творимые духом мужественным. Как только сам мужественный дух берётся за объединительный синтез, так у него вновь получается система. И неизбежно он встаёт на человекобожеский путь объединения, не может иначе. А дух женственный способен создавать текучие субстанции, перетекающие из системы в систему, гармонизирующие отношения между ними, меняющие системы внутренне, исподволь, ненавязчиво, ласково... И тогда открывается Богочеловеческий путь синтеза - без утраты многообразия систем, без унификации, без насилия...
Во многих темах, диалогах, спорах мы выходим в итоге на женственную природу единства. Да и Роза Мира является Откровением Женственного Духа в человечестве, что явно не только из мифа Даниила Андреева, но и из всего комплекса идей всеединства, раскрывающегося в русской культуре и философии и являющегося Русской идеей, миссией России в мире...
Вернёмся к нашей теме:
Это будет другая наука, ставящая в центр мира не человека, а его внутреннее всевидящее Око, источник Разума и Любви, требующий от человека не дерзости и насилия, а смирения и синергетического сотрудничества с миром и другими людьми.
Вновь возникает вопрос: почему это "наука", а не религиозная философия, религия, искусство? В чём научность? Мне пока это совершенно непонятно. Научность предполагает объективность, доказательство, независимость от субъективных факторов, а у Вас речь идёт о
внутреннем мире человека. Я не могу взять в толк, как может научный подход работать во внутреннем мире, то есть - в духовном плане бытия. Чем отличается научность этого подхода от религиозного, мистического, философского и художественного путей самопознания и богопознания?
Вот о какой науке я веду речь. Она не имеет ничего общего с той наукой...
Представьте, что Вы, обращаясь к религии, призываете её стать религией, ничего не имеющей общего с "той религией"? Ответная реакция предсказуема, не правда ли? Я не могу себе представить (кроме катастрофического сценария), чтобы наука добровольно отказалась от своего доминирующего положения в мире, от универсальности и общеобязательности своей методологии. Наука в целом - как социальная среда, а не в качестве отдельных своих гениальных представителей. Их пограничные теории им будут прощаться до той поры, пока они остаются в субъективно-философском поле и не влияют на положение науки в обществе.
Мне видится, что одухотворение науки, сближение её с религиозно-философскими системами будет происходить не путём создания некой духовной науки, но с появлением в мире всё более заметных фактов иного, не научного взаимодействия с Природой, дающего всем явные и неоспоримые результаты. Причём такие результаты, которые не может дать классическая научная методология. Тогда границы неживой природы, с которой имеет дело наука, начнут сами собою сужаться, всё более и более ограничивая сферу применения научной методологии.
Это своего рода обратный процесс тому, какой привёл к сужению границ религии и к расширению границ науки в гуманистическую эру. Но чтобы этот процесс не был повторением пройденного, внутри самих религий должны произойти качественные
изменения отношений и к Природе, и к человеческому творчеству, и к светской культуре. Равно как и в культуре вновь должен возгореться высший религиозный смысл.
Вряд ли имеет смысл уповать на то, что этот
процесс изменения отношений к миру и друг к другу внутри традиционных систем пойдёт под эгидой науки. Равно как и мало надежд, что он пойдёт под эгидой какой-то грандиозной философской системы или церкви. У меня есть основания сделать предположение, что это будет сетевой по преимуществу, а не иерархический процесс. Будут возникать локальные культурные и философские сообщества, новые виды коллективного искусства, которые станут влиять на представителей науки и церкви
как на людей, изнутри. И это ненавязчивое влияние в итоге приведёт к изменению отношений внутри самих систем, а как следствие - и к гармонизации их взаимоотношений на глобальном уровне.
Одной, универсальной, руководящей и возглавляющей процесс объединения мировоззренческой системы (религиозной ли, научной ли, философской ли, государственной ли) я не могу (да и не хочу) представить. Ибо уверен, что появление такой универсальной системы неизбежно уведёт нас на человекобожеский путь глобального синтеза, итогом которого станет провал в инфернальную духовность и во всемирную духовную тиранию. Именно эта реальная опасность вызывает моё отторжение от самой идеи возникновения в мире духовной науки - как универсальной методологии и единой мировоззренческой системы.
Андрей, огромное спасибо Вам за творческое участие в нашем коллективном детище! Открытая и поддерживаемая Вами на высоком уровне содержательности
тема включена в Избранные диалоги портала. Это большая и наша общая удача. В категорию Избранного вошло за всю десятилетнюю историю ресурса только 2% интерактивных тем. Туда мы включаем такие темы, которые потенциально могли бы стать качественными печатными изданиями (при должном редактировании - если убрать повторы, длинноты, сделать из черновика конечный вариант текста). Хочется верить, что такая работа рано или поздно будет проведена. Предлагаю продолжать наши интерактивные дискуссии в том же духе и на том же взятом здесь, с Вашей помощью, высоком уровне качества.