II
Замечания по отдельным тезисам
Если убрать слово "общеобязательная", то система, связующая разрозненные претензии на Истину, во взаимосвязанные проекции Одной Истины - это несомненный шаг вперед и обогащение.
Если убрать слово "общеобязательная", то аналогии с физическими законами перестают работать; а наука, как независимая от культурного и религиозного происхождения система, исчезает как таковая. Тут уж либо - либо: либо общеобязательная - либо не научная.
Проекции Истины - это не
претензии на Истину, а
истинные её проекции, несущие в себе всю её полноту, но как её части, а не как целое. Связывает в единое проекции только сама Истина. А лучше им понимать друг друга поможет только
изменение их отношений и искусство перевода, которое не является отдельной системой и отдельным языком, но
отношением и пониманием.
Потому что сегодняшняя конфронтация между конфессиями и разными способами познания, разогреваемая в первую очередь диктатурой "научного мировоззрения" - это обеднение. Интеграция - добро. Дезинтеграция - зло.
Конфронтация и возникает тогда, когда система считает себя достаточной для полноты истины, а другие - локальными, излишними или ложными. Так как
универсальной может быть лишь одна система, то нет злейшей вражды, чем вражда между собой универсальных систем. Провозглашая единство, такие системы будут вынуждены воевать друг с другом не на жизнь, а на смерть. Им деваться некуда в одном мире.
Интеграция может иметь полярный духовный вектор - духовная тирания тоже интеграция. Это вообще две ложные альтернативы: либо интеграция в одной системе - либо анархия, конфронтация и хаос.
Вспомните ваш любимый пример с конусом. Достаточно ли двух проекций (треугольника и круга), или надо увидеть, что они разные образу Единого Целого - конуса.
Это не любимый, а самый элементарный пример из возможных. Только вот конус может быть как
сужающимся, так и
расширяющимся. Увидеть Единое и помогают различия проекций, а не только их общее. А вот вместить Единое нельзя ни в одну из проекций.
Я против унификации и уничтожения разных путей. Но я за то, чтобы увидеть Единое за множественными проекциями.
Увидеть (лучше - прозревать) Единое и создать универсальную систему, это Единое вмещающую, не одно и то же.
Сегодня многие убеждены, что есть одна истина, это истина науки. А наука сегодня в лице своих передовых ученых давно отреклась от тупого и плоского атеизма и рационализма, но как целое не может пока внятно сказать - Духовный Мир ЕСТЬ.
Науке всё равно, есть духовный мир или нет. И эта индифферентность науки к духовным вопросам - единственное условие как её возникновения в мире, так и сохранения универсальности её терминологии и методологии.
Учёный - это не наука, как и верующий не религия, но человек, у которого могут совмещаться и не конфликтовать в душе как занятия наукой, так и религиозное мировосприятие. Более того, последнее может предохранить человека от безнравственных путей и внутри науки.
Есть тут ещё одно существенное замечание: наука универсальна, а религия имеет своё конкретное вероисповедание. Единой религии не существует в нашем мире, как и единой философии. И слава Богу!
Тайну - нет, а ее проекции можно и нужно.
А вам разве не хотелось бы увидеть систематизированный Путь развития Мировой Идеи, Логоса, Духа, Познания.
Проекции объединяются не на плоскости, а в объёме. Объединяясь, они перестают быть проекциями. Если же проекции систематизируются в том мире, где они являются проекциями, а не в том, где они единое целое, то такая систематизация становится "обезьяной единства".
Да, мне бы не хотелось увидеть систематизированный Путь Духа, потому что это будет уже не свобода и не творчество, а их формула.
Науку о духе систематизировали Аристотель, Аквинат, Кант и Гегель, Владимир Соловьев и Александр Мень. Это просто первое, что на ум пришло. Мне кажется, что их усилия не были бесплодны.
Их усилия не были бесплодны, но вот они бы очень удивились (особенно Соловьёв и Мень), если б узнали, что
систематизировали науку о духе. Боюсь, не одобрили бы такового признания их заслуг.
Объединение в одну систему - это оскопление. Но интеграция всех проекций относительно Единого Целого - это прорыв.
Прорыв - куда?.. Что значит, по-Вашему, интеграция, но не объединение в одну систему? То есть, духовная наука не будет такой же универсальной, как и внедуховная? Но Вы ведь главным преимуществом науки и называли независимость действия открытых ею законов от вероисповедания и культурной принадлежности, равно как и от нравственного облика "объекта".
Так, будет духовная наука такой же универсальной, как и её предшественница? Если - да, то где тот механизм, что будет следить за соблюдением духовных принципов (или законов)? Кроме инквизиции, может быть что-то другое, что заставит всех подчиняться открытым этой духовной наукой законам?
Имею в виду наш реальный мир, а не духовную вселенную. И проблему вижу в том, что одну реальность необходимо втиснуть в другую, иначе ничего не получится, никакой интеграции.
Единый язык не нужен, но отсутствие словарей, наверняка, очень сильно обеднило бы нашу жизнь. Нужен не искусственный язык, обязательный для всех, а нужно общее понимание
Словари не смешивают языки, а переводы слов в них многовариантны, как правило. Понимание же рождается искусством перевода, а не единой терминологией. Для общего понимания нужно изменение отношений между системами, а не одинаковые правила и общеобязательные установки веры.
Но для общения нам нужен - что? - общий язык! Как без него возможно взаимопонимание и общение?
Да вот как-то общались до сих пор худо-бедно. Можно учить несколько языков, можно пользоваться качественными переводами. Есть музыка, есть пространственные формы искусств, есть звёздное небо над головой и нравственный закон внутри. Этого достаточно. А вот любить друг друга никакой общий язык и никакая наука не заставят...
Духовная наука не должна переписывать и ломать эти законы, она должна показать их общеобязательность для верующих и неверующих и показать, что неведение не освобождает от ответственности, а соблюдение помогает не только в жизни "загробной", но здесь и сейчас.
Вы же предлагали отказаться от слова "общеобязательность"? А оно опять вот вылезло, и не могло не вылезти, раз речь идёт о науке. Далее у Вас начинается чисто юридический подход и терминология соответствующая. То есть, духовная наука будет апеллировать к страху перед законом? Кто же, какие институты будут следить за соблюдением духовных законов - здесь и сейчас?
Не прописаны ли эти законы давным-давно в религиозных заповедях? И что? Как только появляется идея их общеобязательности, так тут же как из-под земли вырастает инквизиция. И это единственный способ реализации духовной науки в обществе - для всех. Как Вы думаете, Бог мог бы так устроить мир, чтобы Его заповеди соблюдались так же неукоснительно и автоматически, как и физические законы, вне зависимости от их ведения или неведения? Духовная наука должна исправить "ошибку" Бога?
Как раз смирение, послушание и любовь ведут к истинному познанию законов духовного мира.
Я думал, что любовь ведёт к пониманию любимого существа, а не законов... Законы любить как-то затруднительно. Да и не нужна никакая любовь для знания закона.
Такова диалектика законов духовной реальности.
У духовной реальности один закон - свобода. Но это не закон.
Вот видите, уже обрисовались первые законы или аксиомы духовной науки. А вы говорили, что это невозможно и вредно.
Я не говорил, что это невозможно. В создании духовной тирании ничего невозможного, увы, нет. Тем более - с благими намерениями.
Единственная аксиома духовной науки - это любовь. Да вот только тут никакие законы ничего не дают: любовь всегда конкретна - эта встреча живого с живым, а не исполнение объективного закона.
Наука сформулировала законы физики, и из этого выросла вся современная технология (и конечно, оружие). Если наука сформулирует законы духовного мира (одним из которых - возможно, самым главным - является "страх Господень", благоговейно трепетное отношение к Высшему) - то мы получим новое "небо" (новое сознание) и новую землю (новое бытие).
Так мы получим не новое небо и новую землю, а всё ту же святую инквизицию. Все законы духовного мира давно сформулированы в религиях. Но это не законы, а пути, по которым можно идти только свободно (или не идти). Никаких новых духовных законов наука не откроет - вопрос лишь в механизмах их исполнения. И тут открываются такие "перспективы", если в духовную сферу вмешается наука и техника, что бледной жутью отдаёт только от одной фантазии на подобную тему...
Однако, огонь тоже может быть и источником пожара и основой летального оружия, но ведь вы же не делаете из этого вывод, что овладение огнем - "первородный грех", с которого начались все мытарства рода человеческого?
Огонь физический и огонь духовный не одно и то же. Творческий огонь возгорается только в свободе, а не под действием каких-то законов, как огонь физический.
Дух - это тоже огонь, как сказал Гераклит: "вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий", это мощнейшая субстанция (то, что движется само по себе и движет все остальное к упорядоченности), благодаря которой возникают самые первичные структуры мироздания (частицы и атомы) и все этажи эволюционной самоорганизации.
Дух не субстанция. Огненная его природа - это символ творчества и полноты. Дух ведёт не к упорядоченности (это лишь ступени), а к полноте творчества, бытия и свободы. Свободы по любви. Творчество не есть систематизация и упорядочивание.
И как он лежит в основе материи и совокупления ее частиц, так же он лежит в основе соединения "частиц" нашего мышления, которое довольно стандартно во всех языках, несмотря на их колоссальные внешние различия.
Если всё стандартно, то и говорить о духовности не имеет смысла. Духовность - это прежде всего творчество, которое не может быть стандартным по определению. Как и любовь. Осталось только произнести "стандартная свобода" - и духовная наука обретёт своё настоящее имя...
Если мы найдем эти общие принципы самоорганизации для физического, психического, социального и идеального, то мы, по принципу "игры в бисер", сможем увидеть векторы, указующие на единые духовные принципы (если не нравится слово "законы") и с их помощью сумеем гораздо эффективнее управлять и защищать свои достижения и в физике, и в биологии, и в социуме (наконец-то!) и обеспечим прогресс в духовной сфере.
Игра в бисер не система, а игра (всякий раз иная, авторская), имеющая смыслом показывать отношения систем, а не создание универсальных формул их существования и общения.
В духовной сфере нет прогресса, как и в её отражении - в культуре.
Принципы организации физического и психического принципиально различны. От диктата закона в материальном мире душа движется к ослаблению закона и к абсолютной свободе в мире духовном. Если на духовное перенести аналогии с физическими законами, то мы получим такое же угасание жизни, как и при переносе свободы духовного мира на физическую реальность (отсутствие законов, хаос). И то, и то - небытие.
Мир движется не к упорядочиванию и систематизации, а к полноте свободы, просветляемой и преображаемой. Не законами, но любовью и творчеством. Все законы - лишь временные ограничители, предохраняющие низшую природу от провала в хаос. Духу никакие законы не нужны. Более того - они бессмысленны: в духе не могут действовать законы вообще, дух руководствуется исключительно внутренним и свободным волеизъявлением, не обусловленным ничем внешним (объективным).
Если и может существовать какая-то духовная наука, то это наука внутреннего мира, не подлежащая объективации. Проще говоря - духовный опыт. Им можно делиться, но его нельзя сделать законом для кого-либо.