Труд и работа – в чем отличие?
Чтобы выявить различия, следует искать примеры употребления, в которых слова «труд» и «работа» не заменяемы. Приведем примеры.
1. Когда речь идет о качестве сделанного, говорят только о работе: хорошая работа, плохая работа, отличная работа!
2. Когда речь идет о том, нравится ли нам то, чем мы занимаемся, опять идет в ход работа: Эта работа мне по душе!
3. Многочисленные производные от глагола «работать» означают производственные процессы: переработать, обработать, выработать.
4. Глагол «работать» имеет часто употребляемые формы совершенного вида, напр. поработать, отработать, наработать, сработать. Работу можно начать и кончить и даже бросить. На работу можно поставить печать или личное клеймо. Труд же, как правило, это нечто непрерывное, нескончаемое и не имеющее иного качества, кроме запаха пота.
5. Когда речь идет об общем состоянии занятости как противоположном безделью, то это, как правило, труд. Словосочетание «трудовая деятельность» может быть образовано лишь со словом "труд", так же как и слово «трудящиеся» (в церк.-слав. "труждающиеся").
6. Применительно к крестьянину и рабу почему-то годится только труд: рабский труд, крестьянский труд.
7. В русских переводах немецкой философии, особенно Маркса, речь идет именно о труде. Труд легко приобретает оттенок угнетенного состояния. Название политического движения «Освобождение труда» мыслимо только с трудом. Освобождать работу бессмысленно. Работа в любом случае должна быть выполнена. Труд же «выполнить» нельзя.
Наверное, примеров достаточно и в общем понятно, где проходят границы раздела. Труд – общее состояние, связанное с такими понятиями как «натруженность», «трудности». Трудное противоположно легкому. Работа – это конкретное содержание труда. Это может быть разновидность деятельности или конкретное задание, имеющее начало и конец. Работа также может обозначать результат труда, как в выражении: «Это моя работа!»
Но это не все. Теория вопроса уходит корнями в античную классику, и в современной литературе была сформулированна Ханной Арендт. Данное отличие звучит особенно резко и логично в английском (labour / work) в то время, как в русском языке область взаимозаменяемости двух слов шире. Перескажем кратко теорию Арендт.
Оказывается, в классической Греции четко различались два вида деятельности: труд всем телом и работа руками. В социальной сфере они противопоставлялись друг другу примерно также как противопоставляются у нас умственный и физический труд. Ведь для нас это два совершенно разных вида деятельности, причем умственный труд явно выше физического. О различиях между использованием всего тела или только рук мы не задумываемся. И потому различия между трудом и работой представляются нам как бы стертыми и выражаются в основном, как мы видели, в производных лексических формах и традиционном словоупотреблении.
В классической Греции руками работали ремесленники, служившие по своей социальной роли аналогом нашей научно-технической интеллигенции. Они придавали форму сырому материалу. Эту форму они держали в голове, и их руками материал принимал эту форму. Отсюда и пошел платонизм с его вечными формами, которые служат как бы шаблонами для изготовления вещей, имеющих данную форму. Формы-эйдосы воплощаются в вещах. Платоновский демиург – это бог-ремесленник. Он не творит из ничего, а придает форму. Работа ремесленников была разбита на изделия-заказы. Изделия ремесленников можно и нужно было оценивать, так же как и их таланты.
К категории трудящихся всем телом относились крестьяне и рабы. И те и другие были внизу социальной иерархии. Раб работал всем телом, так как все его тело принадлежало хозяину, от которого он полностью зависел. Ниже этого ничего не было. Крестьянин тоже работал всем телом, как правило в согбенном положении и полностью зависел от богов (природы). Труд крестьянина и раба-слуги не дает видимого предметного результата, который можно оценить по качеству или красоте. Крестьянин просто занят поддержанием своей жизни. Его жизнь – это и есть результат его работы. Результат работы слуги – это свобода хозяина. Благодаря тому, что раб гнет спину, хозяин может её распрямить. Труд крестьянина и раба монотонен и нескончаем. Он не имеет начала и конца и его нельзя выполнить, можно только без конца исполнять.
Примечательно, что среди двух главных сельскохозяйственных занятий, скотоводство стояло выше земледелия. Пастух ходил прямой походкой. Он не гнул спину, не утруждал тела, а командовал животными. Он не зависел от качеств почвы или погоды. Его овцы всегда были при нем, и он проявлял свою свободу, перегоняя их на лучшее место. Можно предположить, что это самоочевидное для современников различие статусов крестьян и пастухов и было причиной того, почему Бог в книге Бытия предпочел пастуха Авеля землепашцу Каину.